V -I вв. до н.э. были временем наибольшего распространения в Западной Европе племен кельтов; искусство кельтов
___________ орнамент - возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека
___________ орнамент - содержание этого орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства
____________ завиток можно понять как своего рода сокращенную формулу обегающей спирали, своеобразную квинтэссенцию этого мотива
____________ орнамент - такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия
____________, являющаяся в символическом отношении производной от формы креста (ломаный крест), означает идею «крест в движении»
______________ - наглядное подтверждение изначального единства символики креста, круга и квадрата, ибо несет в себе изобразительное воплощение этого единства
______________ в мировоззренческом плане выражает идею внутреннего саморазвития круга
«Жизнеутверждающая» идея Ренессанса имеет в виду, что человек хоть и был сотворен Господом, но далее становится от Него совершенно свободным и независимым; именно на этом и зиждилась
Аналогично трехчастной композиции с Древом простейший зигзаг на сосуде являлся одновременно и мотивом, и композицией; в последующий период существования этого рисунка в его ритмическую канву начинaют вписываться новые изображения, в результате чего возникает их ______ чередование
Апулийские вазы - яркое явление позднего периода существования великого искусства греческой вазописи, превращения сюжетных композиций в декоративную роспись, утратившую глубокую содержательность и _______ высокой классики
Археолог В.И.Бибикова обнаружила изобразительные истоки ромбо - меандрового орнамента на печатках для татуировки, относящихся к эпохе неолита, эти печатки, изготовленные из бивня мамонта, имеют природный узор, состоящий из различных сочетаний _______ орнамента
Белофонные вазы эпохи греческой классики, использовавшиеся в погребальном культе, демонстрируют важный момент и орнаментальной части росписи; сюжетный рисунок в них достигает наивысшей виртуозности, сочетающий удивительную
Бессчетные поколения орнаменталистов, для которых изначальный сакрально- мифологический смысл данного образа, утрачивает свое значение, начинают предпочитать «купированный» вариант, несущий в себе _________ декоративные возможности
Благодаря метричности достигается легкость восприятия цветопластического построения орнамента, задается ___________движения мотивов
Благодаря украшению краббами пинакль (или вимперг) как бы превращается в некую конструктивно-органичную форму, в неестественно растущую вверх архитектурную конструкцию, при этом пинакль часто завершался
В IV в. до н.э. начинается сильное влияние на скифскую культуру греческого искусства, которое выразилось в _________- мотивах
В VШ вв. до н.э. в Мексике произошла канонизация культовых образов и символов; ящероподобные, змеевидные и _______ божества - символы неба, огня, дождя и влаги - становятся арсеналом искусства
В _______ период (VI в. до н.э.) орнамент греческий вазописи переживает свой высокий подъем, когда происходит освоение восточного влияния и выработка собственного, уникального почерка греческой орнаментики
В _______ стиле прослеживаются бесчисленные сюжеты - собаки, привязанные к дереву, фантастические рыбы, человеческие существа, груженые корабли с товаром, замки, отголоски мотива Древа с охранителями, картуши с надписями, вифлеемская звезда, Ангелы с кадилами, дароносицы. Уши животного могут обернуться крыльями, женский торс вырастать из тела птицы или улитки, рыба терзать собаку и Древо вырастать из палубы парусника
В амарнский период (первая половина XIV в. до н.э.) в Египте наиболее широко использовались реалистически переданные растительные мотивы и особое внимание уделялось богатству расцветки изделий из
В амарнский период в Египте колонны дворцов отличались разнообразием, здесь были колонны с (со)
В апулийских вазах в корне меняется стилистика орнаментальной части, это уже не орнамент с четко выраженной композицией, а свободная декоративная роспись, геральдичность расположения элементов которой определяется лишь в общих чертах, тогда как вся композиция обнаруживает явное стремление к
В архаический период (VI в. до н.э.) орнамент греческий вазописи в нижнем ярусе имеет мотив трехчастной композиции, который помогает понять происхождение наиболее устойчивого элемента греческого вазописного декора из
В архитектуре Возрождения появился декоративный мотив волюты, завитки которой соединяются длинной промежуточной полосой и весьма напоминaют свиток; происхождение его в архитектуре можно объяснить соединением мотива самой волюты - этого очень древнего элемента архитектурного декора и идеи
В буддизме, мусульманской культуре узел, как благопожелательный символ, имеет чрезвычайно важное значение - это
В византийском орнаменте мотив пальметты повсеместно превращается в чрезвычайно важный христианский символ лилии, которая имеет глубочайшие мировоззренческие корни: лилия - символ
В византийском орнаменте мы видим сложнейший, многогранный, во многом _______ художественный МИР, сформировавшийся в результате сложных взаимoдeйcтвий наследия разлагающейся римской культуры и греческого эллинизма, индо-персидских влияний и позднее - арабо-мусульманского мира, в котором непросто отыскать черты стилистического единства
В византийском орнаменте постоянное взаимодействие почти абстрактных и подчеркнуто натуралистических мотивов при плотности, насыщенности, интенсивности колорита, дробности деталей создавало впечатление повышенного напряженного звучания
В геометрически строгой в своей основе архитектуре Древней Мексики помимо изобразительных мотивов используется чистый орнамент, образованный
В геометрическом стиле были поперечные полосы меандров; в стиле архаики и классики главным элементом отделения сюжетных фрагментов становится специфический греческий мотив; композиция данного элемента зиждется на вертикально-геральдическом удвоении мотива
В готике изображенные у колонн храма _______ символически трактовались как «столпы церкви», хотя в тоже время они воспринимались как личности, взаимодействующие друг с другом и зрителем. Часто скульптуры ярко раскрашивались, и во время религиозных мистерий, в которых использовались подобные же им скульптуры-куклы на шарнирах, поражающие своим противоестественным натурализмом; все это производило на зрителей чрезвычайно сильное воздействие, вплоть до нервных потрясений, почитавшихся действием небесных сил
В готическом стиле мотив арки породил изящное декоративное оформление ниш, витражей в виде резной внутриарочной конструкции, представляющей собой систему из _______, опирающуюся на тонкие длинные колонки
В Греции антефикс имел характерный пальметтообразный вид, позднее пальметта-антефикс приобрела личину, изменив тем самым свой изначально _______ на обереговый смысл
В греческой архаике в верхней части вазы как бы происходит перерождение мотива трехчастной композиции в сюжетное изображение из следующих элементов. Соотнесите элементы с их содержанием
В греческой архаике вместо меандра ведущее место занимает пальметта, теперь она превратилась в изящные тонкие завитки - мотив стилизованных виноградных усиков: они придали несколько громоздкой ________ пальметте весьма стройный грациозный вид
В греческой архаике мотив симметрично-вертикальной пальметты находит широкое применение как в стилизациях Древа, располагаемых между сюжетными композициями, так и в линейных ____ композициях
В греческой архаике сюжетная часть, заняв главенствующее положение в общей системе вазописи, начинает сама оказывать активное обратное воздействие на орнамент, в результате чего - атрибуты _____ проникают в орнаментальную канву
В греческой каменной архитектуре основополагающую роль играет конструкция, ей подчинено и образное начало, только на ранних стадиях прочитываются мифологические смыслы; декор сосредоточен в верхней части архитектурного сооружения - на уровне капители, в которой колонна реализует основополагающую мировоззренческую предназначенность, символизируя связь
В греческой орнаментике идея непрерывного, бесконечного движения стала основополагающей, воплотившись в выразительной форме
