______ любил нарушать сценическую условность: его герои постоянно выходят за пределы сценического мира, обращаясь к зрителям; глубокой разработки характеров у него нет, герои чаще всего однолинейны и статичны, психологические тонкости драматург приносит в жертву комическим эффектам
______ паллиат Теренция проявляется в прологах, где автор, в отличие от Плавта, не вводит нас в курс дела, а спорит со своими литературными противниками, обвинявшими драматурга в плагиате, в недостатке таланта, в вялости стиля, в том, что под его именем пишут его богатые покровители
_______ – древнегреческий драматург, создавший жанр сатировской драмы; последний жанр возник как антипод трагедии, в которой оригинальные сюжеты постепенно вытесняли традиционную дионисийскую тематику
_______ был одним из древних богов плодородия в Греции; позже, когда основой местного хозяйства стало виноградарство, он стал почитаться прежде всего как бог винограда
_______ в «Лекциях по эстетике» связывает хор греческой трагедии с традицией эпического и лирического творчества (более древних форм поэзии по отношению к трагической)
_______ говорил, что театр есть «высшая ступень поэзии и искусства вообще»
_______ начало в охотничьих плясках не существует вне практического, пляска магична: она заколдовывает животное; охотничья пляска является репетицией охоты, охотник, убивающий сегодня зверя понарошку, завтра убьет его наяву
_______ не только заменяет умершего, но при случае может вести самостоятельное существование; для них строятся специальные дома-хранилища
_______ писал: «В некоторые эпохи именно драматической поэзией пользуются для того, чтобы проводить в жизнь новые представления в политике, нравственности, поэзии, религии и т.д.»
_______ писал: «Главный смысл, наиболее существенное значение церемонии и пляски, как для тех, кто ее выполняет, так и для тех, кто на ней присутствует, заключается в общении, в мистическом слиянии, сводящемся к отождествлению с мифическим или тотеми-ческим предком…»
_______ представления находят свое отражение в разнообразных плясках и театрализованных представлениях; на празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные представители добра и зла, благожелательные и вредоносные духи
_______ приводит сообщение о гренландском шамане, которого один из его учеников связал таким образом, что голова его оказалась между ног, а руки были связаны на спине; через некоторое время шаман появился развязанным
_______ расценивал отход театра от изначального синкретизма как его «грехопадение»; в его книге «Опера и драма» говорится об огромной разнице между «отдельными видами искусства», каждый из которых ограничен, и «истинным искусством», синтезирующим возможности художественного творчества
_______ считал, что драма «объединяет собой все моменты изобразительных искусств в наивысшей, ей лишь доступной полноте и дает этим искусствам высшую художественную жизнь»
_______ считают, что в подземном мире горы, реки и все предметы такие же, как и на поверхности Земли, и там легко отыскать своих родных, потому что мертвые живут в селениях и доят своих коров
_______ считают, что в подземном мире есть свое небо, земля, море и люди, которые сеют, ловят рыбу, варят пищу, обрабатывают землю, женятся и выходят замуж, как и в земной жизни
«Орестея» представляет собой значительный этап творческой эволюции Эсхила; действующие лица в трилогии обрисованы со свойственными им вполне человеческими чертами, поэтому сама драматургическая техника пьесы становится менее абстрактной, более жизненной и
«Цам» представляет собою _______ действие, которое во многих монастырях посте-пенно перекочевало из монастырской ограды на площадь перед монастырем; сейчас ежегодно «Цам» собирает многотысячные толпы верующих, пришедших не только посмотреть, но и сделать приношения
Античный театр сторонился прямого изображения жестокостей, поэтому в постановке участвовала так называемая _______; иногда герои «умирали» на глазах у зрителей, успевая произнести прочувствованный монолог
Аристотель вводит правило единства действия: в трагедии должна быть по возможности одна сюжетная линия; философ отвергает нагромождение различных сюжетов в одной пьесе – пусть даже и с участием одного и того же персонажа, такие хаотичные фабулы трагедий он называет
Аристотель говорит о притязаниях города Мегары на роль прародины комедии; некий драматург ______, уроженец Мегары, в VI веке до н.э. творил в Афинах
Аристотель свидетельствует, что комедия произошла от запевал фаллических песен, исполнение подобных ритуальных песен также связано с культом бога плодородия Диониса; пьяные участники ритуала, намазав себе лицо винной гущей
Большой цирк, расположенный в долине между Авентинским и Палатинским холмами, с древности служил для римлян местом проведения празднеств в честь бога Конса - хранителя урожая; основную часть этого праздника занимали _______, бывшие изначально частью религиозной церемонии и не носившие духа соревновательности
Брат бога Осириса _______ украдкой снял мерку с Осириса, заказал ящик соответствующих размеров и, пригласив Осириса и других богов на пир, предложил подарить этот прекрасный ящик тому, кому он точно подойдет; едва Осирис примерил ящик, брат и его приближенные набросились на него, заколотили крышку и бросили ящик в Нил
Будучи достаточно образованным человеком, Еврипид увлекался живописью, общался с видными философами того времени
Будучи современником духовного подъема Афин, связанного с победой над персами и ростом политического могущества города, ______ дал трагедии воспитательное содержание, обращаясь к глубочайшим этическим проблемам своего времени
Бытовые сценки фарса существовали не только в дорической культуре; по свидетельству древних, подобные сценки изображали
В алеутской _______, виденной участниками экспедиции Крузенштерна, «один алеут, вооружившись луком, представлял охотника, другой - птицу
В Греции иногда драматурги вводили сольные арии не в одну, а в две роли; в «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы
В древнегреческом театре между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались _______; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через них входили актеры и хор
В Древнем Риме из актёров мимической ипотезы известны имена
В Древнем Риме использовались театральные жетоны – круглые и четырехугольные, которые делались из кости, с помощью римских букв-чисел, дублируемых зачастую греческими буквами для иноязычной публики, зрителям указывались их места; на другой стороне изображались
В императорском Риме театральное искусство в его традиционном виде постепенно сходит на нет и оказывается ненужным народу; в этом сказывается огромная _______ античной культуры по сравнению с греческой классикой
В истории культуры, с одной стороны, театр почитается как божественное установление (у греков, индусов, японцев), с другой – осуждается как греховное зрелище, а именно: у
В классической Греции _______ исполнялись, под аккомпанемент авлоса (дионисийской двуствольной флейты) в фригийском ладу дионисийская гамма, по греческим представлениям возбуждавшая чувства
В классической Греции _______ первый ввел персонажей-женщин в трагедии (например, в трагедии «Финикиянки», повествующей о саламинской победе греков) и первый стал писать трагедии на исторические сюжеты
В классической Греции в Афинах дионисийские празднества проходили в месяцах Посейдоне, Гамелионе, Антестерионе и Элефеболконе; Диониса и Ариадну часто изображали _______ и его супруга
В классической Греции постепенно исчезает оргиастический характер дифирамба; варьируется тематика культовых песен, в результате чего из культового дифирамбического искусства постепенно исчезает сам образ бога
