Верны ли утверждения?
А) Аргументами могут быть: суждения об единичных фактах, эмпирические обобщения, постулаты, нормативные суждения, определения, теоремы
В) Аргументами не могут быть аксиомы
Верны ли утверждения?
А) Аргументация осуществляется через построение определенного рода текста, который может быть составлен из знаков только письменной речи
В) Аргументация осуществляется через построение определенного рода текста, который может быть составлен из знаков как письменной, так и устной речи
Верны ли утверждения?
А) В качестве непременного адресата доказательства выступает сам субъект доказательства, сам его автор
В) Адресатом доказательства выступает, как правило, и другой человек, члены некоторого сообщества
Верны ли утверждения?
А) В традиционной логике нет единой системы логического анализа
В) В традиционной логике нет абсолютного разделения знаков на описательные (дескриптивные) и логические
Верны ли утверждения?
А) Гносеологическая установка идеального реципиента состоит в осознании собственного права принять или не принять аргументацию
В) Осознание собственной свободы идеальным реципиентом - это прежде всего осознание им свободы внутренней оценки аргументации
Верны ли утверждения?
А) Демонстративные аргументационные конструкции - те, где истинность заключения гарантируется истинностью посылок
В) Истинность понимается как соответствие суждения той реальности, к которой оно относится, которую оно описывает
Верны ли утверждения?
А) Демонстрация может быть составлена из умозаключений
В) В качестве примера можно взять простой категорический силлогизм, условно-категорическое умозаключение, разделительно-категорическое умозаключение, полная и неполная индукция, аналогия
Верны ли утверждения?
А) На основе поля аргументации строится контекстуальная аргументация
В) Контекстуальная аргументация применима, в принципе, в любой аудитории
Верны ли утверждения?
А) Нарушение логических правил аргументации означает нарушение коммуникации
В) Стиль мышления и аргументации не может определяться, например, религиозными предпосылками
Верны ли утверждения?
А) Нарушение логических правила аргументации можно подразделить на апагогические и разделительные
В) Нарушение логических правила аргументации можно подразделить на намеренные и непреднамеренные
Верны ли утверждения?
А) Объект условной аргументации - это воображаемый слушатель или идеальная аудитория, которые тождественны с аудиторией, реально воспринимающей и оценивающей данную аргументацию
В) Такая ситуация, когда аргументация, адресованная воображаемому реципиенту, представляется на суд реципиенту реальному, весьма характерна для повседневной жизни
Верны ли утверждения?
А) Особенностью аргументационного текста является то, что в таком тексте реализуется логико-лингвистическая структура - демонстрационная конструкция
В) Демонстрационная конструкция - множество предложений, произнесенных или написанных некоторым лицом (аргументатором) и адресованных некоторому другому лицу или группе лиц
Верны ли утверждения?
А) Практически всякий текст, реализующий рассуждение, может быть рассмотрен как аргументационный
В) Однако не всякое рассуждение, когда его рассматривают как осуществляемое некоторым лицом, может быть признано аргументацией
Верны ли утверждения?
А) Проблема, метод ее решения и само решение взаимосвязаны в проблемной ситуации таким образом, что как бы пересекаются, перетекают одно в другое
В) Иногда само решение или метод решения могут быть “схвачены” мыслью и осмыслены прежде ясного осмысления самой проблемы
Верны ли утверждения?
А) Реальностью может считаться материальный мир, но не мир сознания, мир ценностей, сфера должного и предпочтительного
В) Нельзя говорить об истинности нормативных и оценочных суждений, суждений долженствования, предпочтения и других
Верны ли утверждения?
А) Следует характеризовать контекстуальную аргументацию как нерациональную или даже как иррациональную
В) Такое различение “рационального” и “нерационального” по способам аргументации является оправданным, оно способствует продолжению традиции, апелляции к здравому смыслу и вкусу
Верны ли утверждения?
А) Существует возможность сформулировать универсальные жесткие правила, которые позволяли бы установить, какие суждения должны выдвигаться эксплицитно как посылки аргументационной конструкции, а какие входить в имплицитное дополнение
В) Вопрос об эксплицитности и имплицитности решается чаще всего неосознанно в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации
Верны ли утверждения?
А) Традиционно логический анализ включает различение логических форм: понятий, суждений, умозаключений, гипотез, вопросов - и их языковых выражений
В) Традиционно логический анализ включает анализ структуры каждой из логических форм; например, различение операций, таких как определение и деление понятий и доказательство
_______ - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей
_______ - аргументация, в которой целью рассуждения является принятие тезиса воображаемым (условным) реципиентом, а не реальным слушателем
_______ - аргументация, обращенная к реальному реципиенту, воспринимающему соответствующий текст
_______ - аргументация, эффективность которой ограничена определенными аудиториями
_______ - вид коммуникации, т.е. такое символическое, опосредованное естественным языком взаимодействие, цель которого - воссоздание смысла некоторого суждения
_______ - выдвижение спорного суждения; отметка очевидного; указание степени связи спорного с очевидным; основания следования спорного суждения - аргументы; демонстрация - логическая связь спорного суждения с очевидным и аргументами; оговорка
_______ - искусство ведения спора
_______ - истинность аргументов-посылок и правильность умозаключений в демонстрации
_______ - комплексный прием обоснования истинности тезиса с помощью аргументов (истинных суждений), путем указания демонстрации
_______ - лицо или группа лиц, которым аргументация адресована
_______ - лицо или группа лиц, осуществляющих аргументацию совместно с реципиентом, лицом или группой лиц, которым адресуется построенная им аргументационная конструкция
_______ - логико-лингвистическая конструкция, представляющая собой множество предложений, произнесенных или написанных некоторым лицом и адресованных некоторому другому лицу или группе лиц, демонстрирующая обоснованность тезиса
_______ - логические структуры, которые приобретаются в процессе обучения и практики; они должны соответствовать цели - восстановлению истинности суждения
_______ - операция обнаружения логически неправильных умозаключений
_______ - основная цель аргументации
_______ - построение, выдвижение, оценка аргументационных конструкций, завершающаяся восстановлением смысла (принятия или непринятия) истинности тезиса
_______ - предложение-тезис; предложения-посылки (доводы, аргументы); логическая структура следования тезиса из посылок
_______ - психологические, нравственные и логические
_______ - различение логических форм: понятий, суждений, умозаключений, гипотез, вопросов - и их языковых выражений
_______ - символические системы, их многообразие: естественный язык с различными жаргонами; языки литературы, искусства; искусственные языки математики, других наук; чертежи, графики; языки жестов, мимики, моды и т.д.
_______ - система умозаключений, составляющих логическое следование тезиса из аргументов
_______ - ситуация символического, т.е. опосредованного естественным языком взаимодействия людей, цель которого воссоздание смысла некоторого суждения
_______ - Сообщение; Автор сообщения; Получатель сообщения; Обратная связь между Автором и Получателем
_______ - спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора
_______ - спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы
_______ - ссылка на непосредственную очевидность выдвигаемого положения
_______ - субъект (аргументатор); объект (реципиент); условия взаимодействия; осознаваемая схема взаимодействия, содержащая цель, представления о способах их достижения и о возможных результатах; реальные результаты
_______ - судебное разбирательство с участниками: судья, прокурор, адвокат, обвиняемый, свидетели, возможно потерпевший, другие граждане; научный спор; защита проекта; допросы; составление обвинительного заключения; бытовой спор
_______ - суждение, истинность которого доказывается
_______ - суждение, истинность которого принимается в доказательстве
_______ - центральная категория жизни и деятельности человека, которая понимается как психологически устойчивая мысль, характеризующаяся следующими моментами: человек уверен в ее истинности; она имеет эмоционально-нравственную нагруженность; данная мысль и данное отношение к ней человека характеризуются относительной устойчивостью
_______ - человек, постоянно ищущий истину, бескорыстно преданный ей, и потому в ходе аргументации он заботится о предмете речи, а не о том, какое впечатление произведет на слушателей
_______ - язык, который, во-первых, понятен Автору и Получателям; а во-вторых, имеет (более или менее) определенную логическую структуру выражения условий истинности (ложности) суждения
_______ представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования
_______ представляет собой разновидность "практического искусства”, подобного обучению ходьбе или музыке
_______ развивалась Сократом, впервые применившим это слово для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, в котором путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина
_______ реципиент - реципиент, который осознает себя свободным во внутренней оценке аргументации, стремится к достижению и распространению истины, придерживаясь этических норм
_______ реципиент - это критически мыслящий реципиент, стремящийся к адекватному пониманию и адекватной оценке аргументации, соблюдающий этические нормы во внешнем выражении оценки
_______ ситуация в широком смысле - это всякая ситуация, практическая или теоретическая, для которой нет соответствующего обстоятельствам и знанию решения и которая заставляет задуматься
_______, - человек, его взгляды и поведение
_______, ставившая целью спора победу в нем, а не истину, существенно скомпрометировала саму идею искусства спора
_______, являющаяся необходимым условием развития познания, - это свобода его от множества внешних ограничений политического или мировоззренческого характера, причем установленных таким образом, что нарушение их карается юридически или административно
Аргумент к _______ - ситуация в споре, когда Автор обращается не к своему партнеру, а к слушателям, зрителям, апеллируя к их чувствам в большей мере, чем к разуму, склоняет их принять свой тезис
Аргумент к _______ - ситуация, когда истинность тезиса ассоциируется с именем человека авторитетного
Аргумент к авторитету - ситуация, когда _______ ассоциируется с именем человека авторитетного
Аргумент к массам – ситуация _______, а не аргументации
Аргумент к невежеству - ссылка на _______, упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить
Аргументация присутствует в качестве неотъемлемого компонента человеческого познания в самых различных его сферах
Аргументом к _______ вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей
В античности эристика существовала в двух видах: как
В построении доказательства и в передаче его как сообщения в аргументации могут быть нарушения относительно
В споре важно, кто задает его тему, как конкретно она определяется; нужно уметь повести ход спора
В споре очень ценной является инициатива; предвидя доводы противника, целесообразно заранее, не дожидаясь, пока он их выскажет,
В споре рекомендуется концентрация действий, направленных на
Гносеологическая установка идеального реципиента заключается, как и гносеологическая установка идеального аргументатора, в приверженности
Доказательство в той степени обосновано, в какой достоверна система умозаключений, использованных в
Заслуживает безусловного осуждения _______ - спор, в котором для достижения победы над противником используются любые средства, включая и заведомо некорректные
Логическое ядро проблемной ситуации составляют:
Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием; из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие
Образ идеального аргументатора, олицетворением которого выступает _______, противопоставляемый софистам, был создан Платоном
Панаргументатизм имеет место в
Первоначально _______ понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и умению склонять человека к поведению, которое представляется целесообразным
Платоновские традиции во многом продолжил _______, создав собственный образ идеального аргументатора
По построению демонстрации доказательства делятся на
При использовании аргумента к аргументу оппонента в поддержку своей позиции приводятся _______, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений
Процесс аргументации начинается с
Самый надежный способ избежать вырождения или дефектности аргументации - это приверженность аргументатора _______ ценностям, стремление следовать установкам идеального аргументатора
Эристика получила большое распространение _______ в связи с расцветом политической, судебной и моральной полемики