_______ во Франции развернулось оживленное церковное и светское строительство, какого страна никогда не переживала; первоначально строительные нововведения применялись в монастырских постройках
_______ как основа каркасной системы впервые были применены в церкви аббатства Сен Дени под Парижем
_______ особенности английских памятников «украшенного» стиля далеко выходят за рамки классического этапа готической архитектуры и открывают путь поздней готике
_______ приобрел со времен средневековья большую известность не только тем, что он входил в состав резиденции архиепископа, считавшегося главой английской католической церкви, но и как национальная святыня
_______ собора Парижской Богоматери, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса
_______ ткани отличались особой роскошью орнамента; в них широко использовались восточные экзотические мотивы
_______ храм даже среди английских соборов выделяется обилием всякого рода пристроек, но и без них план собора очень сложен; его особенность составляет множество помещений, как бы нанизанных на одну ось, хотя трехнефный продольный корпус состоит из девяти травеи, оп занимает всего лишь немногим более одной трети здания
_______собор - современник известного собора св. Троицы в Кане (Франция), по типу которого он воздвигался; во внешнем его облике зависимость от прототипа достаточно заметна хотя бы в композиции двухбашенного фасада, но уже и здесь проявляются собственно английские мотивы
_______собор замечателен не только своим классическим решением внутреннего пространства, но и богатством скульптурного убранства порталов; от его скульптур берет начало типичное для французской высокой готики заполнение соборов миром статуй и рельефов
_______соборе черты французской архитектуры выражены наиболее ярко; этот собор занимал в Англии особое место, он служил местом коронации и погребения английских королей
_______столетие английские исследователи называют периодом «украшенной» готики, подчеркивая нараставшую в архитектуре того времени роль декоративных элементов; планы соборов в этот период не претерпевали серьезных изменений
Английские зодчие «украшенного» стиля иногда прибегали к смелым конструктивным экспериментам в решении интерьеров; в качестве примера следует назвать замечательную по красоте арочную композицию средокрестия собора в _______, созданную в 1338 г.
Английские зодчие часто прибегали не столько к высотной акцентировке западного фасада, как было принято в других странах, сколько к повышенной его декоративной насыщенности, и более всего – к самым разнообразным
Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора, шартрские мастера сделали следующий шаг вперед в статуях святых:
Больший своеобразием и острой выразительностью обладал орнамент _______ парчей, излюбленной темой орнаментальных композиций были сцены охоты
В (во)_______ наряду с шелком вырабатывались тонкие узорные сукна
В (во)_______в. в Лондоне был построен Вестминстерский королевский дворец; о совершенстве строительной техники того времени свидетельствует громадный, великолепный по архитектуре торжественный зал этого дворца, так называемый Вестминстер-холл
В 13 в. во французской музыке на смену унисону приходит сложное, дифференцированное многоголосие: мощные хоровые церковные гимны, подобно созданиям готического зодчества, приобретали
В 15 в. во Франции художники-ремесленники обращались к опыту архитектуры; особенно последовательно эта тенденция выражена в предметах церковного обихода, органично включаемых в храмовый синтез той эпохи – в
В XII столетии на территории Сицилии был создан ряд первоклассных мозаичных циклов; самый ранний из них – мозаичный цикл собора в
В XIII в. в Париже производили из слоновой кости множество мелких вещиц светского назначения:
В XIII в., после ограбления Константинополя крестоносцами, фасад собора св. Марка был украшен доставленными с Востока подлинными византийскими колоннами, а на крыше притвора появились бронзовые античные кони, некогда украшавшие триумфальную арку
В XIV в. в английской миниатюре окончательно выработались принципы украшения страницы; в _______ введены стрельчатые арки и другие архитектурные детали готической архитектуры, удлинены пропорции фигур, четко написанный текст украшен красочными инициалами
В XIV в. росло светское начало в готическом искусстве, углублялся интерес к портретной скульптуре, обычно _______ назначения
В XIV в. черты реалистической конкретности портретного образа в английской скульптуре все больше усиливались; в ряде случаев это сочеталось с утерей чувства _______ цельности композиции, которое было характерно для лучших скульптурных произведений предшествовавшего периода
В XIV в. широко иллюстрировались чисто светские книги, уже в конце 13 в. в Англии иллюстрировали легенды о короле Артуре и рыцарях _______; эти миниатюры и первые иллюстрации к произведениям крупнейшего писателя Чосера являются логическим завершением развития английской миниатюры в ее поисках жизненных характеристик
В XIX и XX вв. некоторые ученые делали попытки доказать _______ происхождение готики.
