Верны ли утверждения?
А) Вопрос об истинности высказываний предпосылочного знания решается, когда выясняется их соответствие фундаментальным принципам и посылкам данной системы мировоззренческого знания
В) Вопрос об истинности высказываний предпосылочного знания решается, когда ставится вопрос об истинности данной системы мировоззренческого знания в целом, проверяется ее соответствие законам объективной действительности
Верны ли утверждения?
А) Среди разнообразных современных подходов к анализу природы человека можно выделить два полярных подхода: социологическое истолкование человека и антропологическое его истолкование
В) Среди разнообразных современных подходов к анализу природы человека можно выделить два полярных подхода: социологическое истолкование человека и сциентистское его истолкование
Верны ли утверждения?
А) В.П. Бранский исследовал проблему связи развития физической теории с культурой эпохи через научную картину мира и стиль мышления, основанный на представлениях о системной организации объектов познания, об идеалах научного объяснения
В) В.С.Степин исследовал генезис и структуру физической теории, что позволило выявить особую роль философско-мировоззренческих принципов при ее построении и обосновании, в частности, эвристическую и селективную функции этих принципов
Верны ли утверждения?
А) Должны быть пласты сознания с включением в них тех фундаментальных ценностей, идеалов существования, которые целеориентируют, регулируют, мотивируют жизнь на уровне высокого
В) Подобные когнитивные пласты сосредоточиваются в истинах экзистенции
Верны ли утверждения?
А) Истина науки эпизодична
В) Истина обыденности системоцентрична
Верны ли утверждения?
А) Истины экзистенции обосабливаются в качестве духовного базиса, над которым надстраивается все остальное
В) Сонм истин экзистенции – система этико-гуманистических абсолютов, констант человеческого существования, намечающих идеальную сетку координат, куда вписываются известные проявления культуры
Верны ли утверждения?
А) К условиям познавательной деятельности, содержащим в себе определения предмета, относятся вещественно-материальные, физиологические и т. п. предпосылки-условия
В) К условиям познавательной деятельности, содержащим в себе определения предмета относятся интеллектуальные, когнитивные, логические – вообще, идеальные предпосылки-условия
Верны ли утверждения?
А) Политика – средство мира, а не войны
В) Питаемые здравым смыслом обозримые ламинарные улучшения – постепеновщина, мелионаризм, эволюционизм – подлинные рычаги народоправной политики
Верны ли утверждения?
А) Проблема гуманитарного контроля деятельности – порождение постнеклассической эпохи
В) Проблема гуманитарного контроля деятельности – порождение классической эпохи
Верны ли утверждения?
А) С точки зрения антропологического понимания человека его природа исторична
В) С точки зрения социологического понимания человека его природа исторична
Верны ли утверждения?
А) Сегодня исследования науки как единства знания и деятельности по выработке этого знания вывели на передний край проблему регулятивов познавательной деятельности
В) Речь идет о ценностно-нормативных предпосылках познавательной деятельности
Верны ли утверждения?
А) Современный понятийный аппарат методологии науки сформировался главным образом на основе формальной логики и гносеологии, отвлекающихся от ценностных аспектов
В) Отсюда возникла тенденция трактовать и методологию науки как отстраненную от любых ценностей, т.е. исторических, социально-психологических и вообще социокультурных факторов
Верны ли утверждения?
А) Философские предпосылки содержатся в предпосылочном знании как базисный элемент и соотносятся с общенаучными методологическими принципами
В) Философские предпосылки содержатся в предпосылочном знании как базисный элемент и соотносятся со специально-научным знанием
Верны ли утверждения?
А) Эпистемологическая значимость знания представляется одновременно и как его социальная ценность; такой подход в определенной степени способствует пониманию двуединой - логической и социальной - природы познания
В) Эпистемологическая значимость знания представляется одновременно и как его социальная ценность; такой подход таит в себе известную опасность сведения проблемы ценностей к проблеме методологической
Верны ли утверждения?
А) Эпистемологическая проблема состоит в том, чтобы понять, как ценностно нагруженная активность субъекта может выполнять конструктивные функции в познании
В) Для решения этой проблемы наиболее плодотворным становится поиск и выявление тех средств и механизмов, которые выработаны внутри самого научного познания
_______ - выполненный со вкусом, художественный, относящийся к прекрасному (или его противоположности), имеющий образцом прекрасное
_______ - направление в современной культурологии и социологии, предметом которого являются методы изучения и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого общения в повседневной жизни различных народов и общностей
_______ - отрасль философского знания, теоретически исследующая ценностное мироощущение, которое прежде всего характеризуется категорией прекрасного
_______ - поле руководящих начал, правил регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-либо интересов
_______ - существование в его простой фактичности
_______ - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений человека
________ - (у М. Вебера) методологический принцип, который гласит, что объективность социального исследования возможна в том случае, когда из него по возможности удалены субъективные интересы и пристрастия
________ - семейство отряда приматов; включает как ископаемого человека, так и современных людей
________ - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения
________ - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества
________ - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; в настоящее время то, что связано с предпосылками возможного опыта
________ - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности
________ - культурная матрица деяний, фундаментальная ценностная константа человеческого общежития, которая обусловлена логикой объективного вершения жизни
________ - отображение различных фрагментов объективной или субъективной реальности
________ - признание автономии и суверенитета каждой личности
________ - социальное отношение, которое исходит из безусловного приоритета индивидуальности, личности по отношению ко всем общественным структурам
________ - специфически социальные определения воспринимаемых объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества
________ - способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного
________ - сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и их добровольных ассоциаций, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти
________ - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, структурой личности
________ рациональность – образ познания, сформировавшийся в VII - XVIII вв., критерием истинности которого является научное постижение мира, утверждающий принципы упорядоченности, системности, интерсубъективности
________ рациональность – образ познания, сформировавшийся в XIX в., признающий ограниченность сферы влияния «научного разума», хаотичность и бессистемность мира и усиливающий значение субъективного элемента в познании
________ рациональность – этап развития знания, который зарождается с 70-х годов ХХ века и характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, пересмотром таких его характеристик, как объективность и истинность
________ свобода – одна из ведущих ценностей открытого общества, ее сущностью является право гражданина участвовать в управлении государством, которое осуществимо только при демократии
________ социальное отношение - отношения по должностям, статусам и ролям, открыто предполагающие неравенство индивидов
________ социальные отношения – отношения равных во всем людей; основным источником таких отношений является гражданское общество
________ – (у К. Поппера) подход к социальным наукам, согласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, возможное благодаря открытию ритмов, моделей, законов или тенденций, лежащих в основе развития истории
________ – в герменевтике способ существования познающего, действующего и оценивающего человека; универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела)
________ – знание, познание
________ – идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа
________ – идеальное содержание, идея, предназначение, духовная направленность бытия человека как его самодостаточное основание, реализация высших культурно-исторических ценностей как истина, добро и красота
________ – интегральная характеристика индивидов коллективистического общества, выражающая существенное сходство их мыслей, чувств и поступков; определяется одинаковостью этих индивидов, их почти полной неразличимостью
________ – интегральная характеристика представителей индивидуалистического общества, говорящая об их оторванности друг от друга и от общества в целом, о глубоких, болезненно переживаемых ими расхождениях в мыслях, чувствах и поступках
________ – категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения
________ – направление, сложившееся в западном искусстве во второй половине XIX в. под знаком восстания против высокой оценки классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве
________ – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет
________ – непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность субъекта представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию
________ – обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма точек зрения, преодоление тотального господства, единственной системы ценностей и критериев
________ – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития и характеризующееся присущим ему способом производства
________ – принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития
________ – современный этап развития общества, определяющий приоритетом знания, информации и доминированием сфер управления
________ – согласно Ясперсу историческая эпоха, начинающаяся в VII в. до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа
________ – сферы деятельности, в которые государство не должно вмешиваться; оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы области, в которой человек действует по своему выбору и усмотрению
________ – философская категория, обозначающая общение, при помощи которого человек обнаруживает себя в другом
________ – эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности
_________ - важнейший момент развития действия античной трагедии, предполагавшей эмоциональную разрядку
_________ в идеале проявляется как общечеловеческий, планетарный, вселенский феномен с атрофией групповых, классовых, кружковых привязанностей
_________ возможно трактовать как доктрину, которая выводит мораль, добродетель из опыта обретения счастья через самоограничение, упражнение, достижение внутренней свободы, независимости от дешевых соблазнов
_________ заключается в том, что гуманитарные ценности самодостаточны, не подчинены ничему – ни политике, ни религии, ни науке
_________ объединяет множество декларативных программ "строгого" обоснования гуманитарности с опорой на термины и стандарты точных наук
_________ отношения называются связями вертикального характера
_________ предполагает высшую ценность социального порядка – человеческое развитие, исчисляемое показателями – продолжительность жизни, грамотность, паритет покупательной способности
_________ предполагает исключение изодромного, завязанного на резкое и активное заявление несбалансированных частных интересов, развития
_________ представляют собой множество предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, вменяющих способ деятельности
_________ связывает гуманитарность (моральность, добропорядочность) с характерным устремлением индивида к собственной выгоде, счастью
_________ системы ценностных абсолютов в их нормативной части и призваны дать механизм обратного возвращения гуманитарности с поднебесья общественного сознания на землю, в практику человеческого существования
_________ состоит в том, что индустриальное общество поглощено переработкой вещества природы с целью наращивания выпуска отчуждаемых от лица продуктов материального производства
_________ ценностного сознания проявляется в том, что оно направлено не только на мир, окружающий личность, но и ею на саму себя, поскольку она отличает себя как субъекта от внеположенной ей объективной реальности
_________, выполняя в известном смысле репрессивную функцию, обеспечивают осуществимость диспозиций
__________ отношения называются связями горизонтального характера
Главная тенденция постмодернистской установки – принципиальная _________, умышленный эклектизм
Моральные принципы относятся к _________ выражениям
Настаивая на непреклонном соблюдении моральных правил, _________ предъявляет жесточайшие требования к поведению, которое согласуется с долгом; следование долгу объявляется высшим критерием нравственности
Происхождение социальности, а вместе и наряду с ней ценностной регуляризации жизни ________ из подавления природной агрессивности, зоологизма человека
Свобода ________ - свобода как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности
Свобода ________ – свобода как возможность действовать инициативно и предприимчиво в направлении цели, поставленной коллективом или обществом
Условия действия фиксируют особенности обстоятельств реализации гуманитарных ценностей и норм, разговор о которых правомерно вести с позиций некоей