В классической Греции традиционные процессии в честь Диониса становятся лишь прелюдией к состязаниям в честь бога плодородия; десять мужских и десять мальчишеских хоров, каждый из которых состоял из пятидесяти человек состязались в исполнении _______ дифирамбов
В комедии «Облака» (первая редакция и постановка – 423 г. до н.э., позже пьеса переработана) Аристофан подвергает критике ______ философию
В конце XIX века был найден папирусный фрагмент первого стасима трагедии _______ «Орест», где текст сопровождался нотными знаками вокальной нотации (где ноты обозначаются греческими буквами; была еще нотация инструментальная, где использовались оригинальные значки)
В мистерии «Цам» маски изображали головы различных животных, головы божеств с лицом, искаженным в страшной гримасе, и головы людей с лицами, ничем не отличающимися от реального человеческого лица, кроме
В отличие от новоаттической комедии, паллиаты Плавта очень музыкальны; наряду с разговорным текстом они содержат
В празднествах в честь Изиды, культ которой впоследствии получил широкое распространение, почитатели этой богини и жрецы во время процессий надевали всевозможные маски животных, изображая
В представлении «Цама» за ужасной маской докшит Чжамсаранн, как контрастная, долженствующая дать разрядку эмоции ужаса следует полная юмора сцена, где главным действующим лицом выступает маска _______; маска изображает лысого старика с большой седой бородой, в белом халате, подпоясанном поясом
В представлении «Цама» пантомима _______, насыщенная грубоватым комизмом, на фоне однообразных плясок страшных божеств пользовалась большой популярностью у зрителей и хорошо контрастировала с пантомимой двух самых ужасных масок Чжамсарана
В представлении «Цама» после плясок шанаков появляется последняя и в то же время главная маска «Цама» - ужасное божество _______; по представлению ламаистов он является владыкой ада, распоряжающимся судьбой людей после смерти и определяющим после суда следующее им наказание за грехи
В провинциальных городах римской империи строятся _______ театральные здания, где по греческому образцу орхестра описывает полный круг и представляет собою большую часть круга, но по-римски детально разработан фасад скены, а сценическая площадка ниже и шире эллинистической
В процессе развития земледелия живые абсолютно заинтересованы в том, чтобы покойники были к ним _______; почитаются ближайшие умершие родственники; затем и наряду с ними почитаются предки-родоначальники
В процессе реконструкции первоначальных форм пратеатрального искусства нам необходимо опираться на данные этнографии и сохранившиеся древние свидетельства о мистериальных действах _______ народов
В процессе тотемической пляски исполнитель вполне сознательно действует от лица образа, его исполнение приобретает эмоциональный и темпераментный характер; воздействие исполнителя на зрителей становится все более сильным, а восприятие его искусства – более
В пьесе ______ Еврипид изображает ужасную месть колдуньи-жены изменнику-мужу; страстная, жестокая героиня, наделенная неистовым темпераментом, неспособная, подобно богам, прощать нанесенную ей обиду – это новый для афинского театра персонаж
В результате сеанса шаман доходил до крайней степени экстаза, падал в изнеможении на землю и некоторое время лежал в полуобморочном состоянии, что являлось последним аккордом
В Риме _______ долгое время вовсе, если не считать деятельности так называемых гистрионов (это слово сохранилось в средневековой Европе) и жонглеров
В римском театре некоторые авторы сами играли в своих пьесах; к ним относятся:
В римском театре Росций был одним из тех актеров, которые в зрелом возрасте отказывались от гонораров за выступления; он воспитал актерскому мастерству какое-то количество учеников, известны имена
В тайных союзах изменяется принцип подражания умершему; преувеличенный размер масок, вплоть до коллективных _______ личин, под которой мог скрываться десяток членов союза - не редкость в практике многих тайных союзов, поскольку изображается образ фантастического, вымышленного предка
В театре классической Греции наличествовала гиперболическая _______ основной эмоции, определяющей логику поступков главного героя; маска могла меняться за время представления лишь один раз в результате серьезной перипетии
В театре классической Греции одного актера было явно недостаточно для полноценного трагического действа
В театре классической Греции постепенно возникает разделение обязанностей; в отличие от времен Феспида драматург перестает быть одновременно и актером-протагонистом, и композитором, и постановщиком, как это было раньше, спектаклем ведают
В театре классической Греции проскений использовался в том числе и для крепления декораций, изобретенных, по античным свидетельствам, _______; декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения
В театре классической Греции совершенствуются со временем принципы театральных представлений – используются и постепенно усложняются
В театре классической Греции хор пел от первого лица, причем называл себя в единственном числе («я боюсь», «я взываю» и т.п.), представая таким образом в качестве достаточно _______ персонажа
В текстах трагедий Сенеки отразилось повальное увлечение римлян красноречием, которое питалось во многочисленных школах постоянными упражнениями в произнесении различных речей, _______ воспринимаемых в качестве задач
В тотемизме хозяин животных, облик которого в конце концов становится вполне человеческим, в дальнейшем отрывается от почвы, его породившей, и становится в конечном итоге _______ животных и сверхъестественным, неземным божеством
В тотемической пляске меняется смысл ношения маски; маски охотничьи были предназначены для того, чтобы как можно натуралистичнее передать облик животного, маски для тотемических танцев позволяют судить не только о мастерстве их создателя, но и о его _______ восприятии действительности
В тотемической пляске мистицизм неотделим от _______; если животное - все равно человек, надо с ним договориться по-хорошему, по-соседски, чтобы животное само согласилось помогать человеку или, например, даже позволило охотнику убить себя
В трагедиях Еврипида достаточно часто находят влияние ______, изобретших риторику как науку о более эффективном влиянии словесных формул и построений на человеческое сознание
В указе царя _______ предписывалось: «гусли, домры, волынки и другие бесовские гудебные сосуды, а также хари (то есть маски) ... отбирать, ломать и жечь»
В финале пьесы «Эдип-царь», несмотря на торжество рока, зритель вместе с героем и хором испытывает величайшее ______ удовлетворение от величественного изображения борьбы, страданий и перипетии, произошедшей с главным героем
В эллинистическую эпоху меняется форма комедии: в связи с ослабшим значением хора, не принимающего участия в общем действии, комедия обычно строится как последовательность _____ актов
В эллинистическую эпоху мимы делились на
В эллинистическую эпоху язык мима был зачастую ______; мимы выступали в обычных, повседневных костюмах
В эпоху _______ появляются первые музыкальные инструменты – простейшие флейты из тростника или кости, барабаны из полых плодов, обтянутых кожей, музыкальные луки
Важное место в эволюции духовных представлений занимает _______ – вера в наличие души у человека, животных, растений и материальных предметов
Величайшие достижения римлян в области трагедии – не сохранившиеся до нашего времени трагедии Акция, выходца из Умбрии, восхищавшего римлян
Вероятно, самой ранней из дошедших до нас пьес Софокла следует считать ______ (хотя годы постановки этой пьесы неизвестны), чей сюжет относится к троянским сказаниям