В XV в. во Франции получают распространение реликварии-капеллы – своего рода модель собора, вернее, несколько его башен, лишенных шпилей, но щедро украшенных литыми и чеканными декоративными деталями; внутри моделей ажурных башен обычно помещались
В _______ были широко распространены достигшие во Франции высокой культуры и мастерства исполнения витражная живопись и книжная миниатюра
В _______ во Франции высокого совершенства достигла оборонительная архитектура; окончательно слагалась и совершенствовалась архитектура феодального замка с системой следовавших друг за другом укрепленных внутренних дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами
В _______ Германии, где было мало пригодного для строительства калмня, развивается строительство из кирпича; первый опыт был проделан в Любеке, а затем «кирпичная готика» нашла самое широкое применение в других ганзейских городах
В _______ капелле веерные пучки тончайших нервюр, сталкиваясь между собой на гребне свода, образуют изысканный кружевной узор, создающий иллюзию полной невесомости сводчатого перекрытия
В _______- х гг. XIII в. были созданы скульптуры порталов трансепта Шартрского собора; особенный интерес представляют статуи, украшающие боковые срезы портала южного фасада
В _______соборе не только западный фасад, украшенный прекрасными скульптурами, переходными от романского к раннеготическому стилю, но и весь наружный вид здания производит более архаичное впечатление, чем собор Парижской Богоматери; исключение составляют более поздние стены хора
В _______соборе, сооружавшемся во второй половине 12 в., эффектную композицию составляет группа башен западного фасада; по углам монументального фасада были поставлены небольшие восьмигранные башни, а по центральной фасадной оси возвышается грандиозная по ширине и по высоте многоярусная башня
В Амьенском соборе гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе
В Амьенском соборе интересны готические рельефы в четырехлистниках, размещенные в цокольной части пилонов; вблизи портала зритель начинает четко различать изображения пороков и добродетелей, знаков зодиака и трудов месяцев года, жизненные по_______, они мастерски включены в довольно неудобный формат
В Амьенском соборе скорее поражает последовательное и мастерское применение уже найденных _______, чем творческие искания, которые сообщают такую художественную силу и непосредственное очарование соборам в Лане, Париже, Шартре и Реймсе
В Англии в эпоху готики стены замков были по-прежнему массивны, но проемы окон и дверей приобрели стрельчатую форму; со временем планировка зданий усложнялась, их внешний облик становился более живописным, внутренние помещения – более
В Англии, где было много опытных кораблестроителей, вплоть до 16 в. применялись деревянные перекрытия; благодаря своей легкости они позволяли облегчать опоры и обогащать стены широким применением
В Бамбергском соборе на рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г.) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии; особенно замечательны по своим художественным достоинствам:
В Бамбергском соборе очень характерны головы изображенных на рельефе пророков, свидетельствующие об острой наблюдательности скульптора; выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе
В большинстве статуй собора страсбургского получает свое дальнейшее выражение интерес к раскрытию красоты духовного мира человека, подчас к _______ передаче общего склада характера
В Германии готические сооружения из кирпича отличаются монументальным характером своего внешнего и внутреннего вида; своды очень высоки, столбы, большей частью восьмиугольные, несложны по своему профилю и потому производят впечатление
В Германии готическое искусство получило свое глубоко самобытное и оригинальное развитие; немецкому искусству свойственны:
В Германии к лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Звете (Вестфалия), заложенная и 1343 г.; небольшая по размерам, она величественна по пропорциям, стен в ней совсем нет, проемы окон поднимаются почти от самого пола до распалубок, устои сведены к пучку опор, которые тянутся без капителей до
В Германии наиболее интересны каменные ратуши в
В Германии распространенной темой готической скульптуры _______в. была тема оплакивания; это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях
В годы правления Фридриха были созданы скульптурные портреты, изображающие его самого и некоторых его приближенных, (например мраморный бюст канцлера Пьотро делла Винья), свидетельствующие о прямом подражании портретам __ эпохи
В готической скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства
В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, пусть еще _______ понятому
В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя; важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, _______ в общем узоре архитектурного орнамента
В готическом искусстве декоративные мотивы во многих случаях способствовали подготовке нового реалистического понимания пространства, более богатого и структурном отношении, более четко обозначавшего степени глубины, чем это было в античном искусстве; такими мотивами являются перенесенные в живопись архитектурные
В духе поздней готики выполнена ратуша в_______ с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном; ратуша благодаря изящным пропорциям и обилию легкого декора производит праздничное впечатление
В искусстве Тосканы _______ периода живопись не играла сколько-нибудь существенной роли, лишь применительно к XIII в. можно говорить о сложении живописных школ в тосканских центрах
В Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху
В Кельне возникло искусство создания и украшения больших металлических мощехрапительниц, лучшие из которых были созданы в 12-13 вв.; Кельнские мощехранительницы по форме воспроизводят:
В Ломбардии раннее развитие городской жизни обусловило ранний расцвет средневековой городской культуры, многие из церквей были с самого начала задуманы и построены как сооружения
В Ломбардии, как и в Венеции и в южной Италии, отдельные элементы светского мироощущения оказались недостаточными, чтобы художественная культура утратила свой _______ характер и приобрела принципиально новое качество
В Моденском соборе, особого внимания заслуживает своей светской тематикой портал, известный под названием «Порта делла Пескериа», архитрав которого украшен сюжетами из басен, а архивольт – эпизодами из истории
В монументальных произведениях готики причудливо переплетались:
В наибольшей мере качествами новатора обладал римский мастер _______, который должен расцениваться как непосредственный предшественник Джотто
В начале _______в. немецкая готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора
В отличие от готической скульптуры, витражи своими могучими красочными аккордами и певучими ритмами рождали не столько телесно-пластические, сколько _______ образы
В первой трети XIII в. во Франции идея феодального порядка получила мощную идеологическую поддержку со стороны возникшего при поддержке королей сословия _______________– законников, разрабатывавших нормы феодального писаного права и общих для страны принципов управления
В первой трети ________в. только благодаря помощи со стороны городов удалось присоединить к королевскому домену: Нормандию, Анжу, часть Пуату, Лангедок, Шампань
В первые десятилетия 12 в. в Модене работает мастер
В первые десятилетия нормандского господства английская _______приобрела свой собственный, резко отличный от французских образцов характер
В период поздней готики получил большое развитие рельеф; типична серия раскрашенных рельефов хорового обхода собора Парижской Богоматери (1318 – 1344), например, жанрово трактованная композиция
В Пизанском соборе из пяти ярусов, на которые расчленен западный фасад, четыре яруса занимает аркатурная галерея, а круглая кампанила окружена шестиярусной аркадой, опирающейся на тонкие изящные колонки; в результате характерная романская массивность в этих фасадах
В плане Ланский собор связан с романской традицией: это трехнефное продольное помещение, пересеченное трехнефным же трансептом с широко раздвинутыми рукавами; особенностью внутреннего пространства является изящный _______, расположенный между пролетами эмпор и ярусом верхних окон
В позднеготический период сфера деятельности английских зодчих была ограничена завершением храмов, начатых прежде, и строительством капелл – сравнительно небольших церковных сооружений – при
В Пуату в XI в. был разработан тип зальных церквей романского стиля, с появлением готической конструкции возникла мысль применить ее при сохранении старых принципов планировки, так возник вXIII в. собор _______ в Пуатье, начатый еще в 1160-х гг.