В греческом архитектурном декоре встречается орнамент в виде двойной линейной плетенки, который изображался на керамических деталях, украшавших здания. Мотив многоярусной сеткообразной плетенки не является редкостью для античного мира. Данный орнамент - результат органичного слияния двух мотивов: линейной цепочки-спирали и мотив распускавшегося цветка. Сочетание этих элементов дает формулу
В греческом варианте Древа видна вертикальная геральдичность, которая вместе с горизонтальной (идея креста в квадрате), является для орнаментики
В греческом геометрическом стиле основное пространство занимает орнамент, расположенный в виде сплошных прилегающих друг к другу поперечных полос, главную роль в которых играет
В декоративизированной греческой орнаментике в верхних, «небесных» ярусах среди прочих элементов размещались ряды ланей, у древних народов они
В декоративном искусстве древних народов Африки наиболее типичными являются композиции, состоящие из длинных рядов животных
В декоре композитной капители мы наблюдали превращение среднего, более крупного ионика в мотив плода с роскошной макушкой в виде аканфовых завитков, раскинувшихся на волютные завитки. В ренессансном декоре мы наблюдаем примеры отторжения этого мотива в самостоятельный, причем, повинуясь принципам художественного мышления эпохи, он приобретает вид композиции из новых, _______ объектов: например, жемчужинки с украшением в виде маленькой короны
В древнедорическом стиле имели место фронтоны и боковые стороны здания, облицованные разноцветной терракотой, при этом в архитектурный декор были перенесены мотивы, которые использовались и в орнаменте керамических сосудов - но особенно полно реализовались колористические возможности архитектуры в _______ орнаменте, где виден яркий звучный колорит
В древнейших культурах веревка воспринималась как тот же символ связи Неба с землей, ассоциировалась с
В Древнем Востоке разрозненное размещение мотивов орнамента сменилось непрерывными арабесковыми, где один мотив непосредственно переходит в другой, создавая богатейшие ритмические построения ___________ и красочной композиции
В Древнем Египте в росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы
В Древнем Египте с развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных, добрых помощников и защитников человека
В Древнем Египте среди деревьев тотемический характер имели
В Европе звериный стиль развился у _______; позже он перешел в христианскую культуру
В египетских храмах применялись три основных ордера, связанных с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в которых все строилось на стилизации
В египетском орнаменте изобразительные мотивы чередовались с иероглифами, эта особенность орнамента в дальнейшем нашла применение
В египетском орнаменте композиции носили лентообразный характер; ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой, размеры их
В живой канве ренессансного орнамента мы постоянно встречаемся с перерождением традиционных мотивов сообразно с понятиями эпохи, эти мотивы часто утрачивают свою условность и приобретают новые, _________ трактовки «по подобию» формы
В идее «срастить», тем самым удвоив образ, заключена глубокая символика, восходящая одновременно и к древнейшему принципу дуальности, который, наряду с другими смыслами, содержал понятие удвоенной мощи, силы, плодородия, и в то же время сохранение в преобразованном виде особой важности центра, определяющего
В Индонезии изделия из бронзы появились приблизительно во II в. до н.э., они представляли собой схематические фигуры людей, топоры и сосуды, украшенные _____________ орнаментом, котлы, барабаны с геометрическим узором
В Индонезии статуэтки почитаемых предков семьи украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок
В искусстве кочевников очень выразителен образ существа, пришедший из искусства Переднего Востока с (со)
В искусствоведении существуют различные периодизации греческой вазописи
В классический период своеобразие греческого архитектурного декора - в его недоступных цветовых возможностях цвет возникает в _________ в до н.э.
В конце ХШ века дорийские племена завоевали Эгейский мир. Они были на более низкой стадии развития, чем побежденные народы Эгейского мира. Так называемый _______ стиль отразил период первоначального становления художественного образа мира в греческой вазописи. Это декор в виде элементарных универсальных мотивов, волнообразных, концентрических кругов и пр.
В линейном стилизованном орнаменте из точек и треугольников порой трудно было распознать первоначальный образец; эта тенденция характерна для всего кельтского искусства: заимствованные из античного Средиземноморья реалистические изображения, распадаясь, постепенно превращаются в
В лоне аграрно-земледельческих сакрально - мифологических воззрений более ранние космологические и более поздние, связанные с охотничьим ритуалом знаки слились в единый комплекс, выразившийся в благопожелательной идее плодородия, связанной с идеей
В мировой орнаментике имеет место множество модификаций изображения Древа, включая и непосредственное стилизованное изображение его одного, или в окружении симметрично расположенных по бокам охранителей: _________ или в виде более распространенной в дальнейшей истории орнаментики геральдической композиции
В многообразии проявлений древней мировой орнаментики четко прослеживается определенный ряд мотивов и их сочетаний (композиций), который является базовым, основополагающим на протяжении всей ее истории, - среди них на первое место следует поставить крест
В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен, в декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения ____________ животных
В орнаментальном мире по-своему проявились особенности мировоззрения Ренессанса; так, крылатый купидон, заимствованный из римского декора, теперь трансформировался в пути - это своеобразный гибрид купидона и
В орнаменте греческого геометрического стиля главным элементом росписи являются «водные» знаки, изображенные в двух вариантах
В орнаменте греческого геометрического стиля зигзаги находятся в сюжетной части росписи, вероятно, художники подразумевали под ними струи ниспадающей на землю воды; небесный их характер подтверждают
В орнаменте греческого ориентального стиля свободное поле сюжетных композиций запестрело мелкими элементами - розетками, свастиками, спиралями; теперь изобразительный ярус единственный, а орнамент превращается в бордюр, виньетку вокруг
В орнаменте эпохи Возрождения, в частности в архитектурном декоре, появляется мотив, получивший название _______, в котором ионик является важным составляющим элементом
В орнаментике спиралевидный мотив встречается в виде нескольких характерных формул
В основе орнамента как вида художественной культуры лежит не голое ритмическое начало, а свойственные человеку _______________ представления, специфическим отображением которых он и является
В первобытном мировосприятии раскрываются всеобщие диалектические закономерности существования материи, как то: законы
В период классики, особенно в позднем стиле, под влиянием сюжетной росписи в орнамент начинают проникать натуралистически трактованные мотивы, в ряде случаев заменяющие более древние условные элементы
В период неолита имело место замещение более древних знаковых изображений поздними изобразительными. Но греческая культура начинает развиваться гораздо позже и существует под сильным влиянием сопредельных высокоразвитых культур. Поэтому здесь подобные процессы рождают не просто замещение геометрических символов изобразительными, а _______ сюжетной изобразительной росписи, которая также опирается на мифологию, развиваясь теперь по законам изобразительного искусства
В период ориентализации геральдичность в греческой вазописи получает мощное подкрепление; это подчеркнуто в блюде «Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба», между симметрично изображенными героями - причудливое Древо с глазами как персонифицированная символика _____ божества
В период с I по IХ в. н.э., называемый _______, когда искусство было подчинено интересам жречества и знати, появляется связанная с календарем религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями Ни одно другое искусство не знает такого сочетания геометрической тектоники со стихией орнаментально-символических мотивов, как древнемексиканская архитектура
