Верны ли утверждения?
А) Адекватно сформулированная проблема должна быть конкретной и определенной
В) Адекватно сформулированная проблема не должна функционировать в научном познании как окончательная версия или как приказ, который не обсуждают; она должна быть открыта для возможных видоизменений
Верны ли утверждения?
А) В развитых научных дисциплинах гипотеза выдвигается на фоне уже имеющегося массива теоретических знаний
В) Вообще говоря, нет такой меры, согласно которой гипотезу можно было бы априорно отвергнуть как слишком смелую
Верны ли утверждения?
А) В рамках данной теории факт выступает как ее концептуальный элемент
В) С логической стороны факт представлен в теоретической системе как некое единичное суждение, обладающее устойчивым позитивным значением
Верны ли утверждения?
А) Гипотеза по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е. истинностное значение ей не приписано, и поэтому она расценивается лишь как возможное, вероятное научное утверждение
В) Гипотеза по своему содержанию представляет собой некоторое новое знание, например она говорит о существовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономерности
Верны ли утверждения?
А) К логическим требованиям к научной гипотезе относится непротиворечивость
В) К логическим требованиям к научной гипотезе относится содержательная связность
Верны ли утверждения?
А) Научные проблемы подлежат концептуальной оценке
В) Говорят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и неадекватных формулировках
Верны ли утверждения?
А) При грамотной постановке проблемы должна быть проведена максимальная конкретизация
В) Это означает, что в проблеме должны быть уточнены и выделены какие-то определенные отношения, аспект, структура изучаемого объекта и т.п. настолько конкретно, насколько это возможно
Верны ли утверждения?
А) Процедуру использования фактов в научных рассуждениях именуют эмпирической аргументацией
В) Процедуру использования фактов в научных рассуждениях именуют логико-эмпирической аргументацией
Верны ли утверждения?
А) Содержание научной теории раскрывает и описывает те или иные закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства изучаемых предметов, явлений, процессов
В) Научная теория имеет статус обоснованного, принятого научным сообществом знания
Верны ли утверждения?
А) Требования, которые можно выдвинуть для вновь вводимой гипотезы, можно разделить на три группы: логические, содержательно-теоретические, эвристические
В) Требования, которые можно выдвинуть для вновь вводимой гипотезы, можно разделить на три группы: логические, содержательно-теоретические, методологические
Верны ли утверждения?
А) В философско-методологической литературе называют наиболее часто две различные функции научной теории: объяснение и предсказание
В) В философско-методологической литературе называют наиболее часто две различные функции научной теории: интерпретация и систематизация
Верны ли утверждения?
А) С логической точки зрения проблема является особым вопросительным высказыванием
В) Любой вопрос включает в себя некоторое множество предпосылок, содержащих определенную информацию о запрашиваемом объекте и задающих условия правильного ответа на данный вопрос
Верны ли утверждения?
А) С созданием научной теории мы получаем систематизированное описание предметной области
В) С созданием научной теории мы получаем объяснение ряда явлений
Верны ли утверждения?
А) Среди недедуктивных теорий выделяют индуктивные, или обобщающие, решающие в первую очередь задачи обработки и упорядочения эмпирического материала
В) Среди недедуктивных теорий выделяют нарративные (описательные), строящиеся на повествовательных образцах, например исторические, географические, психологические
Верны ли утверждения?
