Верны ли утверждения?
А) Для избежания глобальной экологической катастрофы требуется коррекция отдельных технологических практик
В) Источники такой коррекции можно отыскать на Западе
Верны ли утверждения?
А) Драма технической цивилизации в том, что ей удалось одержать Пиррову победу над традиционной метафизикой, обращенной к предельным основаниям и смыслам
В) Социальной базой современной технической цивилизации, ее социальным заказчиком и референтом стало традиционное общество
Верны ли утверждения?
А) Европоцентричный прогресс, восторжествовавший в западнической фазе большого исторического цикла, не ознаменовался резким снижением культурного разнообразия человечества
В) Номиналистическое кредо западнической фазы цивилизационного цикла повлияло на формирование атомарной картины мира, в которой целостно-органическая бытийственность природы и культуры не воспринимается, либо не актуализируется в нормативном качестве
Верны ли утверждения?
А) Западу потому удалось собственными силами обеспечить постиндустриальный сдвиг — создать инфраструктуру массового духовного производства, — что этот сдвиг осуществился на основе привычных мотиваций прибыльности и рентабельности
В) Деньги, потраченные на науку или образование персонала, представляют не менее, а более прибыльное вложение капитала, и в результате средний буржуа, не меняя своей духовно-психологической природы, вошел в новую постиндустриальную эру
Верны ли утверждения?
А) Источником разрастающейся антицивилизации является «экономический человек», ещё не полностью освободившийся от «пережитков» внеэкономической морали и культуры
В) Экономический человек существует в цивильных формах до тех пор, пока существуют экономические мотивы его социального поведения
Верны ли утверждения?
А) К постулатам исторической рациональности относится следующий: в истории не действует механизм согласования общественной эволюции, разные сферы общественной жизни не развиваются как согласованный ансамбль
В) К постулатам исторической рациональности относится следующий: история разумна, ее движение имеет законченный антропоморфный смысл
Верны ли утверждения?
А) Когда на Востоке говорят об этике ненасилия, имеют в виду отнюдь не только этику межчеловеческих отношений
В) Ненасилие означает воздержание от действий, способных так или иначе деформировать любую часть внутренне гармоничного Космоса
Верны ли утверждения?
А) Кризис Запада и его отставание от тихоокеанского «нового Востока» объясняется тем, что западное потребительское общество утрачивает способность формировать агентов, своим живым участием не дающим социальным структурам атрофироваться
В) Западу не нужен диалог с Востоком: человечеству приписывается единый линейно-стадиальный тип времени, а восточная периферия, не укладывающаяся в данную схему, должна переориентироваться под влиянием цивилизаторской миссии Запада
Верны ли утверждения?
А) Отзвук метафизической тоски по качественно иному ощущается в западных концепциях «качества жизни», заряженных известной долей цивилизационной самокритики
В) Эта самокритика идет в сравнение с прежними историческими формами европейской цивилизационной самокритики, обеспечившей сначала переход от рабовладельческой античности к средневековью, затем — от «душного» средневековья — к капитализму
Верны ли утверждения?
А) Первая формационная инициатива принадлежала Востоку, где зародились ранние цивилизации: шумерская, ассиро-вавилонская, египетская, но они не были коллективистской фазой в развитии мировой истории
В) Развитие коллективистской фазы достигает пика с появлением всепожирающего молоха восточной государственности, своей непомерной тяжестью придавливающей все индивидуально-частные инициативы
Верны ли утверждения?
А) По большому историческому счету успех Японии на пути вестернизации-модернизации следует оценить как неуспех
В) Опыт Японии, несмотря на очевидные тенхико-экономические достижения, банален, ибо здесь мы имеем дело с удачей сугубо эпигонского свойства
Верны ли утверждения?
А) Прежний историцизм страдал неизлечимым преформизмом — он полагал, что будущее уже заложено в прошлом
В) Современная постклассическая картина мира открывает нам процессы, при которых будущее так же является предопределенным итогом предшествующих событий
Верны ли утверждения?
А) Принципы индо-буддийской и конфуцианско-даосистской культур указывают на альтернативный активизм, воспроизводящий коллизию образов-символов Прометея и Орфея
В) Африканский и латино-американский культурные архетипы указывают на специфическую альтернативу аскетического воздержания от произвольных, «незаконопослушных» в отношении космического порядка действий
Верны ли утверждения?
А) Сегодня мы присутствуем при реванше естественного над искусственным, только на мировоззренческом уровне — в виде новой, постнеклассической картины мира
В) Сегодня мы присутствуем при реванше естественного над искусственным, не только на мировоззренческом уровне — в виде новой, постнеклассической картины мира, но и на социально-утилитарном и культурном уровнях
Верны ли утверждения?
А) Теория плюрализма цивилизаций не абсолютизирует момент обособления мировых культур и не теряют из виду единство мирового исторического процесса
В) Гипотеза западно-восточной мировой цикличности не объясняет драматургию мировой истории, упуская из виду ее единство
Верны ли утверждения?
А) Эволюционисты интерпретируют исторический процесс по аналогии с природным: адресуются к необходимости, действующей помимо нашей воли, «объективно»
В) Здесь нет места исторической ответственности, апофеоз оптимистического социального эволюционизма представлен в позитивизме
Верны ли утверждения?
А) Эмпирические социальные и политические условия культурного творчества на Востоке, как правило, хуже, чем на Западе
В) Для творческой способности и продуктивности принципиальное значение имеют неэмпирические условия, решающая роль принадлежит мотивации творца
_______ - политико-правовая ориентация, основанная на признании политических и экономических прав индивида, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей
_______ - учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога, со стороны человека, со стороны космоса; центральной идеей является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое
_______ - учение о том, что все в мире «преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и страданий»
_______ - человек, лишенный способности идентифицировать себя с какой-либо социальной группой
_______ - этическое учение о регламенте жизни с ориентацией на взаимность, золотую середину и человеколюбие
_______ - в иудаизме и христианстве – спаситель, который должен явиться с неба для установления царства божьего
_______ - вера в тысячелетнее царство Бога на земле, т.е. осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира
_______ - выяснение значимости для характера и содержания исторической истины всего культурного горизонта эпохи, современной субъекту исторического знания
_______ - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему
_______ - концепция, использующая данные физической и экономической географии для обоснования политики государств
_______ - междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве основной задачи познание общих закономерностей, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах разной природы: физических, экономических, социальных
_______ - мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения развития
_______ - названия действий людей (обычно колонизаторов), прикрывающих свои корыстные, захватнические цели маской распространения культуры, просвещения
_______ - направление в методологии истории XX в., которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности
_______ - направление в общественной мысли, согласно которому общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности
_______ - общее наименование служителей культа какой-либо церкви
_______ - один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда; представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению
_______ - один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда; складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям субъекта
_______ - освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнивание в правах
_______ - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение; с конца XIX в. – любая форма освобождения от религиозного влияния сфер жизни общества и личности
_______ - пережиток исчезнувшего явления
_______ - подражание; термин древнегреческой философии и эстетики
_______ - подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции
_______ - появление определенной культурной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия
_______ - представление, согласно которому всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей; вера в предопределенный итог, венчающий социальную эволюцию
_______ - преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере, обычаях и нравах
_______ - программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации
_______ - процесс формирования человека
_______ - резкое выступление против кого-либо или чего-либо; обличение власти или существующего политического режима
_______ - религиозная вера в пришествие Мессии
_______ - религиозное понятие, характеризующее возрождение мира после гибели
_______ - религиозное понятие, характеризующее гибель мира
_______ - руководитель, вождь
_______ - сведение социально-политических и экономических проблем современности к инженерно-техническим
_______ - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый
_______ - совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека
_______ - социальная группа, в которую включен или с которой идентифицирует себя индивид
_______ - специфическое выражение процессуального характера истины
_______ - способность и стремление к изменению окружения, или к нарушению инерции агрегатного состояния среды
_______ - сравнительно-исторический метод в литературоведении и других науках: установление сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов
_______ - строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам, прежде всего в виде религиозных движений
_______ - учение о «пути» (вещей), возникло в Китае в VI-V вв. до н.э., его основоположник – Лао-цзы; его сторонники призывали следовать природе, жить естественной жизнью
_______ - учение о наличии в половых клетках организмов структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма
_______ - учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше; в настоящее время эзотерическими являются учения масонов, теософов и антропософов
_______ - философское направление, возникшее в Средние века, считающее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют, реальна лишь единичная вещь
_______ - философское направление, возникшее в Средние века, считающее, что обобщения, представленные в понятиях, которые основаны на реальном сходстве, существуют реально и независимо от сознания
_______ - форма правления, при которой глава Церкви является главой государства
_______ - экономическая политика государства, имеющая целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничения или запрещения ввоза определенных товаров
_______ - экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в рыночное хозяйство с целью смягчения его противоречий, сглаживания конфликтов между трудом и капиталом
В _______ впервые появляется институт частной собственности — гарантированных от государственных экспроприации владений частного лица; так формируется еще один тип человеческой мотивации, связанный с целями личного обогащения
В современном общественном сознании существуют три пласта:
Восток сегодня является единственной, еще не расхищенной до конца кладовой _______ человечества
Доктрину _______ и вытекающие из нее стратегии предстоит отвергнуть как практику умаления «другого» посредством демонтажа механизмов его самозащиты перед экспансией носителей одномерного мира
Драма современного _______ состоит в том, что он выражает позицию победителей, а в сфере духа это — сомнительное преимущество
Если постиндустриальный сдвиг требует активизации всех отраслей духовного производства и его нового доминирования в качестве основы и источника социальных практик, то сам этот сдвиг говорит в пользу активизации когнитивных презумпций, связанных с
Западный тип самосознания до сих пор находится в плену монологическо-прогрессистской концепции _______: высшая фаза истории или высшая цивилизация «отбрасывает» предыдущие, делает их ненужными
Новый взгляд на Всемирную историю начал складываться на _______ основе, и он проявился не только у самих историков, но и у социологов, философов
Политика должна строиться на здоровом прагматизме и
После Реформации Запад резко усилил свое _______ начало за счет иудаистского
Природную среду необходимо сберечь, для этого необходимо остановить экспансию _______ цивилизации и преобразовать ее поведение на каких-то новых началах
Смещение полюсов за счет перегруппировки эллино-иудаистских начал произошло в эпоху _______; принципу единого коллективного пути спасения был противопоставлен индивидуальный путь спасения, основанный на непосредственной встрече верующего с Богом
Со времени эсхатологического прозрения, связанного с иудаистской апокалиптикой, оказались противопоставленными друг другу два типа социального бытия: жизнь в повседневности, лишенная больших исторических предчувствий, и жизнь, спроектированная на
Современные либералы, утратившие культурологическую интуицию, рассматривают _______ как специфический тип социальной технологии, игнорируя ее культурные и нравственные предпосылки
Современный либерализм третирует ценностно ориентированных, _______ людей как представителей архаической политической культуры, не вписывающихся в рациональный порядок эпохи модерна
Технический прогресс — это осуществление социального заказа _______ общества
У Запада и Востока есть одно средство, способное обеспечить переход от глобализма редукционистского типа к высокому глобализму, речь идет о возможной встрече _______ человека Востока и «постэкономического» человека Запада
Чтобы избежать мирового манихейского дуализма, Западу предстоит в новой форме воскресить свой
Чтобы снизить вероятность апокалиптической революции, необходима _______ революция повседневности, постоянно корректирующая поведение сильных по отношению к слабым