В период так называемого «роскошного стиля» (посл. четв. V в. до н.э.) интересную жизнь обретает «метопная» часть орнаментальной вазописи, разделяющая сюжетные фрагменты - стилизованное Древо теперь воспринимается как
В период так называемого «роскошного стиля» (посл. четв. V в. до н.э.) орнамент не создает никаких новых форм, если не считать активное проникновение реалистических мотивов, греческая вазопись приобретает необычайную
В период так называемого «роскошного стиля» (посл. четв. V в. до н.э.) происходит перерождение строго симметричного пальметтовидного Древа в живописный раскидистый куст, в котором обнаруживаться черты стилизованного аканфа - мотива, целиком порожденного греческой
В перуанской орнаментике тканей имел место абстрактный декор
В плане орнаментального выражения мы наблюдаем во многих случаях древних культур формулу ______________ как некую промежуточную стадию между кругом и спиралью
В последний период Древней Мексики (Х - начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, но почти исчезли грандиозные храмы-пирамиды, прекратилось воздвижение стел; место религиозной прежней символики заняли
В процессе формирования стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные
В развитии гpеческой вазописи возникает разделение ее на сюжетную и орнаментальную части - происходит выделение сюжетного поля из лона более ранней орнаментальной
В ранний период скифо-сибирского звериного стиля замкнутость образа достигается разными средствами
В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа, в основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы
В Ренессансе чрезвычайно интересны интерпретации мотива ова - киматия, здесь мы видим продолжение череды метаморфоз, наметившихся еще в декоре Древнего Рима, оплодотворившихся декоративными находками Средневековья и ___________ в лоне Ренессанса
В ренессансном декоре идея _______ постоянно звучит в изображении различных предметов жертвенников, вазонов, иных аллегорических атрибутов
В ренессансном декоре мотивы овов - киматиев, пальметт, меандра, как и спирали, плетенки на менее «ответственных» местах декора - по краям бордюров, конструктивных изломов декорируемой поверхности,
В ренессансном орнаменте сохраняется присущий по природе «коллективный» характер его создания, традиционность определенного вида декора и его соединения с
В романском декоре имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал, католический декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего
В росписях апулийских ваз порой преодолеваются границы между «метопной» и сюжетной частями, наблюдается их взаимопроникновение. В ряде случаев на месте «метопного» разделения сюжетных частей возникает стилизованный _______, в который превратилось пальмовидное Древо. Он сам разделяется на два извилистых рукава, располагающихся вокруг изображенного в центре персонажа или сюжетной группы
В середине 1 тысячелетия до н.э. звериный стиль кочевых народов превращается в _______ орнамент, в котором постепенно пропадает натурализм не только в передаче всей фигуры животного, но и деталей
В середине I тысячелетия до н.э. полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве сарматов, фигурки животных: грифонов, козлов, медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т. п. - украшают различные вещи сарматов; особым богатством украшений отличает(ют)ся
В середине III в. до н.э. принесенное кельтами развитое латенское искусство было переработано в Англии местными ремесленными школами, в результате был образован оригинальный «островной стиль»; для него характерны
В содержательном смысле ренессансный орнамент соединил и образно переосмыслил три главных компонента
В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли изобразительно-символические мотивы:
В художественном решении ренессансного орнамента присутствует неизменный аканфовый завиток, со скрупулезно-реалистической убедительностью в нем объединены несовместимые в природе элементы
В эпоху бронзы (конец Ш тысячелетия до н.э.- П тысячелетие до н.э.) в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопотамии шумерская цивилизация (Европа еще не вышла из неолита) - здесь, как и в предшествующую эпоху, продолжает преобладать _______ орнаментика
В эпоху бронзы (конец Ш тысячелетия до н.э.- П тысячелетие до н.э.) в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопотамии шумерская цивилизация, - здесь характерным узором изделий из художественного металла остаются узоры
В эпоху Возрождения было сформулировано понятие (правило) Золотого сечения, в основу которого положены _________ сложной фигуры человека
В эпоху палеолита прослеживается желаниe первобытного человека воспроизвести окружающий его мир в точных и зримых образах; первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя, тема охоты, которая являлась основой существования людей ___________ эпохи
В эпоху эллинизма возникает явление, характерное для искусства периода упадка
Важным моментом в формировании романской стилистики является своеобразное влияние кельтского искусства, несущего в себе оттенок языческой традиции; в романском декоре происходит сращение, восточных и кельтских традиций -
Вазы геометрического стиля являют собой декоративизированный уровень греческой орнаментики с членением росписи на множество ярусов; на них изображались универсальные космологические знаки
Варианты формулы единичного меандра колеблются от простейшего изгиба, являющего собой усложненную форму зигзага шеврона, до сложной композиции, которая приближается к идее __________ спирали
Взаимосвязанные и вместе с тем во многом разные по своей идейно-художественной направленности культуры стран древней Центральной и Южной Америки образуют сложный ___________ искусств. В нем можно обнаружить некоторое типологическое сходство с классическими культурами раннего классового общества Кипра и рабовладельческих государств Египта, Древней Месопотамии
Византийская культура как бы подготавливала почву для будущей истории орнаментики христианского мира; это и простейшие формулы свастик, меандров, спиралей, пальметт, и композиции, построенные на сочетании круг-крест-квадрат, занимающие здесь особое место и по-новому переосмысленные художниками, наполнившими их _______ символикой
Византийская орнаментика не создала каких - то ярких, остро выраженныx, запоминающихся стилевых образов, но ее великая заслуга перед мировым искусством состоит прежде всего в том, что ей удалось
Византийская традиция, отрицая несовершенство человеческого зрения, предписывала изображение мира, словно видимого вблизи при ярком освещении, как бы без светотени, поскольку сам свет воспринимается в христианстве как
Во многих мифах мы можем наблюдать саморождение дуальной пары, дальнейшее существование членов которой характеризуется антагонистически родственными отношениями - к подобным мифам относятся мифы об отделении ________, которые превращаются в супружескую пару
Вся духовная культура древности глубоко космологична, все ее элементы в разной степени соотнесены и субординированы в соответствии с мифологической структурой вселенной, наиболее ярким воплощением которой является
Генетическая связь понятий, воплощенная в _________________, проявилась в бесчисленном множестве вариантов орнаментальных мотивов, буквально пронизывая всю толщу организма этого искусства от глубокой древности до наших дней
Геральдика орнамента (если, речь идет о полноценном художественном явлении, а не об его механическом подобии) никогда не бывает равна простому симметричному построению, ее подлинное содержание можно раскрыть лишь при _______ анализе всей композиции в целом
Геральдическая идея проникает в греческую вазопись еще на уровне геометрического стиля в качестве принципа построения композиции, она во многом связана с особенностями характера дорийцев, так как выделение центра в качестве главной организующей величины в дальнейшем культивируются уже как черты ярко выраженного _______ центра, что особенно свойственно военнизированным цивилизациям
Главная особенность готической художественной системы - острый внутренний конфликт между внешней ее организацией по орнаментальному принципу и рвущейся наружу самостоятельностью «элементов» этой орнаментальной системы, которые все более и более обнаруживают стремление к непосредственному контакту
