Верны ли определения?
А) Душа (по Платону) - это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей
В) Разум (по Платону) – это высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Душа - это форма, или организующее, управляющее начало живой материи, функция живого тела
В) Темперамент - анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности человека
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Душа (по Августину Блаженному) - самобытная субстанция, не содержащая в себе ничего материального, создана богом и бессмертна
В) Ассоциация – закономерная связь между двумя содержаниями сознания ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п., которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Демонология - система мифических представлений о нечистой силе, научная дисциплина, изучающая эти мифические представления.
В) Гилозоизм - представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании мировой души.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Разум (по Д.Локку) - результат опыта, которым наполняется душа в течение всей индивидуальной жизни
В) Гилозоизм - представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании мировой души
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Френология - учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности
В) Экстирпация – метод удаления участков мозга
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теория психосексуального развития - психоаналитическая теория, которая в качестве предмета исследования рассматривает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение
В) Теория психосоциального развития - психоаналитическая теория, которая подчеркивает влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теория интеллектуального развития - когнитивная теория, которая объясняет развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы
В) Теория нравственного развития - когнитивная теория, которая показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Бихевиористические теории развития - теории поведения, исследующая расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения
В) Классическое обусловливание - простейший тип обучения, в процессе которого используются непроизвольные рефлексы детей
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей
В) Деятельность - мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Конструкты (по Дж.Келли) - средства, пути интерпретации и толкования мира
В) Индивидуальный стиль деятельности - результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Индивидуальный стиль деятельности - результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности
В) Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Задатки - врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей
В) Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности её мыслей на определённом предмете, способствующая ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Направленность – динамическая структура личности, которая в качестве мотива определяет человеческую деятельность, сама в свою очередь определяется её целями и задачами
В) Психологическая установка - неосознаваемая готовность действовать определённым образом, что ведет к построению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эксперимент – исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за неким процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания
В) Моделирование – исследование процессов и состояний, психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Пантеизм - представление о слиянии бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями
В) Душа (по Р.Декарту) - внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Порог чувствительности - статистически определяемая точка на континууме стимула, в которой уровень энергии достаточный как раз для того, чтобы обнаружить наличие стимула
В) Теории рекапитуляции - индивидуальное психическое развитие ребенка повторяет этапы культурного развития человечества, начиная от периода дикости, через собирательство, охоту, скотоводство к освоению знаковости
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность
В) Система - совокупность частей (подсистем) и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Методика фрустрации Розенцвейга - проективная методика исследования фрустрационных реакций людей на основе их описания своего поведения по предложенным ситуациям-рисункам
В) Личностные тесты - психологические испытания, в результате которых оцениваются или описываются установка, интересы, черты характера, темперамента и другие особенности личности, устойчиво проявляющиеся в различных ситуациях
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Проективные методики - совокупность психологических методик диагностики личности с помощью анализа его действий и высказываний по поводу слабоструктурированного материала
В) Рефентометрический метод - методический прием, способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Тест Люшера - проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов
В) Методика Равена - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними
Подберите правильный ответ
Психическое расстройство, характеризующееся триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления, называется
Черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда - вегетативными расстройствами, называется
__________– мотив деятельности, который характеризуется осознанной необходимостью
_________– начальный этап в осознании потребности, переходная форма от органических ощущений к более высоким формам – желанию и хотению
Сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля, -
_____________- течение в американской психологии, цель его - найти психический первоэлемент и структуру в личности
Впервые ввел понятие коэффициент умственного развития:
Душа – это функция мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством – это точка зрения исследователя Средневековья
Душой обладают все предметы живой и неживой природы - подобный взгляд на природу человека получил название
Исследователь, который организовал первую Лабораторию по экспериментальному изучению сознания личности в г. Лейпциге в 1879 г., -
Основоположником атомистической материалистической философии души является
Анимистическое понятие - сила, существующая в теле человека и животного, а иногда и в растениях - это
__________- система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением
__________- неосознаваемая готовность действовать определённым образом, что ведет к построению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения
___________основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых
__________— один из ведущих методов коррекции психологической в терапии К.Хорни. Основан на совместном анализе жизненного пути клиента и определении реалистических жизненных целей — без глубокой проработки эмоциональных проблем
_______— отводит исследователю роль наблюдателя: он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, ограничиваясь возможно более объективным описанием его
В структуру личности входит в первую очередь__________ (интраиндивидная) подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека
В структуру личности входят иерархические подсистемы
Впервые концепцию «божественной эволюции» человека в эпоху Средневековья предложение
Высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности, называют
Диагностический метод, служащий для анализа отношений межличностных в группах малых, называется
И.Кант разделял темпераменты человека на два типа:
Изменение количественных и качественных свойств личности, развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, называется
К психоаналитическим теориям развития личности относят:
Классификацию ____________характеров у подростков предложил А.Е.Личко
Метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку называется
Методика, где решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с коими предстоит нечто сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать, называется
Направленность личности объединяет два взаимосвязанных элемента:
Основателем теории психосексуального развития личности является:
Отечественный исследователь, выдвинувший положение о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организацию
Отечественный исследователь, разделивший индивидные свойства на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства»
Применяемый в практике руководства коллективами способ организации деятельности совместной, нацеленный на интенсивное и продуктивное решение групповой задачи, называется
Психофизиологическая оценка темперамента включает два параметра:
Расположите ступенчато эволюцию души, которые различаются у представителей живой природы (по Аристотелю)
Совокупность основных психических функций или способностей таких, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, называется
Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо называется
Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение называется
Совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе называется
Способ изучения явлений психических в развитии, выявляющий их происхождение и законы преобразования в ходе развития личности называется
Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности – это
Стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя) и на использование верифицируемых гипотез называется
Успехи человека в самых различных видах деятельности называются
Учение о религиозных догматах, заключённое в рамки философского мышления, - это
Черты характера личности человека разделяют на:
Э.Эриксон выделил __стадий личностного развития (ответ дать словом)
Лобная доля, связанная с речевым поведением, называется
Первые экспериментальные исследования суждений личности в 1901 году провели:
Психофизиологический дуализм души и тела предложен исследователем:
Исследователь высших психических функций - памяти, установивший ее закономерности
Первые шкалы тестирования интеллекта использовал:
Автором учения, «витализма», согласно которому нервные волокна обладают собственной энергией, является
Впервые типологию темпераментов во времена античности предложил:
Исследователь античного времени утверждающий, «что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, тело - только инструмент на службе у души», -
Первой и наиболее значительной работой __________явилась книга «Наследственный гений» (1869 г), где рассматривался вопрос о наследуемости одаренности
Первые математические обобщения в психологии, описывающие связь параметров объективного физического и субъективного психического миров, были сделаны двумя учеными
Создателем учения френология являлся:
Две взаимосвязанные субстанции человека в атомистической материалистической философии Демокрита:
Впервые типология характеров дана учеником Аристотеля
Для того чтобы определить уровень одаренности, Гальтон разработал специальные задания -__________, с помощью которых измерял умственные способности
Исследователь античного времени, разработавший типологию личности (градации человека) по критерию преобладания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник, -
Исследователь, который в процессе работы над проблемами зрительного восприятия пространства пришел к выводу о том, что восприятие - не врожденное свойство, а результат прижизненного опыта субъекта, выделил и описал одно из наиболее важных свойств образа восприятия - его предметность, т. е. отнесенность к внешнему объекту
Словесная глухота (заболевание, при котором больные слышат звуки, но не могут расшифровать значение речевых высказываний) возникает при повреждении задней части височной извилины, называются
Степень нарушения функции не зависит от локализации, а определяется _______пораженного мозга (Ж.Флуранс)
Впервые связь левого полушария с речью была замечена в 1836 г.
