Верны ли утверждения?
А) Дихотоми́я - раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Дихотомическое деление вматематике,философии,логикеилингвистикеявляется способом образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов
В) Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объёма понятия на два противоречащих понятия каждый раз остаётся крайне неопределённой та его часть, к которой относится частица «не»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, так как каждый объект делимого множества попадает только в один из классоваилинеа; деление проводится по одному основанию — наличие или отсутствие некоторого признака.
В) Немаловажноепреимуществодихотомийзаключается также в том, что кним сводятся все типы шкал, применяемых в социологии и психологии.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дихотомия обычно используется как вспомогательный приём при установлении классификации.
В) Метод дихотомии применяется для нахождения значений действительно-значнойфункции, определяемых по какому-либо критерию (это может быть сравнение наминимум,максимумили конкретное число).
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дихотомия— стандартная форма представления данных.
В) Математический формализм требуется для формирования показателей, описывающих и определяющих априорную типологию
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Каждая метаметодика (типологический анализ, причинный анализ, факторный анализ) имеет свой собственный понятийный аппарат, в котором есть понятия как экзогенного, так и эндогенного характера.
В) Эндогенные понятия подлежат эмпирической интерпретации, а некоторые из них подлежат и математической формализации, т.е. им в соответствие можно поставить формулы, графы и т. д.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Концептуальные определения не являются ни истинными, ни ложными.
В) Существует пять способов представления зависимостей между переменными
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Логическая схема анализа данных или логика анализа данных в социологическом исследовании вырисовывается на основе выбора: общей стратегии анализа (восходящей или нисходящей) и основного “языка” анализа данных.
В) “Языками” анализа данных или метаметодиками анализа данных являются, в частности, типологический анализ, причинный анализ, факторный анализ.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Любую метаметодику анализа данных, и в том числе типологический анализ, можно интерпретировать как класс содержательных задач, логика решения которых одинакова.
В) Типом называется как сама процедура разбиения на группы, так и результат разбиения.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На эмпирическом уровне типологический анализ включает в себя процедуру разбиения эмпирических объектов на отдельные группы
В) Не считаются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Надежность является интегральной характеристикой инструмента, включающей правильность, точность и устойчивость и валидность.
В) Точностьизмерения — это количество градаций переменной, которое может быть изменено в зависимости от задач исследования.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Неокантианское понимание - это не переживание, а рационализация событий и действий
В) Подлинное знание мотивов действия принадлежит исключительно действующемусубъекту
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Окончательное решение по поводу первичных, т.е. первоначальных, суждений об основании типологии следует принимать только после того, как выстроена вся логическая схема ТА
В) Понятие "степень включенности" - понятие низкого уровня абстрактности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Переход от концептуальных определений к операциональным в социологии не отличается от аналогичной процедуры в естественных науках тем, что обоснование этого перехода имеет по преимуществу не логическую, а коммуникативную природу
В) Познавательный акт в социологии является в то же время общением с объектом.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Предикативная валидность— корреляции между результатами измерения и внешними критериями.
В) В 1960 г. Милтон Рокичпредложил шкалу, измеряющую уровень догматизма.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Программа первой и всеобщей переписи населения Российской империи - в 1897 г.
В) Программа переписи населения СССР - 1989 г.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Программа первой и всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. включала десять признаков
В) Переменные представляют собой различного вида “линейки”, которые “прикладываются” к объектам.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Процесс коммуникации заключается не только и не столько в передаче сообщения, сколько в егоиспользовании
В) С помощью априорной типологии можно добиться качественной однородности, когда одно и то же значение классифиционного признака интерпретируется как одно и то жекачество
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Разбиение классифицируемой совокупности на отдельные группы-классы посредством использования некоторого алгоритма классификации производится на девятом этапе экспериментальных расчетов
В) Социолог может поместить в фокус исследования два объекта
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Связь между двумя переменными может быть интерпретирована в логических категориях, и тогда исследователь доказывает зависимость, не обращаясь к данным.
В) Р. Мертон называет такого рода связи эмпирическими генерализациями и отличает их от генерализаций теоретических
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Совокупность переменных, которые используются либо могут быть использованы в социологическом исследовании, представляет собой «вселенную». Эту метафору ввел в 1930-х гг. Л. Гуттман
В) Совокупность переменных, которые используются либо могут быть использованы в социологическом исследовании, представляет собой «вселенную». Эту метафору ввел в 1930-х гг. К. Поппер
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Социолог может поместить в фокус исследования только один объект(а)
В) Типологический анализ как исследовательская стратегия носит негативный характер как на логическом, так и на формализованном уровне его рассмотрения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Социологические исследования отличаются от социальных обследований прежде всего по цели
В) Логические принципы научного исследования являются следствием принятия профессионалом определенных этических обязательств — правил получения и воспроизводства знания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении
В) Теорема Пифагора нуждается в эмпирическом подтверждении
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Типологический анализ как метаметодика анализа данных возникает практически в каждом социологическом исследовании независимо от того, в рамках какого подхода (статистического или гуманитарного) он проводится.
В) Типологический анализ используется в рамках как восходящей стратегии анализа, так и нисходящей.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Традиционная эпистемологическая драма заключается в отсутствии критериев объективного существования типа
В) У истоков любого исследования находится теоретическая идея, объясняющая некоторый фрагмент действительности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Устойчивость характеристик состояния общественного мнения можно объяснить "инерционным" воздействием действующих стереотипов восприятия
В) Четырехклеточные матрицы – наиболее точная и наиболее надежная форма представления данных
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Четырехклеточные матрицы — наименее точная и наиболее надежная форма представления данных.
В) Каждая переменная имеет определенные значения, которые в совокупности исчерпывают диапазон возможных изменений.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мираповседневности
В) Ошибки релевантности возникают до процедуры измерения, и, даже если инструмент обладает высокой степенью совершенства, он может быть нерелевантен для определенного признака.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) “Смутный образ” — это измерение, которое могло бы принять в себя наблюдаемый факт и упорядочить его в континууме возможных состояний — тогда факт превратится в значение переменной.
В) Эпистемическая инверсия делает социологию менее эмпирической
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) “Тест-ретест” показывает вероятность возникновения различных результатов при двух замерах одного и того же объекта одинаковым инструментом, но не дает никаких сведений об источнике ошибки.
В) Деление шкалы заключаетсяв интерпретации двух частей континуума и более как отдельных шкал.
Подберите правильный ответ
"_________ " - это способ разбиения совокупности объектов на классы
"Априорная типология" - предварительное, априорное (без привлечения __________ данных) разбиение социальных объектов на качественно однородные и социально значимые группы
______ - информация, не несущая в себе какие-либо оценки
_______ означает, что какой-либо фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами
_______ социальных настроений для каждого момента измерения может быть получен в результате суммирования показателей обобщенных индексов
_______ эмпирических закономерностей различен для различных групп объектов
________ - это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения
________ -это вероятность отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики
________ основана на статистической взаимосвязи признаков, она требует интерпретации в концептуальных терминах и логического объяснения
________ осуществима в том случае, если изменения в переменнойА слогической необходимостью влекут изменения в переменнойВ
_________ социальных объектов порождает огромное число признаков, описывающих эти объекты
_________- это воспроизводимость результатов при многократных замерах
_________валидность - это корреляция между результатами измерения и внешними критериями
__________ валидностьсвязывает измерительный инструмент со структурой теории
__________ использование методов возникает в ситуации, когда необходимо уточнить содержание основных понятий типологического анализа и выбрать основной способ разбиения
__________ матрицы - значение соответствующего классификационного признака для соответствующего объекта классифицируемой совокупности
__________ означает признание определенной области исследований, значимой для научной дисциплины
__________ переменная образует смысловую оппозицию явной переменной. Она требует выражения внешними признаками, одновременно оставаясь невидимой
___________ - это обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку
____________ называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования
____________ признаки - это признаки социального объекта, на основе которых их можно считать носителями различных типов изучаемого явления
Анализ структуры взаимосвязи эмпирических индикаторов, на основе которых формируются классификационные признаки, производится на ____-м этапе экспериментальных расчетов
В наибольшей степени поддается пониманию ___________ действие
В процесс типологического анализа необходимо включить такие типообразующие признаки, которые могут иметь отношение к "механизмам ____________"
В процессе типологического анализа выделяются ____ этапов экспериментальных расчетов
В социологии тип часто артикулируется в _________ терминах
Выбор определенного способа построения и верификации теорий Холтон связывает с _____________ переменной - тематическим понятием,обычно не выражаемым открыто, но объясняющим существо многих научных споров
Для устранения двойных зависимостей используется _________ переменная
Каждое состояние мира может быть описано совокупностью параметров; если речь идет о мире социальном, эта совокупность образует язык _________ науки
Каждому _____________ типологии соответствует вполне определенная совокупность типообразующихпризнаков
Конкретную исследовательскую стратегию можно формировать в ситуации, когда целью типологического анализа может выступать проверка гипотезы о существовании
Логическая ___________ основных понятий типологического анализа приводит к совокупности таких понятий, в соответствие которым и можно поставить математический формализм
Логическая(ий) _______ типологического анализа зависит от того, является ли типологический анализ одной из исследовательских стратегий или речь идет о специально проводимом исследовании
На _________ этапе экспериментальных расчетов реализация возможна без математического формализма
Объект типологии имеет ____ структурных элемента(ов)
Одна из причин, обусловливающих необходимость введения понятия "_______ типология" как одного из основных понятий типологического анализа, связана с качественной неоднородностью эмпирических объектов
Основанием _________ является совокупность суждений, утверждений, предпосылок для определения схожести (несхожести), отдаленности (сближенности), однотипности (разнотипности) социальных объектов
Переменная не содержит следующий компонент:
Представляется целесообразным обозначать термином «типология» способ _______ типологического метода
Разбиение классифицируемой совокупности на отдельные группы-классы посредством использования некоторого алгоритма классификации производится на __-м этапе экспериментальных расчетов
Социолог может поместить в фокус исследования только _____ объект(а)
Социологические исследования, фокусированные на проверке гипотез, составляют содержание __________ типа социологических рассуждений
Существует ______ способа(ов) представления зависимостей между переменными
Существуют ______ тип(а) пространства переменных
Типологический анализ не может быть реализован без __________ аппарата
Устойчивость обратно пропорциональна
__________ переменная отображается бесконечным множеством операциональных определений
__________- результат разбиения, группировки эмпирических объектов на отдельные группы, похожих между собой объектов по заданному социологом критерию.
___________ называется как сама процедура разбиения на группы, так и результат разбиения
___________- функция -наиболее общая - означает соответствие концептуальной переменной реальному содержанию признака вне зависимости от средств выражения этого содержания.
____________ - представляют собой sic et hoc описания, содержание которых может детализироваться до бесконечности.
____________ представляют собой мост между теоретико-концептуальным уровнем исследования и эмпирическими наблюдениями.
_______________ типологии предлагается считать совокупность суждений, утверждений, предпосылок для определения схожести (несхожести), отдаленности (сближенности), однотипности (разнотипности) социальных объектов.
________функцияв большей степени присуща вербальным измерительным конструкциям: воспринятое сообщение должно быть эквивалентно направленному сообщению
_______функцияпредставляет собой оценку операционального определения с точки зрения его соответствия концепту.
В ____________ определенияхиспользуются термины, не соотнесенные непосредственно с идентификацией наблюдаемых событий.
В ______________ определенияхиспользуются термины, не соотнесенные непосредственно с идентификацией наблюдаемых событий
В число ___________ признаков включаются признаки, описывающие непосредственно изучаемое явление, и признаки, описывающиеусловия, в которых оно изучается
Отношение между концептом и результатом применения операциональной переменной Новак называет __________ отношением.
При __________ вводятся необходимые типообразующие признаки и соответствующие им эмпирические индикаторы
Социологическое исследование основано на двух типах определений: концептуальных и ___________
Термин «___________» может обозначать, с одной стороны, результат разбиения (совокупность классов), а с другой — может быть отнесен к самой процедуре разбиения (алгоритм классификации)
Цели ________типологии зависят от задачи