Говоря о символике первичных, элементарных и в тоже время всеобъемлющих, глобальных __________, следует не упускать из виду, что все эти понятия постигались первобытным человеком не абстрактно, как в современной науке, а в виде вполне реальных, доступных ему в окружающем мире представлений, которые он, в силу особенностей древнего мьшления (его тождественности, синкретичности и предметности), воспринимал как нечто с ними нераздельное, когда «одно и есть другое»
Готические пинaкли и вимперги часто имеют характерный ребристый силуэт за счет украшающих их по бокам специфических готических элементов - так называемых краббов; они представляют собой пластическое изображение _______ характерной формы, создающих впечатление выползания
Готический витраж в корне изменил всю колористическую гамму европейского искусства: вместо тускловатых, приглушенных тонов возникли _______, резко-контрастные цвета гобеленов, тканей, костюмов, произведений декоративного искусства
Готический витраж породил новую, невиданную цветовую культуру резких локальных тонов; словно маленькие эмалевые узоры византийских икон и кельтских фибул разрослись до невероятных размеров и пронизывались
Греки не восприняли спираль как главный выразитель идеи движения, спираль они преобразовали в статичный мотив концентрических кругов; идею движения они выражали в орнаментике при помощи _______ меандра
Греки через линейный меандр выражали идею всеобщего движения, которая есть уже не мифологическая, а _______, более отвлеченная от непосредственно знакового понимания категория
Греческая каменная архитектура стала воспреемницей на декоративном уровне художественных идей, сформировавшейся в лоне предшествующей культуры; сосуд и колонна оказываются связанными единой цепью _____________ ассоциаций
Греческая орнаментика преобразовала буквально-наглядный образ в образ пластически-художественного совершенства, в греческом орнаменте вырабатывается гармония ритма и мотива, т.е. органичное единство его
Греческий орнамент отличается идеальной отточенностью форм и композиций, мотив аканфа знаменует собой возникновение нового уровня: пальметта сменяется на эффектный, богатый декоративными возможностями, но не несущий первичного семантического содержания мотив, позаимствованный у природы
Громадную роль в решении художественного образа готического храма играет его декор, во всем убранстве храма, как внешнем, таки внутреннем, господствует принцип
Данные мифологии, считает Евсюков, свидетельствуют, что образующее собой сердцевину космоса, появляющееся одновременно с ним из хаоса Мировое Древо мыслится как
Двухчастная геральдическая композиция, как показывает история орнаментики, является результатом более позднего развития изначальной, трехчастной за счет ______ элемента
Для египетского искусства в целом были характерны следующие тенденции. Соотнесите тенденции с их содержанием
Для культуры африканского народа сао помимо зооморфных голов и фигурок животных, среди которых особенно интересны газели, гиппопотамы и дикобразы, также характерны многочисленные изображения, стиль которых принято называть
Для раннего периода скифо-сибирского звериного стиля характерной чертой является нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур; такой пластический характер звериного образа привел к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в
Для раннего периода скифо-сибирского стиля типично сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению, замене целого изображения наиболее характерной (ым, ыми)
Для создания орнамента важна ___________, выражающая конкретные числовые значения ритмического построения, взятые в определенной закономерности
Для центрального образа в древнем искусстве, звеньями цепочки трансформаций являются элементы: ______- Древо-цветок-колонна-божество-царь
Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные _________. Например, латунные гирьки для взвешивания золотого песка в форме диких животных - от слона до антилопы, фигурки танцовщиц и женщин, несущих воду. В африканской мебели необычайным разнообразием форм наделены деревянные подголовники в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей ткацких станков, сидений табуретов и др.
Доминирующим мотивом в живописном декоре романского стиля является линейный мотив пальметты - крина, часто соединенный с крyгами, в которых уже почти не yгадывается идея спирального
Древнеrpеческое орнаментальное искусство известно в двух основных дошедших до нас его формах:
Древние греки, тщательно отобрав и переработав египетские и восточные мотивы орнамента, на основе логической их трактовки и конструктивного осмысления создали свой декоративный стиль, нашедший классическое выражение в первую очередь в
Древние мастера Востока создали подлинные шедевры геометрического и растительного орнаментов, основанных на сложных, часто остроумных
Древние перуанские деревянные кубки керо, имеющие форму человеческой головы или же ручку в виде фигурки животного, украшались гравированным узором геометрического или фигуративного характера, при этом использовали краски
Древних людей не так сильно заинтересовал бы ромбо-меандровый «знак мамонта», если бы он не вписался в общую канву мировоззренческих представлений, выраженных в образе
Европейский текстильный орнамент в романскую эпоху делает первые шаги своего художественного становления, но ему присущи черты той же своеобразной грубоватой выразительности, с которой он перерабатывает ирано-византийскую традицию - воспринятые изображения примитивизируются и кажутся словно высеченными
Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности - основным источником вдохновения для египетских художников служила
Если в готических композициях трехчастного типа центральное место занимает мотив пинакля или же стрельчатой арки, символизируя собой устремленность к Горнему миру, Высшему Центру, то Ренессанс снова возвращается к идее ____________ стиля, при котором и центр, и eгo периферийные мотивы оказываются в единой смысловой и физической плоскости
Если гирих был целиком продуктом абстрагированного, тесно связанного с математическим расчетом творчества, то готический масверк имеет образную символику в виде стрельчатой арки, хотя сама арка является плодом _________ мышления
Если формула обегающей спирали имеет отношение к более древнему, плоскостному отображению мироустройства, соединяющему в себе идеи круга, креста и квадрата, то S-образный завиток и волюта имеют отношение к более позднему представлению о ___________ членении Вселенной, связанному с идеей Древа
Звериный стиль дохристианской Европы в отличие от собственно звериного отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм; в этом орнамент трудно выявить отдельные изображения
Звериный стиль дохристианской Европы в отличие от собственно звериного отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм; в этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все сплетено в клубок и нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного (той или иной)
Зигзаг (волна, меандр) и органично связанная с ними линейная композиция относятся к разряду важнейших элементов орнаментики
Зигзаг и меандр выводят на тему линейной композиции, так как эта наиболее распространенная в орнаментике сxeмa имеет под собой глубокие смысловые корни, обусловленные идеей постоянного ________ движения, которое находит выражение в мифологических реалиях - Солнца, воды, молнии, змеи
Зигзагообразная линия совершенно реалистично отображала движущуюся змею, простейший знак такого рода, даже если он и не носил явных «змеиных» признаков, был выражением целого комплекса
Значительным стало возникновение греческого мотива - аканфа, мотив на капители дал ей новое название - коринфская, ее возникновение датируется V в. до н.э.; специфика акантового листа происходит от растения
И в вазописи, и в архитектуре древней Греции существовал древнейший мотив креста в квадрате; в вазописи он сохранял архаичные черты, в архитектуре отчетливо виден переработанный _______ вариант этого мотива
Идеи узла, жгута находили ассоциации и с образом небесного змея; рыбаков отмечает связь змеи с представлениями о годовом цикле, который изображался на трипольских сосудах в виде четырехкратной обегающей спирали движения солнца или змей, что свидетельствует о тождественности этих понятий в (по)