Виктор Гюго, в знаменитом предисловии к трагедии «Кромвель» отказывал греческой трагедии в праве именоваться драматургией и считал ее всего лишь
Влияние Еврипида сказывается на ______ представлений; известен спор между эсхиловским актером Минниском, игравшим величаво и сдержанно, и еврипидовским Каллипидом, который порицался первым за форсированную страстность и порывистость, хаотичность и неумеренность жестикуляции
Влияние Еврипида станет определяющим в последние века развития античного театра – внимание к ______ человеческим переживаниям окажется более близким читателям последующих времен, нежели гражданские идеалы его предшественников
Выражением тотемического мышления должна служить особая пляска, когда потомок животного преображается в само животное; она называется пляской
Герои ______ часто совершают преступления в порыве страсти, губя при этом близких им людей; он спускает своих героев на землю, открывая театральному зрителю мир низких, даже преступных страстей
Гладиаторы _______: были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом, на котором было множество отверстий, закрывавших все лицо
Гладиаторы _______: имели сеть с тяжелыми грузилами по краям, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом
Гладиаторы _______: их вооружение состояло из большого круглого щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге
Гладиаторы _______: их вооружение состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге
Гладиаторы _______: сражались на боевых колесницах, были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами
Гладиаторы _______: сражались с дикими зверями (львами, тиграми, волками, леопардами, медведями, пантерами, кабанами, бизонами, слонами, бегемотами, носорогами, жирафами, обезьянами, белыми медведями) голыми руками
Гладиаторы _______: сражались с дикими зверями - львами, тиграми, волками, леопардами, медведями, пантерами, кабанами, бизонами, слонами, бегемотами, носорогами, жирафами, обезьянами, белыми медведями
Говорил Аристофан и об искусстве; прежде всего, это касалось Еврипида, которого Аристофан справедливо считал новатором в мире театра и чьи достижения оценивал весьма
Для древнего человека смерти в истинном значении этого слова не существовало, умерший продолжал свое бытие, только в _______ форме; этот другой мир, куда уходят умершие, не отличается от окружающего мира и находится где-то поблизости от поселения живых
Для зрелищных представлений римляне создают форму театра – цирк; огромных размеров _______ здание строилось с помощью бетона, который придавал необходимую прочность трехметровым аркам, поддерживающим мраморные сиденья
Для проведения мистерии «Цам» посредине двора устанавливали балдахин, в котором впоследствии ставили _______ божествам и который служил центром для плясок; мелом или мукой обозначали концентрические круги, в пределах которых должны были плясать участники «Цама»
До нас дошла лишь одна трагедия, которую можно было бы с большей или меньшей уверенностью причислить к 4 веку до н.э., – трагедия неизвестного автора ______, которую в старых рукописях приписывают Еврипиду, скорее всего, неверно
Еврипид видит женский характер как сложный, внутренне противоречивый, изменчивый и – главное – всецело подчиненный некоей ______, ломающей все на своем пути
Единственная сохранившаяся полностью сатировская драма – «Киклоп», поставленный, вероятно, в 420-х годах до н.э.; из великих трагедиографов именно ______ проявлял наименьший интерес к этому жанру
Если Платон считал мимесис-подражание одной из причин лживости искусства, то Аристотель считает подражание в искусстве одновременно и ______ исследованием явления
Если специфической особенностью искусства в целом является передача эстетически значимой информации воспринимающему лицу, то специфической особенностью каждого из видов искусства будет особый _______, при помощи которого эта информация передается
Если тотемом является медведь, это не значит, что отдельно взятый медведь будет почитаться в качестве тотема; он будет осмысляться как _______ данного тотема
Естественная закономерность в эволюции греческого театра: на смену возвышенно-героическому тону классических пьес ______, представляющих зрителю величественное страдание идеальных благородных героев, приходит еврипидовская трагедия человеческого несовершенства
Жанр трагедии ______ определяет: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов»
Женские роли в античном театре всегда исполняли мужчины; это весьма существенно для античного мира, где честная свободная женщина должна была вести приличный ее статусу _______ образ жизни, так что публичные выступления считались для нее неприличными
Земной конфликт в трагедии Еврипида столь же убедительно дублируется конфликтом надчеловеческим: Федре покровительствует богиня ______, раздраженная дерзким пренебрежением, выказываемым по отношению к ней Ипполитом – служителем культа богини-девственницы Артемиды
Знахари и шаманы во многих обществах нимало не колеблются употреблять _______ приемы, тем не менее они почти всегда убеждены в действенности своих манипуляций, поскольку они столь же легковерны, как и их зрители
Идеалом для Аристофана становится мелкий землевладелец с его качествами
Из комедий ______ наиболее прославилась «Бутылка» – единственный известный нам пример греческой автобиографической пьесы; драматург злоупотреблял вином, представленным в комедии персонифицировано – в образе Бутылки
Из Этрурии к римлянам приходит искусство ______ этрусские актеры, исполнявшие танцы под аккомпанемент флейты, – были приглашены в Рим в 364 году до н.э. в связи с необходимостью умилостивить богов, напустивших на Рим моровую язву
Известный своими язвительными шуточками Аристофан был по взглядам довольно ______ гражданином города Афин; драматург был большим поклонником старинных традиций, восхвалял старые демократические порядки времен марафонской битвы
Изображая своего умершего родственника, человек не ограничивается надеванием маски и костюма, он всем своим поведением старается как можно точнее передать характерные особенности изображаемого, а именно
Император ______, задетый шутками, сжёг живьём одного актёра в амфитеатре на глазах у зрителей
Император Нерон выступал в гонках на колесницах в одном из показательных заездов; по свидетельству _______, император был выброшен из колесницы, но тут же водружен обратно; сошедшему с дистанции императору была присуждена победа, за что судьи получили римское гражданство и щедрые подарки
Император Тиберий, задетый шутками актеров, письменно обращался к сенату с указанием на необходимость запрещения
Истоки искусства актерского перевоплощения стоит искать в _______ деятельности
Истоки театральной деятельности следует искать в первых попытках _______, когда некий индивид на время отказывается от своей индивидуальной сущности и стремится за некоторой надобностью сыграть роль
К концу представления «Цама» появляется одна из самых ужасных масок «Цама» - докшит _______; он имеет красное лицо, искаженное страшной гримасой, с тремя глазами и четырьмя торчащими из широко открытого рта клыками, голова увенчана пятью черепами, в одной руке он держит обнаженный пламенеющий меч, а в другой – окровавленное сердце
Как пишет Герберт Спенсер в книге «Основания социологии», _______ отрезали у своих умерших головы, затем очищали их от мяса (вываривая их); после того они отпиливали половину черепа, оставляя лишь переднюю часть с челюстями и зубами
Камлание развертывалось следующим образом: приведя себя в соответствующее состояние возбуждения наркотиками, пляской и игрой на бубне, шаман приступал к призыванию духа-_______, который для успешного совершения сеанса должен был вселиться в своего опекаемого
