Верны ли утверждения?
А) «Адвокатским объяснением» называют способность идеологии цементировать социальную группу или класс
В) «Солидаристским объяснением» называют действия идеологии, связанные с артикуляцией, пусть односторонней и нечеткой, общественных напряжений и привлечением к ним общественного внимания
Верны ли утверждения?
А) «Идеологический фермент» имеется во всех современных обществах
В) Сама природа, назначение идеологии предполагают ее «социальную ангажированность», но она необязательно отражает интересы классов
Верны ли утверждения?
А) «Открытая» идеология описывается как прямая противоположность тоталитарной
В) Любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных ролей
Верны ли утверждения?
А) В докапиталистические эпохи и в докапиталистических обществах ни о какой идеологии не слышали, в ней не было нужды
В) Идеология западного общества капиталистической эпохи оформилась как тримодальное явление
Верны ли утверждения?
А) В качестве формы интегративно-коммуникационных процессов идеология постоянно соприкасается (а порой стремится слиться) с такими социальными феноменами, как миф, культура, философия, обыденное сознание, наука, утопия
В) Идеология является рационализированной структурой, она требует доказательств своих положений в полном смысле слова
Верны ли утверждения?
А) В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее
В) Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости ее исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность
Верны ли утверждения?
А) В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков
В) В экономической области основатели либерализма не требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти
Верны ли утверждения?
А) В национальной идеологии, созданной, идеологами буржуазного класса, содержатся, или могут содержаться идеи, соответствующие интересам нации в целом
В) Идеологию можно определить по аналогии с определением философии как самосознания эпохи (Гегель), как интуитивно складывающееся или теоретически оформленное самосознание социального объединения
Верны ли утверждения?
А) В рамках идеологического процесса происходит столкновение общественно-политических интересов, политическая социализация, нормотворчество и реализация политических решений
В) Духовно-идеологический процесс может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной
Верны ли утверждения?
А) В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым образом отображают и оценивают действительность
В) Становление политической идеологии происходило вместе с появлением государства
Верны ли утверждения?
А) Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание
В) Духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания целенаправлен и предсказуем
Верны ли утверждения?
А) Главной функцией идеологии является функция выражения и защиты интересов классов, социальных групп, общества в целом
В) Для познания идеологии как элемента культуры представляется необходимой ее типология, осуществление которой возможно на различных основаниях
Верны ли утверждения?
А) Дискуссионным является вопрос о функциях идеологии, ее роли в обществе
В) Среди культурных факторов нового времени все большую значимость до сих пор обретали факторы, сформировавшиеся в эпоху утверждения капитализма
Верны ли утверждения?
А) Дифференцированная социально-классовая структура не должна исключать моноидеологию и диктат какой-либо одной идеологии
В) Идеологический диктат – распространенное в истории явление
Верны ли утверждения?
А) Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм, неоконсервативных, и либеральных и кончая левым экстремизмом
В) Серьезной угрозой для демократических стран является левый экстремизм
Верны ли утверждения?
А) Идеологическая функция является одной из важнейших функций государства, где объектом её воздействия выступает правовое сознание гражданина и другие формы общественного сознания
В) Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации материальных, финансовых и людских ресурсов для использования их в социально-значимых целях
Верны ли утверждения?
А) Идеологические конструкции – это не просто циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение
В) Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований
Верны ли утверждения?
А) Идеологический плюрализм означает, что каждая из функционирующих в обществе идеологий отгорожена от других каменной стеной
В) Национальная идеология выражает специфические интересы нации как социальной общности, может содержать идеи сохранения и развития национальной культуры, прогрессивных обычаев и традиций, языка и т.п., а в определенных условиях – добиваться национальной независимости
Верны ли утверждения?
А) Идеологический процесс охватывает не все социальные слои общества
В) Идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни
Верны ли утверждения?
А) Идеологическое пространство индустриального общества окончательно сложилось во второй половине XX в.
В) Вера в безусловную ценность материального и политико-правового прогресса сыграла свою позитивную историческую роль в «эпоху революций»
Верны ли утверждения?
А) Идеология в большинстве случаев всегда связана с асимметричными отношениями к власти
В) Идеология не в отличие от науки допускает эмоциональные оценки, подменяя ими строгие доказательства
Верны ли утверждения?
А) Идеология возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций
В) Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития
Верны ли утверждения?
А) Идеология есть религиозно-мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентаций
В) Идеология есть по сути картина мира, сложившаяся в ходе систематического редуцирования сложности действительности
Верны ли утверждения?
А) Идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется
В) Разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, не могут противоречить друг другу
Верны ли утверждения?
А) Идеология как "знаковый фон" деятельности - это элемент повседневной культуры
В) Идеология как носитель интегративной функции культуры, как ее "центр" - очень устойчивое, жизненное образование
Верны ли утверждения?
А) Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий
В) Консерватизм как тип мышления не предполагает отказ от любых форм экстремизма
Верны ли утверждения?
А) Идеология не претендует на научность
В) Тоталитарные идеологии характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения явлениям и выработать таким образом целостную политически насыщенную картину мира
Верны ли утверждения?
А) Идеология не регулирует социальные отношения
В) Идеология, как и культура, представляет собой систему образцов мышления и деятельности
Верны ли утверждения?
А) Идеология не стремится поглотить культуру, использовать ее стереотипный, эталонный аспект, закрепленный в знаково-символических формах
В) Внешне идеология является реализацией динамичной социальной модели, она "целеориентирована"
Верны ли утверждения?
А) Идеология превращается в научную теорию, но опирается не только на научные факты и процедуры, а на лексические приёмы, маскирующие за убедительностью подачи материала его недостаточную научную обоснованность
В) Идеология объясняет в терминах "толпы" ситуацию, которая не рационализирована, но воспринимается как беспокоящая или угрожающая, то есть предлагает в упрощённом виде способы рационализации таких ситуаций в символической форме
Верны ли утверждения?
А) Идеология создает ориентационный и мобилизационный потенциал и дает возможность идеологической политике и ее носителям явить себя в качестве эпохального движения
В) Идеологическая политика имеет опору в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиций
Верны ли утверждения?
А) Идеология тождественна мифу
В) У идеологии нет собственного голоса, она говорит голосом науки, но может заговорить и голосом религии, искусства, нравственности
Верны ли утверждения?
А) Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений
В) Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления
Верны ли утверждения?
А) Идеология – это теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития
В) Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия
Верны ли утверждения?
А) Интегрируясь с культурой, идеология становится устойчивым коммуникационным фоном социальных взаимодействий
В) Любая идеологическая задача воспринимается человеком повседневности как внешний эталон, как предлагаемый способ символического поведения, который может стать условием решения частных задач
Верны ли утверждения?
А) Классическая наука, открывающая вещи окружающего мира с точки зрения их утилитарной полезности и практической применимости, придающая им роль пассивных объектов активного человеческого познания, пестовала дух покорения природы и торжества научно-технического прогресса
В) Позитивистское мышление опиралось на восприятие мира в качестве некоего естественного порядка, развивающегося в соответствии со строгими законами причинности
Верны ли утверждения?
А) Конечная цель идеологии национального освобождения – развитие собственной национальной культуры на основе самостоятельного владения, распоряжения и использования имеющихся ресурсов
В) Классовая, или социально-групповая, дифференциация общества создает объективные предпосылки и для создания идеологий, призванных выражать и защищать интересы различных социальных слоев
Верны ли утверждения?
А) Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех людей
В) Для политической идеологии либерал-реформизма характерны ориентации на социальное реформирование, стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивания нейтральности либеральной политики
Верны ли утверждения?
А) Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп
В) Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости
Верны ли утверждения?
А) Наиболее ярко черты позитивистской идеологии отразились в классических концепциях тоталитаризма
В) Глубинные мировоззренческие противоречия, возникшие в процессе формирования индустриального общества, широкой урбанизации, секуляризации массового сознания, отразились в доктрине анархизма - первой протестной идеологии классического типа
Верны ли утверждения?
А) Наука является преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние идеологии
В) В классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из форм классовой борьбы
Верны ли утверждения?
А) Образование «чистой идеологии» происходит путем выведения понятий, представлений о действительности из самой этой действительности
В) Идеология может рассматриваться и как совокупность взглядов, основанных на общих мировоззренческих предпосылках и систематизированных видах или формах идеологии (политические, правовые взгляды, мораль, философия и пр.), отражающих объективные материальные отношения
Верны ли утверждения?
А) Основные идеологии современного мира – консерватизм, либерализм, радикализм – отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры
В) Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации
Верны ли утверждения?
А) Отвлеченность науки идеологии от реальной жизни объясняется причиной методологического характера
В) Стремление создать новую науку об идеях – идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики – с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом – соотношение идеологии и науки, онтологическом – связь с практикой, политикой
Верны ли утверждения?
А) Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята К.Марксом
В) Социальная функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-подчинения
Верны ли утверждения?
А) Под влиянием позитивизма в «классической» общественно-политической мысли закрепились идеалы научности, объективизма, утилитарности
В) Прогрессизм идеологий позитивистского типа основывался на представлении об универсальности путей общественного развития, второстепенной значимости этнонациональной, конфессиональной, культурной специфики отдельных стран и народов
Верны ли утверждения?
А) Познание идеологии как феномена культуры предполагает выяснение ее структуры, а также роли в жизни общества и типов
В) Идеология как совокупность логически связанных идей, представляет собой систему
Верны ли утверждения?
А) Политическая идеология не формирует общественные идеалы
В) Исходным пунктом идеологии является идея
Верны ли утверждения?
А) Постоянной «спутницей», пояснением и уточнением термина «идеология» у К.Маркса почти всегда служит «гуманизм»
В) Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием
Верны ли утверждения?
А) Принципы научного анализа идеологии впервые разработаны либерализмом
В) Одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению идеологии носила явно научный характер
Верны ли утверждения?
А) Проблема природы идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVIII – начале XIX века
В) Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот Карл Маркс
Верны ли утверждения?
А) Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом
В) Для идеологического процесса в большей степени характерны аффективные (базирующиеся на страстях и эмоциях), нетрадиционные (повседневные, поведенческие акты, совершаемые по привычке)
Верны ли утверждения?
А) Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации»
В) Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа
Верны ли утверждения?
А) Революционная идеология выражает интересы тех, кто выступает против серьезных преобразований в системе общественных отношений, в частности, в отношениях собственности, в духовной жизни
В) Консервативными являются марксистская социалистическая идеология, а также идеология демократического движения за национальное освобождение от колониального гнета, сильной внешней зависимости, которая предусматривает определенные изменения и внутри освобождающейся страны
Верны ли утверждения?
А) С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов
В) Идеологии не подчинены диктату определенных целей и политических мотивов
Верны ли утверждения?
А) С точки зрения отношения к человеку можно выделить гуманистическую и человеконенавистническую идеологии
В) Развитие культуры стимулирует обновление традиционных идеологий, появление их неклассических форм: неомарксизма, неолибирализма, неоконсерватизма
Верны ли утверждения?
А) Социализм как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности
В) От многочисленных социальных утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере
Верны ли утверждения?
А) Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина)
В) Актуализированный уровень политической идеологии - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа)
Верны ли утверждения?
А) Теория социального напряжения объясняет, каким именно образом эмоциональная неудовлетворенность трансформируется в идеологические конструкты
В) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР
Верны ли утверждения?
А) Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос»
В) В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы
Верны ли утверждения?
А) Формализация духовного мира личности, нарастающая интеллектуализация и рационализация общественного сознания сопровождались ломкой как религиозной, так и метафизической картины мира
В) «Человек модерна» чувствовал себя комфортно в мире, воспринимаемом как созданная и действующая по единому плану система, как безбрежная, но упорядоченная кладовая естественных богатств
Верны ли утверждения?
А) Целеустремленность идеологии не лишает самоценности наличные формы бытия
В) Идеология упрощает и обедняет человеческие коммуникации
Верны ли утверждения?
А) Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведения путем воздействия на сознание
В) Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику
Верны ли утверждения?
А) Ценности традиционализма являлись важнейшей мировоззренческой характеристикой любых доиндустриальных обществ
В) С появлением прогрессистских идеологических теорий, активизацией революционно-демократического движения возникли предпосылки для перерастания традиционализма в такую же целостную, рационально аргументируемую идейно-политическую доктрину
Верны ли утверждения?
А) Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему, что он видит, политическое значение
В) Внешняя характеристика открытой идеологии – репрессивность
__________ – философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка
__________ – активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие
__________ – государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, семья, религия, СМИ
__________ – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков
__________ – идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям
__________ – идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства
__________ – инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии
__________ – информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из-за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п.
__________ – исходящее из определенных интересов оправдание норм, институтов и общественного порядка
__________ – любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу
__________ – направление политической мысли, обосновывающее существование тоталитарных режимов
__________ – направление русской общественной и философской мысли 1840-1850 гг., выступившее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути
__________ – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России
__________ – несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т.п.
__________ – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы
__________ – основанная на теории марксизма идеология рабочего класса, цели и интересы которого совпадают с объективными закономерностями общественного развития
__________ – отношения людей и деятельность идеологических институтов в процессе и по поводу создания и распространения идеологий в обществе
__________ – политические течения консервативно-романтического или псевдорадикалистского характера, которым свойственны: неопределенность, демагогическая апелляция к народу, протест против институционализированной политической жизни
__________ – понимание идеологии, согласно которому любой вид умственной деятельности рассматривается как идеологический
__________ – практика, основанная на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность
__________ – противопоставление официальной идеологии и политике, господствующему мнению в культуре и вере
__________ – процесс подчинения культуры определенным идеологическим концепциям, идеям и установкам
__________ – реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни
__________ – религиозно-политическая идеология, в основе которой лежит представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности
__________ – свойство характера благородного и великодушного человека, которому незачем утаивать свои дела и мысли
__________ – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ
__________ – теории, обосновывающие необходимость, а также активную социальную роль идеологии в жизни общества
__________ – теория, согласно которой идеология постепенно теряет свое значение в общественной жизни, в то время как влияние науки в качестве объективного знания об обществе растет
__________ – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное в середине XIX века
__________ – функция, которая выражается в том, что политические идеологии могут возникать на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить этот интерес интересам других групп
__________ – функция, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности
__________ – функция, которая означает, что, будучи способом интерпритации политической деятельности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения
__________ – функция, которая состоит в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес
__________ – функция, смысл которой заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию
__________ – элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности