Верны ли утверждения?
А) А.В. Петровский разработал свою концепцию применительно к дошкольному воспитанию, не случайно не "вырисовывается" личностно-ориентированное обучение у И.С. Якиманской применительно к массовой школе
В) Очень важно видеть и использовать индуктивную логику формирования образовательно-ценностных ориентиров, когда индивидуально-личностные ценности образования во всем их многообразии проецируются на плоскость интегративно понимаемых государственных и общественных образовательных ценностей и идеалов
Верны ли утверждения?
А) Антропология как специализированное учение о человеке, по мнению большинства современных философов, возникла, скорее всего, в XVIII в., и с тех пор ее место в составе философского знания и ее культурное значение не остаются неизменными, раз и навсегда установленными
В) Традиционно формирование философской антропологии мыслители связывают с именем Д. Вико, немецким мыслителем раннего Просвещения X. Вольфом, французскими материалистами XVIII в.
Верны ли утверждения?
А) В нашей стране социоцентрическая модель воспитания в целом сложилась в 30-е гг. XX в.
В) Ранняя педагогическая антропология, к основателям которой можно отнести наших соотечественников Н.Г. Чернышевского и К.Д. Ушинского, в качестве основополагающей идеи предлагала объединение сведений из разных наук применительно к педагогическому процессу для его более оптимального построения
Верны ли утверждения?
А) В рамках традиционной педагогической парадигмы, существующей практически без изменения со времен Яна Амоса Коменского, образование представлялось как трансляция социального опыта, культуры, накопленных предшествующими поколениями новым, идущим на смену поколениям
В) Общекультурная проблема современности «экологизация духа» в исканиях философско-педагогической мысли приобретает аспект: «образование как непременное и обязательное движение духа» в процессе осознания мира, себя в мире и мира в самом себе, – развития способности к рефлексии
Верны ли утверждения?
А) В рамках традиционной педагогической парадигмы, существующей практически без изменения со времени Яна Амоса Коменского, образование представлялось как трансляция социального опыта, культуры, накопленных предшествующими поколениями, новым, идущим на смену поколениям
В) Основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение
Верны ли утверждения?
А) Всю систему воспитания А.С. Макаренко пытался технологизировать, усматривая большое сходство "между процессами воспитания и обычными процессами в материальном производстве"
В) Н.Г. Чернышевский предлагал ввести то, что можно обозначить как госстандарт в воспитании, и строго спрашивать с тех, кто этот стандарт не выполняет
Верны ли утверждения?
А) Грамотность - категория, характеризующая личностные образовательные приобретения (хотя в принципе можно говорить и об общем уровне образованности всего общества)
В) Феномен образования может и должен быть осмыслен, прежде всего, на философском уровне
Верны ли утверждения?
А) Духовное саморазвитие человека усматривается в преодолении «одномерностей» духовного мира, создании всё новых индивидуальных смыслов, присвоении всё новых духовных ценностей, в непрерывном процессе «выстраивания себя» как нравственной, самостоятельной, творческой личности
В) Ядро духовности — присвоенный личностью мир ценностей
Верны ли утверждения?
А) Западная цивилизация вступила в постиндустриальное развитие и уже сегодня обладает уникальным опытом «самочувствия» человека в условиях стремительно развивающегося социума
В) Фундаментальный смысл «человек - общество» в условиях постиндустриального развития претерпевает изменения в связи с тенденциями внутрицивилизационной и межцивилизационной интеграции, информационного «взрыва», культурного обмена, миротворческих миссий общественных и государственных организаций и др.
Верны ли утверждения?
А) Значительный вклад в формирование концептуальной основы принятия решений в педагогике, несомненно, внесла теория оптимизации учебно-воспитательной деятельности, активно разрабатываемая в 80-е годы XX века Ю.К. Бабанским и его научной школой
В) Грамотность и образованность - категории однопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тождественные
Верны ли утверждения?
А) И. Кант. По его мнению, самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены знания, - это человек, ибо он сам для себя есть последняя цель. Об этом он писал в 1798 г. в работе "Антропология с прагматической точки зрения"
В) Сегодня не существует единой общепризнанной антропологической философской теории
Верны ли утверждения?
