В основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали:
В середине XX в. в отечественной психологии проблема биологического возраста почти выпала из поля зрения представителей возрастной психологии:
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие и как этап в процессе физического и психологического развития:
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо и определяется подходом к установлению возрастных рамок:
Ж. Пиаже считал, что в периодизации развития личности необходимо учитывать положение о том, что стабильные и критические периоды в развитии чередуются:
Л. С. Выготский разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития:
Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, противоречащие внутренним замыслам субъекта:
П. П. Блонский для периодизации развития выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов:
Периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой:
Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому:
Психологический возраст - возраст, который устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем:
Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников:
Строптивость ребенка направлена против конкретного взрослого:
У мальчиков более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию:
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только на базе биогенетического подхода: