Верны ли утверждения?
А) «Три вещи», утверждал Чернышевский, «соединены неразрывно»: политическая власть, материальное благосостояние народа и его образование
B) С точки зрения этой закономерной связи, либеральные требования реформ, которые предоставили бы народу гражданские права и свободы, Чернышевским осмеивались
Верны ли утверждения?
А) Гуманистические педагогические идеи характеризовали древнерусскую литературу, которая по сути своей была «учительной»
B) Эта тенденция отличала и литературу последующих веков
Верны ли утверждения?
А) Для Бецкого была характерна установка на личное счастье, понимаемое как энергичная деятельность ради общества, силами общества, во имя всеобщего счастья и благоденствия
B) Для Новикова идеал – это личное счастье и польза государству
Верны ли утверждения?
А) Школьной реформой Петра I высшее сословие получало возможность приобретать образование в академиях и престижных профессиональных училищах
B) В результате школьной реформы Петра I низшие слои населения остались при старых школах и продолжали учиться у «мастеров грамоты», у дьяконов и дьячков по часослову и псалтыри
Верны ли утверждения?
А) Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившийся у народов Ближнего Востока идеал самоограничения, послушания, служения
B) Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния, его заветы
Верны ли утверждения?
А) Античность оставила средневековью содержание образования, которое складывалось в системе древнегреческого воспитания как «семь свободных искусств» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка-квадривиум; грамматика, риторика, диалектика-тривиум)
B) Средневековые монахи освобождали эти учебные предметы от языческой идеологии, приспосабливали к христианскому мировоззрению, современному им научному развитию
Верны ли утверждения?
А) Благодаря лидерству Данилова в дидактическом сообществе 50-х — 60-х годов, в 70—80-е годы широко развертывалась многоплановая, разноуровневая проблематика изучения идеи активности учащихся в обучении
В) Ее Данилов рассматривал как дидактический закон, выступающий в процессе обучения в вариативности педагогических действий, в конечном итоге обусловливающий создание большего простора для творческой деятельности учащихся
Верны ли утверждения?
А) В диапазоне «авторитарное — свободное воспитание» бытовали представления о сущности воспитательного процесса как культивирования, ухода, регулирования развития (саморазвития), его корректировки
B) В гуманистическом видении воспитания саморазвитие ребёнка признавалось основой воспитания, однако педагогическое руководство не исключается: иначе развитие идёт неестественным путём
Верны ли утверждения?
А) В Древней Греции авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований
B) Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний
Верны ли утверждения?
А) В методике Шацкого принципом педагогической работы стало изучение условий жизни и личного опыта школьников, установление того, что должна сделать школа, чтобы сделать жизнь ребенка более здоровой, содержательной, интересной
В) Медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело «улучшения жизни» детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками)
Верны ли утверждения?
А) В основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения
B) В Древней Греции активный и предприимчивый человек всё более ощущал свои возможности и силы, всё более полагался на себя: происходил процесс выделения личного сознания из полисного
Верны ли утверждения?
А) В отечественной гуманистической педагогике в содержательно-целевом аспекте воспитание раскрывалось через конкретизацию воспитательного идеала «культурно-ценной личности»
В) В отечественной гуманистической педагогике воспитание раскрывалось через связь с категорией «образование» как присвоение личностью ценностей из области науки, морали, искусства, труда и с категорией «развитие»
Верны ли утверждения?
А) В отечественной гуманистической педагогике воспитанник выступал суверенной личностью, а стимулирование его суверенности становилось ведущей установкой профессиональной деятельности учителя-воспитателя, критерием его мастерства
В) В отечественной гуманистической педагогике вырабатывалась идеология реформирования школы на началах антропо-ориентированного педагогического процесса
Верны ли утверждения?
А) В первые послереволюционные годы зарождался феномен «советская педагогика»
В) Ее теоретики формулировали принципы воспитания, опираясь на два источника: марксистские идеалы коммунистического воспитания и теоретический и практический опыт зарубежной и отечественной гуманистической педагогики
Верны ли утверждения?
