Верны ли утверждения?
А) Художественно–образный и научно–рациональный способы отражения мира не исключают друг друга
В) Художественно–образный и научно–рациональный способы отражения мира исключают друг друга
Верны ли утверждения?
А) Эйнштейн пришел к выводу об относительном характере понятия одновременности
В) В осознании относительности одновременности заключается суть всей теории относительности, выводы которой приводят к необходимости пересмотра понятий пространства и времени – основополагающих понятий естествознания
Верно ли указаны задачи?
А) Невозможность провести резкую границу между объектом и прибором в квантовой физике выдвигает задачу: каким образом можно отличить знания об объекте от знаний о приборе
В) Невозможность провести резкую границу между объектом и прибором в квантовой физике выдвигает задачу: каким образом, различив знания об объекте и знания о приборе, связать в единую картину теорию объекта
Верны ли утверждения?
А) Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры
В) Особое место науки в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально–предметном преобразовании мира
Верны ли постулаты Бора?
А) Постулат Бора: каждый электрон в атоме может совершать устойчивое орбитальное движение по определенной орбите, с определенным значением энергии, не испуская и не поглощая электромагнитного излучения
В) Постулат Бора: электрон способен переходить с одной стационарной орбиты на другую
Верны ли утверждения?
А) Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира
В) Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания
Верны ли утверждения?
А) В естествознании применяется много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация, измерение, сравнение
В) В естествознании применяется много научных методов познания: идеализация, моделирование, аксиоматизация, гипотетико–дедуктивный метод, метод математической гипотезы, генетический метод
Верны ли утверждения?
А) В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента – понятийный и чувственно–образный
В) В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента – абстрактный и конкретный
Верны ли утверждения?
А) Естественно–научные методы познания все в большей мере используются в общественных науках
В) Естественно–научные методы познания все в большей мере используются в гуманитарных науках
Верны ли утверждения?
А) Естествознание ориентировано на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое
В) Гуманитарное познание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное
Верны ли утверждения?
А) К концу XIX в. механистическая, метафизическая, предметоцентрическая методология себя исчерпала
В) Естествознание стремилось к новой диалектической, системоцентрической методологии
Верны ли утверждения?
А) Общая теория относительности не распространяется на квантовые эффекты в гравитации, которые проявляют себя на расстояниях 10-33 см, в точке сингулярности, черных дырах
В) Для описания таких процессов необходима квантовая теория тяготения, одна из квантовых теорий поля, в которых объединяются принципы релятивистской и квантовой физики
Верны ли утверждения?
А) С XVII в. в физике и механистической философии массу понимали как количество материи в теле и рассматривали как некое условное обобщенное понятие
В) С XVII в. в физике и механистической философии массу понимали как количество материи в теле и рассматривали как основной признак материальности
Верны ли утверждения?
А) Создание теории электромагнитного поля поставило перед физиками задачу выяснить, распространяется ли принцип относительности движения, справедливый для механических явлений, на явления, электромагнитного поля
В) Ответ на этот вопрос требовал изучения закономерностей взаимосвязи движущихся тел с эфиром, но не как с механической средой, а как со средой – носителем электромагнитных колебаний
Верны ли утверждения?
А) Эйнштейн получает релятивистскую формулу сложения скоростей, показывает, что между массой тела и его полной энергией существует определенное соотношение
В) Эйнштейн формулирует следующий закон: «масса тела есть мера содержащейся в нем энергии», в соотношение Е = mс2
________ – способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности
________ распространение (передача) колебания из одного места в другое, соседнее (от точки к точке)
________ уровень научного познания – уровень познания, к которому относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально–чувственным взаимодействием с ним человека
________ уровень научного познания – формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории
________ этап научной революции нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания
________ этап научной революции – утверждение качественно нового способа познания; при этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания
________ этап научной революции – формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических, ценностных) нового способа познания в недрах старого
________ – взаимодействие элементарных частиц, которое ответственно за объединение протонов и нейтронов в атомном ядре и определяется как ядерное взаимодействие
________ – взаимодействие элементарных частиц, которое ответственно за радиоактивный распад ядер с испусканием электрона и антинейтрино
________ – излучение гравитационных волн неравномерно движущимися массами (телами)
________ – инвариантность физической системы (законов, ее характеризующих, и соответствующих величин) относительно некоторых определенных преобразований
________ – малая дискретная величина – обычно энергия или момент импульса
________ – метод познания и миропонимания, основывающийся на представлении о том, что все многообразные формы движения материи могут быть сведены к закономерностям одной механической формы движения
________ – мысленная схема с допущениями, которые подбираются так, чтобы получилось согласие с экспериментальными данными; они содержат общие подходы к решению разных проблем, и это позволяет отнести их к главным концепциям
________ – наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами
________ – направленный отрезок, т.е. отрезок, у которого указаны начало и конец
________ – наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности
________ – носитель наименьшей массы и наименьшего электрического заряда (не считая кварков) в природе
________ – область современной химии, в которой принципы и понятия квантовой механики и статистической физики применяются к изучению атомов, молекул и других химических объектов и процессов
________ – область физики элементарных частиц, изучающая взаимодействие кварков и глюонов
________ – область человеческой деятельности, которая связана с производством предметов, вещей, обеспечивающих само существование
________ – общее название адронов с полуцелым спином
________ – общее название класса элементарных частиц, не обладающих сильным взаимодействием, т.е. участвующих лишь в электромагнитном, слабом и гравитационном взаимодействиях
________ – описание какого–либо класса явлений с помощью математической символики
________ – освобождение электронов вещества при поглощении веществом электромагнитного излучения
________ – особый уровень организации материи – субъядерная материя, из форм которой структурируются ядра и атомы вещества, физические поля
________ – отдельные предположения, к которым прибегают при построении теории или постановке эксперимента с целью проверки теории
________ – понимание своего объекта, нахождение способов конкретно–исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему
________ – процесс коренного, качественного переворота, вызываемый научными достижениями и открытиями
________ – раздел математики, изучающий свойства фигур и их взаимного расположения, для которых существует взаимно однозначное непрерывное отображение
________ – результат мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и пр.)
________ – сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором амплитуда результирующей волны в разных точках резко увеличивается или уменьшается
________ – совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества
________ – теория не только переносчиков всех фундаментальных взаимодействий, но и частиц, из которых состоит вещество (кварков и лептонов)
________ – теория электромагнитного взаимодействия
________ – физическая система, совершающая колебания
________ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, необходимые свойства предметов, явлений и процессов действительности, которые закрепляются в определениях
________ – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза, основных естественно–научных понятий, принципов, методологических установок
________ – центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого–либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован
________ – явление, наблюдаемое при прохождении волн мимо края препятствия, связанное с отклонением распространения волн от прямолинейного распространения при взаимодействии с препятствием
_________ – область человеческой деятельности, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека – в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций
_________ – проявление простейшей калибровочной симметрии, в которой калибровочные преобразования соответствуют изменениям потенциала от точки к точке
_________ – связь между атомами, которая приводит к образованию молекул
_________ – совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах
____________ взаимодействие ответственно за распады частиц
____________ – изменение направления светового луча от небесного светила, вследствие конечности скорости света и движения наблюдателя относительно светила
_____________ – наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств
______________ – процессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета
________– все то, что создано человечеством в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений
________– гипотетические частицы с дробным электрическим зарядом, из которых, возможно, состоят элементарные частицы
В астрономическом масштабе ___________ взаимодействие, как правило, играет главную роль
В середине XIX в. ___________ объединил учения об электричестве и магнетизме в единой теории электромагнитного поля
В. Паули предположил, что при бета–распаде вместе с электроном вылетает, унося с собой недостающую энергию, еще одна частица –
Важная характеристика частицы – ___________ – собственный момент импульса частицы
Возбужденный атом – за очень короткое время – спонтанно испускает _________ и переходит на более низкий энергетический уровень, стремясь к основному состоянию
Выявление ________ связи между притяжением тел в земных условиях и движением планет ознаменовало собой рождение классической механики, на основе которой построена технологическая база современной цивилизации
Главная функция ________ взаимодействия в природе – создание прочной связи между нуклонами (протонами и нейронами) в ядрах атомов
Некоторые молекулы, обладая одинаковым составом, тем не менее различаются расположением атомов, последовательностью химических связей, такие молекулы называются___________
Основной метод квантовой химии состоит в применении уравнения __________ для атомов и молекул
Самые нестабильные частицы –
Скорость распространения электромагнитного поля равна
Слабое взаимодействие по величине значительно меньше всех взаимодействий, кроме
Среди субатомных частиц обнаружились такие частицы, которые в окружающем нас веществе практически не встречаются, –
Фотоны являются переносчиками ___________ взаимодействия
Цель ________ – описание и объяснение своего объекта, выражение знания с позиций вневременных принципов бытия, выражение не только качественных, но и количественных характеристик объекта