В пятинефном соборе _______ (середина XIII в.) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, а фасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью порталами
В развитии ломбардской готики довольно четко выделяются два этапа:
В ранних немецких мощехранительницах, примыкавших к романскому искусству, было мало скульптурных украшений; по продольным сторонам между колоннами оставляли чистые поля или вставляли эмалевые пластины с изображениями
В резьбе по слоновой кости черты_______ выступают отчетливо; традиции этого искусства восходят к византийским образцам, примером может служить пластина с изображением поклонения волхвов (Музей Виктории и Альберта в Лондоне)
В Реймсском соборе центральный и боковые фасады поражают смелым сопоставлением монументальной силы и энергии архитектурных масс и проемов с_______ движением леса аркбутанов, пинаклей, арок и арочек, столбов и колонок, которые вырастают из массива здания, из основных элементов его конструкции
В северной и северо-восточной Германии чище встречаются кирпичные постройки, например ратуши в
В Северной Франции наиболее своеобразен собор в Альби. Заложенный и 1282 г., он был закончен лишь через столетие. Это редкий для Франции пример готического храма, выстроенного из кирпича. С внешней стороны здание похоже на крепость: на западном фасаде возвышается подобная донжону башня, боковые стены укреплены частыми круглыми контрфорсами, между которыми расположены очень высокие и узкие оконные проемы. Во внутренней планировке отсутствует
В середине XIII в. _______ собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов); в Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов
В скульптурном убранстве храма св. Марка особого внимания заслуживают насыщенные реалистическими мотивами композиции с аллегорическими образами искусств и ремесел, которые помещены в архивольтах главного портала (13 в.); среди них выделяется рельеф с изображением
В соборе в Торчелло в центральной абсиде наряду с фигурой Богоматери-одигитрии, стройной, утонченной в пропорциях, великолепно соотнесенной с пустым полем конхи, мы видим приземистых, большеголовых апостолов, изображения которых и сравнении с изысканно-прекрасной одигитрией кажутся просто
В соборе Парижской Богоматери (1210–1225) тимпан, изображающий смерть Марии и последовавшее за вознесением коронование ее Христом в небесные владычицы, отличается строгой торжественностью симметричной композиции, сдержанной _______ скупых движений и жестов
В соборе Парижской Богоматери в глубине центрального нефа, пронизанного мерцающим светом витражей, находится _______, озаренный колеблющимися огнями бесчисленных свечей и сказочным сиянием огромных витражей
В соборе Парижской Богоматери громадное внутреннее пространство центрального нефа господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами; интерьер, как и фасад, пронизан торжественно строгим величием, но его архитектурные ритмы еще больше устремлены ввысь, и материальная весомость ощущается в ___ мере
В соборе Парижской Богоматери исключительно широко применена декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов; украшения эти то состоят из растительного и _______ узора, то принимают характер фантастических изображений
В соборе Парижской Богоматери когда верующий вступал в центральный неф и терялся среди огромной толпы молящихся, грандиозный взлет вверх могучих сводов захватывал его воображение; так же поражало внезапное расширение пространства при вступлении в
В соборе Парижской Богоматери композиция с изображением Иова показывает, что сознание людей 13 в. было способно отражать нравственные чувства человека, трагедии и скорби жизни. Это сделало возможным появление образов, далеко выходящих за рамки церковных догм, религиозных символов. Однако такие творения готической скульптуры нельзя считать лишь наивной, ранней формой
В соборе Парижской Богоматери переход от пластичности скульптурных форм к бестелесности обусловлен не только архитектурно-строительными соображениями, но и тем, что в интерьере собора, предназначенном для богослужения, _______ обстановки экстатическим и мистическим порывам молящихся имело большее значение, чем в наружном облике собора.
В соборе Парижской Богоматери статуи и большие рельефные композиции в главном нефе и трансепте отсутствуют; _______ в основном сводится к сочной резьбе капителей, оттеняющей прорезанные высокими окнами плоскости стен
В соборе Парижской Богоматери стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки; ыыше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными
В соборе Парижской Богоматери фасады трансептов органично сочетаются с _______ легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами
В соборе Парижской Богоматери фасады трансептов являются творением развитой готики; их более стройные и изящные формы, почти полное отсутствие плоскости стены, свободная _______ вертикально развевающихся архитектурных форм и огромная ажурная роза дополняют и обогащают выразительность главного фасада
В соборе Парижской Богоматери, необычайно острым было восприятие внутреннего пространства и при движении по галерее второго яруса и вдоль боковых нефов – смещение ракурсов столбов а арок создавало полную _______ смену впечатления
В Солсберийскои соборе над средокрестием возвышается огромная стройная башня с высочайшим, почти шпилевидным шатром, это самая высокая церковная башня в Англии; ее общая высота вместе со шпилем – около__ м
В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13– начало 14 и.) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединив действие общим принципом
В Страсбургском соборе своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам, и придающими ему _______ вид; характерно отсутствие эмпор во внутреннем пространстве
В Тоскане, как и в Ломбардии, ведущую роль в развитии искусства играла художественная традиция Севера, а не Востока; в частности, средневековое тосканское зодчество во многом связано с_______ архитектурой
В украшениях кельнских мощехранителышц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей; кроме орнаментальных эмалевых пластин, которые использованы и декорировке рак в очень большом количестве, некоторые мощехранительницы украшены
В целом образ английского собора не обладает той степенью _______, которая характерна для готических храмов Франции; в нем меньше выражено присущее французской и немецкой готике чувство эстетической выразительности самой конструкции
В целом романские соборы Англии при отчетливо выявленной типологической общности планов производят впечатление большого разнообразия форм и свободы _______ решений
В церкви _______ в Вероне широкий корпус трехнефной базилики сохранил первоначальное деревянное перекрытие с открытыми стропилами, по-ломбардски плоский фасад с крыльцом-балдахином оживлен лопатками, акцентирующими его вертикальную направленность
В Шартрском соборе прекрасным примером перехода от романского к готическому стилю является изображение Богоматери, сидящей с младенцем на коленях; сочетание несколько застывшей иератической позы Марии с ясной силой торжественного _______ образует законченное монументальное целое
В юго-западной Германии, во Фрейбурге, был разработан особый тип западного фасада; здесь высится только одна башня, основанием своим охватывающая весь фасад и постепенно суживающаяся кверху, она увенчана ажурным каменным
В_______в. византийское влияние стало особенно интенсивным, поскольку после разгрома крестоносцами Константинополя и основания Латинской империи многие византийские мастера перебрались в Италию и продолжали здесь работать, непосредственно передавая свой опыт местный художникам
В_______в. развитие английской миниатюры шло по двум линиям; в одном направлении преобладали богатые декоративно-орнаментальные украшения, во втором – создание иллюстраций к литературному тексту, с тонко разработанными характеристиками персонажей
Важная особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены _______ тенденции
Важная особенность эксетерского храма заключается в том, что вместо обязательной башни над средокрестием две высокие башни поставлены на торцах трансепта; _______ часть собора получила, таким образом, двойной акцент
Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции:
Важной особенностью готической церкви св. Елизаветы в Марбурге было _______ в конструкции фасада; горизонтальные пояса, имеющие большое значение в готических фасадах Франции, здесь не играют значительной роли
Важную роль в утверждении архитектурных принципов ранней готики и в постепенном переходе к зрелой готической архитектуре сыграл _______собор, который, как и большинство средневековых соборов, был перестроен из романской церкви