Качество акустики в эллинистических театрах улучшается с помощью медных и глиняных рупоров и сосудов, помещавшихся в качестве ______ в нишах между сиденьями
Комические поэты соревновались так же, как и трагические, каждый из трех (а иногда и пятерых) представлял по одной пьесе; к соревнованию допускались люди не младше и не старше определенного возраста, поэтому свои ранние, а потом и самые поздние пьесы ______ ставил под именем друзей и родственников
Культ предков происходит из уважительного отношения к старшим, которое характерно для развитого родового общества; ведь человечество далеко не сразу пришло к осознанию понятия о загробной жизни: первые захоронения относятся ко времени
Маска _______ - самая большая по размерам из всех масок «Цама», она синего цвета, представляет собою голову быка с рогами, на концах которых горит пламя, голова его увенчана пятью черепами и очиром
Маски древней греческой комедии были подчеркнуто ______; черты лица и особенности фигуры обычно до абсурда заострялись и преувеличивались
Младший современник Ливия Андроника – ______, свободнорожденный римлянин из латинской Кампании, участник Первой Пунической войны (о которой написал поэму) – кроме пьес-переделок на греческие сюжеты написал несколько трагедий, сюжеты которых брал из римской истории и мифологии
Многие театральные системы народов Востока не знают сменяемых декораций, например, в
Музыку трагедии сочинял первоначально сам драматург, но уже _______ стал поручать сочинение музыки другому музыканту-профессионалу (Тимократу Аргосскому), принося ему готовый текст
На греческом актере был надет _______(в отличие от традиционного жреческого - до пят, а не до колен) с рукавами до пальцев (в отличие от традиционного жреческого без рукавов), украшенный вышивкой (в отличие от традиционного жреческого без оной)
На Новой Гвинее раз в несколько лет выкапывают _______ предков, расписывают их мелом, украшают перьями и цветами и подносят им пищу и питье; ненцы вообще возили с собою голову своего отца
На первом плане у Софокла всегда выводится человек с его ______ переживаниями, страстями, чувствами, поступками, человек, порою ошибающийся или даже преступный, но искренний в своих проступках и заблуждениях
На представлении «Цама» после процессии лам первыми появляются две маски - _______; маска этих действующих лиц изображает человеческий череп, а костюм, сделанный из белого полотна, расписан под скелет человека
На представлении «Цама» сыновья Хашин-хана имеют в руках различные музыкальные инструменты, а отец их - громадный платок (_______) как подарок всем появляющимся затем маскам; эти лица располагаются вне круга и потом поклонами и музыкой встречают и приветствуют появляющихся за ними действующих лиц
На этапе развитого земледелия у человека возникла необходимость оживить, призвать к жизни ушедших, т.е.
Наиболее значительными календарными божествами Греции были _______, богиня хлебного злака, и Дионис (другое имя – Вакх), бог винограда
Наиболее изученными из всех оказались египетские мистерии, происходившие в начале зимы в шестнадцати городах Египта в эпоху Среднего Царства; содержанием таковых служили мифы о жизни, страшной смерти и последующем воскресении бога
Наименее способных учеников гладиаторских школ делали _______: их вооружали двумя кинжалами – без всякой дополнительной защиты, на голову одевался шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами; сражались они почти вслепую, а цирковые служители подталкивали их сзади раскаленными железными прутами
Наименование рода, выраженное в тотемической форме, служило выражению _______ данной общественной группы по отношению к другим группам, и призвано было укреплять данный статус
Начало римской комедии положил ______ – первый римский автор, о содержании комедий которого мы имеем некоторое представление; в своих комедиях он целиком и полностью следовал традициям эллинистической драматургии
Некоторые сцены древнеаттических комедий могут поразить современного читателя откровенной непристойностью; был заказан вход в театр на представления комедий
Одержав в 468 году до н.э. победу над ______, Софокл становится великим преемником традиций последнего; за всю жизнь драматурга ему присудили 24 победы
Определение искусства театра как синтетической формы справедливо в отношении _______ в его высокоразвитой форме
Особенности эволюции античной культуры от классического периода к эллинистическому отчетливо видны при сопоставлении древнеаттической комедии с комедией новоаттической, развившейся в (на) ______ в эллинистическую эпоху
Охотники первоначально для маскировки использовали шкуру реально убитого животного, впоследствии стали появляться заменяющие ее _______ и искусственно изготовленные костюмы
Охотничья пляска как вид пратеатральной деятельности характеризуется синкретизмом; на ранних стадиях развития искусства оно не расчленено, не отделены друг от друга
Очень правдоподобно предположение об ______ корнях римского театра, поскольку римляне не только выступали по отношению к ним в качестве завоевателей, но и успешно ассимилировали их культурные достижения
Первый театр в городе Риме имел ______ орхестру – римское новшество, отличавшее новые традиции от греческого театра; на орхестре стали устраивать сиденья для сенаторов, высота задних мест была соотнесена с высотой орхестры – для удобства при натягивании тента
Первым выдающимся драматургом Древнего Рима, чьи пьесы дошли до нас в полном виде, стал ______; он происходил из умбрийского города Сарсины, в молодости служил при какой-то бродячей актерской труппе, работал торговцем, мельником
Первым драматургом, который стал брать достаточно значимые темы для своих комедий, стал ______; основной мишенью его политических шуток был великий Перикл
Первыми произведениями римского театра, составленными по греческим образцам, и, одновременно, первыми письменными драмами стали пьесы
Писал ______ на дорическом диалекте ритмизованной прозой; среди персонажей его произведений – демоны плодородия с жирными животами и задами, с огромными детородными органами
По идее, шаман должен обладать_______; некоторые шаманы перед зрителями прокалывали себя ножом, при этом не проливая ни капли крови
По преданию, _______ привез в Грецию виноград из-за моря; судя по мифам, сначала греки приняли этот дар враждебно и вступили в борьбу с культом нового бога, однако он наказывал их за это безумием
По преданию, сам Дионис явился к юному ______ во сне и приказал ему заняться драматургией
По свидетельству ______, сам Софокл говорил, что изображает людей такими, какими они должны быть; а это значит, что, выводя человека со всеми его страстями, он никогда не опускается до низменных сторон человеческой натуры, возвышая его и заставляя зрителя сопереживать герою и ужасаться его печальной судьбе
По словам ______, поэт «искусство свое возвеличил до неба, как башню, / Из возвышенных мыслей, из важных речей, из тончайших, не гаерских шуток»
Под тотемом подразумевается _______ явлений природы, которым род или племя оказывают специальное поклонение, с которыми считают себя родственно связанными и по имени которых себя называют
Поединки римских гладиаторов восходят к _______ верованиям, по которым считалось, что кровь умиротворяет души умерших
Поздние комедии Аристофана (до нас дошли «Женщины в Народном собрании», ок. 392 г. до н.э., и «Плутос», 388 г. до н.э.) являются социальными утопиями, причем острота былого критицизма в них
Помимо выполнения воспитательных задач, члены тайных союзов принимали самое активное участие в погребальных и поминальных обрядах, где в масках и костюмах представляли фантастические существа
