Верны ли утверждения?
А) Суть новой философии Шлик видит не в логике, а в природе самой логики
В) Согласно Шлику, ключ к пониманию логики следует искать в том факте, что всякое познание есть выражение или репрезентация
Верны ли утверждения?
А) Фуко считает, что человеческое сознание глубоко исторично; эта историчность обусловлена характером эпохи
В) Она осознается человеком, формирует его поведение и мышление; Фуко приходит к понятию эпистемы
Верны ли утверждения?
А) Современную ситуацию Хабермас рассматривает как не нуждающуюся в радикальных преобразованиях, потому что развитие исторического разума движется в нужном направлении
В) Согласно Хабермасу, «ложное сознание» и «технократический универсум» как стадии исторического разума уже преодолены
Верны ли утверждения?
А) Хабермас считает, что проект Просвещения имеет шанс реализоваться, тем более, что не перевелись и философы, которые держатся за интенции Просвещения и не отказались от проекта модерна
В) По Хабермасу, для улучшения нынешней ситуации нужна разработка модели позднего капитализма, когда ощутим недостаток не столько в научно-техническом обеспечении, сколько в необходимых для системы мотивациях
Верны ли утверждения?
А) Сегодня психоанализ не соотносится с выдвижением теорий в рамках многочисленных философских школ, которые пытаются совместить психоаналитический метод исследования человека и культуры
В) Интерес к психоанализу проходит под знаком постпозитивистского осмысления его основных идей, все активнее вторгающихся в различные направления современной западной философии
Верны ли утверждения?
А) Д. Остин различает три типа речевых актов: локутивный, иллокутивный, паралокутивный
В) Д. Остин различает три типа речевых актов: локутивный, иллокутивный, перлокутивный
Верны ли утверждения?
А) Для позиции Франкфуртской школы характерно понимание противоречия между принципом господства человека над природой и над своей внутренней природой
В) Для позиции Франкфуртской школы характерно представление о том, что европейская цивилизация основывается на принципе господства, а значит, она направлена против как природы, так и человека
Верны ли утверждения?
А) К. Поппер выступил с тезисом о единстве научного метода
В) Согласно К. Попперу, оъективность теории амбивалентна ее контролируемости и опровергаемости, она есть атрибут теории
Верны ли утверждения?
А) Л. Альтюссер утверждает, что марксизм – это антигуманизм, это слово имеет в его терминологии положительное значение; гуманизм, по его мнению, идеология, ибо трактует о человеке воображаемом
В) Согласно Л. Альтюссеру, человек не может быть объясняющим принципом при изучении социального целого, конкретный индивид должен быть исходным пунктом анализа социальных явлений
Верны ли утверждения?
А) М. Фуко выступает как историк, поставивший перед собой задачу кардинального пересмотра традиционного представления об истории
В) Для М. Фуко характерен отказ от взглядов на историю как на эволюционный процесс, обусловленный социально-экономическими трансформациями общественного организма
Верны ли утверждения?
А) М. Хоркхаймер считает, что прогресс технических возможностей сопровождает процесс дегуманизации, угрожает разрушить цель – идею человека
В) Согласно М. Хоркхаймеру, человечности, эмансипации, творческой активности, критической способности поможет «система» индустриального общества
Верны ли утверждения?
А) Схематика философствования раннего Витгенштейна следующая: язык – действие (практика) – внутренний и внешний мир человека
В) Схематика философствования позднего Витгенштейна следующая: логика - язык – внешний мир человека
Верны ли утверждения?
А) Т. Адорно полагает, что истиной в искусстве является не утверждение, а отрицание, потому что только отрицание (негация) – враг позитивного, установившегося, догматичного
В) По Т. Адорно, когда искусство начинает отрицать форму и смысл, оно непостижимым образом формирует новые смыслы и ценности, то иное, во имя чего и возникает искусство
Верны ли утверждения?
А) Ю. Хабермас не верит в возможность включения норм в сферу разума
В) Ю. Хабермас утверждает, что средства предназначены для определенных намерений, а намерения соотносятся с определенными целями
Верны ли утверждения?
А) Т. Адорно основным принципом своей «негативной диалектики» делает утверждение «тождества»
В) В ее рамках он развивает категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы
Верны ли утверждения?
