__________ - фигурный столбик, из которых составлялось ограждение крыльца, балкона, галереи; иногда они использовались как декоративное украшение здания
___________ - граненое стекло, имитирующее драгоценный камень
___________ - истолкование в определенной культурно-исторической ситуации традиционных символических образов
___________ - неглазурованные керамические изделия, подвергнутые обжигу, с пористым черепком обычно красного, коричневого или кремового цвета
___________ - полный столовый прибор на накрытом столе. В современном языке заменен словом «персона»
___________ - сетка трещинок, покрывающая изделие. В керамике ее делали на глазури, иногда дополнительно выявляя краской
___________ - ткань из козьего пуха, из которого выпрядались тончайшие нити: 4500 м такой нити весили не более 13 г
___________ - фигурный подсвечник для нескольких свечей, композиционно строился как половинная форма небольшой люстры, стоящей на бронзовой или мраморной подставке
___________ - шелковая или льняная нить, плотно обвитая узкой золотой или серебряной ленточкой
___________ - шелковая узорная ткань тафтяного переплетения, в которой уток толще основы
___________ - это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком, покрытые глазурью
___________ - это высокий кувшин с хоботовидным носиком
___________ - это изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений
___________ - это керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый белый черепок, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью
___________ - это керамические изделия, получаемые спеканием массы из пластичной огнеупорной глины (каолина), полевого шпата, кварца; имеют водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Обладает высокой прочностью, термостойкостью, изоляционными свойствами
___________ - это лепное или графическое украшение в виде не совсем развернутого свитка или щита, обрамленного завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и т.п.
___________ - это машина, набивающая узор на ткань плоскими формами последовательно в несколько красок
___________ - это мелкие овалы полотнянки с плотным центром и отходящими от них нитками или плетешками на простой решетке, служат узором узкого парного кружева или украшением фона
___________ - это надглазурная краска, в состав которой входят растворенные в эфирных маслах окиси различных металлов: золота, платины, серебра, меди и т.д.
___________ - это нить, имеющая ворсистую поверхность
___________ - это ножка посуды (вазы, рюмки и т.п.); может составлять одно целое с изделием, а может служить подставкой
___________ - это окрашенный холст
___________ - это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях и пр.
___________ - это решетка с шестиугольными ячейками, названа по месту производства – городу во Франции
___________ - это сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии
___________ - это стекло с использованием тончайших цветных стеклянных нитей, которые в горячем состоянии вытягивались из мягкой стеклянной массы и укладывались в витые спиральные орнаменты на поверхности изделия
___________ золото (серебро) – это тонкая нить круглая в сечении из металла. Получила название от техники изготовления: металлическую нить протаскивали сквозь тонкое отверстие
___________ обладает весьма насыщенным и ярким цветом, образуется путем восстановления окислов металлов в результате обжига без доступа кислорода
___________ образуется в результате выпадения кристаллов на основе пресыщения состава и в условиях длительного обжига и охлаждения
___________ размещались в помещениях, где могло быть сильное движение воздуха: в вестибюлях, на лестницах, в галереях, в проходных комнатах. Стеклянные стенки этого осветительного прибора не давали пламени свечи погаснуть от колебания воздушных потоков
___________ – деревянная доска с вырезанным на ней орнаментом для нанесения узора на ткань
___________ – предприятие текстильной промышленности, основанное на разделении труда с использованием как машинной, так и ручной ремесленной техники
___________ – тип тонкого легкого кружева с цветочным узором полотнянкой и обводом сканью, получивший название по месту производства, – городу в Брабанте (современная Бельгия), исполнявшийся там с XVII в., а с XIX в. и в России – в поме-щичьих мастерских; в Мценске и в Ельце
___________ – тонкая металлическая проволочка, скрученная в виде спирали
___________ – узорная шелковая ткань, дешевый сорт тафты
___________ – это волнистая, сильно изогнутая полоса полотнянки
___________ – это средняя горизонтальная часть между карнизом здания и несущими конструкциями (колоннами, стеной) или декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете и т.д.)
