"__________ конфликт" - это конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
"___________ конфликт" - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются.
Верны ли утверждения?
А) Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
В) Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости.
Верны ли утверждения?
А) В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы.
В) Практическая социология рассматривала конфликты как негативные процессы, сдерживающие развитие общества.
Верны ли утверждения?
А) В процессе взаимодействия социальных субъектов реализуются определенные интересы.
В) "Ложный конфликт" может сформировать у его участников новые мотивы и установки и перерасти в истинный.
Верны ли утверждения?
А) Вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался предельно широко — как категория, охватывающая любые противоречия.
В) Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований.
Верны ли утверждения?
А) Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте.
В) Одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.
Верны ли утверждения?
А) Выбор руководителем способа разрешения конфликта сильно влияет на эффективность его урегулирования.
В) Деятельность руководителя включает в себя анализ ситуации и урегулирование конфликта.
Верны ли утверждения?
А) Исход противоборства зависит, прежде всего, от такого фактора, как соотношение сил участников конфликта.
В) Сила - это способность реализовать свою волю вопреки противодействию оппонента.
Верны ли утверждения?
А) Конечная цель диагностики конфликтов — получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.
В) Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
Верны ли утверждения?
А) Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.
В) Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
Верны ли утверждения?
А) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.
В) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.
Верны ли утверждения?
А) Конфликтная личность неблагоприятно влияет на психологический климат в группе.
В) Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя.
Верны ли утверждения?
А) Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми.
В) В конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п.
Верны ли утверждения?
А) На возникновение конфликта оказывает влияние преобладание работы правого или левого полушария.
В) Особо важный личностный элемент конфликта - чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида.
Верны ли утверждения?
А) Несмотря на различные результаты конфликтов, любой из них для участников конфликтного взаимодействия сопряжен с внутренним напряжением, дискомфортом, что в свою очередь блокирует личностный рост.
В) Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида.
Верны ли утверждения?
А) Одно из ведущих мест в зарубежной конфликтологии занимает психология.
В) Зарубежная психология не имеет значительных традиций в изучении внутриличностных и социальных конфликтов.
Верны ли утверждения?
А) Основным условием предупреждения социальных конфликтов является создание нормальных условий для жизнедеятельности людей.
В) Большая роль в предупреждении конфликтов принадлежит усилиям по изменению ценностных ориентаций в направлении повышения уважения к правам и свободам личности.
Верны ли утверждения?
А) Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий.
В) Каждый человек в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности.
Верны ли утверждения?
А) Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом.
В) Любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация.
Верны ли утверждения?
А) Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.
В) Особенности конфликтов обусловлены причинами, их вызвавшими.
Верны ли утверждения?
А) Прогнозирование возможных последствий своих поступков является неотъемлемой характеристикой человека.
В) Прогнозирование представляет собой вид деятельности, который зачастую протекает на уровне подсознания.
Верны ли утверждения?
А) Профилактике конфликтов способствует психологическое просвещение персонала и популяризация конфликтологических знаний.
В) В профилактике конфликтов большую роль может сыграть психологическая служба учреждения.
Верны ли утверждения?
А) Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
В) Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Верны ли утверждения?
А) С точки зрения функций, конфликт — достаточно противоречивое явление.
В) И явные и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер.
Верны ли утверждения?
А) Социальный конфликт может выступать в роли механизма для установки норм, соответствующих новым условиям.
В) Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия.
Верны ли утверждения?
А) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В) Социальные противоречия являются основными детерминирующими факторами социального развития.
Верны ли утверждения?
А) Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции.
В) Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном.
Верны ли утверждения?
А) Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.
В) Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Верны ли утверждения?
А) Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков.
В) Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием.
Верны ли утверждения?
А) Технология достижения консенсуса сложнее технологии компромиссов.
В) В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников.
Верны ли утверждения?
А) Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.
В) Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.
Верны ли утверждения?
А) Учет динамики социальных конфликтов необходим для контроля над их протеканием, для управления конкурентными взаимоотношениями.
В) Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом.
________ - стадия развития конфликта, которая характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта.
________ конфликты порождаются различиями в политических и иных взглядах или интересах.
_________ - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий.
_________ агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать».
_________ конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
_________ конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения.
_________ конфликта - различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения, уровне образования; различия в целях.
_________ конфликта — знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
_________ конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
_________ конфликтов – это деятельность по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий до начала противостояния заинтересованных в их разрешении в свою пользу лиц
_________ конфликты направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного взаимодействия
_________ конфликты обусловлены внешними по отношению к данной системе обстоятельствами.
_________ меры применяются во всех случаях разрешения конфликта, однако ведущими становятся в тех случаях, когда конфликтующие сами не в состоянии выйти из противоборства, хотя и желают этого.
_________ причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.
_________ функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.
_________ — прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место.
__________ - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
__________ - главный механизм развития всех симптомов стресса.
__________ - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
__________ - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
__________ - форма выражения согласия с аргументами противника в споре.
__________ - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
__________ агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
__________ агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.
__________ возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.
__________ границы - это выделение субъектов конфликта из общего числа их участников.
__________ затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека.
__________ изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации.
__________ конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
__________ конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта.
__________ конфликта – это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации.
__________ конфликтологии — конфликт как явление социальное и психологическое.
__________ конфликты обусловлены факторами внутреннего порядка конкретной социальной системы.
__________ конфликты относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица.
__________ межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники.
__________ разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации.
__________ сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности.
__________ — социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатром Я. Морено.
__________ — это наука, изучающая причины, возникновение, развитие и разрешение конфликтов и представляющая собой синтез социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний.
___________ - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
___________ - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
___________ - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха.
___________ агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
___________ конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию.
___________ конфликт может очень пагубно сказаться на результатах деятельности организации, нанести фирме большой урон, поскольку в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы, руководители разных уровней, творческие группы и т.д.
___________ конфликт часто возникает на почве того, что для теоретического человека процесс его деятельности является самоцелью.
___________ конфликта - воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.
___________ конфликта - описание зарождения и последующего процесса развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития.
___________ конфликта - это такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт.
___________ конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем.
___________ конфликтологии — личность, группа, институты общества и их поведение в конфликтной ситуации.
___________ конфликты обычно являются конфликтами «по вертикали».
___________ конфликты – конфликты между людьми, не находящимися в подчинении между собой.
___________ личности характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
___________ модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия) и переменные составляющие.
___________ называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.
___________ несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей.
___________ подход к конфликту положен в 30-х годах XX века работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца.
___________ причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников.
___________ причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, направленность).
___________ прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.
___________ функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта.
____________ - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга.
____________ - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
____________ конфликта — это взаимосвязи между его элементами.
____________ конфликты – конфликты между людьми, находящимися в подчинении между собой.
____________ — способность человека смотреть на себя со стороны.
_____________ конфликтом – стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды
«___________ альтруисты» - якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом.
Американский социолог _________ разработал теорию позитивно-функционального конфликта.
Большая часть конфликтов по ___________ детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений.
В _________ модели описания конфликта акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику.
В зависимости от форм проявления конфликтов они подразделяются на мирные и ___________.
В научный оборот термин «стресс» был введен в _____ г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов.
В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа:
В социальном конфликте обычно выделяют три стадии:
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют базовые характеристики личности, т.е. ___________ психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей.
Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает рамки ____________ или групповых отношений и становится социально опасным (значимым).
Внутриличностные _________ - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций.
Вторая фаза конфликтного поведения характеризуется ___________ в развитии конфликта.
Главным средством ___________ мер является метод убеждения, цель которого — привести человека к пониманию того, что конфликт оказывает вредное воздействие как на личность конфликтующих, так и на морально-психологический климат трудового коллектива.
Границы конфликта бывают:
Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о ___________ конфликте.
Задачи конфликтологии:
Зооконфликты бывают:
К ____________ относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры.
К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:
К разрушительным, дезинтегративным функциям относится:
К числу ____________ относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.
Классическая программа по стресс-менеджменту содержит три части:
Конфликт ___________ происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
Конфликт ____________ — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология).
Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы ____________ способы решения проблем.
Конфликтное поведение – вторая и _________ стадия развития конфликта.
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: ___________ и ___________.
Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца ____-х гг. XX в.
Конфликтология начала свой путь в _________, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований.
Конфликту предшествует возникновение __________ ситуации.
Конфликты, в которых преобладают ___________ функция, обычно усиливают противоречия, повышают напряженность между конфликтующими сторонами, ослабляют возможности и эффективность действий группы, могут приводить к ее распаду, кровопролитиям и даже нести угрозу уничтожения жизни на Земле.
Люди с преобладанием работы __________ полушария относятся к художественному типу, для них характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия.
Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его ______________.
Немаловажное значение для развития конфликта имеет окружающая __________ среда, так как она определяет условия, в которых протекают конфликтные процессы.
Немецкий социолог ___________ создал теорию конфликтной модели общества.
Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу ____________.
Объектом межгрупповых конфликтов могут выступать:
Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в ______ г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются __________.
Основными признаками конфликта являются:
Оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит __________ характер.
По __________, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. (укажите фамилию)
По мнению англо-американского психолога ___________, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т. д.
Под _________ конфликта понимают ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Под __________ конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Под __________ понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений.
Под ___________ понимают согласование подцелей и поведение в интересах главной цели или решения общей задачи.
При ____________ разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.
При системном изучении конфликтов в них выделяют ______________.
Психоаналитический подход связан с именем австрийского психолога ______________, создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. (укажите фамилию)
Психологическая _________ - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций.
Развитие __________ конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы.
Различают _________ и __________ функции конфликта.
Различают _________ и ____________ стороны конфликтной деятельности.
Разрешение конфликта – __________ его этап.
Расположите в порядке возрастания процесс прогнозирования:
Расположите уровни конфликта в порядке возрастания:
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или ___________, или _________.
Системно-ситуационный анализ — изучение конфликтов по __________.
Следует отличать разрешение конфликта от его __________, т. е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.
Слово «__________» в переводе с английского означает «напряжение».
Социологи обращают внимание, прежде всего на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как:
Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом __________.
Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным ____________.
Стиль ____________ означает, что одна из сторон не пытается отстоять собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.
Стиль ____________ означает, что решение конфликтной ситуации происходит совместно с другой стороной, но при этом не отстаиваются собственные интересы в целях восстановления нормальной рабочей атмосферы
Сторонники социал-дарвинизма отождествляли общество с ___________.
Существует три типа конфликтов:
Сущность стиля ____________ заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
Физическая ____________ - использование физической силы против другого лица.
Формальные общности, в состав которых включены конкретные субъекты - это ___________
Чувство __________ - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.