А) В условиях классово-пролетарского подхода к воспитанию социалистический идеал воспитания — политехническое образование на базе соединения обучения с производительным трудом — претерпевал существенные изменения
В) Реальным признавался путь теоретического изучения трудовой деятельности людей и ее организации и возможных увязок теории с практической трудовой деятельностью учащихся (такой подход был реализован в программах ГУСа)
Верны ли утверждения?
А) В условиях осуществления «классово-пролетарского подхода к воспитанию нельзя не видеть, что школьная система была политизирована и идеологизирована
В) Таковы были установки государственной образовательной политики, направленность содержания общего образования, деятельность школьного комсомола и пионерской организации
Верны ли утверждения?
А) Вопрос о соотношении воспитания и развития рассматривался Макаренко как вопрос о соотношении цели (воспитание нового человека) и «природы человеческого материала»
В) Педагогическая деятельность у Макаренко сводилась к технике преодоления «сопротивления материала»
Верны ли утверждения?
А) Гуманистическая традиция в древнегреческой педагогике развивалась в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания
B) Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной личности, включённой в природную и социальную среду
Верны ли утверждения?
А) Демократические и гуманистические принципы образовательной политики, провозглашенные в «Декларации о единой трудовой школе», связывались авторами с их верой в мировую революцию и в необходимость «немедленного приступа» к воспитанию нового человека
В) Жизнь заставляла идеологов от надежд отказываться принимать партийные установки на школу, которая должна быть не только проводником принципов коммунизма, но и проводником воспитательного влияния пролетариата на массы
Верны ли утверждения?
А) Застигнутая Октябрем 1917 г. в эйфории надежд на демократическое развитие страны после Февральской революции, научно-педагогическая интеллигенция выступила против «разрушительных начал» образовательной политики новой власти
В) Ею отвергались критерии «классовости» и «буржуазности» в отношении достижений человеческой мысли и творчества, выдвигались идеалы созидания и творчества как сущностных начал жизни человека
Верны ли утверждения?
А) Избрание Русью православия и его «прививка» к духовной жизни и быту народа объяснялись близостью православной религии к стереотипам народного сознания, отражавшего особенности жизненного уклада, патриархально-общинных отношений
B) Через христианство народное сознание возвышалось приобщением к общечеловеческим идеалам и ценностям
Верны ли утверждения?
А) Как педагог-теоретик Лесгафт опирался на антропологический подход к воспитанию Ушинского, рассмотрел анатомию и физиологию как научные основы педагогики, связь физиологических и психических процессов
В) Лесгафт обосновал объективность взаимосвязи физического и умственного развития человека — необходимость всестороннего развития деятельности человеческого организма
Верны ли утверждения?
А) Коллектив, утверждает Макаренко, определяет положение человека в социалистическом обществе
В) Согласно Макаренко в качестве метода воспитания коллектив, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность
Верны ли утверждения?
А) Локк стремился учесть и природное стремление ребёнка к свободе, рекомендуя приёмы педагогической деятельности, которые вызывали бы у ребёнка ощущение свободы
B) По Локку, главным подспорьем в достижении заданных результатов должна стать самодисциплина воспитанника
Верны ли утверждения?
А) Общей в концепциях педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. была их гуманистическая установка на ученика как субъекта учебного процесса, обращенность к его самосознанию, его естественному стремлению к самоутверждению
В) Позиция педагогов-новаторов — каждый ребенок приходит в школу с желанием учиться, и педагог всеми мерами укрепляет это желание, помогая ученику добиваться успеха в учении, переживать радость в учении, наполняться верой в свои силы
Верны ли утверждения?
А) По Гербарту, обучение без нравственного воспитания есть средство без цели
B) Согласно Гербарту, нравственное образование без обучения есть цель, лишённая средства
Верны ли утверждения?
А) По сравнению с классической гимназией «советская» ориентировалась на формирование коммунистической сознательности, на общественно-политическое воспитание, на деятельность комсомольской и пионерской организаций
В) Педагогический процесс стали разделять на учебную и воспитательную работу, учебная считалась доминирующей, четче организовывалась, лучше обеспечивалась, жестче контролировалась по ее результатам
Верны ли утверждения?
А) После Ушинского отечественная педагогика обретает в общественном сознании статус науки
В) Педагоги-ученые достойно пополняют ряды отечественной научной интеллигенции
Верны ли утверждения?
А) Природа ребёнка интересует Руссо с точки зрения воспитательных задач: легко ли поддаётся формовке, какие природные данные можно усовершенствовать, на что они могут пригодиться
B) Трактовка Локком естественного (природосообразного) воспитания органически включает его воззрения на свободу в воспитании
Верны ли утверждения?
А) Процесс воспитания в Афинах — это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника
B) Процесс воспитания в спартанской системе — это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка
Верны ли утверждения?
А) Радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Коменского процессуальную сторону обучения
B) Поиск Коменского природосообразного метода был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную учёность»
Верны ли утверждения?
А) Рационалист Руссо подчиняет процесс развития цели воспитания
B) «Экзистенциалист» Локк выстраивает теорию сообразно законам природы ребёнка, естественному процессу его развития и приходит к обоснованию ненасильственной педагогики — мечты педагогов-гуманистов
Верны ли утверждения?
А) С середины XII в. начинается разграничение научного исследования и обучения, последнее стало выделяться в самостоятельную профессию, культ учителя утрачивался, он становился ремесленником, для которого ученик — объект его «выучки»
B) С середины XII в. возникавшие университеты оспаривали у монастырей положение центров науки и подготовки молодых людей к учёным занятиям
Верны ли утверждения?
А) Славяне населяли в 1 тысячелетии до н.э. обширные земли Центральной Европы и Балтии
B) Славяне на протяжении многих веков «исходили» к Востоку, заселяя земли в бассейнах Днепра, Волги, поднимаясь к северу
Верны ли утверждения?
А) Советской властью была ликвидирована прежняя система управления; все учебные заведения переданы в ведение Наркомпроса, различные их типы лишались прежней сословной ориентации
В) Советской властью вводилось совместное обучение — утрачивались сословные привилегии, неравноправность в отношении уровня общего среднего образования для мальчиков и девочек, создавались условия для осуществления принципа единой школы
Верны ли утверждения?
А) Согласно Крупской социалистическая школа - это школа единая, трудовая, безусловно, светская, и строить такую школу будет учитель-социалист, способный научить детей «быть социалистами»
В) Это школа, в которой, по мысли Крупской, педагогический процесс организуется в соответствии с современным уровнем развития педагогической науки, ее антропологическими основами, передовыми гуманными технологиями
Верны ли утверждения?
А) Согласно Крупской человек представал носителем социальных функций в будущем индустриальном, организованном на социалистических началах обществе установкой профессиональной деятельности учителя-воспитателя, критерием его мастерства
В) Согласно Крупской, школа будущего должна обеспечить подготовку всесторонне развитых людей, пригодных для изменяющихся потребностей в труде, для выполнения различных общественных функций как сменяющих друг друга способов жизнедеятельности
Верны ли утверждения?
А) Согласно Ушинскому, воспитание возникает вместе с народом, несет на себе печать его истории, не ведя народ за собой, вместе с тем помогает народу идти по пути своего исторического развития, сохранять самобытность
В) Согласно Ушинскому, в России воспитание существует столько веков, сколько живет сам народ, и реформирование образования должно опираться на воспитательный идеал народа, на народность
Верны ли утверждения?
А) Сторонники «генетического принципа» воспитания исходили из тезиса о том, что ребёнок в своём развитии повторяет историю культурного развития человечества
B) Сторонники «генетического принципа» воспитания обосновывали необходимость учитывать в воспитании генетические особенности возраста, проявляющиеся в характерных чертах психики, в играх, свободных занятиях детей
Верны ли утверждения?
А) Феномен средневековья — рыцарское воспитание - обычно соотносят со спартанской системой обучения и воспитания
B) Феномен средневековья — рыцарское воспитание - обычно соотносят с древнегреческой калокагатией
Верны ли утверждения?
А) Чернышевский выступил защитником детства, права ребенка на свободное развитие своих природных сил
В) Чернышевский выступил защитником права на учение как свободную (не по принуждению, а из интереса, «охоты») деятельность, противником насилия, принуждения в воспитании
Верны ли утверждения?
А) Э.Дюркгейм в своей социологической концепции исходил из связи человека и общества, принудительной по отношению к индивиду
B) Э.Дюркгейм утверждал, что индивид приспосабливается к воле государства, к требованиям общества, что установление целей и норм воспитания — дело социологии, вопросы воспитания — это политические вопросы
Верны ли утверждения?
А) Э.Мейман обобщил материалы исследований биологов, медиков, психологов, педагогов в качестве эмпирического фундамента педагогической науки, рассмотрев возрастные периоды развития
B) Э.Мейман предложил учение об умственной работе, включая умственную гигиену школьной работы
Верны ли утверждения?
А) Этико-педагогические воззрения гуманиста Сухомлинского опираются на идеал служения людям, удовлетворения и радости самоотдачи как высших проявлений стремления к добру
В) Истоки человечности Сухомлинский усматривает в естественных чувствах любовного отношения ребенка к матери; в увлечении силой духа, мужеством и благородством человека; в естественности, привычности для ребенка добрых чувств и добрых дел
Верны ли утверждения?
А) Язык Ушинский считал главным органом народности
В) Согласно Ушинскому, язык соединяет отжившие, живущие, будущие поколения в одно великое историческое, живое целое, именно в языке, сокровищнице духовного опыта поколений, народ предстает великим философом, поэтом, ученым
________ «переоткрывает» идею Коменского о необходимости научного обоснования педагогического процесса — на базе антропологических знаний
________ активно сотрудничал с профессорами Московского университета в организации первой в России учительской семинарии, первой в России общественной организации студентов «Собрания университетских питомцев»
________ воззрения Ушинского органично отражали типичную для него установку на применение знания к практическому делу с целью его усовершенствования
________ воспитание ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки — идеи «калокагатии»
________ воспитание Песталоцци рассматривал как наиважнейшую задачу народной школы
________ исходил «из естественных природных требований мысли и сердца» — стремлений к добру и правде; на таких идеальных природных началах зиждилась его педагогическая концепция
________ концепция Гербарта зиждилась на идеях немецкого Просвещения; ею утверждалось в европейской педагогической традиции видение человека не только как природного, социально-природного, но и как культурно-природного существа
________ концепция педагога Песталоцци зиждется на признании священной, божественной основы «хода развития человеческого рода»
________ концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы
________ мышление (философия экзистенциализма) обусловило концептуальные основы гуманистического воспитания, оказало влияние на современные поиски теории и практики свободного воспитания
________ настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке
________ обосновал возможность преобразования народной школы в такую, которая будет реализовывать в воспитании личности насущные образовательные нужды народа и способствовать тем самым утверждению народной демократии
________ опирался на антропологические основания педагогической науки, принимал во внимание влияние на развитие личности окружающей среды, разрабатывал методику педагогического эксперимента как метода научного исследования
________ опирался на представления о том, что ребёнок рождается с душой «чистой, как доска», письмена же на ней (теоретические, этические идеи) пишет сама жизнь человека, его «личный опыт»
________ поведение личности, по Ушинскому, необходимо предполагает наличие убеждений и свободное следование им; убеждения должны вырастать в душе дитяти под влиянием учителя: он призван «просветить сознание», показать «дорогу добра»
________ подход к воспитанию способствовал тому, что гуманистическое содержание социалистических идеалов воспитания начинало утрачиваться, роль гуманистических идей стала сводиться к их процессуальным возможностям
________ представлялся миром гармоничного человечества, культура была классической (образцовой), непреходящего гуманизирующего значения
________ принцип использовала М.Монтессори в определении содержания ручного труда
________ продолжили просветительскую деятельность Ломоносова, развили, наполнили новыми смыслами, обогатили на основе идеалов и ценностей европейского Просвещения традицию отечественной педагогики — ее установку на идеалосообразное воспитание
________ разработал и воплотил в практику идею дополнительной школы, надстройки над народной школой, которая предназначалась для работающих подростков 14—18 лет
________ содержание идеи народности воспитания Ушинский дополнял и общественно-политическими воззрениями
________ содержание педагогической теории Гербарта способствовало развитию гуманистической традиции в условиях, когда средняя школа своим интеллектуализмом, академизмом, формализмом знаний «отчуждала» ученика от образования и учения
________ улавливал сущностный смысл воспитания как общественного явления, отмечал его закономерный объективный характер: «Новое, чтобы быть действительным, должно выйти из старого — и в этом законе заключается важность воспитания»
________ – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей; утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
________ — это мощное духовное движение в культурной жизни Европы конца XVII—XVIII вв., в котором утверждался культ разума и науки в противовес официальной религии
________, по существу, воспроизводил представления христианского гуманизма об идеальной природе человека, о спонтанном процессе развития его природных сил и способностей — в заданном природой направлении к добру
________, по существу, завершался известный цикл развития гуманистической традиции, когда любой педагогический вопрос решался с ориентацией на индивидуальность, будь то воспитание домашнее или школьное
________, с его вопросами о смысле жизни, вниманием к чувству, инстинкту, непосредственному переживанию, созерцанию, интуиции, творчеству, — носитель ценностно-рационального сознания, по сути, — предтеча «философии жизни»
________, ученый-естествоиспытатель, врач, общественный деятель, явился основателем отечественной теории физического воспитания
«Словом о Ломоносове», «гении из мужиков», заключается знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», принадлежащее перу
«Счастливые люди и полезные граждане» — в этой формуле Новикова нашли отражение новые для русского общественного сознания ценностные ориентации:
А.Лай считал ________ основным педагогическим принципом, разрабатывал экспериментальную дидактику «школы действия», которая утверждала приоритеты в обучении активной познавательной деятельности
Автор фундаментальных теоретических работ по педагогике, теории образования, педагогической психологии ________ был пропагандистом педагогических знаний, организатором многих общественных инициатив
Авторитарности ________ противопоставлял авторитет взрослого как условие духовно-нравственного влияния на ребенка; только авторитетный воспитатель способен общаться с «внутренним человеком», убеждать в разумности предъявляемых ребенку требований
Активность — существенная черта воспитательного идеала «просвещенного человека», с которым выступил ________ в подцензурной печати
Благодаря ________ отечественная педагогическая мысль обретала ориентации на поиски рационального соотношения национального и общечеловеческого начал в образовании, действенной связи теории с практикой воспитания и образования
В «Поучении детям» Владимира Мономаха кристаллизовались ценности — сложный синтез ________ воззрений
В антропологических воззрениях ________ исходил из объяснения человеческого поведения и сознания конкретными условиями жизни человека; социальное, сословное он считал более значимым фактором в формировании личности, чем национальное
В воспитании, утверждал Ушинский, все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живительного источника — человеческой
В выступлениях о цели коммунистического воспитания Макаренко акцентировались установки на _________, а не на разнообразие человеческих характеров
В докторской диссертации ________ «Процесс обучения в советской школе» оригинальность замысла состояла в познании диалектической природы учебного процесса, его закономерностей, условий их проявления в ходе обучения
В книге ________ «Психология и педагогика мышления» обоснована природосообразность идеи организации учебного процесса как аналога деятельности ученого-исследователя
В многообразии трактовок в отечественной гуманистической педагогике категории «воспитание» наиболее широкая связывалась с воспитанием как:
В новой советской школе круг проблем воспитания «нового типа человека» был связан с ________ идеей политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом
В отечественной гуманистической педагогике в процессуально-целевом аспекте воспитание раскрывалось через трактовки соотношения:
В отечественной гуманистической педагогике идея ________ оттеняла в позиции воспитанника «внутреннего человека», субъективность воспитания как процесса
В отечественной гуманистической педагогике идея развития выводилась из ________ свойства человека, активно-деятельностных начал его организма и психической жизни
В отечественной гуманистической педагогике представления о личности воспитанника в педагогическом процессе вписывались в гуманистические и либерально-демократические тенденции ________ развития
В России общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX в. заложило: ________ основания для дальнейшего развития отечественного образования
В своей главной книге «Лебединая песня» ________ попытался сформулировать и педагогически осмыслить наиболее «общие» законы развития природных сил и способностей
В системе ценностей, необходимых гуманной личности, ________ выделил «кардинальные добродетели» христианской этики средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость
В советской педагогике гуманистическая тенденция проявлялась в разрешении противоречий между целью всестороннего развития личности, необходимо предполагающей индивидуальность, свободное развитие природных сил и способностей и трактовкой всесторонне развитой личности как личности ________ типа
