"Живая система" имеет следующие подсистемы:
Верны ли утверждения?
А) В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны, деятельности людей
В) Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры
Верны ли утверждения?
А) Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется
В) В теориях референтной группы есть их четкая классификации
Верны ли утверждения?
А) Любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает меньшим информационным потенциалом и потребляет наибольшее количество энергии
В) Посредством обмена символьной информацией система, с одной стороны, поддерживает интеграцию, а с другой - утверждает собственную -независимость, поддерживает границы
Верны ли утверждения?
А) Моральные ценности — единственный компонент ценностного содержимого культурной системы
В) Генерализация ценностных систем до такой степени, когда они становятся способными эффективно управлять социальным действием без опоры на подробно расписанные запрещения, является одним из центральных факторов в процессе модернизации
Верны ли утверждения?
А) Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить
В) Структурные элементы формируются как подсистемы
вышестоящих систем, т.е. системы личности, системы культуры и социальной
системы действий
Верны ли утверждения?
А) Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия
В) Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции
Верны ли утверждения?
А) Основная теорема «функционального анализа», по Мертону, гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями
В) Функциональный анализ позволяет точно сказать о медиа — функциональны они или нет
Верны ли утверждения?
А) Основным мертоновским достижением в области методологии является разработка определенных методологических инструментов, связанных с познанием различных аспектов социальной реальности
В) Р.Мертон обогатил понятийный аппарат социологической науки, введя множество новых терминов и уточнив уже имеющиеся, что придало новый импульс развитию теории структурного функционализма
Верны ли утверждения?
А) Платформой для построения функционального анализа являются только стандартизированные объекты, типические и повторяющиеся социальные явления
В) Помимо одних лишь объективных следствий функциональности в понятие функции может также входить и «субъективная диспозиция»
Верны ли утверждения?
А) По мнению Парсонса, аналитический реализм должен избавить теоретика от подмены теорией как якобы адекватным отражением всего многообразия реальности и, следовательно, от превращения теории в независимую от действительности сущность
В) Ни от какой теории нельзя требовать полного описания или объяснения даже небольшого фрагмента реальности
Верны ли утверждения?
А) Порядок, по Парсонсу — это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом
В) Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции
Верны ли утверждения?
А) Разработка парадигма функционального анализа проходила в контексте критики функционалистских моделей социальной антропологии и модели структурно-функционального анализа, предложенной Парсонсом
В) Назначение парадигмы - сделать социолога восприимчивым не только к узко научному значению разных типов структурно-функционального анализа, но и их политическим, а иногда идеологическим последствиям
Верны ли утверждения?
А) Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом, - культурная
В) Среди систем действия наибольшим энергетическим потенциалом обладает система личности
Верны ли утверждения?
А) Современный тип общества связан с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности
В) Характерной чертой промежуточного типа общества является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы
Верны ли утверждения?
А) Социальной средой является система культуры, системы личности и формы действия
В) Общество – это сложная социальная система как с вертикальным, так и с горизонтальным дифференцированием
Верны ли утверждения?
А) Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм
В) Положение коллектива или индивида в стратификационной системе измеряется уровнем его престижа или способностью оказывать влияние
Верны ли утверждения?
А) Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем выше его статус в ней
В) Чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом
Верны ли утверждения?
А) Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции
В) В примитивном обществе дифференциация выражена незначительно
________________ ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов
________________ ориентация – те аспекты ориентации деятеля на ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля
________________ системы – институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов
________________ функция — нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента
________________ функция — распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы
________________ – биофизические основы поведения как деятельности, которые связаны с предметами вне организма
________________ – методологическая ориентация в социологии, направленная на изучение посредством функционального анализа крупномасштабных социальных образований в целом
________________ – методологическая ориентация в социологии, направленная на изучение структуры и функций малых групп, условий и способов достижения групповых целей, особенностей стабилизации, сохранения группы и т.д.
________________ – органицистские концепции, реализующие системный и функциональный подход и выражающиеся понятиями "системные потребности", "функциональные императивы", "целенаправленная организация" и "саморегуляция"
________________ – система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам
________________ – совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности или потребностей системы
________________ – часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот момент деятеля
________________ – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство
________________ — убеждение в возможности спасения всех людей
________________ — вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство
________________ — индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека
________________ — институциональные меры по выполнению той же самой функции, или, в широком смысле, та же самая функция в ответ на необходимые потребности общества либо социальной системы
________________ — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные
________________ — непринятие, уклонение от соблюдения норм и легитимных средств достижения цели
________________ — несколько социальных ролей, ассоциируемых с одним статусом
________________ — податливость личности реальному или воображаемому давлению группы
________________ — потребность в достижении общезначимых целей
________________ — потребность институциализировать социальные нормы для их социального наследования
________________ — потребность институциализировать социальные нормы для их социального наследования
________________ — потребность системы гибко реагировать на изменения окружающих условий
________________ — потребность сохранять внутреннюю прочность системы, сдерживать напряжение между действующими субъектами
________________ — предъявление к индивиду несовместимых ролевых требований или ролевых ожиданий
________________ — реальная или условная социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет индивид
________________ — референтная группа, выступающая как источник норм поведения, социальных установок и ориентации ценностных установках индивида
________________ — референтная группа, выступающая как эталон, посредством которого индивид может оценить себя и других
________________ — совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.
________________ — такой структурный компонент, который в первую очередь выполняет адаптивную функцию
________________ — теория, состоящая из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему высказывания
________________ — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям
________________ — форма особых межличностных отношений
________________ — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания
________________ — это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний
___________________- референтная группа, с членами которой индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять
___________________- референтная группа, члены которой вызывают у индивида неприятие
_____________________ - подход в описании и объяснении социальных систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого при допущении, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддерживании и изменении социальной системы
_____________________ - процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат
_____________________ должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования
_____________________ ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов
_____________________ помогает адоптации общества к окружающей среде, создает материальные блага, необходимые человеку для преодоления внешней среды
В единичный акт Т.Парсонс включает следующие характеристики:
Для системы действия Парсонс выделяет четыре следующие подсистемы:
К вторичному типу референтной группы относится ___________________
К группе принадлежности относится(ятся) ___________________
К первичному типу референтной группы относится ___________________
Какие системы выделял Парсонс:
Подсистемы социального действия являются друг для друга ________________ средой
Постулат ________________ — понимание общих функциональных культурных закономерностей, понимание того, что функциональность присуща всем формам культуры
Постулат ________________ — постулат, при котором анализ начинается не с создания общей теории общества, не с «идеального типа», но с социального факта, который обладает смысловой глубиной и функциональной, зримой, определенностью, теми качествами, которые способны в теории интегрировать социальную жизнь и «узаконить» единство видения общества
Постулат ________________ — утверждение того, что некоторые функции обязательны в принудительном порядке, и поэтому все общественные институты функционально детерминированы
Расположите подсистемы в иерархическом порядке:
Расположите подсистемы в порядке повышения уровня социального действия:
Расположите подсистемы в порядке уменьшения притока мотивации:
Система ________________ – организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей
Система ________________ – система, состоящая из совокупности действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его потребностей и организацией целей и ценностей
Сколько "типовых переменных действия" различает Парсонс?
Согласно анализируемой теории среднего уровня существуют следующие уровни социологического знания:
Теория ________________ – концепция, согласно которой социальная жизнь имеет тенденцию оставаться функционально интегрированным феноменом, и любое изменение в одной части социальной системы вызывает приспособительные изменения в других ее частях
Теория ________________ – одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и социализма
Функциональный анализ основывается на союзе ___________________