Исследователь, который впервые использовал метод экстирпации (удаления) участков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами
Концепция эманации души в эпоху Средневековья представлена
Основателем Вюрцбургской психологической школы явился немецкий психолог
Американский психолог _______сформулировал двухфакториую модель онтогенеза, получившую название теории конвергенции
Учение о локализации психических способностей называется
Основатель науки педологии:
Декартова схема рефлекса полагала, что внешний импульс приводит «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к
Мыслитель эпохи Возрождения, предложивший описательно-эмпирический подход для трактовки эмоциональных и мыслительных процессов
По Ф.Бэкону: «Учение о личности человека охватывает два предмета, а именно рассмотрение его _______________»
Принцип «автоматизма тела человека» привел Р.Декарта к концепции
В исследовании человека - концепция двойственной истины: естественно-научная и метафизическая предложена
Учение о «страстях души» как психических состояниях, испытываемых телесным органом души - в концепции Р.Декарта называется
Б.Спиноза выделяет три основных вида аффекта:
Б.Спиноза утверждал, что существуют три побудительных силы:
Детерминистская концепция поведения человека Р.Декарта отражена в учениях
Исследователь Средневековья Фома Аквинский утверждал, что существуют две формы души: , которые замыкаются в теле
Концепцию деятельного человеческого разума в эпоху Средневековья предложил
Мыслитель раннего Возрождения, исследовавший четыре ступени познания: чувственное, рассудочное, познание интеллекта-разума, интуитивное (имя фамилия)
Мыслитель средневековой Испании впервые предложил изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к конкретным профессиям
По Дж.Локку идеи возникают вследствие воздействия двух причин:
Представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями (в основе учения Б.Спинозы) называется
Рассмотрев сущность процесса абстрагирования человеком, Авиценна выделил следующие ступени:
Т.Гоббс разделил способности на два вида:
Т.Гоббс является одним из основателей идеи о ___________способностей людей
Теорию врожденных идей: содержание опыта, категории, ощущения, чувства - предложил
Термин «монады» представляющий как неделимые, духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир человека, использовался
Ученый Средневековья, исследовавший впервые эмоциональный комплекс по изменениям в вегетативной сфере (учащению пульса при реакции на различные внешние факторы), -
Ученый Средневековья, исследовавший различия в способностях людей, в соответствии с которыми он выделяет их три разновидности: риторики (со способностью всех к суждению); диалектики (со способностью к диалектическому толкованию «по природе и по навыку»); аподейктики (со способностью толкования «по природе и по философской науке»), -
Чертами лица, можно определить душевные наклонности, Ф.Бэкон назвал это наукой
Основоположник атомистической материалистической философии - доказывающий следующие представления: атомы - мельчайшие субстанции, недоступные чувствам человека, которые различаются по форме, величине и подвижности
Фактологической основой для ________ явился труд Чарльзом Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1858)
Философия исследования человека Св.Августина характеризуется как ___________,так как понимание бога является в ней центральным
- организационный метод, предполагающий работу с одной и той же группой людей - или с одним человеком, - регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени - отслеживается развитие
- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, как субъекта отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
- человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных: биологически обусловленных черт
- чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией
- тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности её мыслей на определённом предмете, способствующая ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности
– приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций
— методический прием, способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида
— один из методов исследования личности, основанный на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией
___________- совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность
______________- успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие
______________– возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п., которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого
_________________- представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании мировой души
_____________- объект познания мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели (Платон)
_____________- неразрывность сенсорного восприятия, эмоции и мышления (в основе учения Б.Спинозы)
___________- высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей (Платон)
____________- скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события
____________предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает
____________— ряд нейропсихологических методов, разработанных А.Р.Лурией, служащих для диагностики локальных поражений мозга головного по сопутствующим психическим нарушениям
__________— способ описания и оценивания анализируемых объектов — понятий, установок социальных, стереотипов социальных и прочих — с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний
«Эндопсихика» имеет природную основу и обусловлена биологически, экзопсихика, напротив, определяется _______фактором
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый (фамилия)
Первичные индивидуально-типические свойства называют ___________индивидными свойствами