Верны ли утверждения?
А) В Коране утверждается божественное происхождение социального и имущественного неравенства, сложившегося в обществе
В) Основные проблемы социальной философии Ибн Хальдуна — это эволюция и развитие общества на пути к прогрессу и цивилизации, совершенствование государственного управления, совершенствование человеческих отношений и человека
Верны ли утверждения?
А) Важное место в социальной философии занимает человек
В) Исламская модель хозяйства предполагает особый тип взаимоотношений между работодателем и наемным работником, святым в своей нерушимости объявляется договор, заключаемый между ними
Верны ли утверждения?
А) Мусульманская теология исключает возможность постижения Абсолюта: разъединенность Бога и человека не оставляет для последнего иного выхода, кроме принятия на веру коранического знания
В) Одним из первых источников, отражающих хозяйственные и экономические идеи арабских стран, является Коран (чтение).
Верны ли утверждения?
А) Патриархальный уклад родового союза восточных славян – уклад, при котором власть принадлежала родовому старшине, а имущество было нераздельным
В) Патриархальный уклад родового союза восточных славян — центры политической, культурной жизни, ремесленного производства, а также обороны и культа.
Верны ли утверждения?
А) Понятие религиозного спасения является основной категорией веберовской социологии религии и служит отправной точкой анализа влияния религии на хозяйственную этику
В) Конфуцианство Вебер называет «сословной этикой литературно образованной светской рационалистической бюрократии
Верны ли утверждения?
А) Программа «промежуточной технологии» - программа, опирающаяся на принцип «срединности», которому соответствует производство на основе местных ресурсов, для местных нужд, на основе местной рабочей силы и с использованием технологий, устаревших в развитых странах, но соответствующих потребностям местного производства и возможностям неквалифицированной рабочей силы
В) Энтогенез – процесс происхождения и исторического и культурного развития народа.
Верны ли утверждения?
А) Система славянского пантеона - это отражение определенной системы ценностей, в которой хозяйство занимает важное место: центральное место занимают божества солнца, света, с ними славяне связывали происхождение всего земного, в том числе своего рода
В) Система славянского пантеона – изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном; выявляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства
Верны ли утверждения?
А) Учение о божественном Логосе развивали и представители стоицизма
В) У Платона феномен хозяйства тесно связан со справедливостью: он подчеркивал важное значение разделения труда, контролируемое государством, которое дает возможность каждому заниматься своим делом, оценивать свою работу по ее действительной стоимости, строго соблюдать священное право частной собственности
Верны ли утверждения?
А) Идеи Л.Н.Толстого причисляют к разновидности христианского социализма
В) Л.Н.Толстой четко разграничивает церковь как институт и религию как духовный феномен, как мировоззрение
Верны ли утверждения?
А) Культура представляет собой живой организм человеческого общежития, тогда как цивилизация есть ее материализовавшийся застывший продукт.
В) Социализм Л.Н. Толстого основан на «золотом правиле делания добра», принципах ненасилия и не вражды
Верны ли утверждения?
А) Реформы Петpa раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почва» и «цивилизация» — по терминологии В. О. Ключевского
В) «Цивилизация» — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством
Верны ли утверждения?
А) Социалистические взгляды Н.Г. Чернышевского (1828-1889), его социально-экономические идеи сформировались под влиянием философии Гегеля, учений Прудона, Сен-Симона, Фурье, а также идей Белинского и Герцена
В) Глобализация – адаптация элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям.
Верны ли утверждения?
А) К.Н. Леонтьев выступал за деспотизм и самодержавие византийского типа
В) Как и О. Шпенглер, К.Н. Леонтьев различает культуру и цивилизацию
Верны ли утверждения?
А) Производительные силы - один из определяющих факторов исторического процесса; основное содержание производительных сил – единство накопленного и живого труда, то есть совокупность вещественных и личных элементов производства.
В) Жалованная грамота – документ, выдававшийся высшей властью (великим князем, царем, императором) о предоставлении каких-либо прав, льгот отдельным лицам, монастырям или группам лиц.
Верны ли утверждения?
А) София (по Соловьеву) - это то, что объединяет человечество, общество, всех людей, причем не только живущих в настоящее время, но и все поколения, прошлые и нынешние
В) По Соловьеву, личность при всех условиях должна иметь возможность сохранить свою особенность, она есть «особая форма бесконечного содержания».
Верны ли утверждения?
А) Явления хозяйственного порядка (по Соловьеву) – это явления, которые мыслимы только как деятельность человека — существа нравственного и способного подчинять все свои действия мотивам добра
В) Понятие «свободная теократия» является центральным в социально-философской концепции B.C. Соловьева
Верны ли утверждения?
А) Буддизм верит в жесткую причинность, когда прошлое предопределяет судьбу настоящего.
В) Индо-буддийская традиция опирается на определенную философию экономики и хозяйства
Верны ли утверждения?
А) В VI веке до н. э. начал формироваться буддизм, его основоположник Будда был принцем царствующего дома
В) Матерью Будды была царица Майя
Верны ли утверждения?
А) В индо-буддизме понятие «страдание» имеет глубоко этическую сущность
В) Важное место в культуре Индии играли сельская община и сельское хозяйство, неотъемлемые факторы традиционного общества
Верны ли утверждения?
А) В основе общественных отношений древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека
В) Кодекс законов Вавилонии, принят в XVIII веке до н.э. царем Хаммурапи
Верны ли утверждения?
А) В середине XX века теория модернизации была господствующей аналитической парадигмой, предлагающей объяснение глобального процесса, в ходе которого традиционные общества достигают состояния модерна (modernity).
В) Представителем нарратива Духа Лиотар называет Гегеля.
Верны ли утверждения?
А) В учениях славянофилов центральным является понятие народности как проявления самобытности, она определяющий момент трех начал русской общественной жизни: православия, самодержавия, общины
В) Идейный вождь славянофильства — философ, историк, экономист, литературный критик А. С. Хомяков (1804—1860)
Верны ли утверждения?
А) Глокализация как процесс представляет собой глобализацию локального и локализацию глобального
В) Глобализацию справедливо связывают с наступлением эпохи постиндустриального общества
Верны ли утверждения?
А) Государственная хозяйственная деятельность (по Посошкову) – это деятельность, смысл которой заключается в том, чтобы наполнить богатством не только царские сокровищницы, но и обогатить весь народ, который терпит «нужду, бедность, убожество, нищету».
В) Гобзовитое богатство (по Посошкову) - это такое богатство, которое складывается из богатства «царственного» и богатства «всенародного»; «гобзовитое богатство» — богатство с «прибытком», приращением.
Верны ли утверждения?
А) Деление на варны (касты) наложилось на традиционную сельскую общину и усилило ее позиции в обществе
В) Крупным памятником общественной мысли философии хозяйства и хозяйственной культуры Древней Индии является «Артхашастра»
Верны ли утверждения?
А) Западная культура ориентирована материалистически и прагматически.
В) С. Радхакришнан (1888-1975), индийский мыслитель конца XIX—XX века, характеризуя индийскую философию, считает одной из ее основных отличительных особенностей тесную связь с жизнью, способность регулировать и направлять жизнь человека
Верны ли утверждения?
А) Идея Будды — огонь — символ бесконечного потока становления, становления без начала и конца
В) Мир — это поток мимолетных событий, появляющихся и исчезающих, чтобы быть замененными другими кармически связанными с ними событиями.
Верны ли утверждения?
А) К культурным особенностям модерного общества относят тенденцию к фрагментации опыта людей, коммодификацию (превращение в товар) и рационализацию всех аспектов жизни, а также ускорение темпов повседневной жизни
В) Модерн предполагает новые системы индивидуального надзора, дисциплины и контроля, придается особое значение упорядоченности и измерению в повседневной жизни
Верны ли утверждения?
А) Каждая из цивилизаций развивается и функционирует особым образом, так как внутри цивилизации существует «генетический код», внематериальное ядро (сверхценность).
