1) С его помощью возможно получение глубинной информации о мнениях респондентов; 2) во время интервью имеется возможность наблюдения за психологическими реакциями респондентов; 3) личный контакт психолога с респондентом обеспечивает полноту реализации опросника, а также более серьезное отношение респондента к опросу - всё это ______________ интервью как метода исследования
1) Эффективно слушать и наблюдать, 2) адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, 3) различать смешанные и замаскированные сообщения, 4) видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, 5) без искажений запоминать сказанное - все это умение психолога
Рисунок С.Эйзенштейна может служить документом исследования особенностей личности методом ____________
1) Сбор информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях респондентов;
1) глубокое понимание процессов, происходящих в сознании респондента; 3) выявление моделей и привычек поведения; 4) оценка степени удовлетворенности, рефлексии; 5) формирование гипотез и продуктивных идей; 6) обозначение проблемы (поисковый характер исследования), - все это
Рисунок иллюстрирует пример __________________ методики
Приведенные иллюстрации с рисунками Дж.Кеннеди и Р.Рейгана могут служить документами исследования особенностей личности методом ____________
Приведенные рисунки иллюстрируют методику
Рисунок иллюстрирует пример __________________ методики
Верны ли определения?
А) Глубинное интервью - качественный метод исследования, представляющий собой неформальную личную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанный на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов
В) Индивидуальное интервью - гибкий метод сбора социально-психологической информации, предполагающий проведение беседы с респондентом (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте психолога и респондента
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Феноменологический принцип анализа качественных данных состоит в том, что исследователь пытается оценить смысл информации на уровне самопонимания исследуемого явления
В) Феноменологический принцип анализа качественных данных состоит в том, что исследователь останавливается на том, как сам респондент понимает смысл своего высказывания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проективные методические приемы – это предъявление испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула, как правило, не безразличного испытуемому, так как стимул вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл
В) Количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности, - это метод анализа документов и продуктов деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В процессе нарративного интервью исследователь делает записи в хронологическом порядке повествования
В) По окончании нарративного интервью исследователь пишет отчет, в котором отражает фактическую информацию о рассказчике, способ установления контакта с ним, время и место нарративного интервью, характеризует сам процесс интервью и имевшие место трудности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Графические методы – это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий
В) Графические методы – это работа с невербальным материалом, что позволяет расширить как возрастной диапазон их применения, так и возможности межкультурного использования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методология – философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности
В) Методология научного исследования – это теоретическая основа специальных, частных приемов и средств научного познания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Нарративные вопросы хронологически организованы, ориентированы на нюансы рассказанной истории и побуждают к новым рассказам о жизни, а «внешние» (инициируемые интервьюером) направлены на выяснение причин поступков или событий, а также тем, интересующих интервьюера и не упоминавшихся рассказчиком
В) Основной смысл состоит в том, чтобы дать возможность рассказчику воспроизвести события своей жизни именно так, как они были им пережиты
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения
В) Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователем услышанного
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью активного речевого вмешательства в процесс общения
В) При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С беседой интервью сближает непосредственный характер общения исследователя и респондента
В) С анкетированием интервью сближает стандартизация процедуры проведения и наличие вопросника
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проводить интервью на рабочем месте целесообразно при изучении проблем, связанных с работой, обучением. В этом случае обстоятельства, связанные с процедурой опроса, актуализируются более подробно
В) Проводить интервью по месту жительства целесообразно по вопросам досуга, культуры, работы коммунальных служб и т.п.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений
В) Параметрическая процедура - ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Преимущество непараметрической процедуры социометрии связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы
В) Недостаток параметрической процедуры социометрии связан с повышением надежности измерения, возможностью стандартизации условия выборов в группах различной численности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К личным документам относят статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения конкретного человека
В) Безличные документы - это карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, а также неофициальные документы (письма, дневники, мемуары и т.п.)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Если объектом психологического анализа является текст, то единицей счета может быть слово, предложение, параграф, тема
В) Выбор соответствующих категорий анализа обусловлен замыслом исследователя. При анализе текста это могут быть, например, категории «за», «против», «нейтрально», «выгодно — невыгодно», «хорошо — плохо», различные ценности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Необходимой предпосылкой количественного анализа документов является анализ качественный
В) Единица анализа может совпадать или не совпадать с единицей счета
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Исследования содержания различных произведений литературы и искусства показали возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции)
В) Результаты анализа содержания художественной прозы не показывают, что контент-анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Количественные методы при психологических и социально-психологических исследованиях нацелены на общие признаки (анализ данных по общим признакам для их последующей типизации)
В) Качественные эксперименты направлены на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Различают управляемую и неуправляемую беседу. Управляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях
В) Неуправляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора
Подберите правильный ответ
Приведенный на рисунке бланк методики иллюстрирует метод ___________________
а) б)
Приведенные фрагменты рукописей Ф.М. Достоевского (а) и А.С. Пушкина (б) могут служить документами психологического исследования в рамках метода ____________
1) возможность получить информацию от специалистов; 2) возможность получения оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе; 3) возможность выявить такие особенности исследуемой программы, которые известны только непосредственным участникам; 4) возможность проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами; 5) возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования, всё это преимущества метода __________________ интервью
1) естественны по характеру; 2) определяют различия; 3) слабо структурированы, максимально адаптируемы к изменению условий, выявлению новых контекстов и идей; 4) диалогичны и интерактивны по процедуре; 5) опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных; 6) полученные выводы нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены; 7) высокая степень субъективности, - все это
1) качественные исследования в СМИ, 2) качественные исследования в Интернете; 3) качественные исследования рекламы; 4) качественные маркетинговые исследования; 5) качественные исследования в политике; 6) качественные исследования в организационной диагностике; 7) качественные исследования в сфере здоровья, - все это
1) Необходимость поиска психологического контакта с каждым респондентом; 2) значительные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой интервьюеров и проведением интервьюирования; 3) проблема сохранения анонимности; 4) сравнимость результатов, полученных разными интервьюерами, - всё это недостатки ____________ как метода исследования
1) Опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; 2) нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; 3) отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; 4) боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; 5) антипатия к собеседнику; 6) непонимание цели беседы - все это
1) Определение варианта (числа) выборов (отклонений); 2) выбор критериев (вопросов) опроса; 3) организация и проведение опроса; 4) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа - все это
1) отношение исследователя к опросу; 2) предположения исследователя об уровне сознания респондентов, 3) проблема «языка»; 4) отношение исследователя к респонденту, 5) отношение к анкете, вопроснику, - все это причины получения при опросе недостоверных сведений, спровоцированных
1) после начальной просьбы о повествовании слушать рассказчика, не задавая более никаких вопросов и подбадривать его, используя паралингвистические и невербальные средства коммуникации; 2) стимулировать рассказчика продолжать повествование только в том случае, если он надолго замолкает или вместо того, чтобы рассказывать о событиях жизни, увлекается аргументированием, либо высказыванием общих суждений; 3) после окончания рассказа задать вопросы о неясных моментах, опущенных или недостаточно полно описанных периодах жизни, - все это
1) Приказ, указание; предупреждение, угроза; 2) обещание–торговля; 3) поучение, нравоучение; 4) прямой совет, рекомендации; 5) несогласие, осуждение, обвинение; 6) согласие, похвала; 7) уничижение; брань; 8) успокоение, утешение; 9) допрос; 10) увод от проблемы, отвлечение - все это
1) Рабочее место респондента, 2) отдельное помещение на производстве, 3) квартира респондента, 4) официальное учреждение (помещение), 5) нейтральное место, 6) улица - все это ______________
1) Социальная активность, наличие жизненного опыта; 2) общительность, наблюдательность; 3) эрудированность; 4) дисциплинированность, честность; 5) хорошая подготовка (знание темы интервью, техники проведения опроса и фиксации результатов); 6) стрессоустойчивость, физическая выносливость – всё это ___________
1) субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию действующих в изучаемой профессиональной среде мифов и установок; 2) продолжительность подготовки интервью и небольшое количество - обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта; 3) невозможность однозначно распространять полученные данные на все сферы действия программы; 4) относительная дороговизна получаемого мнения от одного эксперта, - всё это недостатки метода __________________ интервью
«Комедия», «романс», «трагедия», «ирония» - все это
«Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака». Фрагмент повествует о методе __________
«Целевые» документы готовятся респондентами по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом. Сюда можно отнести _______________
Активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют, - это ______________
Большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, необходимость участия высококвалифицированных исследователей, - это недостатки __________________ методов исследования
Больший охват, возможность больших обобщений, относительная легкость обработки результатов, - всё это преимущества __________________ методов исследования
В качестве метода социальных наук контент-анализа начинает широко использоваться _______________ XX века в США
В ходе глубинного интервью может использоваться метод ______________, когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод ____________, в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположным им
Выбор места проведения интервью зависит от ____________ и _____________
Вычлененные из непрерывного потока поведения объекта определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию, - это ______________ наблюдения
Герменевтический принцип анализа качественных данных означает, что ______________ и ___________
Главные ____________ метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки
Глубинное интервью в среднем длится ____________
Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет ____________ разговора
Заданные рамки в анализе социально-психологической реальности, невозможность исследовать те явления, которые не укладываются в исходную концепцию, - это недостатки __________________ методов исследования
Идеографический подход требует ______________ и ___________
Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации, - это ______________ метод
Интервью в системе вербально-коммуникативных методов занимает промежуточное положение между ____________ и _____________
История метода социометрии связана с именем
К качественным методам исследования относятся ______________ и ___________
К количественно-качественным методам относятся ______________ и ___________
К типу групповых опросных методов, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых, относится
Категоризация, кодирование, кластеризация, группировка и т.д. - это примеры ______________ качественного исследования
Качественные методы не отвечают на вопрос
Количественно-качественные методы также называют ______________ методами исследования
Конкретно-научный приём исследования (эксперимент, наблюдение, моделирование и др. - это ____________
Конкретные способы сбора и анализа данных, - это ______________ научного исследования
Контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т.п. - это ______________ средства общения
Любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах, это ____________ данные
Место, конкретная обстановка, время проведения, а также длительность интервью - все эти параметры объединяются понятием «______________ интервью»
Метод исследования личности, основанный на выявлении проекций с последующей интерпретацией ответов испытуемого, - это ______________ метод
Метод получения социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации- это метод _____________
Метод углубленного исследования и познания человеком собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума и т.п., - это метод ______________
Методы исследования, ориентированные на изучение индивидуально-специфичного, уникального в свободной форме; фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных - это ______________ методы исследования
Методы, позволяющие использовать групповую динамику при выявлении глубинных чувств, установок, ожиданий группы испытуемых, - это ___________ методы качественного исследования
Можно выделить следующие виды применения метода ___________ во вспомогательных целях: а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик; б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы
На успешное проведение интервью также оказывает влияние ___________ интервьюера
Наиболее благоприятен для проведения интервью
Нарративное интервью делится на два этапа: этап _________________ и этап ___________
Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, - это __________________
Одна из главных составляющих интервью, определяющая достижение поставленной исследователем цели, это – ___________.
Опора на описательные (качественные) методы исследования - это ____________ подход
Опросными качественными методами психологического исследования являются метод ____________ и метод _______________________
Основным _________________ метода анализа документов (особенно контент-анализа) является значительная сложность всей процедуры, необходимость высокого уровня квалификации аналитиков
Открытое восприятие разнообразия феноменологий психологических и социально-психологических явлений, более глубокий анализ, экономичность - всё это преимущества__________________ методов исследования
Первоначально метод контент-анализ получил распространение в сферах
По А.Маслоу, лучший способ узнать о том, что представляют люди – позволить им тем или иным способом рассказать нам, непосредственно в форме вопросов и ответов, или опосредованно через общение, рисунки, сны, истории, жесты и пр., которые можно интерпретировать. Указанные способы характеризуют _________________ методы исследования
По степени ______________ различают следующие типы интервью: свободное, стандартизированное, полустандартизированное
Повествование считается нарративным, если соответствует следующим семантическим критериям:
Познавательным итогом наблюдения является _________________ - фиксация средствами естественного или искусственного языка (схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, др.) исходных сведений об изучаемом объекте
При ведении беседы различают техники ____________ и _____________ слушания
При нерефлексивном слушании значительную роль играют _________ средства общения
При применении ____________________ методов необходима речевая способность испытуемых только в плане понимания инструкции
Примерами видов документов для качественного анализа являются ________________ и ________________
Примерами видов документов для качественного анализа являются ________________ и ________________
Примерами невербальных методов являются ________________ и ________________
Проблема искренности респондентов связана со свойственным каждой личности
Проведение научного изучения, анализа какого-либо явления или предмета - это ____________
Проективный метод для выявления скрытых аффективных комплексов с помощью ассоциаций (свободных или ограниченных инструкцией) на определенный стимул (слово, ситуацию, предмет, картинку, образ и др.) - это ______________ метод
Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта, - это ______________ .
Разновидность методики наблюдения, когда исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти, - это наблюдение __________________
Расположите в логической последовательности процедуру научного исследования
Расположите в логической последовательности уровни анализа данных качественного исследования
Расположите в логической последовательности этапы экспертного опроса
Самопонимание через непрерывную самоинтерпретацию, посредством которой выделяются в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для субъекта смыслом и оценочным значением, - это _____________
Свободное интервью – это длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие интервью могут продолжаться до ______ часов.
Система действий, предназначенная для получения информации о предмете исследования у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенной ситуации (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования),– это ___________ научного исследования
Система принципов и способов организации, построения научного исследования, - это __________
Согласно классификации российского социолога В.А.Ядова, по степени персонификации документы подразделяются на ________________ и ________________
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Базовым свойством ________ уровня является изначальная неразложимость его феноменов на элементы, т.е. целостность, или холизм, что делает невозможным и бессмысленным попытки его количественного описания
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Начиная с ____ уровня организации психики уместно применять только качественные методы исследования
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Феномены ________ уровня достаточно сложны, поэтому именно на этом уровне организации психики количественные и качественные способы описания психологических явлений являются равноценными
Социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному кругу задач, - это _______________________ наблюдения
Социально-психологический прием оценки межличностных эмоциональных отношений, - это метод ____________
Специальные процедуры, приемы, средства получения научных данных, - это ____________
Способ получения научных фактов; путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта, - это ____________ научного исследования
Способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса - это _____________
Способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и их вербализации у большинства детей в достаточной степени формируется только с ____ лет
Существенными признаками невербальных методов являются: ________________, ________________
Существенными признаками фокус-группового метода исследования являются
Считается, что интервью проходит более эффективно, если интервьюер и респондент ____________ и _____________
Теория понимания, постижения смысла, постижения чужой индивидуальности, - это
Укажите соответствие между видами бесед и определениями:
Укажите соответствие между нарративными структурами человеческой личности и определениями:
Укажите соответствие между приемами слушания и определениями:
Укажите соответствие между способами обработки результатов социометрии (табличным, графическим, индексологическим) и определениями
Укажите соответствие между классификациями опросных методов и их основаниями:
Укажите соответствие между направлениями и содержанием заказов исследований с помощью качественных методов:
Укажите соответствие между понятием и содержанием
Укажите соответствие между понятиями и определениями
Укажите соответствие между причиной недостоверных результатов опроса и ее описанием
Укажите соответствие между причиной недостоверных результатов опроса и ее описанием
Умение слушать имеет два уровня. Первый уровень слушания ____________. Второй уровень _______________________
Частный вид проективных методик диагностики психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных образами памяти и воображения, - это ______________ методики
Эмпирический метод психологического исследования, состоящий в целенаправленном, преднамеренном и специальным образом организованном восприятии, обусловленным задачей наблюдателя и не требующим от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления, - это ______________
Отношения значимости, связывающие субъекта с другим человеком или группой лиц, - это _____________
Способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида, это _____________ метод
Конструирующий вариант проективного метода, при котором респондент создает (вербально или невербально) свой образ тестируемого объекта или реакцию на явление, ситуацию и др. за счет использования различного изобразительного материала (газет, журналов), после чего дает интерпретацию, - это ______________
а) Документальный (на основе изучения социально-биографических данных, публикаций, научных работ и т.п.); б) тестологический (на основе тестирования); в) на основе самооценок; г) на основе оценок специалистами - все это способы ___________
Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности, но должны быть согласованы с целью исследования и давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. К единице наблюдения не относится___________
К профессионально важным качествам психолога, определяющим эффективность использования беседы как метода психологического исследования относятся: 1) владение приемами рефлексивного и активного слушания; 2) умение точно воспринимать информацию; 3) способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста
К профессионально важным качествам психолога, определяющим эффективность использования беседы как метода психологического исследования относятся: 1) умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов; 2) умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия; 3) стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации; 4) внимательность к уровню утомления и тревожности респондента
Общение в процессе опроса обладает рядом специфических черт
При использовании интервью гораздо сильнее, чем при проведении беседы, проявляется _____________ общения
При проведении интервью _____________ определяет тему обсуждения, преимущественно задает вопросы, предусматривает лимит времени и т.п.
Принципы недирективного подхода при проведении беседы: 1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к респонденту, позволяющее как можно раньше установить контакт с ним; 2) психолог должен принимать респондента таким, какой он есть; 3) своим отношением психолог должен создать атмосферу, в которой респондент мог бы свободно проявлять свои чувства; 4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям респондента: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все понимает
Ситуации, когда применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным: 1) собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему-либо; 2) собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему необходимо «выговориться»; 3) собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний; 4) собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (необходимо дать ему возможность успокоиться)