Верны ли утверждения?
А) Искусство XX века продолжало путь представления человеческой личности в ее неповторимо-уникальных качествах
В) Тем самым в отношении "культура—человеческая личность" искусство само оказалось уникальным "инструментом" культуры, способным удваивать единичное существование человека
Верны ли утверждения?
А) Культура необходима обществу для восполнения отмеревшей биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей
В) Общество необходимо культуре для обеспечения ее потребности самоосуществления и самосохранения
Верны ли утверждения?
А) В подсистеме "культура/общество" уровень материальной практики является исходным
В) Он выражается во взаимодействии образующих общество экономических и политическо-правовых отношений с активностью культуры, создающей для этих отношений конкретные организационные структуры
Верны ли утверждения?
А) Возраст есть определение меняющихся состояний организма, существование которого выражается в движении от небытия к небытию через рождение, младенчество, созревание, расцвет, старение и смерть
В) Пол есть одна из ряда нескольких модификаций каждого вида животных и многих видов растений, связь которых обеспечивает размножение вида
Верны ли утверждения?
А) Для культурологии жизненный цикл распадается на две основные фазы — овладение культурой, творчество культуры
В) Для культурологии жизненный цикл распадается на две основные фазы — творчество культуры, передача культуры тем, кто идет на смену в эстафете поколений
Верны ли утверждения?
А) Законом истории общественного бытия является движение ко все более последовательному художественному изображению и выражению уникального в человеке
В) Законом истории искусства является развитие личностных качеств человека, и искусство устремлено культурой к познанию этой динамики самой жизни
Верны ли утверждения?
А) Культура соткана из материала природы, но представляет собой нечто качественно и структурно отличное от природы
В) Культура социальна по своему содержанию, она является типом бытия, адекватным форме бытия общества
Верны ли утверждения?
А) На биологическом уровне проблема пола никаких изменений не претерпела со времен возникновения полового диморфизма
В) На уровне культурологическом менялся не только ее удельный вес в общественном сознании, в искусстве, науке, философии, но и сам взгляд на взаимоотношения полов — от крайнего их противопоставления до полного отождествления
Верны ли утверждения?
А) О прогрессе можно говорить лишь в диалектическом сопряжении его с противоположным качеством развития — регрессом
В) В разных областях культуры соотношение прогресса и регресса разное — скажем, в развитии науки и искусства, в истории техники и нравственности
Верны ли утверждения?
А) Объяснение является эффективным средством в сфере гуманитарного знания, подводя его к границам познания художественного, позволяя ему переходить эти границы и синтезировать научный и образный способы постижения личности
В) Понимание является эффективным средством в сфере гуманитарного знания, подводя его к границам познания художественного, а иногда и позволяя ему переходить эти границы и синтезировать научный и образный способы постижения личности
Верны ли утверждения?
А) Прогресс и регресс — категории, не имеющие аксиологического значения
В) Во многих случаях то, что одни люди, социальные группы, идеологи считают прогрессом, другие расценивают как регресс
Верны ли утверждения?
А) Первобытная мифология имеет важнейшим своим источником страх смерти и стремление победить его в надежде на бессмертие
В) Всякое религиозное сознание имеет важнейшим своим источником страх смерти и стремление победить его в надежде на бессмертие
Верны ли утверждения?
А) Собственно культурное качество человеческого возраста - функциональное
В) Человек является не только функциональной, но и саморазвивающейся системой; это раскрывает особое — собственно культурное — качество человеческого возраста
Верны ли утверждения?
А) Человек входит в мир природных явлений и не выходя за его пределы, принадлежит одновременно и миру природы, и общественному бытию
В) От последнего человек отличается способом своего реального существования — он остается живым существом, особого рода животным, органично синтезируя природное и общественное
Верны ли утверждения?
А) Является крайностью растворение культуры в той или иной форме внешнего для нее бытия (часто это происходит в нашей философии, когда "культура" поглощается "обществом")
В) Является крайностью абсолютизация самостоятельности культуры, влекущая за собой отрыв от общества, от человека, от природы
_______ аспект теории культуры охватывает круг проблем, которые раскрывают ее, культуры, внутреннюю жизнь, проявляющуюся и в ее функционировании, и в ее развитии
_______ имел основания говорить о разных "локальных цивилизациях" регионального масштаба — Западной и Восточной
_______ культур отвечает глубинным потребностям развития человечества, одной из которых является потребность превращения частного и локального в общечеловеческое достояние
_______ может покоиться и на личностном, и на безличностном фундаменте, она способна и утверждать личность, и унижать ее, противопоставляя ей абсолютную ценность Бога, или природы, или государства
_______ общественные отношения могли запечатлеваться в мифах благодаря тому, что на мир небожителей проецировались социальные отношения мира земного
_______ осмысление жизни и смерти становится атрибутом и индивидуального, и общественного сознания
_______ служит главным инструментом ориентации человека в пространстве
_______ сущности духа формой его материального обнаружения, воплощения, объективации, обобществления, а значит — и трансляции, передачи от человека к человеку, является звучание
_______ служит основным способом его ориентации во времени
_______ связи внутреннего и внешнего функционирования культуры заключается в том, чтобы постоянно преодолевать противостояние человеческого мира и окружающей его внечеловеческой среды
_______, установивший генетическую связь человека с животным миром, а затем позитивизм с его редукцией "высшего" к "низшему" в человеке не попытались преодолеть традиционный дуализм понимания сущности человеческого бытия
Культура обретает три масштаба модуса; _______ уровень является первым потому, что он фиксирует исторический переход от докультурного, биологического существования человечества к его социокультурному бытию
Культура обретает три масштаба модуса; укажите их последовательность
Культура производна от _______ человека
Расположите в хронологической последовательности основные ступени историко-культурного процесса
Расположите события в хронологической последовательности
Расположите события в хронологической последовательности
Системное бытие культуры порождает специфичность ее содержания, строения и функционального взаимодействия ее компонентов; укажите последовательность атрибутов, порожденных системным бытием
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите художественные произведения и их авторов
Существуют три уровня отношений культуры и человека; укажите последовательность уровней
Укажите последовательность перечня особенностей проявления взаимоотношений «культура-общество»
Установите последовательность элементов структуры действия зрения и слуха, связывающих человека с природой
Экстракультурологический аспект философской теории культуры предполагает рассмотрение следующих отношений; укажите их последовательность
_______ входит в человеческий опыт как значимое измерение пространства вместе с развитием техники, позволяющей преодолевать ограниченность примитивной практики
_______ обратил внимание на то, что на разных этапах истории искусства разные координаты пространства выступают в качестве "господствующей координаты", определяя "важнейшую основу стилистического своеобразия и художественный дух века"
_______ отмечал то существенное отличие человека от животных, что они в "землю смотрят", человеку же Бог дал "высокое лицо", "прямо в небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи"
В _______ обществе в философской и художественной мысли сознание свободы личности стало получать гипертрофированные формы, выражаясь в иллюзорном представлении об "абсолютной свободе" индивида
В человеческой жизни пространственные отношения становятся _______, а значит, не физическими, а культурными
Деятельностная сущность человеческого бытия осуществляется двояко – в формах предметной деятельности и в формах
Изменение натуры культурой имеет два аспекта:
Культура обретает три масштаба модуса; соотнесите масштабы модусов культуры и их содержание
С рождением цивилизации стали возможными - и широко реализовавшимися на практике – две противоположные позиции:
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите уровни культуры и их названия
Антитетическая пара "жизнь—смерть" уже в индивидуальном сознании и поведении вписана в систему ценностей каждой личности и опосредована содержащимися в ней базовыми
В _______ плоскости дифференциации культуры ее феноменология обусловливается многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта
В _______ модальности культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека, проявляющихся и в предметной его деятельности, и в общении
В истории культуры важную роль играют такие ее состояния, которые постепенно превращают один исторический тип культуры, в другой, — _______ периоды
В истории философии впервые проблема индивидуации была поставлена
В каждой культуре наряду со словесным языком функционируют языки зрительных и слуховых образов, смысл которых следует понимать так же, как смысл
В конечном счете не только духовные преобразования, но и организационно-политические и технико-экономические становились _______ действиями людей
В мифологии _______ силы были непосредственным и главным предметом осмысления
В отличие от попыток найти однородный культурный "субстрат" — предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д., _______ взгляд представляет культуру как многомерную, многоаспектную целостность
В первобытности социокультурная реальность только формируется, вырывая человека из природно-животного состояния, и здесь нет еще отчетливого разделения _______ отношений и культурных действий
В племенном сознании первобытных народов, строившемся по антитезе "мы—они", признание _______ распространялось только на принадлежащих к "мы" — к своему родо-племенному коллективу
В рабовладельческой, феодальной и восточной системах диктат общественных отношений над культурой оставлял самый узкий зазор для проявления культурой _______, для ее самодвижения и самоуправления
В религиозных типах культуры высшую ценность получает _______ идеал бытия
В традиционном представлении _______ философии материальная культура первична по отношению к духовной, духовная обладает способностью обратного влияния на материальную, а художественная культура есть всего лишь раздел культуры духовной
В трактовке общественных процессов влияние _______ людей несравненно более могущественно, чем в познании природных явлений
В философском сознании пространство и время были _______ осознаны уже на первом этапе его становления и оставались одной из коренных его проблем на протяжении всей последующей истории философии
В философском анализе культура – это форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, охватывая:
В человеческом бытии происходит превращение общего (родового) в
Влияние общества на личность зависит от характера этого общества, которое личность не выбирает, особенно в детстве, юности, тогда как ценности _______, которые она осваивает, выбираются ею и ее ближайшим окружением
Данные разных органов чувств широко развиваются в ходе обретаемого каждым индивидом и всем человечеством социокультурного опыта и в силу этого оказываются не психофизиологическими, а
Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых породило ее в процессе антропогенеза:
Для культурологического знания "выход" на культуру как особую подсистему бытия открывает возможность ее изучения как специфического аспекта "сверхъестественного" бытия, _______ взаимосвязанного с социальным и человеческим его аспектами
Для понимания многослойной функциональной структуры зрения и слуха ключевое значение имеет проблема различия между "высшими" и "низшими" органами чувства, т.е. между:
Единственной целью _______ общения людей было укрепление общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого этого общения
Есть аспект, который резко отличает отношения "культура/человек" от ее отношений с природой и обществом — речь идет о наличии в самом понятии "человек" разных масштабных планов:
Жизнь и смерть — такие же _______ явления, как пространство и время, только более узкого масштаба, принадлежащие органическому миру
Жизнь отнюдь не является абсолютной _______, полагал Н. Чернышевский
Известное положение В. Ленина о "двух культурах в каждой национальной культуре" в развитом буржуазном обществе отражает реальные различия культуры "верхов" и "низов", которые углубляются при обострении _______ противоречий
Индивид — не "чистая доска", как полагали просветители-рационалисты, но структурированная самой природой _______, плод взаимодействия наследственности и случая, к которой воздействие культуры должно приспосабливаться
Интуиция — это не чисто природное качество, но _______; она синтезирует врожденные индивиду способности и предоставляемый культурой опыт
Искусство и философия, как и искусство и наука
Искусство романтизма смоделировало заложенные в индивиде безграничные возможности
Исторические изменения отношений _______ на протяжении всей истории столь же незначительны, как изменения самого человека на протяжении многих сотен тысяч лет существования человечества
История показала, что консервативный традиционализм, как и инновационный креативизм, представляют возможности культуры
Каждый входящий в мир человек _______ застывшие в ней сущностные силы ее творцов и "присваивает" их себе, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и с их помощью становясь культурным существом
Качества пространства человек находит вне себя, в природе и социальных структурах, время является для него биографическим параметром, измеряющим движение его
Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различением онтологических уровней "общее — особенное — единичное"; укажите последовательность масштабов
Марксизм поставил перед собой задачу преодолеть расхождение между наукой об обществе и ее _______ и проективным рассмотрением, тем самым ликвидировав идеологию в старом смысле этого слова (как идеологическое ложное сознание)
Мировые религии, отождествив божественное с духовным, резко противопоставили культуру природе, требуя подавления всего _______ в человеке
Мифологическое сознание обожествляло _______, поскольку оттуда исходят свет, тепло, влага
Многомерность существования возникает в бытии человека; укажите последовательность характеристик бытия человека
Музыка — искусство звука — является художественным воплощением
На ранних этапах развития общества практически-духовное освоение человеком мира распространялось на
Наиболее резко противостояние двух позиций в оценке жизни и смерти проявилось в конфронтации гедонизма и _______ — культа наслаждения "наличным бытием" индивида и воспевания смерти, гибели, самоубийства
Нельзя понять сущность самой духовной культуры, ее _______, рассматривая ее обособленно от материальной культуры
Необходимо _______ исследование отношений между биологическим и сверхбиологическим в человеке — такое исследование, которое преодолело бы и их религиозное противопоставление, и позитивистский редукционизм
Общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной
Общим законом истории культуры являются _______ отношения между ее сознанием и самосознанием: одни силы их отталкивают друг от друга, требуют самозамыкания обоих в кругу собственных интересов, другие силы обусловливают потребность их связи
Общим законом истории культуры являются вибрирующие отношения между ее
Одно из измерений культуры определяется различными соотношениями порождающих ее _______ форм активности человека
Отношение "культура/природа" имеет разные уровни, разные сферы проявления и разные исторические формы; укажите их последовательность
Первые исторические формы практики — _______ — были опосредованы ранними мифологическими представлениями, материально их воплощая
Перед теорией и историей культуры встают две в высшей степени интересные культурологические проблемы — взаимоотношения искусства и _______, различия и связи искусства и науки
Под сферами проявления отношений между природой и культурой имеются в виду следующие различия; укажите последовательность различий
Поскольку культура есть сложная многокомпонентная система, в ее развитии должен действовать _______ закон связи неравномерности и равномерности изменений, происходящих в разных ее подсистемах
Поскольку реальная деятельность людей развертывается в пространственно-временном континууме, постольку типология культур определяется прежде всего структурой _______ — особенностями диахронического и синхронического его измерений
Прямая и специализированная функция зрения — давать сознанию информацию о
Различные тембры, ритмические структуры, силовые характеристики, интонационные отношения звучаний становятся _______ обозначением определенных человеческих состояний и действий
Реальная жизнь человека как общественного животного оказалась обусловленной его способностью органично связать свою _______ ипостаси
Реально культура предстает не как "культура вообще" — таков лишь ансамбль ее _______ черт и свойств, — а как культура нации, культура сословия, культура детства, культура средневекового горожанина, культура современных политиков и т. д.
Роль _______ культуры играет искусство, отражающее объективный мир таким, каким он преломляется культурой, становясь тем самым ее собственной образной рефлексией
Роль духовной деятельности в культуре заключается в управлении материальной практикой, которую она
Роль культуры состоит в диалектическом сопряжении интегративных и дифференцирующих процессов, ибо подавление одних ведет к распаду культуры на неспособные к коммуникации самодостаточные монады, а исчезновение других — к
Русский язык интересен тем, что отождествил "правое" с "правдой" — и в _______ смыслах этого слова
Связь общества и культуры приводит, с одной стороны, к созданию разнообразных социальных институтов, придающих культурные формы общественным отношениям, а с другой — к _______ этих отношений в продуктах духовного и художественного производства
Системное представление о человеческой деятельности открывает философии путь к _______ видению культуры
Следует признанию реальное бытие культуры не как простое соседство множества субкультур разного масштаба и разной природы, а как _______ их взаимодействие — контактное и дистантное, синхроническое и диахроническое
Сложность _______ человека состоит в том, что условием его является природная данность — совокупность врожденных индивиду качеств, которая подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры
Содержание проблемы "культура и человек" изменяется применительно к каждому _______ бытия человека: взаимоотношение между культурой и человечеством, отношение культуры и личности, взаимосвязь культуры и природы
Социальное не может стать синонимом _______ — последнее обозначает лишь совместность неких действий, а первое — качественное своеобразие особого рода поведения — поведения ненаследуемого
Теоретическая мысль осваивала общественную реальность тремя способами —
Укажите последовательность разделов в отраслевом измерении культуры
Флоренский убедительно показал непременное присутствие _______ координаты, хотя бы в бесконечно малой степени, в формировании образов действительности
Функциональный анализ внутренней жизни культуры должен перерасти в исследование ее
Функциональный аспект исследования предполагает изучение _______ функционирования системы, т. е. ее воздействия на среду, в которой она существует, и взаимодействия подсистем внутри самой системы
Хотя христианство сохраняет еще следы древнего антропоморфного синкретизма, в основных своих постулатах оно утверждает _______ биологического и духовного в самом человеке
Цвета — красный, оранжевый, желтый — воспринимались изначально не как простые физические реалии, а как признаки
Человеческий род оказался в такой ситуации, когда условием выживания стала необходимость постоянного изменения — и в жизни индивида, и в развитии вида —
Человек не имеет врожденной программы деятельности и должен в _______ вырабатывать программы своей деятельности, отбирать оптимальный ее вариант из спектра возможных, создавать новые, неизвестные его предкам программы
Человеческая индивидуальность оказывается трехсторонней системой, обусловленной особенностями взаимодействующих сторон; укажите последовательность перечня сторон
Человеческая индивидуальность есть _______ феномен, чем и отличается от "индивида"
Человеческая речь и музыка, выросшие из древнейшей напевной речи человека, являются звуковыми выражениями текущей во времени жизни человеческого _______, делая его слышимым
Человеческое существование вырвало его из рамок действия биологических законов, требуя "сцепить" их, органически связать с законами
Человечество находило в соотношении природного и культурного в создаваемых вещах компромиссы — от иллюзорного копирования облика животного или растения до изобретения неизвестных природе материальных структур в архитектуре
Чисто социальным становится тот аспект дифференциации культуры, который порождается расслоением общества —
Чрезвычайно ярким проявлением относительной независимости истории культуры от истории общества является отсутствие в первой _______ переломов, какие нам известны по истории общества