А) Точка зрения, трактующая научные теории лишь как удачно сконструированные инструменты для объяснения и предсказания явлений, называется инструментализмом
В) Инструментализм сводит задачи теории к конкретным познавательным и методологическим функциям
________ - логика, которая характеризует отношение между посылками и заключением недемонстративного и, в частности, индуктивного рассуждения; при этом посылки индукции не гарантируют истины после заключения, а лишь делают его правдоподобным
________ - законы средних величин, действующие в области массовых явлений (например, в атомной физике)
________ - обоснованная, концептуально организованная система научных представлений
________ - относящийся к изобретению, открытию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов)
________ - принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом соблюдении определенных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, даже вопреки интересам людей и общества
________ - учение К.Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки
________ - направление в теории познания, которое все познание выводит из чувственного опыта; с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука должна основываться на этом опыте
________ - конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач
________ - наука, изучающая исторического прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры, находимых главным образом при раскопках
________ - неуклонно, последовательно придерживающийся какого-либо учения, мировоззрения
________ - положения, содержащие определенную информацию о запрашиваемом объекте и задающие условия правильного ответа на данный вопрос
________ - принцип, согласно которому сложное может быть объяснено на основе более простого; прием преобразования данных путем упрощения задачи и представления ее средствами формализованного языка
________ - форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания
________ функция теории - способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований, стимулировать поиск и выдвижение новых идей
________ функция теории – функция, которая связана с тем, что создание научной теории приносит нам прежде всего прирост рационального понимания мира
________ гипотеза - предположение, которое специально готовится на опровержение
________ гипотезы - максимальная сравнительная подтвержденность данной гипотезы свидетельствами; ситуация, когда гипотеза оказывается обоснованной имеющимся эмпирическим базисом в большей степени, чем любая из ее альтернатив
________ гипотезы - совокупность действий, направленных на то, чтобы оценить истинность выдвинутого предположения
________ логика – движение мысли от отдельного, особенного ко всеобщему, которое приводит к вероятным, но не абсолютно достоверным заключениям
________ редукционизм – разновидность редукционизма, основу которого составляет представление о возможности выработки некоторого универсального (в историческом и предметном планах) стандарта научности
________ теория – теория, которая ограничивается областью непосредственно наблюдаемого — его описанием и репрезентацией обнаруженных эмпирических свойств и закономерностей
________ формулировка проблемы – форма репрезентации проблемы, непригодная по каким-то причинам для дальнейшего развертывания, обсуждения и решения
________ функция теории – способность научной теории в некотором смысле создавать свой собственный объект изучения, формировать предметную область
________ – в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания
________ – взаимодействие, особенностью которого является способность субъекта интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия в соотнесенности с тем, как его воспринимает «генерализованный другой»
________ – вопрос, который содержит какие-то неприемлемые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверные, отвергнутые ходом науки и т.п.)
________ – глубокое качественное изменение (переворот) в развитии науки
________ – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования
________ – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации
________ – исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, служащая эталоном; совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции
________ – комплекс понятий и представлений о чем-либо, содержание которого определено методологической установкой исследователя
________ – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы
________ – прерывистый, состоящий из отдельных частей; в физике и химии дискретность означает зернистость строения материи, ее атомичность
________ – приставка, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий»
________ – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории
________ – способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых следствий
________ – теория, которая идет дальше непосредственно данного, ища скрытые механизмы, глубинные причины изучаемых явлений
________ – уточнение проблемы; она должна быть сформулирована максимально ясно и точно
________ – философский взгляд, для которого все то, что не может быть понятно при помощи методов физики и изложено при помощи ее понятий, является бессмысленным
________ – форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
В группу конкретно-познавательных функций научной теории входит функция
В группу методологических функций научной теории входит функция
В группу методологических функций научной теории входит функция
Гипотеза ________ - гипотеза, которая дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвигает подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным поведенческим комплексом, действием)
Гипотеза ________ - гипотеза, которая направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия и рефлексирует по поводу исследовательских процедур
Гипотеза ________ - гипотеза, которая представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависимости от вида объяснения выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта
Гипотеза ________ – гипотеза, которая вносит определенную упорядоченность в структуру изучаемых данных; предлагает классификацию, типологию, различного рода эмпирические обобщения и т.п.
Гипотеза ________ – гипотеза, которая дает ту или иную характеристику изучаемому объекту, чаще всего относится к разного рода эмпирическим исследованиям
Гипотеза ________ – гипотеза, которая осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую, причем часто здесь предполагается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
К формам научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа, относится
К этапам постановки проблемы относится
К этапам постановки проблемы относится
К этапам постановки проблемы относится
К этапам постановки проблемы относится
Научная(ый) ________ – суждение, содержащее в себе теоретически осознанный вопрос; при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет существенную новизну
Теоретическое продвижение разворачивается между двумя полюсами —
________ поставленная проблема - проблема, которая должна иметь способность к развитию, уточнению, модификациям, т.е. быть открытой концептуальной структурой
Содержание ________ этапа проблемы - фиксация проблемы, выдвижение ее пробной формулировки и ориентировочное изложение последующих этапов работы над ней