А) Идеи Платона имели четко выраженную ориентацию на клановость, селективность, сословность образования
В) Тесты как средство отбора стали использоваться с 1905 г. и в школе, и в других областях деятельности, причем и при участии столь видных психологов, как Термен и Йеркс
Верны ли утверждения?
А) Исследование статуса и проблематики философии образования имеет первостепенное значение не только в собственно научном плане, но и в плане сугубо конструктивном: от степени развитости философии образования, несомненно, зависит научный и мировоззренческий уровень политики, стратегии и тактики развития образовательных систем
В) В настоящее время достаточно явственно обозначились два основных подхода к определению статуса философии образования
Верны ли утверждения?
А) К психологическим теориям, развиваемым в русле социоцентрической модели, можно отнести когнитивную психологию Ж. Пиаже, бихевиоризм, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, теорию формирования морального сознания личности Л. Кольберга, теорию и технологию развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.
В) Ж. Пиаже принадлежит теория стадийного умственного развития детей
Верны ли утверждения?
А) Конечной целью обучения, которое в большей степени реализуется на первой стадии формирования личности, является его отрицание на стадии совершенствования, но воспитание в целом как результат формирования оказывается целесообразным лишь в том случае, если личность не выходит на стадию деградации
В) Основоположником социоцентрической модели можно назвать Аристотеля, который впервые в истории выдвинул идеи об универсальности этапов развития человека, и, соответственно, об универсальности (одинаковости) процессов обучения и воспитания для всех
Верны ли утверждения?
А) Л.Н. Толстой в основу своей педагогической концепции, которую он обозначает как "эволюционная" педагогика или "новая" педагогика, положил принцип развития
В) Идеи свободного, естественного развития индивидуальности каждого ребенка, не скованного рамками программ, экзаменов, учебного распорядка и учебной дисциплины, пытался пропагандировать в свое время и В.П. Вахтеров
Верны ли утверждения?
А) На основе гуманистической психологии К.Р. Роджерс создал собственную концепцию обучения - так называемое недирективное обучение
В) Традиционная система обучения, по мнению Роджерса, основана на иерархической структуре: руководство учителя, подчинение ученика
Верны ли утверждения?
А) Натурцентрическая позиция, допускающая перевес в формировании интеллектуальных способностей человека в сторону генетических факторов, как никакая другая, дает возможность ее сторонникам ставить эксперименты с целью выяснения того, как лучше обучать детей с теми или иными интеллектуальными способностями, которые в рамках натурцентрической позиции расцениваются как данность
В) Ни одна другая модель педагогической деятельности (ни теоцентрическая, ни социоцентрическая, ни даже антропоцентрическая) не имеет возможностей в своих рамках исследовать механизм воздействия разных обучающих стратегий на разных по своим интеллектуальным способностям детей
Верны ли утверждения?
А) Образовательная политология – наука о политике в сфере образования
В) В философии образования методология современной культурологии используется как «цивилизационный подход к всемирному историко-педагогическому процессу» (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов и др.)
Верны ли утверждения?
А) Одной из наиболее острых проблем современного образования, во многом определяющей перспективы его развития в XXI в., является проблема поиска рационального соотношения централизации и децентрализации образовательных стратегий и образовательных систем
В) Личностно-ориентированная концепция (или, как иногда говорят, парадигма) современного образования, признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно сказывается и на трактовке понятия «система образования»
Верны ли утверждения?
А) Основная идея современных "натурцентристов" применительно к образованию заключается в том, что все дети имеют и разный уровень способностей к обучению и воспитанию, и разные личностные характеристики, которые либо позволяют им ускоренно или в нормальном темпе продвигаться в развитии, либо "мешают" этому процессу
В) Основная цель образования - развить заложенные (природой) задатки, компенсировать недостатки и определить каждому его место в будущей взрослой жизни
Верны ли утверждения?
А) Основной целью образования, согласно антропоцентризму, является самовыражение, самораскрытие индивидуального и уникального "Я" ребенка, его "самости"
В) Следовательно, творческое мышление фактически представляет собой (по выражению Л. Брискмана) "обдумывание запрещенных мыслей", и мы не можем его заранее предугадать, спланировать, спрогнозировать
Верны ли утверждения?
А) Педагогическая культура обладает своими универсалиями: цель образования, образовательный процесс, его содержание, методы, формы и др.
В) Образовательный процесс предстаёт как процесс саморазвития, самореализации, самоопределения человека, направляемый императивами гуманистического содержания и характера
Верны ли утверждения?
А) Педагогический процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств образования - учебных и методических текстов, наглядных пособий, компьютеров с соответствующим техническим и программно-педагогическим обеспечением, технических аудио и видеосредств, аппаратуры дистанционного (телекоммуникационного) обучения и т.п.
В) Образовательный процесс специфичен своей целенаправленностью
Верны ли утверждения?
А) Платон выдвинул идею о трех этапах формирования человека, впервые предложив возрастную периодизацию: от рождения до 7 лет душа ребенка находится на растительной стадии (ей соответствует физическое воспитание), от 7 до 14 лет душа находится в животном состоянии (ей соответствует нравственное воспитание), и лишь с 14 лет душа переплавляется в разумную или волевую стадию (умственное воспитание).
В) Социоцентрическая модель возникла в противовес представлениям об изначальном неравенстве людей, была очень прогрессивна, поскольку доказывала, что все люди, а следовательно, и все дети должны иметь равные права и возможности для развития
Верны ли утверждения?
А) По мнению М. Дебовэ, во франкоязычных странах термин "sciences de l'education" (науки об образовании) утвердился в последние десятилетия и постепенно вытесняет термин "pedagogie" (педагогика)
В) Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях
Верны ли утверждения?
А) Под обучением подразумевают либо духовное (в первую очередь нравственное) воздействие на личность, т.е. сферу воздействия, отличную от образования, либо же в целом процесс формирования характера в таком случае воспитание является более широким термином, чем образование, и включает его в себя в качестве составной части
В) По мнению Ф. Бест, история педагогики как теоретической дисциплины тесно связана с историей педагогических учебных заведений
Верны ли утверждения?
А) Постиндустриальное развитие проявляет тенденции гуманизации общества, с одной стороны, и необходимо предполагает изменение смысложизненных установок в общественном сознании и в самосознании каждого человека, с другой
В) Цивилизационный подход к всемирному историко-педагогическому процессу ориентирован на выявление глубинных оснований педагогических культур, базовых идей, ценностей, традиций в их эволюции, на их оценку в аспекте тенденций развития современной цивилизации
Верны ли утверждения?
А) Представители антропоцентризма проектируют не логику изучения содержания, не последовательность шагов в развитии ребенка, поскольку не могут соотнести его с нормативами, так как сами нормативы не признаются (в плане усредненных, среднестатистических стандартов), а лишь проектируют условия, в которых предстоит находиться ребенку, и требования, предъявляемые к учителю
В) Антропоцентризм не признает наличия универсальных идеальных моделей, поскольку в центре идеологии антропоцентризма лежит тезис о самостроительстве, самосозидании, самовыстраивании неповторимой и уникальной личности, поэтому траекторий развития множество
Верны ли утверждения?
А) Развитие личности определяется как процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации
В) В процессе развития личности можно (хотя и довольно условно) выделить три основные стадии (фазы) этого процесса - формирование, совершенствование и деградацию
Верны ли утверждения?
А) Различие авторитарной и гуманистической дифференциации состоит в том, что согласно авторитарной дифференциации при разделении детей на группы не учитываются их интересы и желания, в то время как в гуманистической дифференциации этот фактор выступает в качестве основного
В) Разработка теоцентрической модели воспитания была позднее продолжена в трудах Флавия Кассиодора, Ф.А. Голубинского, В.Н. Карпова, У. Джемса, С. Булгакова, С.Л. Франка, П.П. Флоренского, В.В. Зеньковского и др.
Верны ли утверждения?
А) Результаты воспитания духовности усматриваются в развитии позитивных, гуманистически ориентированных чувств в их тенденции к высшему проявлению, освещённых разумом, оплодотворённых волей к действию
В) В философии образования методология современной культурологии используется как «цивилизационный подход к всемирному историко-педагогическому процессу» (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов и др.)
Верны ли утверждения?
А) Религиозное мировоззрение вбирает широкий спектр философских, художественных, этических идей, выступая в качестве восполнителя того, что суммарно определяется как бездуховность
В) Несмотря на специфические особенности некоторых позиций современного религиозного воспитания, теоцентрическая модель имеет очевидные преимущества перед другими моделями
Верны ли утверждения?
А) Руководствуясь общими принципами построения советского социалистического государства, А.С. Макаренко исходил из того, что решающее значение имеют новые цели воспитания
В) Под целями воспитания А.С. Макаренко понимал не цели отдельных мероприятий, а всю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера он вкладывал все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности
Верны ли утверждения?
А) С середины 1930-х гг. в нашей стране прочно утвердилась социоцентрическая модель, в рамках которой невозможно было ни развивать, ни реализовывать антропоцентрические образовательные модели
В) В 1980-е гг. отмечено появление так называемой педагогики сотрудничества, наиболее ярким представителем, которой можно считать Ш.А. Амонашвили
Верны ли утверждения?
А) Самыми распространенными терминами, применяемыми представителями антропоцентрических идей, являются развитие, самость, спонтанность, независимость, свобода, защищенность; а сам процесс развития ребенка обозначается в терминах: самоактуализация, саморазвитие, самовоплощение, самореализация, самовыявление, самообнаружение
В) Основными методами обучения и воспитания, применяемыми в антропоцентрических образовательных моделях, являются диалог, игра, свободное творческое общение, осуществляемое в группе детей совместно с учителем
Верны ли утверждения?
А) Социоцентрическая модель отвергает принцип индивидуализации, но он рассматривается скорее как принцип индивидуального подхода и используется в том случае, когда коллективный способ воздействия на отдельную личность с целью "доведения" ее до номинального стандарта не срабатывает, или оказывается малопродуктивным в связи с какими-то личностными особенностями
В) В натурцентрической модели принцип индивидуализации рассматривается как конечная цель, конечный пункт дифференциации
Верны ли утверждения?
А) Существенное значение для обоснования стратегии развития образования имеет философское осмысление состояния и перспектив развития социально-экономической среды, социума
В) Философия образования должна активно включиться в поиск ответов на эти вопросы, проявляя должную плюралистичность и терпимость в изучении и оценках самых различных общефилософских и религиозных доктрин, направленных, в конечном счете, на познание истины
Верны ли утверждения?
А) Сциентистски-ориентированная философия образования опирается на представления о социально-психологическом механизме передачи и присвоения культурных ценностей, двуединстве процессов идентификации и обособления, характеризующих духовное развитие человека
В) Субэтнос – территориальная часть этноса, отличающаяся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющая иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание
Верны ли утверждения?
А) Теоцентрическая модель воспитания – модель, которая основана на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения, инобытия «абсолютного духа». Эта модель сложилась в Средневековье, она трактует воспитание как подготовку к вечной, загробной жизни (Аврелий Августин, Боэций, Клавдиан Момерт, Макробий и др.)
В) Антропоцентрическая - модель, которая основана на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения, инобытия «абсолютного духа». Эта модель сложилась в Средневековье, она трактует воспитание как подготовку к вечной, загробной жизни (Аврелий Августин, Боэций, Клавдиан Момерт, Макробий и др.)
Верны ли утверждения?
А) Теоцентрическая модель таит в себе как огромный (и пока до конца не реализованный) потенциал творческого духовного самораскрытия, самообновления, самореализации личности, так и реальную опасность, связанную с подавлением личности, подчинением ее чужой воле
В) Натурцентрическая модель таит в себе как огромный (и пока до конца не реализованный) потенциал творческого духовного самораскрытия, самообновления, самореализации личности, так и реальную опасность, связанную с подавлением личности, подчинением ее чужой воле
Верны ли утверждения?
А) Термином «ценность» обозначается природное свойство человека, заключающееся в его отношении к миру, другим людям, самому себе, в котором всегда присутствует оценка объекта, проявляются избирательность, предпочтения по сравнению с другими объектами
В) Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, образования, в идейной жизни общества
Верны ли утверждения?