В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.) ________ рассматривает роль труда в жизни человека — как фактора духовно-нравственного развития личности, как необходимого условия человеческого счастья
В трактовке Дистервега принцип культуросообразности был ориентирован на ________
В философии жизни ________ в педагогике противостояли философско-педагогические установки на духовность, на общечеловеческие ценности
В философско-антропологических взглядах ________ человек предстает частью природы, развивается по единым законам с другими природными существами; в то же время «не скот, не дерево, не раб» — отличает человека от раба личная свобода
В христианстве античный идеал воспитания целостного, разносторонне развитого не только в интеллектуальной, но и в эстетической деятельности, в физических упражнениях человека был
Вентцель выстраивал единое учение о мире, стремящемся к гармонии, в котором педагогика рассматривалась как ________, способная обеспечивать приближение человечества к совершенству
Во второй половине XX столетия гуманистическая педагогика развивается в русле философии экзистенциализма, неопрагматизма, неотомизма, ориентируется в антрополого-педагогических воззрениях на ________ психологию
Возрождавшемуся в практике и теории воспитания ________ противостоял своей педагогической системой выдающийся практик-экспериментатор, методолог, теоретик, технолог А.С.Макаренко
Гербарт исповедовал принцип природосообразности воспитания, усилил ________ обоснование педагогической деятельности
Гербарт научно обосновал сложившуюся практику ________ среднего образования и предложил теорию, направленную на её серьёзное усовершенствование
Гербарт утверждал, что ________ неразделимы
Главным принципом своей философской концепции Вентцель считал ________ индивидуального человека, его внутреннего мира, его свободы
Гуманизм Ушинского-дидакта органичен: вся его педагогическая система ориентирована на человека, его ________ в сложной системе общественных отношений
Гуманистами Возрождения был поставлен вопрос о воспитании в соответствии с ________ природой человека
Гуманистическая педагогическая традиция в период средневековья (V-XVI вв.) утвердилась в европейской культуре на ценностно-мировоззренческих основаниях ________ гуманизма
Гуманистические идеи о воспитании и образовании характеризовали трактаты выдающихся богословов:
Гуманистические педагогические идеи ________ оказывались в русле общественных стремлений, стимулировали общественное мнение в направлении реформ в образовательной области
Гуманисты Возрождения ориентировались на целостное развитие природных сил человека, на ________ личности
Дистервег выполнил и функцию ________ научных идей и теорий, без чего затруднена их реализация в педагогической деятельности учителя
Дистервег предложил методы «развивающего», ________ способа обучения, попытался «отрефлексировать» алгоритмы совместной деятельности учителя и ученика
Для трактовки традиционной для гуманистической педагогики идеи воспитания как искусства использовалась установка философии жизни на ________
Духовно-нравственная установка Толстого на цели образования опиралась на близкие ему идеи Руссо
Идеи ________ педагогического процесса — отличительная черта официальной педагогики 20-х годов, сильная стороны программ ГУСа
Идея ________ наиболее полно конкретизирована Платоном в его учении об идеальном государстве, в котором сословная принадлежность человека обусловлена его природными способностями
Из Византии, самой культурной страны средневековья, хранительницы древнегреческой культуры, вместе с новой религией на Русь пришла новая письменность, а с нею переводная литература, ________ в т.ч., философские и научные сочинения
Исповедуя идеал всестороннего развития личности как цель коммунистического воспитания, Сухомлинский сумел наполнить этот идеал гуманистическим содержанием, непреходящими духовными ценностями ________ значимости
Исходное положение концепции ________ — тезисы о том, что «детей нет, а есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем»
К революционному 1917 г. отечественная педагогика «разделилась» на:
Каптерев продолжил антропологическое направление, начатое Ушинским, фундаментальным основанием педагогической науки считал
Коменский определял роль воспитания как самое лёгкое побуждение и некоторое разумное руководство естественным процессом ________ воспитанника
Конкретизируя идеал всесторонне развитой личности коммунистического типа, Крупская выделяла ________ как ту черту, которая противостоит индивидуалистическим установкам буржуазной личности
Концепция ________ о педагогике как науке связана с главной, определяющей педагогическую систему теоретика концепцией народности воспитания
Крупская рассматривала социалистическую школу не просто трудовой, но именно ________, где индустриальное производство является базой педагогического процесса
Культурной доминантой средневековья, определявшей направленность образования и педагогической мысли, были:
Луначарский с позиций марксистской идеологии обосновывал значение ________ в коммунистическом преобразовании мира и человека, необходимость его связи с материальным производством, организацией народного труда
Мировоззрение Ушинского формировалось как синтез ________ идей в процессе критического изучения колоссального материала первоисточников — духовного опыта европейских народов, отечественной общественной и научной мысли
На знания, полезные с точки зрения «самосохранения», «зарабатывания на жизнь», «интересов будущей семьи» и т.д., ориентировались «утилитаристы», последователи
Наделив просвещенного человека «благородством чувств», «святостью идеалов», ________ объяснял их с точки зрения своей теории «разумного эгоизма»
Необычайно светлая, добрая, возвышающая педагогика Белинского несет яркие образы-протесты в защиту ________ в воспитании
Необычным, по сравнению с воззрениями предшественников и последователей ________, был его взгляд на условия и возможности реализации принципа природосообразности
Общественно-педагогическое движение в России XIX в. — это ________ деятельность различного рода общественных объединений
Определив ________ как наслаждение трудом, сообразным душе, имеющим целью совершенство, Ушинский-этик стремился и учение школьника рассматривать с точки зрения критерия свободного, творческого труда
Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, древнегреческие философы нашли верный способ — ________ образование на базе ценностей культуры
Основой жизнедеятельности, по Вентцелю, должен стать физический (производительный) труд, организующий:
Педагог ________ за воспитание, которое выстраивается на естественном стремлении ребёнка к свободе, делает привычным для ребёнка ощущение собственной свободы: он с малых лет «господин своей воли», свободен в своих желаниях и действиях
Педагогика ________ излагает объективное рациональное знание о том, как растить здорового ребёнка, чему и каким образом его обучать, как воздействовать на его поведение и т.д., знание, способное обеспечивать «заданный» результат воспитания
Педагогика ________ направлена на внедрение в «душу ребёнка» всего, что он должен получить от воспитания: путём многократного выполнения под руководством воспитателя одного и того же действия
Педагогика ________ предстаёт в размышлениях, наблюдениях, идеях, попытках предложить варианты возможных действий, она «пульсирует», «напряжена», ибо ориентирована на педагогическую деятельность как процесс творческий, уникальный
Педагогика Песталоцци в конкретике содержательной и процессуальной сторон обучения ориентирована на:
Педагогическая деятельность Френе органично связана с демократическими традициями французской:
Педагогический оптимизм Коменского опирается на общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира, — принцип
Педагогическую систему ________ возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека
По ________, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства
По ________, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла
По мере тоталитаризации советского общества из педагогического мышления вытеснялись принципы: ________, принцип идеалосообразности приобретал социоцентристский, авторитарный по отношению к природе личности смысл
Позитивизм в педагогике был связан с возникновением ________ педагогики, представители которой стремились преодолеть «умозрительный» характер педагогических сочинений
Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию:
Природосообразное свободное воспитание мыслилось Вентцелем как педагогически целесообразная жизнедеятельность взрослых и детей в общине с ее ________ отношениями:
Провозглашая высшую ________ личности, Луначарский конкретизировал свой идеал ее всестороннего развития — с ориентацией на будущее общество
Продолжив гуманистическую традицию в дидактике, Ушинский основательно разрабатывал идею ________ обучения; он утверждал, что влияние нравственное составляет задачу более важную, чем развитие ума вообще
Рассматривая вопросы создания коллективов в школе и вне школы, Крупская видела естественным основанием детских объединений их совместную общественно полезную практическую деятельность, организованную на началах
Рефлексия Толстого—учителя конкретизирует особенности педагогической деятельности на основе принципа
С разумным воспитанием связывал ________ культивирование развития идеальных природных возможностей человека, с «ложным направлением воспитания» — искажение идеальной природы человека
Своё служение идеалу ________ воспитания Песталоцци воплотил в теории элементарного образования
Свои представления о ходе развития рода человеческого и назначении человека в историческом процессе Дистервег осмыслил в принципе
Со второй половины 60-х годов XX в. на базе трудов советских философов формировалась как самостоятельная научная дисциплина ________ педагогических исследований
Соотнесите педагогов-новаторов и характер их деятельности
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите персоналии и их вклад в педагогику и философию образования
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите понятия и их содержание
Соотнесите учителей-практиков, которые обосновали теоретически сложившуюся в их опыте преподавания откорректированную систему обучения, и их предметы
Спартанское воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности ________ мыслить и действовать
Становление советской педагогики было связано с деятельностью педагогов-марксистов, ________ руководителей Народного Комиссариата по просвещению
Стремление человека к познанию истины рассматривалось Сухомлинским как важнейшая духовная потребность, исходная основа его ________ развития
Теоретическим обоснованием и технологическим обеспечением изменения содержания педагогического процесса занималась ________ секция Главного Ученого Совета (ГУС) Наркомпроса, сумевшая объединить силы педагогов, психологов, методистов
Теорию воспитания как искусства ________ связывал с познанием сущности педагогических явлений и процессов на основе их научного объяснения, прежде всего использования общих закономерностей развития человека
У Крупской концепция школы будущего представляла сплав:
Установка на ________ воспитания отличала педагогические размышления отечественных просветителей
Установка на синтез идеологии и философии марксизма с ________ педагогикой — специфическая черта педагогического мышления первого теоретика советской школы – Н.К.Крупской
Установки афинского воспитания:
Ушинский исходил из представления о процессе обучения как взаимодействия
Ушинский считал ________ вспомогательным путем учебного познания
Философы Возрождения: ________ в античной культуре усматривали источник и педагогических воззрений
Философы Возрождения: ________ в античной культуре усматривали источник педагогических воззрений
Характерное для европейской культуры целерациональное мышление в философии и науке конца XIX в. привело к развитию ________ (О. Конт) как господствующей идеологии научного познания
Христианство обогащало и облагораживало бытовавшие представления о человеке, вопреки традиционному мировоззрению феодально-патриархального общества, выделяло отношение к человеку как
Черты спартанской системы воспитания:
Черты спартанской системы воспитания:
Этика гуманистов Возрождения опиралась на идеи всеобщего счастья, свободы, идеал — это ________ личность
Южными соседями славян становились
Расположите в хронологической последовательности акты образовательной политики Российского государства
Расположите в хронологической последовательности выдающихся богословов, развивающих гуманистические идеи о воспитании и образовании:
Расположите в хронологической последовательности действия Советской власти по реформированию школы:
Расположите в хронологической последовательности деятельность отечественных просветителей
Расположите в хронологической последовательности деятельность представителей общественно-политического движения в России 60-х годов XIX века
Расположите в хронологической последовательности исследователей научных проблем в русле гуманистических традиций педагогики:
Расположите в хронологической последовательности исследователей научных проблем в русле гуманистических традиций педагогики:
Расположите в хронологической последовательности отечественных педагогов XIX века
Расположите в хронологической последовательности отечественных педагогов
Расположите в хронологической последовательности отечественных педагогов
Расположите в хронологической последовательности педагогов эпохи Просвещения
Расположите в хронологической последовательности педагогов-гуманистов:
Расположите в хронологической последовательности педагогов-гуманистов
Расположите в хронологической последовательности педагогов-гуманистов XX в.:
Расположите в хронологической последовательности представителей философии жизни, которая явилась предшественницей экзистенциализма XX в.:
Расположите в хронологической последовательности представителей радикально мыслившей разночинной интеллигенции
Расположите в хронологической последовательности результаты научно-педагогической деятельности Лесгафта:
Расположите в хронологической последовательности события, характеризующие «повороты» в официальной педагогике к новому курсу ее функционирования:
Расположите в хронологической последовательности события
Расположите в хронологической последовательности события
Расположите в хронологической последовательности события
Расположите в хронологической последовательности советских педагогов:
Расположите в хронологической последовательности философов, которые в античной культуре усматривали источник педагогических воззрений:
Расположите в хронологической последовательности этапы научно-педагогической деятельности Лесгафта:
Расположите в хронологической последовательности этапы профессиональной деятельности реформатора школы С.Т.Шацкого
Расположите исторические факты и события в хронологической последовательности
Расположите события в хронологической последовательности
Расположите события в хронологической последовательности: