В основе концепции Дж. Гилфорда лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией:
В. Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности:
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий:
Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать:
Задатки - совокупность всевозможных психических процессов и состояний:
Задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность):
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства:
Кроме общих свойств типа, характеризующих особенности нервной системы в целом, существуют промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем:
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития:
Под свойствами нервной системы понимается первичная природная основа способности, еще не развитая, но дающая себя знать при первых пробах деятельности:
Социальные способности - высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и ряд других:
Специальные способности определяют успехи человека в различных видах деятельности:
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:
Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обусловливающие возможности успешного выполнения тех или иных видов деятельности:
Способность можно свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.):