А) Основателями аналитической философии чаще всего признают Дж. Мура, Б. Рассела и Л. Витгенштейна
В) Основателями аналитической философии чаще всего признают Р. Хэара, Дж. Роулса и Р. Нозика
Верны ли утверждения?
А) Философия, по Витгенштейну, не наука, не учение, а деятельность по логическому прояснению мысли, она готовит материал для наук и логики
В) Теория познания для Витгенштейна не обладает самостоятельным значением, изучение языка и есть изучение мыслительного процесса
_______ - в психоанализе энергия сексуального влечения
«Психоаналитическую герменевтику» как концепцию разработал
«Синтетические» представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией, как концепцию разработал
«Структурный психоанализ» как концепцию разработал
Барт приходит к выводу, что выделение двух больших классов единиц - _______ - сразу же делает возможной определенную классификацию повествовательных текстов
В американском деконструктивизме герменевтические деконструктивисты ставят своей задачей _______ переосмысление хайдеггеровской деструктивной герменевтики
В своем «текстовом анализе» Барт приходит к выводу, что медиативность многообразна: это медиация между _______, между устойчивыми состояниями и историческими изменениями, между обществом и индивидом
Главная цель деконструкции – начать понимать текст как _______ феномен
Деррида предлагает критику отдаться _______, ограниченной лишь рамками конвенции общей текстуальности
Как справедливо отмечает Фоккема, «постмодернизм социологически ограничен, _______ аудиторией, вопреки попыткам писателей-постмодернистов порвать с так называемой “высокой литературой”»
Л. Рикер пытается переосмыслить проблематику символа, применяя к ней, как он говорит, «более подходящий инструментарий», каковым философ считает
Лакан считает: _______ возникает по ту сторону запроса, ибо артикулирует жизнь субъекта там, где удалены нужды; вместе с тем оно и посюсторонне в качестве безусловного запроса, требующего присутствия или отсутствия
Основателем Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером явился немецко-американский социолог и философ
Познавательный релятивизм теоретиков постмодернизма заставляет их с особым вниманием относиться к проблеме _______, поскольку в виде текстов любой исторической эпохи он является для них единственной конкретной данностью
Психоаналитическую философскую антропологию, «экзистенциальный психоанализ» как концепцию разработал
Функционирование психики, по Лакану, зависит от координации трех ее уровней –
_______ - «философия целостности», в основе лежит представление, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции – процесс создания новых целостностей
_______ - активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания
_______ - воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам, стилю поведения и т.д.; термин введен Аристотелем
_______ - деление объема понятия на два соподчиненных класса по формуле исключенного третьего: «А» или «не-А»
_______ - ключевое понятие концепции Лакана; его символичность вообще не является выражением какого-либо иносказательного смысла в противоположность буквальному
_______ - лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различных видах деятельности
_______ - литературно-критическая методология и практика анализа художественного текста, основоположником которой является французский исследователь Ж. Деррида
_______ - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений
_______ - метафорический термин в постмодернизме для обозначения размывания определенности субъект-объект оппозиции в классической философии, для преодоления пафоса личного начала в европейской рациональности Нового времени
_______ - методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами
_______ - набор аналитических приемов и критических практик, призванных показать, что любой текст всегда отличается от самого себя в ходе его критического прочтения
_______ - направление в немецкой философии и социологии, сложившееся в 30–40-е гг. ХХ века вокруг возглавляемого с 1931 г. Хоркхаймером Института социальных исследований
_______ - направление в философии и гуманитарных науках ХХ века, в котором понимание рассматривается как условие (осмысление) социального бытия
_______ - направление, основанное на методах логического и лингвистического анализа языка, применяемого для решения философских проблем
_______ - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет
_______ - обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системны ценностей и критериев
_______ - обозначение предмета или явления по одному из его признаков
_______ - оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения
_______ - общая теория, исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых определенным образом сопоставляется (придается) некоторое значение
_______ - общее название ряда направлений в социогуманитарном познании ХХ века, связанных с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях
_______ - операторы, придающие рассказу реалистичность, в этом смысле они обладают неоспоримой функциональностью, но только не на сюжетном, а на повествовательном уровне
_______ - относящийся к сочетанию единиц языка в данном высказывании
_______ - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, функционирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения
_______ - подход в социально-гуманитарном и философском познании, рассматривающий тексты как модели реальности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порождающей тексты
_______ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойства самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности
_______ - понятие постмодернистской текстологии, выражающее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой
_______ - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия, вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности
_______ - понятие, обозначающее все те «объяснительные системы», которые организуют общество и служат для него средством самооправдания: религия, история, наука, психология, искусство, иначе говоря, любое знание
_______ - понятие, обозначающее различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного повествования о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности
_______ - процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с помощью глубинного анализа языка должна предоставить, по замыслу исследователя, возможность спонтанного мышления, свободной комбинаторики категорий
_______ - раздел семиотики, посвященный изучению отношения интерпретатора – пользователя какой-либо знаковой системы (т.е. субъектов, воспринимающих и использующих ее) к самой знаковой системе
_______ - разработанный Зигмундом Фрейдом в конце ХIХ – начале ХХ вв. комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии общества
_______ - распределительный, основывающийся на исследовании сочетаемости
_______ - совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений 30–80-х гг. ХХ в., характеризующихся критическим отношением как к капитализму, так и к реальному социализму и его марксистско-ленинской идеологии
_______ - совокупность представлений о связях между отдельными элементами (исходными единицами) системы, создающее общее впечатление о системе на основе зачастую скудной информации об их свойствах
_______ - современная форма логики; отличается от старой, традиционной логики прежде всего своей формализованностью, т.е. принимает во внимание не содержательное значение отдельных высказываний, а лишь синтаксические категории и их структурные связи
_______ - соответствие идеальной модели характерным особенностям всего класса явлений
_______ - способ фиксации «бытия порядка», скрытого от непосредственного наблюдения сети отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания
_______ - термин постмодернистской философии, обозначающий прием художника, близкий технике коллажа, когда в произведении собраны многочисленные фрагменты других произведений, не объединенные какой-либо обобщающей концепцией
_______ - термин современной философии, обозначающий знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письменной или устной речи
_______ - течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии
_______ - характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна в целом) парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса
_______ - язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка – так называемого предметного (объектного) языка, или языка – объекта
_______ - предмет, обозначаемый термином некоторого языка, или класс предметов, обозначаемых общим нарицательным именем
_______ - учение о противоречиях бытия
_______ выступает базовым термином в концепции Ж. Бодрийяра, согласно которой «замена реального знаками реального» становится лозунгом современной культуры, эволюционирующей от парадигмы «отражения реальности» до маскировки ее отсутствия
_______ обвиняет модернизм в универсалистском стремлении взять на себя право вычленить некоторую общечеловеческую смыслонаправляющую целеориентацию или предложить всеобщий проект мироустройства
_______ рассматривает всякую форму вербальной организации «знания» как специфический тип повествования; конечная цель этой «литературно» понимаемой философии – придание законченности «знанию»
_______ система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения; является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением
_______ содержит в себе порядок культуры, который для Лакана практически совпадает с языком, остальные социальные кодификации – нормы, запреты, установления – выносятся за рамки анализа
_______ считают, что общество склонно приписывать представления о мужском и женском, и тогда натурализуются характеристики, которые на деле присущи лишь определенным временным отрезкам культуры
_______ – считает Лиотар, – является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в закусочную Макдональда, на обед – в ресторан с местной кухней
Барт полагает, что _______ анализ ограничивается пределами изолированного предложения: предложение - вот та максимальная единица, которой исследователь вправе заниматься
В постмодернизме _______ переплелись настолько тесно, что не всегда удается их безболезненно разграничить
По убеждению Лентриккии, деконструктивисты лишают свои интерпретации «социального ландшафта» и помещают их в «исторический вакуум», демонстрируя _______, подспудно определяющий их теоретические построения
Согласно _______, «сказывание» относится к сущностному бытию мира; чтобы испытать язык как «сказывание», надо ощутить мир как целостность, охватывающую всевременную тотальность времени в его единстве прошлого, настоящего и будущего