Из Китая в Европу проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц; готика добавила от себя целый арсенал всевозможных фантастических идей, воплощая их в самых невероятных решениях - для характеристики текстильного орнамента готики возникает специальный термин: стиль
Изначально линейный орнамент был синкретично связан с идеей замкнутого, кругового движения, т.е. с идеей круга; впоследствии, когда человек формирует вертикальное представление о бытии, возникает линейно-ярусная форма, и в этом случае орнамент располагается на поверхности в виде _______ полос
Изображение фантастических охранителей Древа, их единоборства с теми, кто пытается проникнуть к нему, чтобы попасть на Небо, лежат в основе чрезвычайно развитого в мировом искусстве так называемого ____________, нашедшего яркое отражение и в орнаментике
Индонезийские ткани батик славятся разнообразием многоцветного геометрического или фантастического декора, в украшении одежды распространены узоры
Индонезия известна своей резьбой по камню; головами чудовищ украшались столы, изображениями оленей и утконосов опорные столбы, фигурами оленей
Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах, она могла покрывать геометрическими мотивами все тело, она имела не только магический, но и социальный смысл - к примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для
Исследование процесса происхождения геральдической композиции через содержательную, социальную, собственно человеческую сторону этого процесса помогает понять реальный механизм ее возникновения как отражение очень важных, сущностных движений в
Исследователи китайской символики Л.П. и В.Л.. Сычевы, комментируя иероглиф иньского бронзового сосуда, обозначающего родовое имя и изображающегося в виде вертикальной ____________ фигуры свернувшегося змея, видят в нем тотем данного рода: «Первоначально это, видимо, была змея, - пишут они, - занимавшая видное место в культе многих народов. Вспомним Нага Камбоджи, урея в короне египетских фараонов или, наконец, библейского змия-искусителя»
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся
К контрастным качествам орнамента могут быть отнесены
К наиболее выдающимся памятникам периода верхнего палеолита - начала неолита искусства народов Африки следует отнести реалистические изображения Древнего
К наиболее распространенным африканским изображениям периода верхнего палеолита - начала неолита относятся фигуры крупных диких животных; это отдельные, не связанные между собой фигуры
К числу универсальных орнаментальных мотивов следует отнести так называемый мотив плетенки, который известен в двух основных взаимосвязанных разновидностях
Каждая из экзогенных половин (соответственно мужчин, с одной стороны, и женщин с детьми того же рода - с другой, браки между которыми запрещены) соотносит с собой понятие об абсолютном добре. К своим же социальным партнерам соответственно прилагаются негативные понятия, что нашло свое отражение в так называемых близнечных мифах, ______________ это находит отражение в фланговых фигурах антитетических композиций
Как показал в своем исследовании Рыбаков, в земледельческой культуре ромбовидный меандр превращается в символ __________, который имел огромное распространение в древних культурах
Как считает Евсюков, космологическая модель Мирового Древа как медиатора между полярными параметрами Космоса в своем __________ отражает дуальную структуру родового общества
Категории напряженности и равновесия характеризуют в целом орнаментику Византии; композиции в ней строятся на принципе простого пересечения горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей, сеток, значительно упрощая заимствования из индо-персидского, а позже из ______ искусства
Католические храмы строили с массивными циркульными перекрытиями, которые опирались на многометровые по толщине стены, относительно невысокие, что создавало впечатление «коренастости» помещения - это накладывало отпечаток на ___________ стилистику, подобными пропорциями отличались предметы декоративного искусства, скульптура, живописные изображения
Квадрат является производной формой, это как бы круг, преобразованный с помощью креста; поэтому символика креста, олицетворяющего Ось мира, соединяющего Небо и землю, лежит в основе следующих понятий. Соотнесите понятия с их наименованиями
Квадрат, в отличие от круга, не имеет природных аналогов, но зато он является наиболее употребимой формулой при создании человеком множества предметов. Небо-круг тем самым выступает как Бог-творец, выражение Абсолюта, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста, что вполне соответствует представлениям древности, отраженным во множестве
Квадрат
Кельтские мотивы, проникающие в романский декор, теряют свою необузданную энергию, угловатость, асимметричность стилистики, приобретая очертания
Кельты из Средиземноморья заимствовали такие орнаментальные мотивы, как пальметты, цветы лотоса, которые комбинировали в виде
Колонна, увенчанная пальметтой - типичный вариант Древа, в то же время на крышах храмов, на надгробиях в Древней Греции помещался _______ в виде пальметты
Композицией следует считать как работу художника в творческом процессе, так и конечный результат творчества
Композиции в виде четырехкратной сбегающей спирали движения солнца или змея, как и элементарный мотив узла, постепенно усложняясь, легли в основу целого направления, так называемого плетеного орнамента, который получил громадное развитие в (во)
Космическое мироустройство - знак креста в круге в данном случае приобретает свое отражение в земном - крест в квадрате точно так же, как в самом общественном устройстве проявлялись воспринимаемые человеком законы
Космологичность образа змеи постоянно проявляется в древних орнаментах - графическое изображение волны, обегающей тело сосуда, или зигзага в виде змеи, создающих замкнyтый круг - как бы более сложную формулу
Крест
Кричевский считает, что символика креста в овале известна в качестве следующих понятий. Соотнесите понятия с их наименованиями
Кричевский указывает, что «космический полисемантизм обозначения "солнца", "неба" и "Древа" относится и к их rpафическому начертанию; он делает такой вывод, рассматривая возникшие в определенный момент развития росписи ленточной керамики - мотив чередующихся деревьев, который занял в композиции место более древнего мотива
Круг был одновременно и Небо, и Солнце, и луна, и звезда, и планета, и колесо, и цветок, и кусающая себя за хвост змея
Круг, крест и квадрат находят постоянное воплощение не только в самих мотивах, но и в способе их соединения, сочетании этих мотивов между собой, формально проявляющемся в _________ орнамента
Круг
Культура Новой Зеландии отличается рядом индивидуальных черт, - это
Лингвистические исследования Н.Я. Марра показали, что в первобытном сознании изобразительная символика святости, божественности, сопричастности божеству выражена в следующих формулах. Соотнесите формулы с их сутью
Линейный орнамент, который для греческого орнамента является ведущим, в архаический период приобретает новое качество, получившее дальнейшее развитие в классике - вместо однообразного чередования меандров, ромбов, треугольников возникает композиция из двух чередующихся элементов, что является отображением более развитых _______ представлений
Масверки часто делались на цветном фоне, либо окрашивались, что придавало им выразительный вид, родня их по стилю с крашеной готической скульптурой; помимо стрельчатой арки в них часто использовался родственный ей мотив пинакля - он дополнялся парными изображениями живых существ в виде ____________ композиции, обнаруживая генетическую память данного мотива
Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы; но несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо
Материал по вазописи позволяет проследить во всех подробностях историю развития гpеческой орнаментики; архитектура же как бы подхватывает и продолжает эту историю, в то же время демонстрируя _______ особенности гpеческого орнамента
Мифологическому осмыслению образа змеи как символа циклического обновления природы в древности подвергался тот факт, что змея каждую весну сбрасывает с себя старую кожу, с этим связывают древний наряд богини - змеи в __________ культуре
Мотив - это категория пространства в орнаменте, а отражающая его ритмико-метрическую структуру композиция есть, категория времени, показывающая принцип ______, сосуществования этих элементов в пространстве
Мотив - это
Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих - ________ оформленных в единое орнаментальное целое
Мотив стрельчатой арки с ажурным декором породил совершенно новый, типично готический орнамент деревянной резьбы, так называемый _______, обильно использовавшийся в украшении мебели
Мотив узла и жгута восходит к сакральным понятиям о бытии; в основе своей узел - знак соединения двух начал опирается на идею креста, середина его (средокрестие) воспринималась в сакральном смысле соединения
Мотивы узла и жгута возникли как производные от более ранних, элементарных формул; мировоззренческая идея, лежащая в их основе - понятие связи, объединения, единства, - изначально, в космогоническом смысле понималась как единства
На базе сасанидского декора Византия сформировала свой собственный, чрезвычайно важный текстильный орнамент с изображением древнейших мировоззренческих символов - круга, креста и квадрата: они обретают теперь конкретный христианский смысл - сам крест трактуется одновременно и как скрещенные кости Адама, и как Древо с цветами
На греческой вазе «Франсуа» центральная часть ассиро-вавилонского мотива Древа образована композицией из вертикально-симметрично расположенных _______, знакомых по орнаментике Месопотамии
На основании правила Золотого сечения, по принципу пропорционального деления целого на неравные части между меньшей и большей частями должно быть то же отношение, что и между большей частью и целым. Другой тип пропорций - деление целого на __________ части. Он тоже применяется с некоторыми оптическими поправками (например, оптическая середина делается выше геометрической)
На островах Индонезийского архипелага в росписях пещер (около 2000 г. до н.э.) получили распространение изображения кабана, к этому же времени относится керамика с ________ орнаментом
На островах Новой Гвинеи папуасами создавались
На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных; производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато орнаментированные кинжалы -
На примере орнамента древнего мира можем наблюдать несколько этапов изменения исходного образа: мотив распускающегося цветка, «рождающего» солнце, трансформируется в пальметту и затем - в декоративный мотив
На примере росписи трипольских сосудов Рыбаков квалифицирует формулу четырехкратной обегающей спирали как отображение бега времени в виде движущегося солнца, луны или змеи. Сама форма сосуда вместе с нaнeceнным на нее четырехкратным изображением спирали являет собою в плане горизонтальную проекцию _____________: круг - крест - квадрат. Так, некоторые трипольские сосуды имели форму четырех женских грудей, расписанных спиралевидными или «змеиным» рисунком
На протяжении всей истории искусства мы встречаемся бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг
Название стиля «пламенеющая готика» связано с орнаментальным декором, стилистика которого уподобилась как бы рвущимся к небу ____________ пламени
Наиболее точным можно назвать следующее определение орнамента: это узор, построенный на
Наиболее характерным типом ренессансного декора является так называемый гротеск, получивший свое наименование в связи с тем, что художники создавали его, изучая искусство древних ________ в раскопках
Народы чиму ввели в архитектуру лепной орнамент из глины; среди его мотивов можно увидеть птиц, рыб, четвероногих, волюты и меандр, расположенных __________ лентами
Наряду с реалистическими изображениями животных, первобытный человек начинает использовать в передаче окружающего его мира условные знаки, комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами - таким образом закладываются основы
Наска украшали свою керамику яркими многоцветными росписями, используя на каждом изделии до восьми цветов с преобладанием красного, коричневого и черного; изображения животных располагались часто
Необходимо отметить еще одну характерную черту трактовки изображений, отразившуюся в орнаменте готики; существа, населяющие декор готического собора, облепляющие пинакли, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, oттaлкивающий вид - здесь имеет место ___________ воображения, свойственный психологическому состоянию позднего средневековья
Необходимые контрасты орнамента создаются _____________ как при монохромных решениях (светлые и «жирные», позитивные и негативные мотивы), так и при полихромии
Необычайно яркое и характерное явление орнаментального искусства Ренессанса - текстильный декор, своеобразно выразивший черты этого стиля, ткани Ренессанса отличаютcя высокими художественными достоинствами; декор их
Область распространения искусства степных кочевников обширна: от Черного моря до Байкала, а хронологически оно размещается в весьма неопределенных временных рамках, между VII и II вв. до н.э. - в силу того, что в искусстве кочевников основную роль играл(о,а) ______, его связывают с доисторической эпохой Европы
Образ змеи-молнии, разделившей в начале времен Небо и землю, в древних мифологиях отождествляется с образом небесной воды, питающей землю, оплодотворяющей ее - это нашло свое отражение
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные
Один из механизмов конкретного возникновения свастики из образов окружающего мира показан в исследовании Бобринского, который обосновал следующие положения. Соотнесите положения с их содержанием
Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой
Органичная сращенность архитектурно-конструктивного и декоративного начал в арабо-мусульманском искусстве проявила себя в том, что в готике возникает целый мир орнаментальных мотивов - к ним относится прежде всего заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, став _________________ стилеобразующим(их) орнаментальным(ых) мотивом(ов)
Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека в красоте; выражая в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада
Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме
Орнамент в виде многоярусной сеткообразной плетенки имеет характерный для греческого декора горизонтально-линейный вид, в результате чего мотив волюты оказался перевернутым набок, что отражает обычный ход ___________ мысли
Орнамент Древней Греции сам может в наиболее полном и законченном виде художественно выразить главную идею греческой культуры, ставшей великим и драгоценным даром для всего человечества: идею _______, которая отразила в себе смысл всех достижений греческой цивилизации - ее общественного, политического и нравственного развития, ее религии и философии
Орнамент не только оформляет поверхность (украшает предмет) акцентируя внимание на той или иной детали, но и обогащает
Орнамент приобретает качества повышeннoй живописности, реалистичности, находясь под сильным влиянием изобразительного искусства, игравшего определяющую роль в _______ культуре Ренессанса
Орнамент Ренессанса, находившийся под большим влиянием изобразительного искусства, отчетливо выразил еще одну существенную сторону культуры эпохи, касающуюся ее нравственного состояния - орнаменте наблюдается заметное вторжение ________ начала, чрезвычайно характерного для «большого» искусства Ренессанса
Основное содержание пещерных росписей - изображение охоты; второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию
Основные композиционно-ритмические параметры, характеризующие архитектуру и изобразительное искусство эпохи Возрождения, строящиеся на доминанте полукруга, удлиненной вертикали, горизонтали, центральной симметрии, __________ проявляют себя и в орнаментике
Основными классификационными признаками орнамента служат
Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных __________ условиях
Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока
Острый зигзаг можно воспринимать как систему чередования треугольников, обращенных вершинами попеременно вниз и вверх; на такой характер трактовки данного образа наталкивает часто применявшаяся раскраска, разбивающая единообразие зигзагов на систему
От эпохи палеолита остались многочисленные вещи из камня, кости, глины, росписи и резные рисунки на стенах пещер - все, что дает возможность ощутить и познакомиться с той частью исчезнувшего художественного мира, который именуется миром
Отказ от сюжетной основы в орнаменте позволил акцентировать внимание на стpогом чередовании отдельных природных мотивов - любая геометрическая форма - это изначально реальное существование формы
Ощущение некоего дикого, стихийного мира, хищности, звериной опасности, во многом идущее от кельтов, словно растворено в романском декоре, придавая ему определенные _________ черты
Период ХVII династии египетских фараонов (1567-1329 г.г. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла, потолки и стены гробниц и дворцов сплошным ковром покрывали
Период ХVII династии египетских фараонов (1567-1329 г.г. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла, распространяется применение растительных мотивов в орнаменте
Период ХVII династии египетских фараонов (1567-1329 г.г. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла, сохранившиеся предметы того времени изобилуют сложными
Период ХVII династии египетских фараонов (1567-1329 г.г. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла, увлечение растительными мотивами возникло в связи с общей популярностью садовой тематики, которая вслед за развитием садов широко распространилась в
Период ХVII династии египетских фараонов (1567-1329 г.г. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла
Перуанские шерстяные и хлопковые ткани украшались различными мифологическими и бытовыми сценами и поражали богатством своей раскраски; их колористическая гамма насчитывала до ______ различных тонов
Полинезийские острова славятся производством тканей из коры - тапа, декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом; чаще всего узоры строились на основе
Полихромные фрески Южной Африки, так называемая бушменская живопись, - это
Постепенно из различных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, с преобладанием анималистических и цветочных элементов, стиль, в котором определяющим началом стали
Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях __ декоративного искусства
Поступательное движение тела змеи в виде мягкой волны или острого шеврона (вверх-вниз) как бы символизирует противоречивую суть данного образа, его разъединяющее - объединяющее свойство, олицетворявшее как добрые, так и враждебные человеку
Представление о Мировом Древе теснейшим образом связано с членением пространства по вертикали
Представление об узле как сакральном, связующем начале вошло в основу многих обрядов различных народов
При наблюдении исторического развития древнегреческой вазописи видно, что при переходе от геометрического стиля к орнаментальному (сер. VIII-VII вв. до н.э.) движение как бы замедляется, приходит в некое __________ состояние
При ориентальном стиле в греческую вазопись хлынули восточные мотивы, окончательно сформировавшийся к этому времени "социальный" ярус вазописи наполнился крупными фигурами восточной (львы, сфинксы, грифоны), а затем и _______ мифологии с мощной, объемной лепкой, сменившей бесплотную условность геометрического стиля
При формировании образной системы нового стиля ________ входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства
Принцип первобытнoго тождества рефлексирует отражения единства противоположностей двух начал - _____________ разделяет Небо и землю, она же их объединяет
Природа готики отчетливо дает о себе знать в последний период существования этого стиля, получившего название «пламенеющей готики», его называют _______ средневековой западноевропейской художественной культуры
Происхождение __________ своими корнями уходит в глубь древнейших представлений о бытии, восходящих к образу Мирового Древа; это прослеживается, на развитии капители, где она является важнейшим конструктивно-художественным элементом
Происхождение мотива жгута связывают с реальным процессом плетения, который, осмыслялся в сакральном контексте; плетение жгутов из стеблей растений, кожаных ремешков имело важный смысл и распространение
Пропорции или соразмерность составных частей и целого, МАСШТАБНОСТЬ составляющих его фигур, принцип КОНТРАСТА как важное средство художественного выражения, позволяют избежать
Прямое арабо-мусульманское влияние, особенно характерно для более позднего периода эпохи Возрождения, когда античные традиции в ней начинают ослабевать; декор теряет свою проантичную ясность, становится более сложным и насыщенным - часто это насыщение достигается за счет заполнения свободного фона арабесковым мотивом, который придает орнаменту ___________ вид
Раппорт - это
Располагая движущуюся змею на круглом тулове сосуда - вместилищa бытия, древний художник создавал образ, в котором предмет, и нанесенная на него роспись, и сама функция объединялись в целостную систему - проявлением ее была ритмическая увязка формы вещи и смыслового рисунка как отображение их
Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. При ______________ усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости
Растительный орнамент, по сравнению с другими его видами, предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки
Ремесленники и художники Древнего Египта, основываясь на опыте многих предшествующих поколений, научились применять до них созданные формы и композиционные схемы, заменив копирование природы употреблением __________ декоративных мотивов
Ренессансный декоративный мотив волюты, соединившись с мотивом ионика породил более сложное образование, получившее огромное распространение во всем декоре Нового времени - этот мотив картуша-медальона активно использовался в
Рисованный декор романского стиля, возникший под влиянием римско - византийcкoй традиции, имеет живописный колорит, весьма огрубленный, условный, с довольно примитивной, как бы ступенчатой гpадацией тонов, что придает ему своеобразную
Ритм - это
Ритмам орнаментики «пламенеющей готики» был чрезвычайно созвучен внешний облик людей того времени: в Европе процветала так называемая _______ мода с ее резко удлиненными пропорциями, конусообразными формами, неустойчивыми, словно балансирующими фигурами, многометровыми шлейфами и немыслимыми в своем декольте у дам, каpикaтypнo длинными и острыми носками башмаков и плотно обтянутыми, словно голыми бедрами у мужчин
Романский каменный декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство - та же невероятная густота плотности, в то же время - насыщенность и дробность деталей, при которых декор как бы густо облепляет _________________ храма
Рост производства способствовал возникновению в изделия кельтов пластического «среднелатенского стиля», который широко распространился во II в. до н. э; в нем место двухмерного орнамента занял рельефный узор, часто обогащенный
С I в. д. н.э. Галлия оказалась под влиянием Рима, что сказалось на характере пластических формах и орнаментальных мотивах
С V в. до н.э. кельтские ремесленники, используя иноземные образцы, видоизменяют их применительно к местным вкусам, что приводит к сложению своеобразного художественного
С мотивом волны-зигзага органично связаны спираль и меандр, которые в то же время имеют проявляющиеся графически черты _______________ друг с другом
С образом Древа генетически связaнa геральдическая композиция, существующая в двухосновных разновидностях
С середины I тысячелетия до н.э. у кочевых народов фигура животного изображается в виде набора шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, соединение их в слитный
Само возникновение симметрической композиции в орнаментике, связанное со столь глобальным сакрально - мифологически - мировоззренческим понятием, как Мировое Древо, - лучшее доказательство несостоятельности _______________ подхода к исследованию природы и сущности орнамента
Самые ранние, дошедшие до нас наскальные изображения народов Африки __________ относятся к верхнему палеолиту - началу неолита
Сарматы являются выходцами из Ирана, обосновались в бассейне Волги к V в. до н.э.; в эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространилось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные
Свастика - наглядное подтверждение изначального единства символики креста, круга и квадрата. Не случайно помимо квадратной часто встречается и вариант ________ свастики, чрезвычайно близкий графически к изображению спирали, что свидетельствует об имманентной тождественности всех данных форм. Свастику часто называют солярным знаком, но следует помнить, что такая трактовка не отражает всей космологической глубины данного образа
Своеобразием украшения, чувством развитого художественного вкуса отличаются две категории бытовых предметов, в которых форма вещи и ее орнаментальное украшение или скульптурные детали образуют художественное целое
Своим расцветом готическое искусство витража целиком обязано конструкции готического храма:
Свойственный ренессансному искусству индивидуализм в контексте орнамента проявляется специфически, путем предельного усиления того «личностного» начала, которое было присуще римскому декору - орнамент приобретает характер как бы совершенно самодостаточный, становится _________ смысловым пространством
Символикой треугольника с вершиной вверх являл ось в древности мужское начало, связанное в то же время с идеей огня, тогда как треугольник с вершиной вниз олицетворял женское начало, ассоциирующееся с (со)
Склонность древних египтян к символизму превратила письмена-иероглифы в своеобразный орнамент, который вместе с рельефами сплошным ковром покрывал
Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм, образуют _________, который является неотъемлемым признаком определенного стиля
Современный человек, разделивший миропонимание на обыденный уровень, не выходящий за рамки бытовой ориентации в окружающем пространстве, и отвлеченно-научный, доступный далеко не каждому, с трудом способен понять, как мыслил древний человек. В его сознании не было такого разделения, и он, постоянно носил в своем представлении весь ___________, усматривая аналоги космологическим процессам в окружающем мире и согласовывая сними свою деятельность
Согласно концепции Евсюкова, творец мироздания Древо разделило мир на три яруса. Соотнесите ярусы мира с их символами
Соотнесите виды орнамента с их содержанием
Соотнесите модификации Древа в искусстве с его образом
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Соотнесите понятия с их содержанием
Специфичны для византийского декора, как и пластики вообще, черты особой тягучей вязкости, аморфности, что связано с выражением определенных мировоззренческих установок - христианская культура стремилась к _________ языческой чувственности
Среди византийских натуралистических мотивов на первое место следует поставить мотив виноградной лозы с сочными, обильными гроздьями; этот мотив в античном орнаменте являлся атрибутом Диониса - теперь, в христианском понимании, он становится символом
Среди керамики Индонезии выделяются
Стиль в искусстве какой-либо эпохи - это исторически сложившееся ________ образной системы, средств и способов художественной выразительности
Стиль готики возник как результат художественного завершения длительного пути средневековой западноевропейской культуры, эпицентр его формирования - _______ - грандиозное сооружение, потрясающee своей выразительностью ________ собор
Стиль_______ был обусловлен активным образованием греческих колоний, многие из которых возникли в Малой Азии, благодаря чему греческая культура пришла в близкое соприкосновение с Древним Востоком, и прежде всего с Месопотамией
Существенным качеством Древа мировоззрения Евсюков называет его ___________, т.е. расположение в центре мироздания
Существует в готике и иной тип рельефного орнамента, связанный непосредственно с византийско-романской традицией; в отличие от плоскостного масверка, он гораздо глубже, объемнее, отличается густотой и насыщенностью композиции - он словно облепляет капители, карнизы, стены и иные украшаемые поверхности, «выползая» на них, подобно
Существует ряд мифов о богинях, прядущих нить жизни, толщина и длина которой определяет человеческую судьбу; красной нитью в древнейших культурах проходит представление о чрезвычайной важности процесса
Схематизация реалистического изображения постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям ________, легших в основу создания орнамента как способа украшения
Сходство основных социально-экономических условий жизни, подвижность быта и взаимосвязь степных племен породили близость идеологии и однотипность их искусства. Это выразилось в так называемом _______, который материализовался в золотых и бронзовых украшениях, а также в деревянных, войлочных и кожаных изделиях
Такие элементарные и универсальные орнаментальные композиции, как __________________, имеют непосредственную генетическую связь с кругом, крестом и квадратом
Тонкостью работы, оригинальностью орнаментальной композиции особенно выделяются браслеты - шедевры косторезного искусства; восхищает украшающий их тончайший узор в виде полос меандра, разделенных
Традиционно меандр принято считать знаком воды, но если говорить о его семантическом происхождении, то тут нам приходится обращаться не только к змее, имея в виду ее связь с зигзагом, но и к
У кочевников во всех вещах, в каждом выступе предмета, в рукоятке гребня, на вершии ножа - везде как бы таится зооморфное начало, кажется, что предмет прорастает _______ животных
Универсальность геральдической композиции вводит в заблуждение сторонников формального анализа искусства кажущейся очевидностью, идентичностью соответствующим математическим образованиям - эта идентичность, дающая возможность и формального анализа произведений орнаментального искусства, отражает лишь ___________ единства материального мира
Устойчивый элемент греческого вазописного декора из пальметт обычно располагался между сюжетными полями в верхней части вазы, над сюжетом; данный элемент - не что иное, как сильно стилизованный под греческую(ий) _______ ассиро-вавилонский мотив Древа
Феерический, пронзительный колорит готических витражей, замешанный на просвечивающихся насквозь синих, красных, фиолетовых, желтых, зеленых цветах, обретает мощь поистине _______ звучания
Формула креста в квадрате является производной от креста в круге; Евсюков по этому поводу приводит следующие аргументы. Соотнесите аргументы с их содержанием
Характер готического орнамента определяется сложным взаимодействием романо-византийской и арабо-мусульманской традиций, на базе которых готика сформировала чрезвычайно выразительный язык _________ декора
Характерен для византийской орнаментики мотив драгоценного камня, являющийся изобразительной имитацией натуральных камней, в изобилии украшающих различные вещи, для которых сам орнамент является естественным обрамлением
Характеризуя орнаментику греческого геометрического стиля, исследователи указывают на два принципа ее распределения: в виде _____ и _____
Характерной чертой звериного стиля является его повышенная _______. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения с противоположным концом ремня
Художественная самостоятельность ренессансного орнамента порождает необычайное разнообразие конкретных решений, мотивов; он чрезвычайно насыщен по колориту, так как вобрал в себя:
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы __________________ творчества. Ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно
Чаще всего орнамент можно встретить на предметах искусства
Что касается меандра, то само название данного знака, происходит от наименования реки с крутой излучиной, находившейся в древности на территории
Что касается романской живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь большое значение приобрели византийские и _______ традиции
Чувство и мысли, вложенные художником, который использует орнамент, в свое произведение
Широко распространенный в Византии мозаичный декор имел рельефную поверхность, как бы светящуюся изнутри за счет различного наклона отдельных кусочков смальты, причем нижняя их сторона часто окрашивалась в
Эолийская капитель возникла на базе египетской пальмовидной капители. Она имеет форму распускающегося цветка на стройном стебле. Лепестки закручены вниз, образуя волюту, они выразительны, пластичны и несут при этом важную конструктивную нагрузку. После переработки возникают дорическая и ионическая капители. Возник новый вид греческого орнамента, декоративно раздвоившийся на два элемента: _______ - острые опущенные вниз лепестки и овы или ионики.
Являясь самой распространенной формой декоративно-прикладного искусства, орнамент сопровождал человека на всех этапах его развития; его изучают
Язык орнамента - зримый, доступный, лаконичный и выразительный - способен
Ярким проявлением законов диалектики в древнем обществе являются близнечные мифы и исторические перипетии их развития