___________ – это техника живописи, при которой изображение выполняется по белому фону одним цветом, чаще всего коричневым или серым
___________ – это тип кружева, получивший название по месту производства, – городу на севере Франции. Расцвет кружевного производства относится к 1725-1780 гг. Для классического типа XVIII века характерна решетка с круглыми ячейками, в XIX в. – решетка простая, но перевитая несколько раз
____________ - две разные нити, скрученные вместе
____________ - керамические изделия по технологии изготовления и материалам близкие к фаянсу; меняется только соотношение компонентов и существует различие в режиме обжига
____________ - медный материал для плетения металлического кружева или золотного шитья, позолоченный или посеребренный
____________ - миска с носиком-сливом, в которой питье подавалось к столу и разливалось по чаркам
____________ - плотная, нетяжелая шелковая ткань, с ограниченным включением золотной нити в узоре
____________ - точечный кружевной узор на ситцевой ткани, полученный при набойке рисунка, для чего на печатную доску набивали тонкие металлические гвоздики
____________ - это бутыль с шаровидным туловом и низкой изящной шейкой
____________ - это металлические бляшки разнообразных форм: круглые, овальные, клинчатые и другие, чаще всего золотые или серебряные. Они украшались чеканкой, гравировкой, эмалью, орнаментальным узором и сюжетными композициями
____________ - это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах
____________ - это прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлические изделия в художественных целях и закрепляемое обжигом; бывает прозрачным и непрозрачным, белым и окрашенным в разные цвета; так же называются и художественные изделия с таким покрытием
____________ - это роспись подглазурными красками, в которые входят растворы солей металлов. Такая роспись, прошедшая обжиг при очень высокой температуре, образует исключительно нежные, почти акварельные тона
____________ - это украшение парадной сервировки стола в виде скульптуры или архитектурного сооружения
____________ – льняная ткань саржевого или атласного переплетения. Чередованием саржевого и атласного переплетения достигается полосатость ткани
____________ – система стилистических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом
____________ – технический рисунок для выполнения плетеного кружева
____________ – это большой подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей
____________ – это нелощеное бумажное полотно, на котором напечатаны узоры и цветы красками
«___________» фарфоровый сервиз был первым из произведенных в России
«Ростовский крест» – рисунок __________, созданной в Ростове Великом
«Русское кружево» – ___________ кружево с геометрическими узорами
Акант – это орнаментальный мотив в виде широких зубчатых
Ампир – это (от фр. еmpire, букв. – империя) художественный стиль начала __________ века
Ангоб – это __________ слой хорошо проработанной глины, покрывающей более грубый черепок
Анилиновые красители – это ___________ красители на основе анилина
Антропоморфный мотив – это орнаментальный мотив в виде стилизованной ___________ фигуры
Атлас - шелковая односторонняя блестящая ткань ___________ переплетения, так называемого атласного или сатинового
Барокко – это художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины _____ вв.