Внутреннее пространство _______собора характерно для французских храмов высокой готики; величавый, благородный по своим пропорциям, могучий центральный неф господствует над боковыми, эстетическая выразительность смелой конструкции готического собора выявлена с предельной наглядностью
Во времена позднего средневековья во Франции образовались крупные центры художественных ремесел, имевшие мировое значение, большой известностью пользовались:
Во Франции в городах сосуществовали и соперничали религиозная театральная мистерия и полные грубоватой, наивной естественности светские
Во Франции в готической скульптуре орнаментальный резной декор отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную по сравнению со скульптурой роль, за исключением периода
Во Франции дворцы-замки и ратуши с их светским, монументально праздничным характером представляют собой наиболее прогрессивное явление и архитектуре поздней готики
Во Франции к середине XIIII в. оформилась собственно готическая – по принципу украшения– миниатюра; распространенными мотивами орнаментики в иллюстрации стали элементы готической архитектуры –
Во Франции католическая церковь, карая вольнодумие при помощи инквизиции, была вынуждена обратиться не только к террору, но и к теоретической борьбе, причем перенесла центр своей пропаганды в город в 13 в.; возникло схоластическое учение _______, возведенного церковью в ранг святого
Во Франции миниатюры конца XIII-XIV вв. не просто украшают страницу, они уже дополняют и комментируют текст, в известной мере приобретая иллюстративный характер; широко иллюстрировались
Во Франции одним из первых номиналистов был _______ – яркий представитель ранней городской культуры (1079–1142), у которого, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «главное – не сама теория, а сопротивление авторитету церкви»
Во Франции процесс развития миниатюры в XIV в. завершается творчеством так называемого Мастера часослова Буспио, названного по этому капитальному произведению Жана Коэна. Знакомый с итальянской живописью, мастер отказывался от орнаментированных фонов и превращал миниатюру в крошечные картины. Изображая свои сцепы в помещениях или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами, он пользовался (хотя и очень приблизительно) правилами
Во Франции ранняя готика охватывает последнюю треть 12 и первую четверть 13 вв., наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре собора в
Во Франции с середины 15 в. рост городов и широкое строительство протекало в иных исторических условиях и было связано с новыми строительными и художественными задачами; в процессе их решения изживались принципы и традиции готической архитектуры, к _______ в. исчерпавшей свои художественные возможности
Во Франции, начиная с _______в. стремление к точности и изяществу рисунка, погоня за особенной тонкостью оттенков привели к тому; что чистые, звучные тона стекол полностью уступили место живописи по стеклу смешанными тонами и с дополнительной подтравкой
Во Франции, часто художники обращались к своеобразной витражной гризайли; подражание нараставшим в скульптуре и миниатюре жанрово-реалистическим тенденциям, утеря былой красочности и декоративности _______ вызвали упадок витражного мастерства
Во французской готике, в отличие от _______, статуи сравнительно редко ставились внутри храма; чаще всего они, за исключением выполнявшей более декоративные функции «галереи королей», сосредоточены в нижней, более близкой человеку зоне фасада
Во французской готической скульптуре в _______ столбов и опор легкий шелест каменной виноградной листы или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность
Во французской готической скульптуре в хоровых обходах, в венке капелл каменный узор становился более прихотливым и разнообразным, в частности декоративно обрамляя _______ многочисленных рельефов
Во французской готической скульптуре смешные, иногда не совсем пристойные фигуры людей, обезьян, а также фантастических животных и птиц, помещаемых в мало заметных частях храма, удивляют сочетанием жизненности и _______ условности
Во французской готической скульптуре тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, выступая на фоне льющегося в храм света, воспринимается как графический черный узор, контрастно оттеняющий мягкую звучность
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с(со)_______в., один за другим появлялись замечательные памятники готического стиля в Магдебурге и Падерборне, в Трире, в Вецларе
Восприятие интерьера готического храма современным человеком, конечно, свободно от того опьянения мистическим экстазом, с которым были связаны эстетические переживания людей средневековья; нами ясно ощущаются _______ пространственных форм и ритмов
Высокая культура _______ убранства интерьера – отличительная особенность зодчества южной и центральной Италии; именно в этих областях – в Риме и на юге Апеннинского полуострова – в XII-XIV вв. работали художники из семейства Космати, известные мастера декоративной мозаики и мраморной инкрустации
Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а _______ усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи
Главным памятником венецианской средневековой архитектуры является собор _______; сооружение собора началось после того, как в 976 г. сгорела более древняя базилика, он строился главным образом в 1063–1085 гг.
Глубокое соответствие между зодчеством и пластикой в _______ соборе привело к вполне обоснованному предположению, что гениальный скульптор был одновременно и зодчим и что под его руководством были исполнены все работы по возведению хора и украшению его
Готика переходит в искусство нового типа, которое, с одной стороны, противостоит ее средневековому, еще аскетическому характеру, а с другой – развивает ее реалистические элементы – склонность к передаче характерных черт, внимание к внутренней жизни личности; время формирования искусства Возрождения –____ столетие
Готическая скульптура зародилась в_______в., т.е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики
Готические статуи французской школы в отличие от витражей раскрывают очень точно, а часто и _______ характер героя, его душевное состояние и особенности его внешнего физического облика
Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях – в ратушах и гостиных дворах, монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин; первые здания ратуш появились
Громадное число поместий английского дворянства в_______вв. и позже сооружалось в формах готики в сочетании с элементами архитектуры, выработанными в эпоху Возрождения
Датой, отмечающей начало английской готики, принято считать _______г., когда приглашенный в Англию зодчий Вильгельм из Сана, один из мастеров ранней готической архитектуры Франции, приступил к перекрытию стрельчатым сводом хора Кентерберийского собора до образцу хора собора в Сане
Дворец в Авиньоне представляет собой переходный тип от замка-крепости к замку-дворцу; он отличается более _______ характером, чем ратуши Компьена или Сен Кантона с их светский и жизнерадостным обликом
Декоративность и налет _______ манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и подготовляли переход к поздней готике
Для Германии типично большое количество сооружений, воздвигнутых в переходном от романского к готическому стилю, примером может служить красиво стоящий на высоком берегу реки собор В
Для поздней готики характерны попытки продолжить традиции монументальной скульптуры высокой готики; одним из лучших среди подобных произведений является _______ в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора
Для поздней готики характерны попытки продолжить традиции монументальной скульптуры высокой готики; одним из лучших среди подобных произведений является очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф _______ на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери
Для французской миниатюры периода развитой готики характерно умение создавать _______, в достаточной мере правдиво передававшие определенные сложные ситуации
Достижения французских миниатюристов с их выразительным языком, подчас насмешливым, подчас лирическим, привели к расцвету в середине 15 в. и другого, нового вида графического искусства – _______, а затем и книжной реалистической иллюстрации
Дух позднесредневекового коммунального города не был свойствен патрицианской Венеции, вследствие этого здесь в данный период не было потребности в принципиально новых эстетических формах, лежащих за рамками средневекового мироощущения; византийские традиции сохраняли свою силу в искусстве Венеции вплоть до____ в.
Если в зрелой готике массив фасадной стены, по существу, исчезает и конструкция выявляется мощными пилонами – контрфорсами и проемами широких порталов и громадных окон, то в соборе Парижской Богоматери стена сохраняет
Если интерьеры французских храмов отличаются крупный масштабом пространственных членений, четкостью и обобщенностью линяй, простотой и ясностью форм, то в английских постройках членения и формы носят более дробный и дифференцированный и, вместе с тем _______ характер
Если собор в Солсбери выделяется среди английских храмов особым совершенством своего архитектурного решения – мастерски найденным равновесием всех частей сложного сооружения, последовательно, проведенным единством целого, тонкой разработкой деталей, большим чувством меры, то строители других соборов прибегали зачастую к более _______ подчеркиванию отдельных средств художественной выразительности
Замечательный ансамбль ___________фигур – это скорее скульптурная галерея наиболее типичных для общества того времени человеческих характеров.
Зародыши нового в южноитальянском искусстве 13 столетия не получили в дальнейшем серьезного развития; культура южной Италии не пришла к Проторенессансу, ибо экономическая и социальная структура общества сохраняла здесь _______ характер
Значительные в художественном отношении скульптуры Страшного суда на западном фасаде собора Парижской Богоматери, посвященные многострадальному Иову, отличаются суровой простотой, наивной серьезностью и глубоким драматизмом; фигуры очень материальны, _______ моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела
Значительный интерес в английской скульптуре представляют скульптурные надгробия, первые художественно значительные памятники этого рода относятся к ___ в.
Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые _______, наиболее замечательной из которых является Сен Шапель в Париже, построенная в 1243–1248 гг..
Исключительный интерес представляет богатая история английской книжной миниатюры; наиболее ранние рукописи, выполненные в_______ школе поражают богатством орнамента и сложностью композиции
Искусство _______ – одно из тех явлений, которые подводят итог средневековому этапу в развитии итальянской живописи; его работы содержат много находок, которые, будучи развиты живописцами следующего поколения, помогли итальянскому искусству сделать большой шаг вперед
Исполнители _______ Раввинского собора отказались от схемы размещения изображений, которой строго придерживались мастера Византии; отход от традиции простирается и на само содержание художественного образа, который отличается утверждающим характером, выражением непоколебимой силы и спокойствия
Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. Во многих из европейских стран на различных этапах эволюции феодального строя складывались крупные государственные образования. Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности; в стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской _______ в целом
Итальянское искусство не отличалось той мерой _______ единства, которое характерно для средневекового искусства многих других стран Европы; не существовало и центра, который выполнял роль художественной столицы
К 1150 г. относится вторая, очень свободная копия Утрехтской псалтыри – так называемая псалтырь Эдвайна; это вполне оригинальное произведение с перовыми рисунками – новыми по тематике и по _______ решению
К 40-м гг. XII в. относится опыт применения свода на нервюрах при строительстве _______ собора в Сане
К _______в. относится слияние принципов английской и французской миниатюр, создание единого англо-французского стиля, правда, сохранившего некоторые особенности, типичные для каждой из стран
К _______в. Франция стала центром европейской образованности, в Парижском университете – одном из первых университетов средневековья – высказывались антиклерикальные мысли
К концу XII в. относится Винчестерская библия с богатейшим _______ инициалов и разнообразными по сюжету оформления страницами
К числу памятников, выделяющихся на общем фоне, принадлежит мраморный трон в церкви св. Николая в Бари, созданный около 1098 г. Огромное каменное сиденье сзади поддерживают сравнительно тонкие колонны, спереди – сгибающиеся от непомерной тяжести три атланта, лица которых выражают мучительное напряжение. Вследствие этого намеренного нарушения тектоники вся тяжесть трона как бы оказывается давящей па фигуры атлантов, отчего _______ статуй приобретает мотивировку и становится особенно убедительной.
К шедеврам высокой готики относятся и многие из почти бесчисленных статуй Реймсского собора, созданных в течение 30–70-х гг. 13 в.; такова близкая по духу к амьенскому _______ прекрасная голова юноши на западном портале, смелая и энергичная по моделировке
К_______столетию в южной Италии, в первую очередь в сицилийских городах, сложилась местная художественная школа, в формировании стиля этой школы серьезную роль сыграло византийское влияние
Как и в других европейских странах в эпоху средневековья, в Италии широкое распространение получили различные виды прикладного искусства –
Как и поздние мозаики Монреале, антикизирующая южноитальянская скульптура была одним из первых звеньев того процесса перестройки средневекового сознания, который начался в XIII в.
Конструктивные элементы, играющие столь важную роль в формировании внешнего облика французских соборов, в английских храмах выражены слабо; по высоте нефов последние уступали французским, поэтому в мощных _______ в отпадала необходимость
Крупнейший памятник _______ школы – так называемая псалтырь королевы Марии – создан в 1320 г., очевидно, для короля Эдуарда II; рукопись содержит 60 больших миниатюр, 233 раскрашенных рисунка и более 400 рисунков пером
Культурная связь Венеции с Византией продолжалась и после вытеснения византийцев из Италии, поскольку в _______вв. Венеция превратилась в крупнейший центр посреднической торговли между Востоком и Западом
Ломбардия оставалась оплотом готики почти на всем протяжении 15 века, новый принципиальный сдвиг в развитии художественной культуры произошел здесь лишь
Ломбардские города никогда не являлись полноправными конкурентами Венеции; все же с _______вв. Ломбардия играла довольно существенную роль в посреднической торговле между Востоком и Западом
Ломбардские церкви, кик и раннехристианские, имеют отдельно поставленные
Ломбардцы первые в Западной Европе эпохи средневековья использовали кирпич в качестве материала для сооружения культовых зданий, впервые применили ряд конструктивных приемов, подхваченных по другую сторону Альп:
Мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа, в лучших вещах _______в. оно проявлялось с необычайной силой
Мироощущению процветающей Венецианской республики более всего соответствовали образы и формы _______ характера, в искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона и утонченный спиритуализм, сколько его торжественная репрезентативность
Многочисленные деревья с раскидистыми кронами, свободно разбросанные на большом пространстве вокруг Солсберийского собора, широкая площадь зеленых газонов – все это вносит в образ данного сооружения ту особую ноту поэтической связи с природой, которая отличает английские соборы от готических храмов
Можно назвать памятником собственно сицилийского искусства вторую серию мозаик Палатинской капеллы, возникшую в 1154–1166 гг.; отголоски воздействия западноевропейского искусства ощущаются в сцене _______, где фигуры обретают объем, жесты людей – реальный смысл, движения – экспрессию
На _______ падает период высшего подъема готической архитектуры в Англии, время создания наиболее значительных сооружений
На западном фасаде Реймсского собора решена задача _______ объединения нескольких статуй в духе лучших принципов высокой готики
На развитие поздней немецкой готики большое влияние оказало архитектурное решение находящегося на французской территории Страсбургского собора в особенности – его западного фасада (_______г.), архитектурная композиция которого отличается господством легких стремительных вертикалей
На Реймсском соборе группа «Благовещение» отличается большой стройностью фигур; рядом со спокойно улыбающимся лицом Марии, скромной красотой её почти робких движений, не лишенных глубокой поэзии, беспокойные ритмы складок одежды ангела, жеманность позы которого производят впечатление
На фоне общего упадка пластики в 11 столетии выделяются высоким художественным качеством рельефы бронзовых дверей церкви Сан Дзено в Вероне с изображением сцен из Книги Бытия, жизни Иоанна Крестителя и Христа; их отличает:
Наглядное представление о первых шагах готического направления дает статуя _______ в Санском соборе, созданная в конце XII в.
Наиболее ярким примером непосредственного влияния французской готики служит Кёльнский собор, план его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство; за образец был взят __ собор
Наибольшее развитие в_______ строительство ратуш получило в городах северо-восточной и северной Франции, населенных богатым и многочисленным купечеством
Начиная с конца _________в. феодальные города могли стать и стали во Франции центрами прогрессивного развития культуры и искусства
Небывалые но сложности и богатству форм своды капеллы Генриха VII с украшениями, наподобие свисающих трехъярусных ажурных воронок, потребовали для их поддержки дополнительных конструктивных элементов; постройкой капеллы завершается эволюция английской _______ архитектуры эпохи готики
Немецкая портретная скульптура готической поры опередила аналогичные явления французского искусства на целое столетие; в Бамберге она представлена статуями на левой стороне «Врат Адама»:
Немецкие памятники прикладного искусства периода 12-13 вв. очень многочисленны, они включают в себя вещи и светского и церковного обихода; среди последней группы вещей наряду с известными во всех других странах предметами церковной утвари выделяются большие драгоценные _______ для облачения священников
Необычайная свежесть красок и плавное движение линий присущи искусству поздней готики; временами оно впадало в манерную элегантность, вытекавшую из ограниченности его содержания – куртуазных мотивов, рыцарской любви, но в книжной миниатюре подобные недостатки менее заметны, они ослаблены общей ___ задачей
Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплотились в ансамбле ____ собора
Несмотря на нарушение общепринятых принципов _______, здание Дворца дожей в Венеции выглядит очень гармоничным; навеянный архитектурным декором Востока геометрический узор из белых и розовато-красных плит покрывает стену третьего яруса, придавая ей особую легкость
Новые веяния пробуждаются в искусстве _______в.; в поздних мозаиках собора в Монреале канонический дух начинает уступать место более свободной интерпретации библейских событий, в их изображении уже в некоторой степени проявляются черты творческой личности художника
Новые строительные и художественно выразительные возможности, заложенные в каркасной системе, последовательно раскрывались _______ в соборах Парижа и Лана
Нормандское завоевание Англии в 1006 г. ускорило и активизировало процесс феодализации, земли многих англосаксонских феодалов были отобраны и переданы представителям нормандской знати; крестьянство, до завоевания большей частью свободное, отныне в_______ было закрепощено
Обе тенденции южноитальянской архитектуры – суровой мощи и праздничного великолепия – сочетает собор d_______, выстроенный в конце 12 –начале 13 столетия
Обогащение эстетической культуры готики выразилось и в создании необычайно сложных скульптурных и живописных циклов-ансамблей; яркого расцвета достигли _______, заполнявшие стрельчатые окна, и ажурные розы
Общий образный строй Палатинской капеллы несет на себе отпечаток утонченного _______, который отличает памятники византийского круга
Огромные синтетические композиции французских готических соборов, символичные по своим сюжетам и идеям, олицетворяли мир земной и
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236), в трех порталах изображены:
Одним из самых величественных сооружении ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), он был заложен в __ г.
Одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов _______ мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья
Около середины 13 в. немецкая живопись испытала заметный поворот в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, _______ многообразия формы
Оригинальное соединение форм готического и восточного зодчества свойственно и архитектуре дворцов венецианской знати; их обогащенные _______ фасады, изобилующие архитектурно-орнаментальными готическими формами, приобретают красочность и декоративность восточного характера
Основными центрами витражного искусства были в 13 в.
Особенно богато скульптурное убранство в _______соборе – одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи
Особенно яркая фантазия присуща художникам, украшавшим рукописи _______; возникшие впервые во Франции, они породили много повторений и вариаций, а богатое украшение этих рукописей стало спецификой английской миниатюры
Особенности первого периода французской готической миниатюры, носящего переходный от романского к готическому стилю характер, определялись во многом влиянием на миниатюру знаменитых французских витражей; важную роль играли:
Особое место в развитии итальянского средневекового искусства занимает миниатюра, в знаменитом монастыре Монтекассино и в других бенедиктинских аббатствах южной Италии преобладали византийская школа; образцом византийской манеры а школе Моитекассино может служить
Относительно слабое развитие монументальной живописи и скульптуры отчасти объясняется тем, что в искусстве дороманской Англии почти не было традиций человеческих изображений; лишь с_______в. появилась каменная скульптура в церквах
Очень живописно украшена псалтырь Роберта де Лиль (14 в.) сценами из жизни Христа, особый интерес представляет миниатюра _______ экспрессивной характеристикой действия
Памятники зрелой готики создавались во Франции с 20-х гг. и до конца 13 в., самые - значительные из них – соборы в
Первым зданием Рейнской области, в котором ярко выражены принципы готического стиля, является церковь Богоматери В
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» ___ собора
Переход искусства Франции к ______________этапу был связан с общим ростом производительных сил, совершенствованием земледелия и в особенности с ростом городов, то есть с развитием в рамках феодального общества ремесел и торгового обмена
Период, на который приходится развитие готического искусства, стад во многом переломным для английской культуры; то было время формирования английского языка, созданные в конце 14 в. «Кентерберийскне рассказы» _______ предвещали наступление новой эпохи в английской литературе
План собора Нотр-Дам де Пари представляет собой решительный шаг вперед по сравнению с базиликальной схемой собора Сен Дени, это громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта, с двойным обходом хора, со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах. Несмотря на то, что собор строился свыше века, он поражает органичной _______ своего архитектурного образа
Повествовательность и иногда социально-бытовая в английских миниатюрах трактовка сюжетов в 14 в. видоизменялись во Франции в сторону
Позднеготическое искусство господствовало в Англии с последней четверти 14 до середины 16 в.; согласно принятой в Англии периодизации, этот этап именуется периодом «перпендикулярной» готики, а та его часть, которая приходится на промежуток промели между концом 15 и серединой 16 столетия, называется
Поздний период английской готики, начавшийся с последней четверти 14 века, завершился
Поздняя готика в Германии имеет особые черты; преобладающее значение _______ получает тип зальной церкви, архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство, энергия общего движения ввысь ослабевает
Поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений; к наиболее интересным памятникам этого периода относятся главные фасады соборов в
Попытки мастера Вильгельма творчески освоить античную традицию получили поддержку в искусстве его круга; в рельефе южной стороны Моденского собора «Гений истины вырывает язык у беса лжи» драпировки не скрадывают, а выявляют реальную
После завоевания Англии нормандцами традиции старой винчестерской школы исчезли, а связи с материковыми скрипториями стали теснее; самыми значительными скрипториями обладали монастыри:
Последний великим творением зрелой готики был _______собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом – вышиной более 40 и протяженностью 145 м.
Последний отзвук высокой готики – грубоватая по выполнению, но проникнутая подлинным вдохновением проповедника статуя св._______, видимо, работы местного мастера из Ле Мана (последняя четверть XIII в.)
Последняя фаза развития французской скульптуры XIII в. характеризуется не только известной утратой былой возвышенной монументальности, но и некоторым усилением _______ тенденций
Постройки этого типа представляют собой однонефные или трехнефные церкви, в последнем случае боковые нефы настолько узки, что, по существу, не обладают самостоятельной пространственной выразительностью, иногда боковые нефы изолированы от среднего; к характерным образцам таких сооружений принадлежат:
Преемственная связь ломбардской школы с сооружениями раннехристианской поры особенно заметна в миланской церкви _______, созданной в 10–12 вв.; строители не только сохраняют базиликальный план, но и, следуя традиции раннехристианского зодчества, возводят перед западным фасадом обширный атрий
Прекрасный пример скульптурного убранства ранней готики можно видеть в тимпане ворот западного фасада собора в Сенлисе, особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает
Пример особенностей того типа готического собора, в котором принципы английского зодчества 13 – 14 вв. воплотились в наиболее чистом виде, дают храмы в
Примеры радикального выражения светских тенденций тосканского зодчества дает архитектура _______; особенностью строительства здесь является ориентация на раннехристианские базилики с их деревянными перекрытиями, Т-образным расположением трансепта, античными пропорциями колонн
Принципиальный шаг вперед от дороманского искусства к собственно романскому ломбардская школа пластики делает
Процесс сложения феодальных отношении в Англии происходил параллельно с распространением христианства; постоянная угроза иноземного завоевания, главным образом со стороны датчан, которые на протяжении нескольких столетий дважды подчиняли себе Англию, привела в_______ в.к созданию государства англосаксов
Разительный пример акцентировки западного фасада представляет собор в_______, здесь фасад пристроен к романскому храму в первой половине 13 в.; он не отличается большими размерами, ширина его даже превышает высоту, но устремленность ввысь выражена в нем наиболее остро
Размещая изображения, создатели мозаик Чефалу придерживались той иерархической системы, которая была выработана в Византии, над всеми мозаиками царит полуфигура Христа Пантократора, помещенная в конхе абсиды; ярусом ниже изображена _______ с четырьмя архангелами по сторонам
Ранние памятники аббатства ____________, например, псалтырь (начало 11 в.), хранящаяся в Ватикане, по богатству орнамента букв напоминают декорировку винчестерской школы
Реймсский собор поражает своей грандиозностью, во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и как бы заостряют вертикальную устремленность фасада, огромная роза, заполняющая охваченный широкой аркой центр второго яруса, свободно и торжественно заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Помещенная над вторым ярусом «галерея королей» как бы подготовляет своими _______ статуями взлет башен с их удлиненными окнами
Реймсский собор поражает своей грандиозностью, от яруса порталов и до вершин прямоугольных башен вертикальные линии пронизывают здание, преобладая над горизонталями; строители применили _______, их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами
Романский собор в Англии – это обычно очень сильно вытянутое в длину узкое
С (со)_______XII в. в Англии наступает период готического искусства
С ростом городов во Франции обострялись свойственные феодализму противоречия и усиливалась идеологическая борьба, выступавшая в обычной форме ересей и в виде философских и богословских споров
Самые типичные работы второй половины 14 в. связаны с мастерской миниатюриста _______, к произведениям которого принадлежат датированная 1327 г. Библия Роберта Биллннга и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г.)
Светская архитектура Венеции, города лагун и каналов, сочетает в себе элементы средневекового городского зодчества западного типа; наиболее замечательным образцом светского строительства является Дворец_______, сооруженный в стиле так называемой венецианской готики (XIV-XV вв.)
