В XIX веке в центр общественного внимания выдвигается так называемый социальный вопрос:
В античной культуре звучали идеи регресса, то есть развития по нисходящей линии:
В христианской религиозно-философской концепции впервые сложились предпосылки для постижения целостности исторического процесса:
Дж. Вико выдвинул циклическую теорию истории развития общества:
И. Гердер сказал, что история - это "наука о людях во времени":
Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах только материального труда:
Общество А. Сен-Симон понимал в духе социального реализма, как особого рода могучий организм, нуждающийся в серьезном лечении:
Первым, кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса, был Анн Робер Тюрго:
По И. Гердеру, динамика развития культуры постоянна и прямолинейна, осуществляется без взлетов и падений:
Понятие "философия истории" было впервые введено Ж. А. Кондорсе:
Прогресс - тип развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному:
Рационализм - тип философствования, направленный на эмпирическое конструирование мира:
Субстанция - предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему:
Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека:
Ячейкой нового общества, по Р. Оуэну, должна стать община: