Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими, качественными психологическими изменениями, относящимися к нормативному, поступательному ходу личностного развития:
Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению, обладающие пластичностью, опосредованностью, произвольностью, осознанностью:
Границы возрастных кризисов четко определены:
Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания:
Инкультурация - приобщение человека к иной культуре:
Максимальный прирост развития памяти приходится на старший дошкольный возраст:
Направления критики концепции Л. С. Выготского - противопоставление натуральных и высших психических функций, чрезмерная увлеченность знаковой структурой:
Негативный характер развития - этап проявления строптивости и упрямства в период нормативного возрастного кризиса:
Новообразования кризисного периода - новообразования, которые связаны с отмиранием старой и возникновением новой социальной ситуации развития и носят гипертрофированный, не всегда адекватный реальным условиям характер:
Относительная трудновоспитуемость - маргинальность в поведении ребенка, проявляющаяся в культурном контексте:
Первый источник культурной психологии Л. С. Выготского - французская психологическая школа:
По структуре высшие психические функции отличаются от натуральных тем, что они отделены от использования культурных средств - знаков и значений:
Согласно Л. С. Выготскому изучать нечто историческое означает изучать факты прошлого и их влияние на настоящее:
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
Теоретические взгляды Л. С. Выготского развивались под влиянием марксистского историзма: