Верны ли утверждения?
А) Практически-духовный уровень связи человека и культуры выражается в реальном созидании человеком "второй природы" – культурных предметов и процессов и в столь же реальном созидании культурой человека
В) Духовно-теоретический уровень связи человека и культуры выражается в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях)
Верны ли утверждения?
А) Внутренняя жизнь культуры представляет собой, с одной стороны, взаимодействие всех ее подсистем и элементов в каждой из них, а с другой – развитие подсистем и их элементов, влекущее за собой изменения системы как целого
В) Исходное для понимания внутренней жизни культуры взаимодействие ее подсистем выражается в различении материальной, духовной и художественной деятельностей
Верны ли утверждения?
А) Второй шаг в истории культуры – осознание человеком качественного отличия живого от неживого, при сохранении убеждения в своей сущностной связи с животными
В) Об этом говорят наполняющие все мифологии образы полулюдей-полузверей (сфинксы, кентавры, слоноголовые и птицеголовые люди, русалки, ангелы, черти и т. п.)
Верны ли утверждения?
А) Европейское Просвещение оказалось первым в истории человечества типом культуры, в фундаменте которой лежало признание ценности человеческой индивидуальности
В) Вся последующая история европейской культуры "замешана" на идее личности, наиболее остро осознанной в декартовом "Я мыслю..." и в автопортретах Рембрандта, в субъективном идеализме Д. Беркли и в "Исповеди" Ж.-Ж. Руссо
Верны ли утверждения?
А) Значение взаимозависимости культуры и общества проявилось с предельной наглядностью в развитии нашей страны в XX в.
В) Расхождение взглядов большевиков и меньшевиков состояло в ответе на вопрос, возможно ли построение социалистического строя в России на низком уровне материальной культуры, на котором она находилась; Ленин счел это возможным
Верны ли утверждения?
А) Искусство многие века жило воссозданием аллегорических сюжетов
В) С первых шагов реалистического направления в европейской художественной культуре развивалось освобожденное от мифологии и аллегорических иносказаний прямое и осознанное художественное исследование
Верны ли утверждения?
А) На первых – мифологических – этапах своей истории практически-духовное воссоздание мира представляло человека в его всеобщих, родовых качествах
В) Таким выступает он в первобытном искусстве, скорее как отвлеченный знак человека, нежели как его образ, а затем в тех его групповых качествах, которые мы определяем понятием "особенное"
Верны ли утверждения?
А) Общество и культура встречаются в ходе воспитания личности, делая этот процесс двусторонним
В) Здесь происходит одновременно культурация индивида и его самовоспитание
Верны ли утверждения?
А) Общество отличается от природы тем, что она есть форма существования материи, общество же – системная связь людей в их совместной жизни и деятельности
В) Человек – это не просто "часть природы", хотя бы и наиболее сложноорганизованная, но одновременно носитель общественных отношений, представитель общественного организма
Верны ли утверждения?
А) Поскольку культура производна от деятельности человека как субъекта, постольку ее строение должно определяться структурой порождающей ее деятельности
В) Структура эта одномерна, что прежде всего отличает культуру от других сфер бытия
Верны ли утверждения?
А) Проблема "культура и личность" является завершающей в анализе места культуры в бытии
В) Она стоит "на выходе" теории культуры, раскрывая конечный этап ее теоретического решения, но не раскрывает практический смысл
Верны ли утверждения?
А) Рассмотрение человека как биосоциального существа дает желанный результат: биосоциальная двухмерность оказывается способной объяснить многие важные закономерности антропогенеза и культурогенеза
В) Синтез природы и общества стал возможен благодаря "изобретению" человечеством культуры; деятельность человека производна от культуры потому, что последняя радикально отличается от жизнедеятельности животного
Верны ли утверждения?
А) Функция познания через искусство состоит в том, чтобы доставлять культуре необходимую информацию о мире и быть тем самым ее, культуры, сознанием
В) Функция научно-философского познания – быть самосознанием культуры, т. е. рассказывать ей о том, что она собой представляет в своем отношении к миру
Верны ли утверждения?