Бель – это ____________ блестящая плотная нить, проложенная по контуру узора
Бисер – это мелкие разноцветные ____________ бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания на предметах быта, одежде
Бисквит – это неглазурованный ___________, применяющийся обычно для изготовления скульптуры
Бить – это ____________ в виде узкой тонкой металлической полоски
Блонды – это ___________ шелковое кружево
Бра – это ____________ светильник
Броширование - это способ изготовления ___________ полотен путем ткачества
Бязь - это плотная хлопчатобумажная ткань, в которой нити основы ____________, чем нити утка
В XV-XVI вв. изразцы имитировали
В первой четверти XVIII в. наиболее характерные изделия из стекла выпускались
В России секрет производства фарфора открыл
Витраж – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в виде самостоятельного панно из
Галун – это плотная тесьма, изготовленная из ___________ нитей, часто узорная
Гипюр - это род ___________ кружева со связками, без фоновой решетки
Глазет - гладкая ___________, чаще с шелковой основой, сплошь затканная серебряной или золотой нитью
Глушенным называли ___________ стекло
Готика - художественный стиль в Европе XII-XV вв., завершивший развитие средневекового искусства. Характерные особенности
Гутное стекло - стеклянные изделия, выполняемые посредством
Завод Гарднера в конце 70-х годов XVIII века выпустил орденский сервиз
Завод М.В. Ломоносова в Усть-Рудице выпускал
Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части
Зооморфный - имеющий форму
Индиго - краситель насыщенного ___________ цвета
Искусственный хрусталь представлял собой бесцветное стекло особого изготовления, в состав которого входили в известной доле
Камея - ___________ изображение на драгоценном или полудрагоценном камне; известны со времен античности
Камка - шелковая __________ узорная ткань, где орнамент выполнен путем ткачества за счет сложного переплетения нитей
Квасцы – это кристаллогидраты двойных солей (железные, оловянные, медные), хорошо растворимые в воде. Использовались для
Кобальтовое стекло - стекло насыщенного ___________ цвета
Коклюшки - инструмент для исполнения
Крупнейшие центры производства керамики находились
Крупнейшими производителями стекла в России были заводы
Крупнейшими производителями фарфора в России были заводы
Кубовое крашение - способ, при котором ____________ окрашивается в специальных емкостях, называемых кубами
Лицевое шитье - это вышивки ___________, откуда и пошло их название
Люстры первой половины XVIII века имели подвески в форме ___________ с чрезвычайно изрезанными краями и огранкой
Майоликовые панно для гостиницы «Метрополь» выполняли
Марена - род растений семейства марен; вых, многолетние травы, полукустарники и кустарники. Из корней марены изготавливался краситель ___________ цвета
Мастерская С.С. Полубеса выпускала
Миткаль - чисто бумажная ткань, вырабатываемая ____________ переплетением, в неокрашенном виде имеет белый цвет
Многопарное кружево - способ плетения одновременно узора и фона с помощью большого числа
Модерн - художественный стиль рубежа ___________ веков
Монохромный - в изобразительном искусстве
Мореная - техника производства
Набойка – техника украшения
Наиболее известные промыслы глиняной игрушки
Осветительные приборы первой половины XVIII века имели ___________ форму
Основа - продольные нити в
Парное кружево - способ плетения одновременно узора и фона с помощью небольшого кратного количества ___________ (2, 4, 6)
Пастораль - сюжет какого-либо произведения искусства, связанный с идеализированным изображением
Первый завод керамических изделий в России основал
Плетешок – один из основных элементов
Подзор – край
Полихромный –
Полотнянка – один из основных элементов
Полуситец – это
Поташ применяется при изготовлении
При украшении «Бронзового товара» гжельского производства применялись
Протравление – технологический процесс, применяемый при изготовлении
Процесс лощения керамики заключался в
Резерв делали из
Резервирование – это способ изготовления
Решетка, как технический элемент используется при создании
Роба - тип ___________ женского платья XVIII века
Рокайль – орнамент в виде стилизации
Рококо - стилевое направление в европейском искусстве _____ века
С ______ века в России известно производство прозрачного стекла
Сетка – один из основных элементов ___________ с прозрачным переплетением нитей в косом направлении
Ситец - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (батист или коленкор), на который краской нанесен орнамент. Отличался от выбойки ___________, а также лощением
Сканый шелк – это
Скань - дополнительный элемент плетения – нить, выделяющая контур рисунка кружева. Может быть проложена посередине или по сторонам ___________, образующей узор кружева, в виде витой веревочки или заплетенной косички-елочки
Смальта – цветные кубики или пластинки из ___________, применяемые для изготовления мозаик
Солярный – это
Стеклярус – это мелкие разноцветные блестящие стеклянные трубочки с отверстиями, употребляемые главным образом для украшения
Строчевая вышивка – это
Сцепное кружево – это способ плетения небольшим числом ___________, раздельно узора и фона, детали соединяются особым приемом сцепа, от которого этот способ получил свое наименование
Тамбур – это
Тафта – это гладкая двусторонняя шелковая ткань ___________ переплетения
Уток – это поперечные нити
Характерными признаками стиля классицизм являются
Ценинными изразцами назывались
Ширинка – это