В) Ценностное ядро «русского пути» - ориентация на соборность и народность, патриотизм, миролюбие и терпимость по отношению к другим народам, самоотверженное трудолюбие и нестяжательство
Верны ли утверждения?
А) Квинтэссенцией философии А. С. Хомякова является мысль о двух полярных духовных началах: иранстве и кушитстве, назначение которых носит географический и этнографический характер: иранизм восходит к арийским племенам, кушизм — к семитским
В) Западная цивилизация основана на кушитстве.
Верны ли утверждения?
А) М. Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге
В) Теория индустриального общества сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного традиционного общества (доиндустриального), в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому промышленному индустриальному обществу с массовым рыночным производством и буржуазно-демократическим строем
Верны ли утверждения?
А) Модерном — это период становления и развития индустриальной цивилизации; для характеристики преобладающего умонастроения этой эпохи употребляют также термин «модернизм».
В) Идея модерна порождена христианской традицией, протестантским духом Реформации (М. Вебер), гуманизмом Возрождения, верой во всепобеждающую силу науки Нового времени, разумом эпохи Просвещения.
Верны ли утверждения?
А) Монтескье называл Конфуция Сократом Китая
В) Конфуцианская традиция сочетает морально-этические принципы и социально-управленческие механизмы, которые составляют важнейший стержень традиции величия китайской цивилизации.
Верны ли утверждения?
А) По Ясперсу, человек как историческое существо всегда находится в состоянии взаимосвязи
В) Осевое время (по Ясперсу, V в. до н.э.) — своеобразная точка отсчета в истории человечества, из которой расходятся векторы развития конкретных цивилизаций
Верны ли утверждения?
А) Постистория по Бодрийяру - такое состояние общества, в котором актуализированы все исторические потенциальности, а следовательно, невозможно никакое подлинное новаторство; единственным настроем остаются горечь, цинизм, пассивность и серость.
В) Современное западное общество все чаще называют обществом потребления.
Верны ли утверждения?
А) Постмодерн неотделим от теории модерна
В) Модерн как эпоха выделяется с точки зрения культуры экономики, политики, социальных отношений.
Верны ли утверждения?
А) Собственность (в словаре Даля) - «собь» или «собина», которая наряду со своим имуществом и пожитками включает нравственные, духовные и все личные качества человека.
В) Труд и трудолюбие — важнейшие категории российской культуры, они сложились как определенная социокультурная традиция, будучи детерминированы как природно-географической средой, так и самой культурой.
Верны ли утверждения?
А) Термин «новая экономика» появился в 80-е годы XX века в США
В) Неоэкономика — это особый тип производственных отношений современного общества.
Верны ли утверждения?
А) Ф. Ницше сопоставляет буддизм как религию и философию с христианством, отдавая явное предпочтение буддизму
В) Буддизм, считает Ницше, во сто крат реалистичнее христианства; у него в крови наследие объективной и хладнокровной постановки проблем, он возник в итоге продолжавшегося сотни лет философского движения; когда буддизм появился на свет, с понятием «бог» уже успели покончить.
___________ подход к истории — это стремление преодолеть европоцентризм, который исходит из линейности, однонаправленности, прогрессивности мировой истории; постмодернизм отражает переходность современного общества к новой реальности гетерогенного мира, культурного диалога и интеграции, синтеза культур
___________ – общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.
____________ – сравнительно-исторический метод в литературоведении (установление сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов), в языкознании и других науках
В «Гуань-цзы» был выдвинут принцип _______ хозяйства
В Коране утверждается божественное происхождение _______ неравенства, сложившегося в обществе
Важное место в истории хозяйственно-экономической мысли Древнего Китая занимает коллективный трактат _______ (IV в. до н.э.)
Выход к «великому процветанию» Поднебесной видится _______ через цивилизационные начала
Дух древнекитайского традиционализма, закрепленный ритуалом, адекватно выразил
Жесткая нормативность шариата имеет преимущественно социальную направленность, она ориентирует человека на совершенствование
Задача _______ - вывести Поднебесную из границ цивилизации (хаоса) через принципы, вытекающие из естественности, снимая атрибуты цивилизации с общества: не деяние, не служение, не учение, не именование, не насилие
Законы, которые под влиянием школы легистов стали вводиться в некоторых царствах, были _______ восприняты Конфуцием
Интерпретация Конфуцием традиционных норм поведения в китайской общине
М. Икбал выдвигает понятие реальности в четырех ее ипостасях; укажите последовательность перечня ипостасей
М. Икбал подчеркивает исключительную жизненность суфизма и секрет этого видит в том, что суфизм синтезирует семитские и арийские «формулы» в высшей категории
М. Икбал формулирует четыре основных положения суфизма; укажите последовательность их перечня
Основные проблемы социальной философии Ибн Хальдуна — это
Отношения мусульман внутри уммы регламентировались
Переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ, предупреждал Ибн Хальдун, не означает, что наступит всеобщее социальное и _______ равенство
Признаки цивилизации, по _______, — умение читать и писать, фиксация сведений о прошлом с целью накопления опыта, использование разных средств коммуникации, создание государства и управление им согласно закону и разуму
Согласно представлениям ортодоксального ислама жизнь человека должна соответствовать шариату, который строго регламентирует
Суфии утверждали, что в человеке нераздельно слиты _______ начала, человек синтезирует в себе все формы божественного проявления, в нем объединено все сущее, все реальности мира
У Руми, поэта-суфия, главными ступенями совершенствования были:
Установка на _______ позволила одному из крупнейших перипатетиков Ибн Сине назвать суфиев «братьями по истине», несмотря на присущий мистикам скептицизм по отношению к философскому рационализму
Формула исторического процесса у Ибн Хальдуна неотделима от
__________ – феодально-зависимое население в X-XVIII вв., по положению близкое к рабам.
___________ - это свободное от помещичьей эксплуатации крестьянское хозяйство, условием для которого является ликвидация не только принудительного труда и личной зависимости, но и помещичьего землевладения.
______________ - 1) революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, подразумевающий кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества; 2) перенесение образцов, моделей и достижение развитых стран в отсталые.
___________ – адаптация элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям.
___________, хозяйственная деятельность (по Булгакову) – фрагмент Божьего космогонического замысла, один из путей очищения, спасения и воскресения.
____________ общество (по Л. Толстому) – это совокупность крестьян-земледельцев, объединенных в общины, собственным трудом добывающих себе средства к существованию и проводящих свою жизнь в единении с природой; в таком обществе сами собой исчезнут проблемы, которыми обременен современный человек.
_____________ - 1. синоним культуры; 2. уровень или ступень общественного развития материальной или духовной культуры; 3. ступень общественного развития, следующая за варварством.
______ — комплекс вещей, создаваемых человеком, которые он помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на предмет.
_______ искал истоки религии не в анимизме или преклонении перед природными силами, а в самом факте формирования социальной среды
_______ традиция опирается на определенную философию экономики и хозяйства: в сущности своей она духовно ориентирована
________ — историческая стадия развития социума, характеризующая доминирование в общественных отношениях укладов и структур, базирующихся на использовании передовых информационных технологий
_________ общество — историческая стадия развития общества, в которой основные социальные структуры складываются под воздействием высокоразвитых информационных технологий.
_________ отношения – способ, каким люди определенного общества производят средства к жизни и обменивают между собой продукты.
__________ общество — общество, для которого характерно подавляющее преобладание доли занятых в производстве информации и услуг.
__________ способ производства — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технико-технологическими особенностями производства.
__________ — важнейший социокультурный фактор, важнейший «фермент», определяющий во многом тип цивилизации, ее тип развития, а также особенности хозяйственной культуры и экономической системы, ее философию хозяйства
___________ – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях
____________ (по Струве)- это забота, или промышление о поддержании жизни во всей полноте ее проявлений.
____________ общество – общество, для которого характерно подавляющее преобладание доли занятых в производстве информации и услуг.
_____________ — учение в основу которого легли идеи: во-первых, утверждение особых путей развития России как Евразии; во-вторых, идея культуры как «симфонической личности»; в-третьих, обоснование идеалов на началах православной веры; в-четвертых, учение об идеократическом государстве
Авторы трактата «Гуань-цзы» предлагали использовать для стабилизации _______ нормируемую эмиссию денежных знаков
В конфуцианстве вопросы хозяйственной культуры вплетены в _______ философию, являясь ее неотъемлемой частью
В современной исламской концепции человека в контексте современного духовного кризиса Сейид Хусейн Насра различает _______ человека
В _______ указывается на необходимость участия жителей в строительстве оросительных систем, расписаны и формы этого участия — деньгами, рабами, личным трудом
В ________г. П. Б. Струве сформулировал общественный идеал в хозяйстве, оно, в свою очередь, рассматривается как творческий процесс и общественное служение
В Древнем Китае существовало шесть главных философских школ:
В развитии торговли _______ видела одно из условий, ведущих к увеличению казны, поэтому особое внимание уделяется контролю за ней
В суфизме усилия человека направлены на _______, которое бы приблизило, «слило» его с Божественным Абсолютом
Важное место в культуре Индии играли _______ - неотъемлемые факторы традиционного общества
Государственность (по __________) — это единство большой соборной личности (многонационального культуро-субъекта или народа, нации), государственно все постольку, поскольку оно относится к единству и органически входит в целое.
Государство (по ________) - внешняя форма единства народа, нации и преимущественная сфера его выражения, как сфера деятельности частного соборного субъекта, преимущественно осуществляющего соборную волю
Для эпохи Древнего Востока традиционно считается характерной общая _______ массового сознания
Евразийское государство (по _______) - это политическое образование демотической природы, которое построено на глубоких народных основах и соответствует народной воле.
Египет в IV веке до н.э. представлял собой типичную древневосточную деспотию, централизованное _______ государство, во главе которого стоял фараон
Значительная часть «Артхашастры» посвящена основным областям хозяйственной деятельности Индии —
Ибн Хальдун считал, что наряду с совершенствованием социальных структур, человеческих отношений движущей силой прогресса являются факторы экономического порядка — повышение
Ибн Хальдун считал, что цивилизация, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие более прогрессивные сферы экономической деятельности, как
Индийскую культурно-историческую традицию невозможно себе представить без
Крупным памятником общественной мысли философии хозяйства и хозяйственной культуры _______ является «Артхашастра»
Моральная жизнь для _______, в том числе в хозяйстве и экономической сфере бытия, с необходимостью предполагает «срединный путь», изложенный Буддой в Бенаресской проповеди
На востоке нет свободных людей, свободных воинов и собственников, а есть только
Наибольшая заслуга в осознании религии как важнейшего фактора социокультурной интеграции и общественной стабильности принадлежит социологам
Основные учения Древней Индии –
По _______, любое общество — и продукт, и главное «божество» религии, основная социальная функция которой — пробуждение человеческой солидарности и выдвижение идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие
По мысли Конфуция, община – то место, где прежде всего должна царить
Рынок у Ибн Хальдун выступает как стимулятор
Современное понятие __________ цивилизации — понятие, которое предполагает ее сложный тип организации, многоплановость, многоуровневость, масштабность и непосредственную включенность в мировое целое.
Суфии утверждали: чтобы оправдать свое высшее предназначение, человек должен стремиться к
Традиционно сельская _______ — основа индийского общества, она автономна в своих делах, владеет землей и платит налог центральной власти
Трактовка собственности _______ философами - рассматрение ее не столько с политэкономической, сколько с философской точки зрения, как вещественного проявления самовыражения человека, его творческих способностей
У Ибн Хальдуна встречаются глубокие, содержательные для того времени высказывания о
У _______ утверждает естественный порядок вещей, выступает против управления человеком течением жизни и экспериментов со своим народом
Упанишады дали толчок к развитию _______ мышления