А) Философия образования - это вовсе не прикладная философия
В) Общефилософские знания сами по себе останутся лишь абстрактной схемой, если они не будут обогащены знаниями, относящимися к экономике, социологии, этике, эстетике, культурологии, экологии, различным отраслям техники и технологии, информатике, физиологии, медицине, праву, демографии, педагогике, психологии и т.д.
Верны ли утверждения?
А) Философия образования, ассимилирующая все эти знания в их наиболее обобщенном, концептуальном виде, представляет собой, по существу, научно обоснованную и общественно признанную научную парадигму, означающую (по Т. Куну) "признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу"
В) Философия образования рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время "вечной" сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой
Верны ли утверждения?
А) Философско-образовательное обоснование должно быть распространено и на такие, относительно новые (или, во всяком случае, заново осмысленные) явления в образовательной сфере, как, например, непрерывное образование, дистанционное образование, свободное воспитание, самообразование, адаптивное обучение и т.п.
В) К числу наиболее приоритетных направлений исследований в области философии образования, имеющих самое непосредственное отношение к обоснованию долговременной политики и стратегии развития любых образовательных систем, следует отнести решение проблем социально-педагогического целеполагания
Верны ли утверждения?
А) Фундаментальный смысл «человек-общество» в условиях постиндустриального развития претерпевает изменения в связи с тенденциями внутрицивилизационной и межцивилизационной интеграции, информационного «взрыва», культурного обмена, миротворческих миссий общественных и государственных организаций и др.
В) Педагогическая культура обладает своими универсалиями: цель образования, образовательный процесс, его содержание, методы, формы и др.
Верны ли утверждения?
А) Характеристика образования как системы была бы неполной, если не обратить внимание на такие, весьма распространенные понятия, как «учебно-воспитательная система», «педагогическая система», «образовательно-воспитательная система» и т.п.
В) Сложность анализа многообразной педагогической деятельности объясняется многочисленностью и своеобразием реальных педагогических ситуаций, их «стыковкой» с различными привходящими непедагогическими обстоятельствами и факторами
Верны ли утверждения?
А) Ценности современного постиндустриального развития, связанные с идеями свободной самореализации и самоопределения личности, независимости, критичности, креативности мышления, не вписываются в традиции и стереотипы восточного сознания, чужды педагогике восточных обществ
В) Понимание человека как «образа и подобия Божия», связанное с христианской традицией, уступало место идеалу человека — активного деятеля, преобразователя мира
Верны ли утверждения?
А) Ценности современного постиндустриального развития, связанные с идеями свободной самореализации и самоопределения личности, независимости, критичности, креативности мышления, не вписываются в традиции и стереотипы восточного сознания, чужды педагогике восточных обществ
В) Западная цивилизация вступила в постиндустриальное развитие и уже сегодня обладает уникальным опытом «самочувствия» человека в условиях стремительно развивающегося социума
Верны ли утверждения?
А) Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная
В) Учебно-воспитательная система характеризует собственно педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля
Верны ли утверждения?
А) Цивилизационный подход к истории и современности педагогической культуры, вписывая педагогику в культурно-исторический контекст развития, расширяет её смысловые поля, акцентирует внимание философско-педагогической мысли на том общем, «устойчивом», что свойственно глубинным основаниям культуры, отражено в культурных традициях, что служит духовно-нравственному развитию человека и общества
В) Результаты цивилизационного подхода позволяют разрабатывать стратегии образования, адекватные культурной доминанте современности
_______ - специальная система воспитательной работы, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности
_______ - это логическое отношение, состоящее в том, что одна вещь «имплицирует» другую, т.е. включает ее в себя; объект познания имплицирует другой объект познания, если второй с необходимостью вытекает из первого
_______ - это подготовительный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющий более глубокое изучение данной дисциплины
_______ - это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок
_______ подход - это подход к общественному развитию, берущий за основу культурно-исторические типы различных обществ
________ - это эмпирический базис науки, необходимый для объективизации научного знания, обоснования и проверки достоверности этих знаний практикой
________ педагогики - это педагогическая деятельность в наиболее широком ее смысле, т.е. не только деятельность, связанная с непосредственной работой педагога-практика с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера
________ подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем
_________ - терпимость к иного рода взглядам, правам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий
_________ - это область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности
_________ - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений
_________ - это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития; определяется взаимодействием наследственной основы организма с условиями среды его развития
_________ - это созданное Ф. Гальтоном и восходящее к «Государству» Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного потомства
_________ модель воспитания - модель, в основу которой положен тезис об уникальности и неповторимости каждого ребенка, о его потенциальной талантливости, которую необходимо посредством образования и воспитания проявить и развить
_________ модель воспитания - такая модель, в основу которой положены цели воспитания, трактуемые как следование природе человека
_________ называется дифференциация, при которой выделяются группы или классы профильной направленности (допустим, гуманитарные и математические)
__________ - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется
__________ - это вид абстракции, выступающий специфической формой познания, которая предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или дополнения их
__________ - это наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания в рассматриваемой науке
__________ - это различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию, содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования
__________ модель характеризует четко разработанная система диагностики с заранее определенными критериями, параметрами, индикаторами, позволяющими не только определить соответствие конечного состояния формируемого субъекта задаваемой модели, но и проследить "правильность" его формирования на промежуточных этапах этого процесса
__________ называется дифференциация, при которой различают гомогенные группы или классы, объединяющие учащихся с разным уровнем способностей к обучению (низким, средним, высоким), например, класс ЗПР, класс обычный, класс гимназический
__________ называется дифференциация, при которой учащихся разделяют на гомогенные (однородные) группы по какому-либо параметру
___________ - это целенаправленное развитие тех или иных способностей человека, благодаря педагогически организованной передаче правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности) от поколения к поколению
____________ – целенаправленный и специально организованный процесс воздействия (взаимодействия) на личность, осуществляемый в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами
Абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними – это
В _______ г. М. Дебесс и Г. Миаларе, пытаясь внести ясность в терминологические споры и освободить педагогику от ее двойственного и псевдонаучного статуса, предложили использовать термин "педагогические науки"
Взгляд, согласно которому логические и другие формы знания являются средством приспособления к изменяющимся условиям – это
Во Франции курс педагогики был введен в _________ г.
Грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума, который предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества – это
Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это
К ___________ относят дифференциацию, выстраивающую стратегию обучения в зависимости от заложенных (природой) задатков, особенностей детей; главная цель - "выведение" каждого ребенка на максимальный уровень его индивидуального развития, не учитывая номинальных стандартов
Методика - это
Модель, в основу которой положены цели воспитания, исходящие не от индивида, а от общества, социума, называется
Модель, которая основана на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения, инобытия «абсолютного духа» - это ______ модель воспитания
Наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие критериальные основы оценки междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, которые относятся к образованию – это ____ философии образования
Непосредственное постижение истины, основанное на проницательности, интеллектуальном чутье и образованности человека – это
Норвежский исследователь ________, исследуя историю становления и развития евгеники, выделяет несколько фаз "евгенического движения": в первую фазу своего развития оно было составной частью прогрессивного социального движения, стремившегося применить достижения современной науки в интересах преобразования общества
Образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих и междисциплинарные, внешние, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функционирование и развитие сферы образования – это ___________ философии образования
Основоположником ________ можно считать Платона
Предположения, идеи, отражающие проблемные ситуации в науке и намечающие пути решения этих проблем – это
Процесс, имеющий триединый характер: учебно-воспитательный процесс, учебно-воспитательная система и обеспечивающая их функционирование на теоретическом, инвариантном уровне педагогическая система – это
Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание, а также передача знаний, умений, навыков и формирование опыта творческой деятельности в определенной предметной области – это
Способы, с помощью которых данная конкретная наука способна добывать качественно новое интегративное знание, а следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться – это
Такой уровень обученности, который требуется гражданам, чтобы функционировать в обществе - это
Философское учение об общих закономерностях, формах и методах научного познания – это
Часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения – это