"Формула" _________ стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов
Верны ли утверждения?
А) Антимонопольное законодательство затронуло сначала прессу, а затем радио и телевидение.
В) Для реализации идеи свободы печати не важна рыночная конкуренция.
Верны ли утверждения?
А) Влияние массовой коммуникации на общество реально.
В) Сила общественного мнения носит не только сиюминутный характер - она способна влиять и на будущие выборы властей, вплоть до победы и прихода к власти оппозиционных сил.
Верны ли утверждения?
А) Выборочная методика опроса исходит из предположения, что люди, которых предстоит опросить, несмотря на неповторимую индивидуальность обладают сходными чертами.
В) Главное требование к выборочной совокупности - репрезентативность, или представительность.
Верны ли утверждения?
А) Гипотеза представляет собой выдвинутый самим исследователем вариант решения проблемы.
В) Гипотеза описывает лишь предполагаемые взаимосвязи между явлениями.
Верны ли утверждения?
А) Главное требование к объему выборки - обеспечение репрезентативности.
В) Достоинством контент-анализа является его позитивистский характер, использование математических приемов обработки информации.
Верны ли утверждения?
А) Дедуктивные гипотезы не могут трансформироваться в альтернативные, конкурирующие.
В) Альтернативные гипотезы могут рассматриваться как дедуктивные, если выяснится, что они дополняют друг друга, а не противоречат.
Верны ли утверждения?
А) Для доиндустриального общества характерно разделение людей на большие неравноправные группы - классы.
В) Буржуазные революции ликвидировали сословный строй.
Верны ли утверждения?
А) Журналистика аккумулирует общественное мнение, концентрирует и уплотняет его.
В) Сила журналистики - в мощи сформированного и стоящего за ней общественного мнения.
Верны ли утверждения?
А) Значение методики фокус-группы в том, что она позволяет глубже понять мотивацию поведения людей под влиянием массовых коммуникаций.
В) В процессе работы фокус-группы ответы участников фиксируются, записываются и затем анализируются.
Верны ли утверждения?
А) Индивидуальные функции и дисфункции в деятельности СМК рассматриваются в контексте их аудитории.
В) Каждый канал и жанр в системе СМК имеет свои особенности, проявляющиеся в процессе массово-информационного воздействия на массовое сознание.
Верны ли утверждения?
А) Категория анализа - это основная идея, социально значимая тема.
В) Единица анализа - характеристика текста, позволяющая отнести текст к категории анализа.
Верны ли утверждения?
А) Ключевым моментом функционирования системы является обеспечение аудитории развлекательным содержанием.
В) СМК включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные аудитории.
Верны ли утверждения?
А) Коммуникация - это социальная реализация информации.
В) Категория «новое» неотъемлема от явления и понятия «информация», базового в теории коммуникации.
Верны ли утверждения?
А) Коммуникация невозможна без отправителя, канала передачи, собственно сообщения, приемника, отношений между передающей и принимающей сторонами.
В) Коммуникация может пониматься как информационное воздействие субъекта коммуникации на объект, преследующее цели, заданные субъектом.
Верны ли утверждения?
А) Коммуникация является социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации.
В) Информация есть средство осуществления коммуникации.
Верны ли утверждения?
А) Массовая коммуникация - разновидность духовно-практической деятельности.
В) Журналистика представляется как творческая деятельность по реализации массовой коммуникации посредством формирования духовных значений.
Верны ли утверждения?
А) Массовая коммуникация является деятельностью, основанной на системе правил и норм, а также на развитом контроле за их исполнением.
В) Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т.п.
Верны ли утверждения?
А) Общество, прежде чем оказаться на стадии «выбрасывания», должно было пережить стадию «приобретения».
В) На определенном этапе развития общество становится массовым.
Верны ли утверждения?
А) Одна из составляющих политической рекламы - слово.
В) Существует своя иерархия воздействия на результаты политической выборной кампании.
Верны ли утверждения?
А) Основная задача общественного вещания состоит в обеспечении максимально большого числа граждан разнообразными программами и передачами.
В) Социальная ценность вещания определяется тем, насколько передачи оказываются полезными для аудитории.
Верны ли утверждения?
А) Основной признак современного постиндустриального общества - процессы глобализации.
В) Проблема и способы ее решения составляют смысловое содержание программы исследования.
Верны ли утверждения?
А) Основой и причиной борьбы в процессе любой деятельности выступают разные ценности.
В) Понятие «ценность» характеризует субъекта и может рассматриваться как относительное.
Верны ли утверждения?
А) Особенность именно социального поведения, в отличие от поведения вообще, заключается в его осознанном характере.
В) Социальное поведение не всегда является мотивированным.
Верны ли утверждения?
А) Особенность инвент-анализа заключается в необходимости накопления значительного банка данных.
В) Инвент-анализ - эффективный инструмент анализа информационной политики.
Верны ли утверждения?
А) Первым по времени появления СМК является пресса.
В) В XIX в. пресса была признана в качестве одного из сословий или субъектов политики.
Верны ли утверждения?
А) Процесс коммуникации не всегда информативен.
В) Хронологические рамки первого этапа изучения СМК (в западных школах) охватывают период от начала XX в. и вплоть до 1940-х годов.
Верны ли утверждения?
А) Свобода печати есть условие деятельности СМК.
В) Цензура - это система государственного надзора за производством печатной продукции и СМК.
Верны ли утверждения?
А) СМК является социальным институтом и в ее деятельности сталкиваются интересы разных социальных субъектов.
В) Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодательством.
Верны ли утверждения?
А) Социологическая информация - это еще и фундамент для реальных политических шагов каждого политика.
В) По своему определению PR-структуры - структуры по связям с общественностью - призваны воздействовать на общественное мнение.
Верны ли утверждения?
А) Социология может и должна поставлять информацию обществу для его самоанализа.
В) Массовая коммуникация в обществе реализуется системой СМК.
Верны ли утверждения?
А) Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно.
В) Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов.
Верны ли утверждения?
А) Средства массовой коммуникации находятся в постоянном развитии.
В) Телевидению в большей степени свойственна рекреативная функция.
Верны ли утверждения?
А) Стереотип принимает активное участие в различных процессах, выполняющих функцию психологической защиты, но при этом иногда искажает действительность.
В) В деятельности МК стереотипы имеют существенное значение.
Верны ли утверждения?
А) Структура отношений собственности в СМК является одним из ключевых вопросов для понимания природы и особенностей их функционирования.
В) Форма собственности может быть частной, государственной или полугосударственной (общественной).
Верны ли утверждения?
А) Субъектами массовой коммуникации являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования.
В) Социальные группы заинтересованы производить массовую информацию, продвигать ее в массовое сознание с помощью механизмов, т.е. СМК.
Верны ли утверждения?
А) Телевидение предпочитает иметь персонифицированных коммуникаторов с высокими показателями коммуникативных качеств.
В) Информация, передаваемая по каналам массовых коммуникаций, представлена аудитории в форме различных жанров.
Верны ли утверждения?
А) Трансляция западных ценностей приводит к подавлению национального самосознания.
В) Ценности массовой культуры заменяют национальные.
Верны ли утверждения?
А) Цель массовой коммуникации, в значительной мере, заключается в стремлении навязать свою волю, влиять на поведение других людей.
В) В межличностной и публичной коммуникации социализирующая функция - основная.
________ - круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
________ - предрасположенность индивида давать удовлетворительную или неудовлетворительную оценку какому-либо символу, объекту или аспекту окружающего мира.
________ - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов, сближение культур разных стран.
________ - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, раскрывающая содержание проблемы.
________ вводит в философию понятие знака.
________ выборка представляет отбор респондентов в выборочную совокупность на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности каждому элементу генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых.
________ инфраструктура - количество пользователей Интернета, объем электронной торговли и т.д.
________ инфраструктура - количество телефонных линий на семью, количество сотовых телефонов, число абонентов кабельного телевидения.
________ коммуникация - это особая и важнейшая подсистема общества, обеспечивающая процессы социализации путем обмена содержательной информацией.
_________ - исторически первая форма социальной коммуникации.
_________ - научное предположение, выдвинутое для объяснения фактов, которое нужно подтвердить или опровергнуть.
_________ - нужда человека в материальных или духовных предметах.
_________ - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность (когерентность).
_________ - психоэмоциональное выражение интереса в поведении людей.
_________ - способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
_________ - способ усвоения новой информации, которую сознание раскладывает по заранее заготовленным полочкам.
_________ - уверенность в соответствии декларируемых этими органами намерений последующим действиям и результатам действий и субъекта деятельности.
_________ - чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.
_________ - это возможность одного из участников социального отношения осуществить свою волю, несмотря на сопротивление.
_________ - это опрос группы специалистов в какой-либо области.
_________ - это опытное исследование воздействия отдельного или нескольких факторов на интересующую исследователя зависимую переменную.
_________ - это преобразование, или переформулировка, основных понятий, абстрактных в конкретные термины.
_________ - это свойство или характеристика предметов, выступающие в роли социальных значимостей для субъекта, социальный ориентир в процессе деятельности.
_________ - это связь с самим фактом существования объекта в действительности, это наличие его качественной неповторимой определенности, его уникальности.
_________ - это система поведения (общения, коммуникации), которая является реакцией на поведение других лиц, протекающее согласно более или менее четко установленному эталону и которое группа ожидает от своих членов.
_________ - это событийный или ситуационный анализ массовых коммуникаций.
_________ - это средство, используемое субъектами для достижения собственных целей и удовлетворения собственных потребностей в прибыли либо в определенным образом сформулированном отношении массовой аудитории к тем или иным моментам социальной действительности.
_________ - это стандарт, организующий единообразное отношение группы к действительности; он присутствует в микросистемах членов группы, выступая в роли связующего звена различных индивидуальных сознаний.
_________ - это структурированная беседа.
_________ - это субъективная направленность личности или группы.
_________ - это суждения респондентов о своих поведенческих предпочтениях, например, о том, какие телепрограммы они предпочитают смотреть, какие газеты читать.
_________ - это суждения респондентов о фактах окружающего мира, например, о наличии тех или иных телепередач в сетке вещания.
_________ - это устойчивые ориентации респондентов, оценка вещей в их значимости для них, например, суждения о качестве телепрограмм, фильмах, книгах и т.д.
_________ - это утверждения респондентов как они поступают в том или ином случае, например, информация о том, какие телепередачи смотрит или какие газеты читает респондент.
_________ - это эмпирически наблюдаемое свойство некоторого явления, которое может принимать более одного значения.
_________ в работе «Век толп» выделил новое научное направление - массологию как науку о поведении толпы, взаимоотношении лидеров с толпой, элиты с остальной массой.
_________ выборка - отбор респондентов в выборочную совокупность с заданными параметрами, отражающими генеральную совокупность.
_________ гипотезы - в этом случае одно следствие выводится из одной причины, предполагается одна взаимосвязь.
_________ гипотезы используются в тех случаях, когда у исследователя существует более одного предполагаемого варианта решения проблемы.
_________ жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, ток-шоу, дискуссия, пресс-конференция, статья. Их главной задачей является не только информирование, но и обязательный анализ информации, ее оценка.
_________ институт - это значимые объединения социальных статусов и ролей, предназначенные для упорядочивания общественной жизни.
_________ информация и ее свободное распространение по каналам массовой коммуникации играют большую роль в эволюции человеческого сообщества.
_________ инфраструктура - количество персональных компьютеров на душу населения, по секторам экономики, расходы на оборудование и т.д.
_________ инфраструктура - число учащихся средних школ, студентов, печатных изданий и т.д.
_________ коммуникацию осуществляет небольшое число участников, используя средства межличностного общения.
_________ коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между социальной и политической системой, весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику.
_________ коммуникация - это целенаправленное, побуждающее к действию смысловое взаимодействие, осуществляемое с помощью большого числа копий, тиражируемых и транслируемых коммуникатором специальными техническими средствами на аудиторию либо в целях социализации, либо в интересах субъекта (бизнеса или власти) с целью навязывания его воли для получения коммерческой прибыли или достижения власти.
_________ коммуникация в обществе реализуется системой СМК.
_________ коммуникация понимается как внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей.
_________ контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся значимых идей.
_________ контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся словосочетаний или сюжетов.
_________ контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа.
_________ направление опирается на понимание того, что в основе массового сознания - принадлежность граждан к одному государству.
_________ направление рождено аудиторными интересами, которые базируются на социальных интересах аудитории.
_________ направление рождено политическими, социальными, экономическими, биологическими и духовными потребностями общества, его основных слоев.
_________ направление, где для классификации и выделения массового сознания используется национальный признак.
_________ общение обычно связывается со способом передачи информации «из уст в уста».
_________ общество сменилось постиндустриальным, когда произошла специализация, связанная с ростом так называемой сферы обслуживания.
_________ означает возможность контроля, проверки, т.е. повторного исследования и получение того же результата.
_________ опрос предполагает, что в разные моменты опрашиваются одни и те же лица, но в разное время.
_________ отражает определенную свободу действий государства, в том числе границы свободы слова.
_________ подсистема представляет собой форму жизнедеятельности людей, основанную на социальных взаимодействиях.
_________ предприятия были наиболее распространены на первых этапах становления печати и вещательных организаций.
_________ представляет собой в первую очередь генерирование новых идей, способных генерировать новые идеи, пути, способные решить проблему.
_________ функция коммуникации - выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.
_________ функция коммуникации - выражение личных оценок и отношений,
_________ функция коммуникации - передача эмоций и чувств.
_________ является элементом структуры диахронической коммуникации, который содержит временной (исторический) вектор.
Американский исследователь _________ считается основателем выборочного метода опроса.
Американский социолог _________ имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.
Аудитория СМК рассматривается одновременно и как потребитель, и как _________.
Базовым условием, обеспечивающим функционирование системы МК в целом, является _________.
Бурное развитие контент-анализа началось с _______-х гг. ХХ в.
В ________ -е годы XX в. успешно разрабатывалась теория конформизма, конформности (т.е. подверженность внешнему воздействию, влиянию большинства) как свойства индивидуального сознания.
В ________ в. пресса была признана в качестве одного из сословий или субъектов политики.
В ________ г. в декларации ЮНЕСКО было принято обращение о ликвидации неравномерности распределения информации.
В _________ опросах в разное время опрашиваются члены разных выборок, но при этом члены одной группы и их мотивы поведения отражают поведение группы в целом.
В модели _________ самым важным ее компонентом является положение об обратной связи.
В России первая газета «Ведомости» увидела свет в ________ г.
В современном научном и повседневном языке, наряду с понятием @массовая коммуникация» используется понятие «________».
Важнейшим каналом и средством пропаганды и агитации являются _________ (ответ дайте аббревиатурой).
Взаимоотношения СМК и государства регулируются _________.
Внедрение доминирующей точки зрения всеми существующими информационными системами называется _________.
Внутренним или базовым условием, обеспечивающим функционирование СМК, является финансовое и _________ обеспечение.
Возникновение общества - высшей формы развития материи - сопровождалось появлением высшей формы отражения - _________.
Все исследователи массовых информационных процессов отмечают, что действие СМК включает в себя три этапа:
Всякое общество являет собой плюрализм _________ интересов.
Выделение в тексте единиц анализа с последующей квантификацией или подсчет частоты упоминания единиц анализа элементов в соответствии с выделенными группами называется _________.
Выделяют два уровня методов социологии массовой коммуникации:
Выделяются три формы коммуникативного действия:
Главные, существенные, с точки зрения данной науки, признаки объекта, подлежащие изучению специальными для данной науки методами, - это _________.
Главным правовым документом России является _________ Российской Федерации, в которой определены основные направления государственной политики во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере массово-коммуникативной деятельности.
Для доиндустриального периода характерен _________ тип общения «из уст в уста».
Достижение конверсии в исходных мнениях и моделях поведения аудитории - это _________.
Знак, в отличие от _________, делает информацию полезной не только для определенного индивидуума, но и для общества.
Изменение пространственно-временной структуры общества в направлении концентрации и ускорения, изменение в типе культуры и социальной коммуникации - это _________.
Индивидуальные функции и _________ в деятельности СМК рассматриваются в контексте их аудитории.
Индикаторы, значения которых детерминируют, определяют значение зависимой переменной, - это _________.
Индикаторы, которые характеризуются возможностью взаимозаменяемостью зависимых и независимых переменных - это _________.
Исторически наиболее распространенной формой владения является общенациональная _________.
Каждый политический режим несет определенную идеологию, принципы, на которых затем строится _________.
Классово-кастовый тип коммуникации возник в ________ тыс. до н.э. в доиндустриальных обществах, начиная уже с первых цивилизаций.
Количественные исследования используются для получения ________ и статистических данных.
Коммуникация выполняет функцию _________: навязывание путем трансляции отобранной информации своей воли другому субъекту в интересах бизнеса или власти.
Коммуникация рассматривается как
Коммуникация является _________ явлением и осуществляется посредством различного рода информации.
Концептуализацией называют _________ анализ основных понятий.
Концептуальная схема американского специалиста _________ разрабатывалась для конкретных условий и традиций деятельности медиа, сложившихся в США в середине 60-х годов XX века.
Концепция _________ или теория «Коммуникации и развития» делает акцент на социализирующей функции массовой коммуникации и утверждает, что информационная революция, доступность образовательных и культурных ресурсов развитых стран помогут развивающимся странам.
Логический анализ основных понятий называют _________.
Любой вид деятельности вызывается _________ и интересами.
Массовая коммуникация возникает в индустриальном или буржуазном обществе, формирующемся в Европе, начиная с _______ в. в эпоху Нового времени в результате буржуазных революций, а затем распространяющегося в остальном мире.
Массовая коммуникация предполагает наличие не только субъекта и объекта, но и посредника, передающего информацию, - _________.
Массовая коммуникация, понятая как определенный социальный процесс, как вид социальной деятельности, имеет свои институциональные _________.
Медиа представляют собой механизм связи между _________ и получателем сообщения.
Межличностная коммуникация изучается _________ личности.
Методология - это мировоззренческая основа _________.
Методы познания разделяют по уровням на _________ и _________.
Механизмы формирования нужного общественного мнения: это _________ и _________.
Модель _________ основана на аналогии с телефонной связью.
Наличие коммерческих СМК гарантируют наличие _________.
Национально-государственный тип коммуникации появился в Европе в ________ веке.
Немецкий социолог и историк _________ рассматривал античность, феодализм, капитализм не как объективно бытовавшие и существующие формации, а лишь как идеальные исторические типы.
Носителем информации, распространяемой по каналам _________, является отпечатанный текст.
Основная _________ стереотипа - классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении
Основной эффект от воздействия СМИ - изменение _________ аудитории
Основоположником метода «Фокус-группа» считается _________.
Первые признаки общественного внимания к прессе как социальному явлению относятся к ________ вв.
Первым по времени появления средством массовой коммуникации является _________ пресса.
Передача информации в процессе _________ - это способность одних материальных объектов путем собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними других объектов.
Передача информации является _________ процессом.
Печатные газеты появились на заре ________ в. сначала в Германии, затем в Англии и во Франции.
По мнению _________, под массовой коммуникацией понимают относительно одновременное воздействие на большие гетерогенные аудитории каких-либо символов, передаваемых безличными средствами из организованного источника, для которого члены аудитории анонимны.
По мнению немецкого социолога-теоретика _________, функции масс-медиа состоят в "направлении" самонаблюдения социальных систем.
Под комплексными методами понимается сочетание в ходе исследования количественных и ________ методов.
Понятие _________ - повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.
Пресса является сегодня чрезвычайно важным каналом общения _________ с населением страны.
При использовании технических способов передачи данных между источником и приемником может находиться _________ информации, который способен ее длительно хранить и с которого ее можно считать.
При тоталитарных формах государственности рабочим инструментом отношений государства и СМК является _________.
Признаком _________ коммуникации является ее синхронность, т.е. одновременность: обмен смысловыми сообщениями происходит в режиме реального времени.
Простейшим элементом, способным стать единицей анализа выступает _________.
Профессионализм коммуникатора складывается из:
Публичную коммуникацию исследует _________.
Разновидностью инвент-анализа в исследовании массовых коммуникаций выступает _________.
Ряд социопсихологов (Д. Катц, М. Смит, Дж. Брунер, Р. Уайт, И. Сагнофф, Д. Узнадзе) выделяют следующие функции, выполняемые установками по отношению к индивиду, причины, заставляющие людей придерживаться имеющихся у них установок:
Само возникновение сознания - результат работы предков человека с _________.
Самые распространенные способы передачи данных в технике, это посредством __________ импульсов.
Свобода слова, гарантированная Конституцией РФ каждому гражданину, может реализоваться только через свободу _________.
Система табу - исторически первая форма _________ коммуникации.
СМК рассматривают как источник _________ и руководство к действию для зрелого человека.
Социальная информация относится к _________ виду информации.
Социальная коммуникация - это особая и важнейшая подсистема _________, обеспечивающая процессы социализации путем обмена содержательной информацией.
Социальное поведение является всегда _________, включает осознание индивидом мотивов, интересов, потребностей своего поведения.
Социальные _________ - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, действующие в сфере распространения данного СМК и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.
Социальный _________ - источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей.
Стереотип относиться к _________ стадии.
Структура пропаганды включает в себя совокупность трех методов:
Субъектами МК как таковой являются социальные _________, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования.
Существует два типа социальных субъектов - _________ и _________.
Термин «социология» и первые принципиальные постулаты ее возникли в недрах европейской обществоведческой мысли в работах _________ и Э. Дюркгейма.
Тип и особенности функционирования массовой коммуникации определяются типом общества, его социальным и прежде всего _________ устройством.
Умение спрогнозировать _________ населения на что-либо означает, что можно предусмотреть все факторы, влияющие на человеческое поведение с учетом течения времени.
Условием _________ выборки является наличие списка генеральной совокупности.
Устойчивые социо-психологические установки, обеспечивающие интерес индивида к тем или иным источникам или видам информации называются __________.
Цензурная реформа _______ в. была попыткой создания правовой базы функционирования периодики, так как власть понимала необходимость поддержки реформ журналистикой как гаранта их свершения.
Человек свободен осуществлять свои естественные права вопреки государству, а свобода печати при этом является одним из его _________ прав.
Эксперимент относится к общим методам и пришел в социальные науки из естественных наук, где он с ________ в. являлся основным опытным методом проверки научных теорий.
Эмпирические методы соотносятся с _________, а теоретические - с фундаментальными.
Этика СМИ описывает поведение человека в _________ условиях.