После сооружения постоянных театров в провинции первый театр появился в 55 году до н.э. и в самом городе Риме; он был сооружен Помпеем по образцу несохранившегося до наших дней театра в Митилене, на острове
Предвестие искусства мыслилось как _______; в коллективном обществе существует разделение труда между мужчинами и женщинами
Предки выступают и во время обрядов посвящения (инициации); перед посвящаемыми юношами у многих племен _______ разыгрывались в лицах всевозможные мифы и сказания, а также дидактические сценки
Предки участвуют в довольно сложных обрядовых церемониях, которые зачастую представляют собой _______ действо; у многих народов ряженые в покойников приходили за новым трупом и таким образом участвовали в погребальных церемониях
Представление «Цама» начиналось торжественной процессией лам; они выносят жертву божествам (_______), которую и устанавливают на специальном столике у входа в круг
Представление об очищении человеческой души посредством искусства стало важнейшим из положений Аристотеля; ______ – так, вслед за философом, именуют потрясение от произведения искусства, благотворно влияющее на человеческую душу
Претекста _______, дошедшая до нас под именем Сенеки, не принадлежит ему, поскольку в ней Сенека изображается в качестве действующего лица, а кроме того, в ней предсказывается смерть Нерона, о подробностях которой Сенека, покончивший с собой за три года до этого события, знать не мог
Примерно на рубеже VII-VI вв. до н.э. легендарный поэт _______ усовершенствовал дикую дифирамбическую пляску, представив ее новый вариант в дорическом Коринфе; именно он ввел чередования строф и полустроф, исполнявшихся по очереди двумя полухориями
Проступки против судьбы сопровождаются исчезновением знания: Эдип Софокла лишен ______ представления о глубине своего преступления; потому так важен в финале мотив физической слепоты: герой ослепляет себя, прозрев внутренне
Римские комедии ______ в своём написании были связаны с законом, запрещавшим изображать римлян в смешном виде; греки и римляне проявляли долгое время единодушие: греки смеялись над собою, римляне смеялись над греками
Римское зрелищно-театральное искусство – зрелища, лишенные мощного этического содержания раннего античного театра, это представления
С именем Софокла связывают несколько формальных новшеств, главное из которых – введение ______, что придало греческой драме большую динамичность
С именем Эсхила связано введение ______, а также изобретение скены и декораций; по преданию, Эсхил сам был по обычаю того времени протагонистом в представлениях собственных трагедий
С развитием земледелия почитание своих умерших родственников и предков приобретает доминирующее значение, культ предков становится _______ общения человека с потусторонним миром
С течением времени церемонии вступления в мужские тайные союзы все более мистифицируются; членами этих организаций могли стать уже только проверенные и надежные люди, способные хранить тайны
Самая древняя маска найдена в
Самая ранняя из дошедших до нас пьес ______ – «Молящие» – рисует нам почти статичную картину плача данаид, спасающихся в Аргосе от своих двоюродных братьев-египтян, желающих вступить с ними в брак
Самой загадочной формой преображения в духа _______, являясь служением анимистического культа
Сложные действа с участием предков происходили даже в античном мире на достаточно позднем этапе развития античной культуры; в _______ во главе процессии шли музыканты, затем наемные плакальщицы
Сократ в комедии Аристофана «Облака» становится символом философии вообще, которая, по мнению драматурга, разрушает изначальную целостность мира; философская рефлексия
Соотнесите маски старика и характеры персонажей
Соотнесите мужские маски и характеры персонажей
Соотнесите национальности и названия масок
Спектакль Баронг-кекет начинается _______, в которой изображается, как бабочки резвятся в саду Индры и как садовники изгоняют их оттуда; маска Баронга помещается на одной стороне площади, между двумя зонтиками, он располагается спиной к зрителям, и на голову ему набрасывается белый платок
Среди авторов новоаттической комедии славился в свое время ______, писавший грубоватые пьесы с хорошо сделанной интригой
Среди памятников изобразительного искусства _______ имеется много изображений, которые представляют собою людей, замаскированных под животных
Средствами, помогающими шаманам впадать в транс во время шаманских сеансов (_______), являлись всевозможные опьяняющие и наркотические вещества, а также исступленная пляска и монотонные звуки шаманского бубна
Страх перед высшей необходимостью – роком, характерный для предшественников Еврипида, сменяется у драматурга почти ______ признанием относительности моральных ценностей в этом мире
Страшный Киклоп становится у ______ комическим персонажем, выглядящим, несмотря на свои устрашающие трапезы, незадачливым и наивным дикарем; наряду с драматической сюжетной ситуацией в пьесе много грубых шуток, которые придают действию сниженную по сравнению с трагедиями стилистику
Суть охотничьей пляски состоит в изображении убийства зверя; здесь присутствует определенный зафиксированный сценарий представления, которое в случае необходимости повторяется, приобретая
Суть охотничьей пляски состоит в изображении убийства зверя; мы можем заметить здесь
Сценические римские трагедии не сохранились до нашего времени в полном виде; однако нам известны литературные трагедии Сенеки Луция Аннея, он открывает жанр трагедии для чтения
Считается, что в VI веке до н.э. благодаря деятельности поэта, музыканта и актера _______ из хора выделяется первый актер, который, в отличие от традиционного запевалы, имел достаточно индивидуализированную роль, что и обусловило появление жанра трагедии
Сюжет пьесы Аристофана «Облака» связан с темой обучения философии за деньги; простодушный крестьянин Стрепсиад опрометчиво отправляет своего сына Фидиппида в мыслильню ______ – учиться выигрывать судебные дела, карикатурное изображение этой своеобразной школы сопровождается хором богинь-Облаков
Сюжет трагедии «Филоктет» основан на аргосских мифах: грекам было ведомо пророчество, согласно которому Троя не может быть взята без лука Геракла и владеющего им ______, некогда брошенного ими больным на пустынном острове Лемносе
Творчество Софокла нам известно по семи сохранившимся трагедиям и фрагментарно уцелевшей сатировской драме
Театр в древних Афинах содержался за государственный счет – и посещение его было обязательным для всех жителей города, поскольку именно таким образом граждане Афин приобщались к _______ культуре
Театр Классической Греции возник на культовой основе и, как всякое явление культуры, имеющее сакральную историю, долгое время прямо или косвенно сохранял тесную связь с _______ греков
Театральный _______ возникает тогда, когда актер (исполнитель), получив ту или иную роль, преображается, перевоплощается в некое новое существо
Теме войны посвящена знаменитая комедия Аристофана ______ – единственная комедия великого драматурга, появляющаяся в репертуаре современных театров
Тиран ______ в свое время изучал по комедиям Аристофана политическое положение в Афинах; комедия показывала зрителям актуальные проблемы в наглядном виде, предлагала посмеяться над ними и подумать над способами их решения
Тотемизм является сложным типом магии; тотем является:
Трагедия ______ является величайшим достижением Софкла-драматурга; это трагедия рока: ужас греков перед высшей силой, трагически воздейст-вующей на человеческую жизнь, находит здесь свое отражение; предельно полное выражение получает представление от родовой вины