А) Чрезвычайно важная особенность социально-организационного слоя культуры, порождаемая отличием общества от природы, – его разнородность
В) Причина в том, что различным родоплеменным общностям, сословиям, классам нужны не только общие и одинаковые, но и весьма различные способы организации их деятельности
"Конечным пунктом" в онтологической пирамиде реального существования и функционирования культуры является культура
_______ как внеприродная, сверхбиологическая сила имеет в своей основе именно сознательные действия, что отличает радикальнейшим образом человека от животного
_______ общность оказывается исходной почвой сложения наций, поскольку пространственная локальность и сравнительная замкнутость жизни народа обусловливают особенности культуры этноса
_______ предстает как преобразование натуры – природной среды, в которой существует человек и к которой он, в отличие от животных, не только должен так или иначе приспособиться, но которую он способен приспосабливать к себе
_______ угол зрения вводит в теорию культуры проблему времени ибо она является динамической, развивающейся системой
_______, т. е. собственно культурный, смысл приобретали антитезы "близкое-далекое", "большое–малое", "легкое–тяжелое"
В мифологических системах понимание культурного смысла смерти вылилось в
В общественном сознании жизнь и смерть являются не формами бытия реального индивида, а абстрактными представлениями о законах
В отношении психологическом, а в конечном счете, духовном, культурном, ценностном –
В ходе эволюции всей прошедшей истории и в представимом будущем человечества _______ взаимодействие природы и культуры выявляет безграничность сферы своего функционирования в материальном мире
В широком философском смысле культура по масштабу своему оказывается сопоставимой и с человеком, и с обществом, и с природой – основными формами
Возможность превращения зрения и слуха в "органы культуры" объясняется тем, что они имеют особые информационные функции в человеческой жизни – представлять информацию о
Временная координата культуры -
Время имеет _______ значение, оно "находится" внутри человека и человечества, тогда как пространство есть измерение внечеловеческой реальности
Встреча природных и культурных факторов в человеке становится _______ – и в пределах его индивидуального существования, и на разных этапах истории, и в разных социокультурных системах
Второй исторический тип соотнесения культуры и природы формируется с рождением цивилизации; в результате – столь типичное для языческих культов отождествление человеческого и животного сменяется позицией
Второй уровень дифференциации культурогенных субъектов -
Деятельность человека целостна, и разные ее уровни, при всех особенностях каждого, связаны друг с другом взаимным опосредованием и взаимным проникновением – ярче всего это проявляется в
Духовное как таковое в его _______ и "для-себя-бытии" невидимо – потому трактовка Бога как чистого "Абсолютного Духа" ставила перед религией сложную проблему представления Бога человеку
Искусство обрело возможность создавать такие конструкты, в которых культура _______ подчиняет себе природу
История материальной практики человечества располагается в границах спектра, в котором отношение натуры и _______ можно было бы определить афористической формулой: "брат мой – враг мой"
Как только культура начинает различать прошлое, настоящее и будущее, она может признавать высшую ценность одной из этих трех фаз движения в культуре креативной (европейской культуре нового времени) –
Как только культура начинает различать прошлое, настоящее и будущее, она может признавать высшую ценность одной из этих трех фаз движения в культуре утопической и реально-проективной ориентации –
Как только культура начинает различать прошлое, настоящее и будущее, она может признавать высшую ценность одной из этих трех фаз движения в традиционной культуре –
Культура начинается исторически с познания неоднородности, осмысленной _______ в системе отношений "благое-злое", т. е. мифологически: добрые духи помещались наверху, в небесной выси
Культуре имманентно такое деятельное качество, как творчество, – сила, обусловливающая ее постоянное обновление и рождающая диалектическое отношение _______ как закон существования культуры
Культурную "нагрузку" зрение и слух приобретают благодаря способности человеческой психики образовывать устойчивые _______ связи между разными восприятиями и представлениями
Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры не существуют изолированно, они друг друга опосредуют и оплодотворяют, будучи разными способами превращения природного в культурное –
Материальное производство оказывается одухотворенным изнутри, человечески содержательным, то есть _______ по самой своей сути, как бы ни отличалось оно от производства духовного
Мир _______ образов, в котором художественный и религиозный типы сознания еще не отделились друг от друга, но формировались синкретически-нераздельно, был трансформацией форм существования природы
На первобытном этапе истории
Национальная принадлежность обретается индивидом в ходе его вхождения в _______, начиная с овладения национальными языками – словесным, музыкальным и всеми другими
Освободившись от необходимости подчиняться законам природы, _______ исследовать соотношения природного и культурного в человеке с недоступными ни практике, ни науке глубиной и тонкостью
Особенно резко пространственная вертикаль превращается в смысловую в политическом сознании – "верх" и "низ" становятся моделью
Отношение "культура/природа" имеет разные уровни, разные сферы проявления и разные исторические формы; духовно-теоретическое отношение выражается в
Отношение "культура/природа" имеет разные уровни, разные сферы проявления и разные исторические формы; практически-духовное отношение выражается в
Отношение "культура/природа" имеет разные уровни, разные сферы проявления и разные исторические формы; практическое отношение выражается в
Первые исторические формы духовного освоения культурой природы были _______, то есть осуществлялись механизмами воображения, а не совсем еще слабого абстрактного мышления
Первые проблески _______, осветившие в XVIII веке пройденный человечеством путь, заставили размышлять над причинами непрерывных изменений нравов, обычаев, поведения, всей предметной практики человечества и всего его сознания
Первый уровень дифференциации культурогенных субъектов -
Плод распада мифологического сознания – искусство – сохранил фундаментальную для своего исторического источника связь с отношением людей к пространству и времени, так ощущения времени и пространства приобретали _______ характер
Понятие "культура" вошло в философский обиход в _______ в., перестав быть словом бытовой речи
Поскольку пространство и время – наиболее общие формы существования реальности, их _______ становится необходимым компонентом философских взглядов человека, его мировоззрения
Практическое отношение культуры и природы, опосредованное трудовой деятельностью человека, ведет ко все более и более широкому превращению натуры в
Превращение природы в культуру сопровождалось в ходе _______ конфликтами, которые осознавались и запечатлевались в мифологических образах сфинксов, кентавров, русалок, соединявших культурно-человеческий "верх" с животным "низом"
Предметы материальной культуры остаются природными потому, что _______, и вместе с тем оказываются сверхприродными, поскольку одухотворены заключенной в них творческой мыслью человека
Придание природным явлениям определенной ценности говорит о том, что их вбирает в себя и тем или иным образом претворяет
Природа – это _______ материи, реальность ее конкретного существования
Пространство и время оказались существеннейшими элементами дофилософского, _______ сознания
Рассматривая способы "окультуривания" разных областей и уровней природного бытия, нужно иметь в виду, что изменение натуры культурой имеет два аспекта –
С первых шагов истории человечества перед ним выросла загадка, которой не знала психика животных и которая уже поэтому имела культурное происхождение, – различие форм пространства и времени с точки зрения
Сложившаяся в древности "семантика верха и низа" сохранялась на протяжении всей истории _______, теряя свое первоначальное мистико-культурное значение и приобретая светские – нравственный, политический, юридический – смыслы
Согласно Гегелю, благодаря _______, накапливаемый человечеством опыт сохраняется в объектированном и отторгнутом от самого человека – и потому не исчезающем с его смертью – виде
Согласно М.С. Кагану, _______ - вторая форма бытия
Согласно М.С. Кагану, первой формой бытия является
Согласно М.С. Кагану, третья форма бытия – это
Согласно М.С. Кагану, четвертая форма бытия – это
Стихийно фиксируя исторически складывавшиеся в _______ отношения между чувственным и интеллектуальным уровнями психики, язык позволил употреблять понятие "видеть" в смысле "понимать" и "слышать" в смысле "осознавать"
Стремительное развитие естествознания и техники стало выдвигать экологические проблемы на первый план, и сейчас уже всем ясно, что человечество движется к краю пропасти под влиянием _______ природы и культуры
Строение _______ аспекта теории культуры определяется тем, что культура как всякое реальное бытие существует в пространстве и времени
Тотемные представления, образы солярного культа, языческие боги – это плоды превращения
Третий исторический тип решения антитезы "культура/натура" – обретение их гармонических отношений – должен сложиться, характеризуя цивилизацию
Уже в культуре личности жизнь/смерть приобретают второй план – _______ – тем более весомым становится он в культуре социума, нации, эпохи
Фантазия создавала такие _______, которые предвосхищали то, что человечество научится практически созидать через много веков и тысячелетий
Человек накладывал изначально свою печать на природное бытие, удваивая сам способ его существования, делая его _______, вещественным по субстрату и социальным по функциям, то есть культурным
Человек является не одномерным, чисто природным или чисто социальным существом, и не двусторонней биосоциальной системой, а трехсторонней – ________ системой