Своего зенита тенденции поздней готики достигают в капелле в _______, построенной в 1502–1512 гг.; она примыкает по продольной оси к восточной части собора и представляет собой как бы гигантски увеличенную среднюю капеллу, выделяющуюся из окружающего абсиду венка капелл
Своеобразие немецкой готики состоит в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, _______ внешностью:
Своеобразной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом; каждая пара окон объединена _______, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема
Своеобразный разрыв между характером облицовки фасада и реальной структурой сооружения можно наблюдать на примере флорентийского _______ (XII – начало XIIIвв)
Своеобразным изобретением итальянского средневековья, не имевшим никакого византийского прообраза, были «свитки ликования»; одним из красивейших памятников этого типа является
Сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое; таковы шедевры, созданные бамбергскими скульпторами младшей школы, – статуя _______, помещенные внутри собора
Скульптура готики, и именно французской школы, отличается своей _______; это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова
Скульптура не получила в Англии такого широкого развития, как в странах континента; если в английских соборах скульптура в редких случаях и применялась в широких масштабах, то она служила преимущественно декоративному обогащению архитектурного
Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции; почти совсем лишены наружных скульптурных украшений, например:
Скульптурные сцены западной преграды _______ собора переносят зрителя в другой мир; евангельские сюжеты – «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др.– представлены здесь в духе средневековых мистерий, исполняемых простыми людьми на площади
Скульптуры Наумбургского собора поставлены так, чтобы можно было охватить взглядом целое, и потому зритель, стоящий у арки входа, откуда ему открывается вся скульптурная группа, видит каждую фигуру в наиболее благоприятном для нее аспекте, особенно это относится к парным статуям:
Сложные исторические условия во Франции __ обусловили новый важный прогрессивный шаг в развитии феодального искусства – углубление в нем гуманистических тенденций
Со второй половины 14 в. реалистические тенденции во французской миниатюре усилились. Некоторое влияние оказало то обстоятельство, что тогда в иллюстрировании рукописей принимали участие не только миниатюристы-профессионалы, но и крупные живописцы или скульпторы. Среди них было много выходцев с северо-востока Франции и из Фландрии. Особенно развилось иллюстрирование светских книг, многочисленных лирических поэм, сатирических
Собору в _______ в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором
Созданная в последней четверти 13 в. «Мадонна» позволяет судить о характере пизанской иконописи, художник со всей догматической строгостью повторяет образ-тип, сложившийся в
Среди дошедших до нас значительных городских сооружений выделяется _______ замок-дворец в Авиньоне, сочетающий элементы жилого дома с замковой и церковной архитектурой
Среди раннеготических соборов заслуживают упоминания: собор в
Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами, прикладное ее искусство в целом представляет собой богатый и разнообразный комплекс художественных изделий; произведения немецких мастеров отличаются определенным своеобразием, которое проявляется: в
Средневековое искусство Франции сыграло огромную роль в истории искусства своего народа и народов всей Западной Европы; отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое к ___ в.
Стремление к яркой, даже _______ передаче характера человека – типичная черта готической скульптуры в нору ее наивысшего расцвета
Строительство готических соборов в Англия оказалось связанным не только с городами, а – как и в романский период – с монастырями; конструктивная схема храма и весь его облик по-прежнему зависели от практических запросов _______ и от художественных традиций, сложившихся у строителей предшествовавших столетий
Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери; в разделенном на три горизонтальные зопы тимпане изображенье последние эпизоды жития святого, а также_______, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика
Типичным произведением романской архитектуры является построенная в 12 в. церковь _______ в Павпи; этому сооружению свойственна суровая монументальность романских памятников, снаружи фасад храма расчленен соответственно его трехнефному делению
Только характерным стремлением к зрительной иллюзии можно объяснить скульптурный мотив южного поперечного корабля церкви св. Марии в Мюльгаузене, здесь каменные статуи императора Карла IV и его супруги (_______XIVв.) кланяются народу с балкона
Усиление средневекового государства под властью короля было особенно необходимо господствовавшим классам для подавления многочисленных восстаний народных масс, например, так называемой Жакерии – крестьянской антифеодальной войны во Франции ___ в.
Фасад и башни собора Парижской Богоматери образуют _______, вписанный в высокий прямоугольник, что в сочетании с нарастанием вертикалей от яруса к ярусу и создает впечатление устремленности ввысь
Фасадные _______ некоторых соборов, сооруженных в течение 14 в. иногда производят впечатление парадоксальности даже сравнительно с весьма далекими от шаблона фасадами более ранних английских храмов; таков западный фасад собора в Эксетере
Франция и в готический период создала замечательные по своему разнообразию и художественному совершенству образцы прикладного искусства; мастерами городских ремесленных цехов развивались и перерабатывались декоративные традиции ___ искусства
Характерным отличием английских готических соборов было также то, что, поскольку они возводились преимущественно монастырями, планы их, и без того сложные, дополнялись, как и в романских храмах, множеством пристроек; к Солсберийскому собору примыкают:
Хор в английском соборе не имел на востоке завершения в виде круглой или многоугольной абсиды, как это применялось в других странах; он завершался либо капеллой прямоугольных очертаний, либо стеной
Художественная школа Венеции – одна из наиболее крупных в средневековой Италии, воздействие византийского искусства сыграло здесь важную роль; в этой части Апенниского полуострова византийская традиция имела наиболее древние корни и оказалась непосредственно связующим эвеном между
Центральными фигурами французской миниатюры последних десятилетий 14 в. были два мастера:
Церковь Елизаветы в Марбурге имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Восточная, алтарная часть и рукава трансепта совершенно одинаковы и завершаются абсидами, как это было принято в Кельне и Трире. Эта церковь, современная зрелой готике но Франции, сохраняет в главном нефе продолговатую четырехраспалубковую травею и расчлененные устои. Логика пространственного построения и хорошо найденные пропорции придают ей законченность и
Цикл Монреале, как и цикл Палатинской капеллы, был создан не сразу, а в два этапа:
Экономические отношения, социальный строй, быт и общественное сознание (особенно к концу XIII в.) в передовых тосканских центрах во многом качественно меняются. С конца XIII столетия в Италии наступает эпоха
Элементы светскости, тенденция к гармоническому образу, присущие всему ломбардскому зодчеству, отчетливо выступают в ансамбле пармской соборной площади, созданном во второй половине XII в. и включающем
Ювелирные изделия средневековой Франции, как и все произведения готического прикладного искусства, свидетельствуют о неизменной любви к яркой, пышной красочности; украшения обычно усыпаны самоцветными камнями в виде кабошонов, причем наиболее ценились
Южная Германия славилась художественной резьбой по дереву, в украшении интерьеров соборов и замков искусство резьбы из драгоценных пород дерена достигло подлинно ___ форм