Трагедия Еврипида «Геракл» посвящена теме божественной мести; перед нами предстает совершивший двенадцать подвигов и возвращающийся домой Геракл, преследуемый главной своею ненавистницей – богиней
Трагедия Эсхила ______ была поставлена предположительно после 475 года; благодаря пьесе Эсхила герой греческого мифа титан Прометей претворился в европейской культуре в один из величайших и вечных образов
Традиции Ливия Андроника и Гнея Невия продолжил ______ – выходец из Калабрии; он реформировал литературную латынь, определив закономерности чередования долгих и кратких слогов и введя в латинскую поэзию гекзаметр
Традиции римской комедии-паллиаты продолжил ______ - уроженец Северной Африки, он еще мальчиком был привезен в Рим, где получил образование, а потом был отпущен на волю; он слыл весьма образованным человеком и активно вращался в культурных кругах своего времени
Традиции этрусских представлений слились с римской традицией ______ (шуточных деревенских песен, часто представлявших из себя примитивный диалог) – и появились сатуры
У _______ с задней стороны черепа прикреплялась палочка или петелька из кожи; зажимая ее в зубах, замаскированный удерживал черепную маску перед своим лицом
У _______ слово «тамате» обозначало и маску, и мертвого человека
У греческого актера классического времени маска закрывала не только лицо, но и всю голову и служила для укрупнения лица – так, чтобы актера видели хорошо и зрители задних рядов
У племени _______ в Папуа Новой Гвинее череп носился у шеи одним из родственников или несколькими по очереди, благодаря чему данное лицо могло сноситься с умершим и делать предсказания
У Теренция почти нет ______, но есть мелодекламация под аккомпанемент флейты, Теренций изящен; язык его пьес сыграл важную роль в формировании литературной латыни, он не допускает грубости в своих пьесах
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Фантастика афинской комедии напрямую связана с перевоссозданным мифом; божества подаются в смешном виде:
Хор в трагедиях Еврипида теряет свою тесную связь с развитием действия, являясь временами лишь пассивным созерцателем происходящих событий; Еврипид вообще больше любит ______, которые еще у Софокла появлялись лишь эпизодически
Хотя вплоть до XX века читатели были лишены возможности приобщиться к творчеству Менандра, сейчас мы обладаем одним полным текстом (______), найденным в 1956 году, и несколькими пьесами, найденными в самом начале XX века и сохранившимися с некоторыми лакунами или в виде больших фрагментов
Художник творит на плоскости или в объеме, это –_______ изобразительного искусства
Шаманская мистерия представляла собою целое большое и организованное _______ представление, единственным актером которого (но актером разносторонним и универсальным) являлся сам шаман
Эсхил дважды уезжал на Сицилию, второй раз – потому что был изгнан из Афин; самое популярное объяснение состоит том, что Эсхил был обвинен в разглашении тайн элевсинских ______, за что был едва не забит камнями и спасся только благодаря заступничеству Ареопага
______ Еврипида появляются душераздирающие образы матери и ее невинной дочери, которую греки должны принести в жертву богам ради мобилизации готовой к троянской войне эллинской армии
______ называют отцом трагедии, поскольку, введя второго актера, он впервые насытил внешне статичное представление драматическим пафосом, сделав его полноценным театральным жанром
______ постепенно приходит к новому, по сравнению с его предшественниками, пониманию женского характера; если у Эсхила и Еврипида женщина воспринималась скорее в качестве существа, подчиненного мужчине, от мужской воли, то в трагедиях Еврипида ситуация постепенно меняется
______ – единственная сохранившаяся трагедия театра древних Афин, где действие связано с дионисийской тематикой
______ внёс значительные изменения в само содержание античной драмы; он изображал героев какими они являются на самом деле – со всеми их страстями и пороками
______ рос в семье мелкого торговца зеленью и в Афины попал лишь после разорения отца, в наказание за долги подвергшемуся осмеянию на площади, куда его посадили у всех на виду с корзиной на голове
______ Эсхила - единственная античная драматическая трилогия, дошедшая до нашего времени (не сохранилась лишь примыкавшая к ней сатировская драма «Протей»)
_______ говорил, что «приобретать знания весьма приятно не только философам, но равно и прочим людям, с тою разницей, что последние приобретают их ненадолго
_______ так любил скачки, что даже пожелал лично выступить перед публикой в качестве возничего и выступил в одном из показательных заездов; публика неистово приветствовала императора, который не прощал подданным невнимания к своим талантам
_______ говорил: «Сила театра в том, что он – коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены. Вместе с тем, искусство театра - собирательное, и в этом также его сила»
_______ считают хор театра классической Греции прекрасной искусственностью, создающей преграду между орхестрой и реальностью, заставляющую греков относиться к искусству трагедии именно как к искусству, не путая его с жизнью
_______ функция театральной практики, появляющаяся вслед за этической, свидетельствует о полной секуляризации, то есть об обмирщении театрального действа, которое уже в наше время сменилось тягой к авторскому экспериментаторству
«Мимиямбы» ______ – небольшие сценки с двумя-тремя действующими лицами, написанные «холиямбом» – хромым ямбом, который в шестой – последней – стопе заменялся на хорей
«Орестея» Эсхила состоит из трёх трагедий
Аристофановская «Лисистрата» – уникальный пример легкого и непринужденного сочетания эротического фарса и острой политической сатиры, местами расцвеченной ______ интонациями
Бичуя пороки современности, Аристофан восхваляет героическое прошлое Афин; драматургу представляется искажением подлинно прекрасной природы человека начала современной ему действительности
Благодаря трагедии Эсхила Прометей – титан превратился в европейской культуре в великий образ, к которому обращались литераторы
В трагедиях Еврипида иногда возникает ______ стремление приблизить трагедию к ее истокам – на уровне содержания это проявляется в стремлении отказаться от политических и нравственных сентенций в духе Эсхила и Еврипида в пользу архаичной «стихийности», на уровне формы
В языческой культуре божества имеют больше прав на пороки, нежели люди, что обычно воспринималось греками довольно естественно, если не считать этической критики религии у ______, который – в противовес современникам – считал понятие бога идеальным
В ______ культуре собственно божество никогда не выглядело смешным, смешным могло быть только его земное изображение (в случае комедии, актерское), которое никоим образом до конца не сливалось с образцом
В _______ Риме появляются спортсмены-профессионалы; весь мир поделился на развлекающих спортсменов и развлекаемых зрителей, приходящих за деньги посмотреть на чужую силу, ловкость и свирепость, спорт становится средством наживы, индустрией развлечений
В «Киклопе» сюжет пьесы заимствован из девятой песни гомеровской «Одиссеи», однако, ______ несколько переосмыслил его; в соответствии с требованиями жанра, ввел хор сатиров и нового героя – отца сатиров бога Силена, который вместе со своими подопечными томится в плену у Киклопа
В «Киклопе» следует обратить внимание на финал (бешенство Киклопа, лишившегося единственного глаза), который должен был восприниматься как комическое зрелище зрителями, которые некогда сострадали ослепленному царю Эдипу; в зависимости от ______ ориентации произведения, кардинально менялось и восприятие публики
В «Орестее» Эсхила в конце концов боги, причастные объективному миру, спасают Ореста от мстительных богинь, которые благодаря Афине становятся милостивыми; это такие боги, как
В античном амфитеатре на ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял _______, а также – первоначально – актер-протагонист
В балете вообще нет слова, если не считать редкие случаи балетов с пением, например, «Щелкунчик»
В греческой трагедии все песни хора строились на чередовании строф и антистроф, а завершались зачастую эподом; к песням хора относились
В древнеаттических комических сценах - ______ - актеры выступали на подмостках и, в отличие от мимов, в масках; в III веке до н.э. в Сиракузах драматург Ринтон даст им литературную обработку
В древнеаттической комедии ради комического эффекта постановки были в прямом смысле ______; костюмы и маски поражали зрителей гиперболизацией непривлекательных черт человеческой природы
В древнеаттической комедии хор облачался в костюмы – яркие и оригинальные, соответствующие роли хора, изображавшего в разных комедиях не только горожан, но и различных животных
В Древней Греции, в местечке Элевсине (неподалеку от Афин) справлялись великие элевсинские мистерии в честь богини земледелия и плодородия
В Древней Греции, в местечке Элевсине разыгрывался миф о похищении дочери богини плодородия Деметры богом подземного царства Аидом - прекрасной
В истории развития древнего театра раньше появляется _______; появление же настоящего зрителя постепенно лишает представление мистериального элемента и превращает ритуальное представление собственно в театр
В классической Греции во времена _______, сюжетная связь между частями трилогии становится необязательной; сохранившиеся пьесы Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки», входившие в состав одной трилогии, никак сюжетно не связаны друг с другом
В классической Греции демократическое государство посчитало справедливым уравнять в правах богатых и бедных граждан, поэтому последним выдавали компенсацию в 2 обола на гражданина в целях посещения ими театра в дни
В классической Греции по приказу архонта составлялись так называемые дидаскалии – списки участников и победителей греческих драматических состязаний, которые вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения вокруг храма
В классической Греции представление начиналось с утра и заканчивалось к вечеру, поэтому зрители ели и пили в самом театре, а выходили из него только по необходимости справить нужду; они были одеты в праздничные одежды, украшали свои головы
В классической Греции Сюжеты пьес были превосходно известны зрителю, прекрасно осведомленному в мифологии и истории родного государства, – он приходил в театр приобщаться к _______ культуре, питающей афинское самосознание
В классической Греции театральные представления длились три дня: три трагедии и сатировскую драму в первый день представлял один драматург со своими актерами и хорегом, на следующий – свой цикл представлял другой, на третий день перед зрителями шла третья трилогия с
В классической Греции, поскольку _______ на секции, места распределялись в соответствии с общественным положением, профессией, полом и возрастом гражданина: юноши сидели в отдельности от мужчин, а мужчины – в отдельности от женщин и т.п.
В комедии «Лисистрата» Аристофан выступает против завоевательных походов афинян, походов, которые нарушают мирное, упорядоченное и гармоничное, с точки зрения автора, течение ______ жизни
В ламаистских монастырях Монголии справляется мистерия «Цам»; торжество это устраивалось в знак того, чтобы, явив врагам _______ ясное присутствие на земле божества, отвратить все эти злонамеренные существа от последователей веры Будды
В позднем Египте птолемеевского времени представления давались на берегах священного пруда храма в месяц мехир, сохранились свидетельства их популярности; в ряде надписей абидосского _______ высказывается желание после смерти созерцать «красоты Упуата при его первом выходе», т.е. присутствовать при представлениях
В средневековые времена в театре вполне уживались друг с другом следующие начала
В театре классической Греции ______ предварял основную часть трагедии, строившуюся как чередование эписодиев и стасимов – от двух («Персы» Эсхила) до пяти («Анигона» Софокла) чередующихся с хоровыми песнями сцен
В театре классической Греции день представления начинался с жертвоприношения поросят, чью кровь жрецы сливали в чаны, а потом кропили ею празнично одетых зрителей, обнося их кусками жертвенного мяса; затем по жребию избирались десять судей и определялся порядок, в котором будут играть ______ соревнующихся драматургов
В театре классической Греции трагедии подчинялись четким композиционным принципам, допускавшим незначительные варьирования внутри формы; все трагедии начинаются с пролога, за исключением ранних трагедий Эсхила
В театре классической Греции финальный уход актеров и хора назывался ______ – это была заключительная сцена трагедии
В трагедии «Эдип в Колоне» рассказывается о скитаниях Эдипа, нашедшего в конце концов себе пристанище в городе Колоне, пригороде Афин; там он находится под покровительством царя ______, обещающего ему защиту от всякого, кто бы захотел насильно увести его отсюда
В трагедии Эсхила ______ перед зрителями проходят образы враждующих братьев, сыновей царя Эдипа, зачавшего их в кровосмесительной связи и проклявшего их, – Этеокла и Полиника
В трагедиях _______ фимела обрела значение художественного образа
В эллинистическую эпоху в театре представления трагедий занимали достаточно большое место, многие постановки были возобновлением классического репертуара; особенно ценились пьесы
В эллинистическую эпоху отмирающий постепенно хор (актеров хора называют фимеликами по греческому названию алтаря) довольствуется низким уровнем ______; он отделен от актеров-сцеников, которые обычно не спускаются с высокого логейона
В эллинистическую эпоху хор исполняет небольшие песни-интермедии, лишь оттеняющие общее течение сюжета, но никогда не связанные с ним; в текстах новоаттических пьес мы не найдем фиксированного текста хоровых песен; репертуар хора отдавался драматургом на усмотрение
Внимание к человеческой личности приводит Менандра к принятию категории ______, представление о котором он позаимствовал в трактате «Характеры» Теофраста
Возрождение и новый расцвет театрального искусства в Риме относится лишь ко временам _______ Средневековья – к началу второго тысячелетия
До нас доходит несколько мимов литературных, являвшихся поэтическими обработками сюжетов, бытовавших в эллинистическое время на греческой сцене; такова 15-я идиллия ______ («Сиракузянки»), передающая разговоры двух горожанок, отправляющихся на праздник в честь Диониса
Древнеаттическая комедия, как и трагедия, начиналась актерским прологом, за которым следовал хоровой парод: веселая дионисийская толпа вторгалась на орхестру и, чередуя пение с ______, обменивалась репликами с персонажами
Древнеаттическая комедия учила зрителей, была школой мысли; в ней поднимались важнейшие политические, этические и философские вопросы; нередко афинское правительство возбуждало судебные иски против авторов пьес; эта комедия была:
Древнеаттическая комедия была ______; как и в баснях Эзопа, языком фантастики и преувеличений возможно было заговорить о важных проблемах реальности, сделав акцент на наиболее значимых аспектах
Египетские представления, несмотря на их религиозную окраску, имели и светские мотивы; в «Текстах саркофагов» (время Ср. Царства, XXI-XVIII вв. до н.э.), а затем и в 78-й главе «Книги мертвых» сохранился комедийный отрывок, в котором действующими лицами являются _______ персонажи
Есть общие мотивы и тенденции, надличностные понятия и представления, лежащие в основе общечеловеческой фантазии, составляющие предельное основание всей мировой культуры от истоков до наших дней; такие понятия, связывающие независимо существующие культуры различных народов, швейцарский психолог XX столетия К.Г.Юнг назвал
Еще _______ называл изумление первой из страстей человеческих
Земледелие – новый способ существования, дающий стимул для развития и изменения основных принципов человеческой культуры; изобретя земледелие, человек становится более уверен в результате своих трудовых усилий, существование становится более
Значение образа Прометея особенно возросло на рубеже XVIII-XIX веков: трагедия Эсхила оказала громадное влияние на создавших свои обработки данного мифа композиторов; к этому образу в своих музыкальных сочинениях обращались
Импровизированный театр, например, русские ярмарочные представления о Петрушке, не знает фиксированного текста, не знает его и _______ комедия масок – комедия дель-арте
Классическим периодом в истории культуры Греции называют эпоху _______ Греции, когда греческие земли были разделены на города-полисы, каждый из которых обладал своим внутренним самоуправлением
Ко времени Среднего Царства относится папирус из Рамессеума, посвященный восшествию на престол фараона XII династии Сенусерта I (20 в. до н.э.); в нем содержится текст представления на мифологические сюжеты, главное действующее лицо которого - сын Осириса, бог _______, являющийся прообразом царствующего фараона
Мистериальный театр естественным образом отражает коллективные мифологические представления; говорить об объективности в данном случае нежелательно, поскольку общенародные мифологические представления – это скорее
Мистерия «Цам» представляет собой ряд пантомимических плясок, выполняемых замаскированными монахами-ламами, изображающими свирепых божеств –
На раннем этапе развития театра, в эпоху _______ осуществляется зримая связь с сакральным прошлым – если иметь в виду, что под мифом понимается священная история
Найдена стела профессионального актера Древнего Египта _______ в Эдфу, относятся ко времени XVIII династии, с надписью: «Я сопровождал моего господина в его поездках и всегда декламировал безупречно. Я всегда подавал реплики моему господину, когда он декламировал. Он был богом, я – его подданным. Если он убивал, я оживлял»
Острая сатира ______ касалась также и проблем современной ему культуры; здесь комедиограф выступил с защитой старинных обычаев, подвергая принципиальной, хотя зачастую и вполне справедливой критике процессы в той реальности, современником которой он был
От позднего Египта птолемеевского времени сохранился любопытный памятник; в храме бога Гора в Эдфу (Идфу) на стенах имеются тексты, представляющие собой описание мистериального представления, и изображения этого представления; исполнителями представлений были
Отчетливо различать явное и кажущееся – разделять сон и явь люди научаются на достаточно позднем этапе развития культуры; убийство зверя – явно, охотник верит, что _______ убивает его
По ______, название жанра комедии происходит от слова «кома» – так назывались пригородные селения, по которым скитались комические труппы
По Аристотелю, историк фиксирует случившиеся события, поэт же пишет о «возможном по вероятности» (то есть не о том, что произошло, а о том, что произошло бы наиболее вероятно, – стало быть, о типичных обстоятельствах); наблюдая за жизнью, он отражает наиболее значимое в ней, именно поэтому поэзия выше истории, ибо отражает
По представлению греков, мифологические сюжеты причастны вечности в той же степени, что и сюжеты о настоящем, поскольку все в мире повторяется; однажды, потерпев незаслуженное поражение, _______ заметил: «Я посвящаю свои трагедии времени…»
Подлинным началом европейского театрального искусства стали мистерии в честь бога _______, ставшего в дальнейшем покровителем театра у греков
Пьесами сицилийского фарса особенно прославился драматург Эпихарм, которого Платон ставил рядом с Гомером, – от его произведений дошли лишь названия
Ранний мистериальный театр скорее эпичен, в нем еще не существует характерного для более поздних представлений столкновения различных мнений и острых, зачастую неразрешимых конфликтов; _______ даже античную драму классифицировал как сценический эпос, а не как драму в собственном смысле этого слова
Ранняя пьеса Эсхила - ______ представляет собой единственный сохранившийся образец исторической трагедии
С появлением сельского хозяйства у человечества возникает новая форма добывания необходимой пищи; благодаря окультуриванию дикорастущих растений и одомашниванию диких животных наши предки получили возможность _______ пищевые продукты, а не существовать в зависимости от охоты и собирательства
С течением времени пассивный участник ритуала становится _______ театрального представления
Следы тотемических культов мы можем видеть в развитых традиционных мифологиях, достаточно вспомнить о священных животных Индии:
Соотнесите маски персонажей и их описания
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите шаги эволюции и их содержание
Софокл был жрецом местного культа бога Алкона, связанного с наукой врачевания; дружил с такими персонами, как:
Сохранилось описание прибора для устройства кукольного театра, принадлежащее александрийскому механику Герону (I-II века н.э.); в данном приборе механизм приводился в движение
Сюжет пьесы «Эдип-царь» - в XX веке стал особенно популярен благодаря психоаналитическим теориям ______, который воспользовался старинным сюжетом как удобной формой объяснения подсознательных инстинктов человека; однако многие положения этой теории являются лишь односторонней интерпретацией, а то и спекуляцией на сюжете греческого мифа
Театр все больше и больше стремится к цельности и замкнутости представления; с течением времени появляются _______, обеспечивающие соответствие внешнего оформления авторскому замыслу
Театр происходит из _______, который всегда повторяем; каждое представление использует уже известный сюжет с элементом ожидания знакомого
Театр часто рассматривается как _______ искусство, ассимилирующее достижения других искусств
У _______ существовал непреложный запрет на изображение в театре ныне живущих людей – поскольку таким образом происходило опасное и непонятное раздвоение личности
У древних греков нравственный закон надчеловечен, не подчинен народному мнению и зачастую не соотносится даже с общественным благом; семейный конфликт в пьесе Эсхила ______ перерастает в конфликт объективного и индивидуального
У Софокла трагедия Эдипа и Иокасты – трагедия людей, дерзнувших сопротивляться высшему ______ и поплатившихся за это; ужас перед высшими силами соединяется здесь с сочувствием герою, расплачивающемуся за преступления, совершенные им непреднамеренно
У Софокла, а затем у Еврипида хор постепенно теряет свою активность, представляя из себя сострадающего персонажа, не вмешивающегося в действие; немецкий литератор А. Шлегель в свое время предложил популярную трактовку такого хора как идеального _______, солидаризующегося со зрительным залом
Характерных персонажей Менандр вводит в свои комедии; в комедии ______ мы видим мятущегося мужа, узнавшего об обмане своей жены, и несходных по своим характерам рабов
Характерных персонажей Менандр вводит в свои комедии; в комедии ______ перед нами предстает ворчливый старик Кнемон, ставший человеконенавистником из-за своей тяжелой жизни; к финалу комедии мы видим его перевоспитание
Эволюция театра включает в себя движение от импровизации к профессионализму; в конце концов появляется драма как _______ форма, что сыграло большую роль в формировании профессионального театра