Верны ли утверждения?
А) Информатизацию науки можно считать специальным случаем ее общей индустриализации
В) Сегодня компьютер включается во все стадии научной работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ
Верны ли утверждения?
А) Коэволюция (по Н.Н.Моисееву) - это обозначение такого способа развития общества, который, в отличие от общества с неограниченными техногенно-модернизационными тенденциями, включает в себя существенную стабилизационную составляющую
В) Такое развитие общества стратегически сбалансировано с объективными законами развития биосферы
Верны ли утверждения?
А) Глобальные проблемы — это проблемы, которые затрагивают интересы и судьбы всего человечества в целом и отдельных людей
В) Глобальные проблемы — это проблемы, для преодоления которых необходимы кооперативные усилия по крайней мере большинства жителей планеты
Верны ли утверждения?
А) Отношения науки и политики имеют две стороны: первая из сторон — это политическое значение науки, или влияние института науки и его достижений на властные структуры
В) Вторая сторона – это влияние политико-административных структур на положение дел в науке
Верны ли утверждения?
А) К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рационального мировоззрения, следует отнести то, что древнегреческому обществу был присущ особый тип трансляции социального опыта
В) Там человеческая деятельность понималась (в отличие от традиционных обществ) универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания
Верны ли утверждения?
А) Немаловажную роль в появлении греческого чуда, которым называют необыкновенный расцвет древнегреческой культуры (и науки), сыграла существенная культурная прививка со стороны восточных обществ
В) Корнями многие философские, религиозные, научные, технологические представления и идеи древних греков уходят на Восток
Верны ли утверждения?
А) Связи науки и техники приводят к взаимопроникновению этих областей науки в технологию и технологии в науку
В) В гуманитарных науках привычка организовывать исследовательский проект масштабно приводит к снижению собственно креативной составляющей поиска
Верны ли утверждения?
А) Изучая социальный институт науки, мы обнаруживаем комплекс сложных проблем — стратифицированность научного сообщества, вовлеченность науки во вненаучные интересы
В) Изучая социальный институт науки, мы обнаруживаем комплекс сложных проблем —существование необозримой массы каналов давления на науку со стороны административных, политических, деловых и прочих кругов
Верны ли утверждения?
А) Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей
В) Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к столь широкому предприятию, каким является научная деятельность в целом, это допущение не срабатывает
Верны ли утверждения?
А) Когнитивные функции науки - внешние для науки, они возникают как побочный результат исследовательского поиска
В) Социальные функции науки являются ее внутренними, или основными, функциями
Верны ли утверждения?
А) Наука остается важнейшей движущей силой цивилизации, существенно влияющей на все сферы жизни
В) В современном обществе нарастают недоверие в отношении науки, критика ее деятельности, страх перед научно-техническими новациями (технофобия), разочарование в самой идее научно-технического прогресса
Верны ли утверждения?
А) Причастность ученого к элитарной школе сказывается на нем самым благотворным образом
В) Могут встречаться и негативные явления «школьничества», когда какая-то научная школа, утрачивая дух прогрессирующего продвижения, переходит в состояние стагнации (феномен эпигонства)
Верны ли утверждения?
А) Разумные требования применительно к научному познанию состоят в том, чтобы ученый не только мог, но и был обязан предвидеть последствия своей деятельности
В) Это касается не только исследований явно прикладного характера, но и фундаментальных
Верны ли утверждения?
А) Сегодня наука непосредственно участвует в производстве: она не только снабжает промышленную сферу технологиями, но и сообщает ей научный потенциал, придавая ей такую же новационную заостренность, какой обладает сама
В) Это проявляется в процессах постоянного ознакомления персонала с новыми научно-прикладными достижениями, а также в процессах непрерывной перестройки самого производства
Верны ли утверждения?
А) Современные критики науки (X.Лонжино и др.) доказывают, что на деятельность ученых весьма серьезное влияние оказывают различные внекогнитивные представления и предубеждения
В) Например, это предпочтения, оказываемые научным сообществом авторам научных работ по половому, национальному, расовому, географическому признаку
Верны ли утверждения?
А) Устойчивым объединением ученых, сформировавшимся на неформальной основе, является научная традиция
В) Устойчивым объединением ученых, сформировавшимся на неформальной основе, является научная школа
________ - принадлежащий к одному роду, однородный, составленный из однородных элементов
________ - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества
________ - в схоластике общие понятия, идеи, которые имея самостоятельный смысл, существуют телесно, до вещей, или в вещах, либо же они существуют только в виде умственных построений после вещей
________ - одно из направлений в современной культурологи и социологии, предметом которого являются методы и принципы изучения и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого общения в повседневной жизни различных народов и общностей
________ - понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного
________ - следование какому-либо научному или идейному направлению, лишенное творческой оригинальности, механически повторяющее отжившие идеи и методы своих предшественников
________ - застой в научных исследованиях, выражающийся в отсутствии обновления методов исследования и приращения знания
________ - международная организация, включающая ученых, а также политических и общественных деятелей; создана в 1968 г. по инициативе А.Печчеи с целью переломить равнодушное отношение общества к глобальной проблематике
________ - направление, которое базируется на парадоксальной задаче изучения внутреннего содержания науки с точки зрения внешних по отношению к научному знанию факторов
________ - обособленный, местный (в противоположность общегосударственному или общечеловеческому)
________ - образования или процессы, возникающие иногда при исследовании психики человека вследствие воздействия на него самих условий исследования
________ - описывающий синхронное состояние элементов системы посредством дистрибутивного метода
________ - понятие, которое очень часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов
________ - разветвленная и насыщенная область исследований, касающихся нравственных аспектов современной медицинской науки и практики, медицинских технологий, политики здравоохранения
________ - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного, т.е. всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний
________ - система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки
________ - усиление наукоемких отраслей деятельности и снижение роли промышленности
________ этика - научное направление, исследующее социально-этические аспекты экологических проблем
________ картина мира – картина мира, изображающая Вселенную в виде мировой машины; подход, объясняющий все явления и процессы физическими причинами, подчинением законам механики
________ – возможность сосуществования нескольких альтернативных описаний реальности
________ – группа дисциплин, занимающихся изучением и совершенствованием информационных процессов и обслуживающих их технических систем
________ – изгнание, гонение
________ – использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности - науке, управлении, образовании, производстве и т.п.
________ – концентрация энергии или элементов системы в определенном направлении
________ – непосредственное отнесение знаний к самой реальности
________ – обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого
________ – особая область исследований, занимающаяся этическими проблемами, возникающими в связи с развитием компьютерных технологий
________ – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон
________ – понимание того, что содержание знания может быть во многом коррелятом самого же метода
________ – предельная десубъективизированность знаний, устранение из теории всякого субъективного вклада
________ – представление о том, что должна существовать единственная теория, истинно описывающая реальность
________ – признание и изучение субъективной составляющей науки (прежде всего в виде методологических средств и возможностей субъекта)
________ – проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания
________ – разум, который занимается только средствами, только способами достижения целей, но он не обсуждает того, каковы вообще эти цели сами по себе, каковы их смысл и ценность
________ – разъяснение, развертывание
________ – распределительный, основывающийся на исследовании сочетаемости элементов и систем; выражает независимость конечного результата (эффекта системы) от замены отдельных элементов на эквивалентные
________ – смысловой аспект социального взаимодействия
________ – совместная или одновременная эволюция биологических и культурных фактов жизни человека
________ – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод, новое научное открытие или произведение искусства
________ – тенденция объединения научного знания; наука, как и другие социальные сферы, глобализируется, стираются границы между прежде совершенно различными дисциплинами
________ – учение о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой; это же относится и к миру как целому
________ – учение об энергии; философский энергетизм как мировоззрение сводит все существующее и происходящее к энергии, в том числе и материю, дух, которые в его понимании суть не что иное, как формы проявления энергии
________ – физический и одновременно психический элемент действительности
К главным тенденциям современной науки относится
К главным тенденциям современной науки относится
К главным тенденциям современной науки относится
К главным тенденциям современной науки относится
К главным тенденциям современной науки относится
К первичным функциям науки относится
К первичным функциям науки относится
К первичным функциям науки относится
Коммунальность в концепции ________ – установка на солидарность, сотрудничество, совместный поиск истины; сообщения о тех или иных научных достижениях должны быть открыты для ознакомления, предназначены для всеобщего обсуждения
Незаинтересованность, в концепции ________, – требование бескорыстного служения истине; чистый познавательный интерес должен безусловно превышать все прочие соображения
Организованный скептицизм, в концепции ________, - обязанность ничего не принимать бездоказательно, но всегда искать самому и требовать от других разумных оснований для принятия того или иного научного положения
Стиль мышления в концепции ________ - понятие, обозначающее факт существования общих тенденций мышления того или иного исторического периода, которые изменяются очень медленно и содержатся во всех культурных областях, в том числе и в науке
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам, чрезвычайно важным является
Универсализм в концепции ________ - требование руководствоваться в своих профессиональных занятиях не личными предпочтениями, а очищенными от всего индивидуального всеобщими критериями доказательности, достоверности
________ - защита кого-либо или чего-либо, часто предвзятая; восхваление