Верны ли утверждения?
А) В исследованиях управленческих ситуаций экстраполяция применяется как метод проверки
В) Недостатки метода экстраполяции – возможность переноса отрицательных тенденций прошлого в будущее, а также невозможность учета современных тенденций в развитии объекта прогнозирования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Главный признак деления общего заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого
В) Деление общего предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Матричные системы управления оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг
В) Достоинством матричных систем управления являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На протяжении определенной классификационной операции можно изменять основание деления, его критерий
В) Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наблюдение может проводиться как для проверки определенных предположений, так и для получения подтверждающих фактов
В) Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия, особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основная цель логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых – необходимое условие получения истинных заключений в процессе вывода
В) В соответствии с законом тождества в ходе сообщения все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Особым видом метода мыслительного эксперимента является использование формально-логических операций
В) Метод прямого эксперимента построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения, при изменении каких-либо параметров или условий функционирования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Полная индукция имеет место, когда речь идет об исследовании небольшого района, фирмы, подразделения организации и т.п.
В) Недостаток полной индукции в том, что она требует знания обо всех предметах класса, что нередко невозможно, поскольку описание ситуации всегда носит ограниченный характер
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При включенном наблюдении наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события «изнутри»
В) При простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Согласно правилу ясности и конкретности всех понятий определяющей части нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через исходное понятие
В) Согласно правилу исключения порочного круга в определяющей части необходимо использовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Суждения выражаются вопросительными предложениями, которые содержат какой-то вопрос
В) Категорические суждения делятся на утвердительные и отрицательные
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Суждения выражаются повествовательными предложениями, которые содержат какое-то сообщение, информацию
В) Категорические суждения делятся на утвердительные и вопросительные
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Традиционная логика является трехзначной
В) В двузначных логиках суждение может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным
Подберите правильный ответ
_________ аналогия - аналогия, дающая достоверное заключение
_________ аналогия - аналогия, дающая лишь вероятное заключение
_________ понятие - понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее
_________ понятие - понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами
_________ понятие - понятие, в котором мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое
_________ понятие - понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу
_________ понятия - совокупность охватываемых понятием предметов
_________ понятия - совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии
_________ умозаключения – умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило
_________ умозаключения – умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая
_________ – умозаключение о наличии у предмета определенного признака на основе сходства с другим предметом
_________ – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности
_________ – это процесс получения знания, выраженного суждением, из других знаний, тоже выраженных посредством суждений
_________ — это логическая операция обоснования истинности утверждения с помощью фактов и других истинных связанных с ним суждений
___________ - процедура сознания, в ходе которой путем установления той или иной связи между двумя идеальными объектами – основанием и обосновываемым – второму сообщают какие-либо характеристики первого
___________ метод – это способ опосредования знания, при котором осуществляется переход от знания большой общности к знанию меньшей общности
___________ оценка аргументации - определение интереса реципиента, аргументатора или третьих лиц
___________ оценка аргументации достигается в результате размышлений реципиента, которые вызывает аргументация в нем самом или других людях
___________ оценка аргументации – оценка красоты языка или логической стройности текста аргументации
___________ оценка аргументации – это оценка аргументации в целом или ее компонента как этически приемлемых или неприемлемых, в частности оценка моральных последствий данной аргументации
___________ – опосредованное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, выводится третье суждение
___________ – процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую
___________ – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения
_____________ - приведение доводов (или аргументов) с намерением вызвать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому положению; совокупность таких доводов
_____________ методы подразделяются на две группы – методы наблюдений и методы экспериментирования
_____________ подход - подход, который раньше господствовал в науке и практике и был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов
_____________ подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами
_____________ – группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом
_____________ – деление по видоизмененному признаку
_____________ – это определение слоев в многослойном явлении, т. е. зависимостей особого вида
_____________ — сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем
______________ понятия – логическая операция, раскрывающая содержание понятия
_______________ (в широком смысле) — предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте
_______________ - лицо, которому предназначено сообщение
_______________ индукция – это форма умозаключения от частного к общему, основанная на простом перечислении признаков
«Аргументационная _______________» – множество предложений, написанных аргументатором и адресованных реципиенту
Аналогия, дающая достоверное заключение, -
Аналогия, дающая лишь вероятное заключение, -
Аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения - это
В ____________ модели используются символы для описания свойств или характеристик объектов или событий
В ______________ вопросах вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности
В ______________ вопросах основная часть сохраняется неизменной, они требуют лишь подтверждения или отвержения ее
В зависимости от того, о чем идет речь – обо всем классе предметов, о части этого класса или об одном предмете, – суждения делятся на:
В логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству, на основе которой выделяются следующие четыре типа суждений:
В трехзначных логиках суждение может быть:
Вид классификации «деление _________» предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия
Высказывания, которые выражают одну и ту же мысль полностью или лишь в некоторой части (частичное совпадение – субконтрарность), -
Главный признак ________________ заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого
Главный признак вида классификации «разделение _________» заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого
Главными чертами системы являются:
Группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом, - это
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются
Два высказывания, из истинности одного из которых неизбежно следует ложность другого (т. е. они оба никогда не могут оказаться одновременно истинными), -
Деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия, предполагает
Деление по видоизмененному признаку называется
Закон _____________ требует, чтобы любое суждение, используемое при исследовании, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано
Звенья системы управления могут быть:
Исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события – это методы
Категорические суждения делятся на:
Классификация считается соразмерной, когда сумма членов деления равна делимому множеству, – это правило
Лицо, которому предназначено сообщение, - это
Логическая операция обоснования истинности утверждения с помощью фактов и других истинных связанных с ним суждений - это
Логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них, - это
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, – это его
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных, – это принцип
Метод _________ базируется на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования
Метод, который позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования), – это метод
Метод, основанный на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения и соединения в единое целое отдельных его элементов, – это метод
Метод, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели, – это метод
Метод, позволяющий дать в определенных единицах измерения численную оценку исследуемого свойства объекта, – это метод
Методы _______ предполагают искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере
Методы ________ – методы, где исследования проводятся с минимальным вмешательством в исследуемые события
Методы _______________ - методы с искусственным созданием ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в искусственных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере
Методы, основанные на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций, – это методы
Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека, - это
Модель, которая представляет исследуемый объект, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым, -
Модель, которая представляет собой модель системы, исследование которой осуществляется путем эксперимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы, -
Модель, которая представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы в том или ином масштабе, -
Мысль, в которой обобщены как класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов, - это
Мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями, - это
Наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений -
Наука об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений независимо от их конкретного содержания - это
Несовместимые понятия могут находиться в отношениях:
Опосредованное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, выводится третье суждение, - это
Определение интереса реципиента, аргументатора или третьих лиц - это _______ оценка аргументации
Определение слоев в многослойном явлении, т. е. зависимостей особого вида, - это
Определения, построенные на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, которые известны, функционируют в системе знаний, -
Основными признаками социально-экономического эксперимента являются
Основополагающими законами логики являются законы:
Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются _______________ системы управления
Особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия и предназначенный для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности, – это
Оценка аргументации, которая достигается в результате размышлений реципиента, которые вызывает аргументация в нем самом или других людях, -
По специфике исследовательской задачи выделяют эксперименты -
По типу обобщенных предметов понятия делятся на:
По характеру логической структуры доказательств выделяют эксперименты
По характеру структуры социального эксперимента как деятельности выделяют эксперименты -
По характеру экспериментальной ситуации выделяют эксперименты -
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, -
Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, -
Понятие, в котором мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, - это _____ понятие
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу
Понятия, недалекие друг от друга по своему содержанию, имеющие общие признаки, -
Понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе, -
Понятия, объемы которых совпадают полностью или частично, -
При _____________ определениях сущность и смысл явления передаются через использование понятия в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований
При нарушении правил выведения умозаключений такую аналогию называют
Примеры суждений:
Принцип _____________ заключается в выделении объекта исследования, отграничении его от других явлений, от среды
Проверка недостаточно подтвержденных или совершенно новых данных о тех или иных явлениях и процессах - эксперимент
Проверка применимости известных общих фактов или данных к конкретным условиям функционирования фирмы - эксперимент
Процедура сознания, в ходе которой путем установления той или иной связи между двумя идеальными объектами – основанием и обосновываемым – второму сообщают какие-либо характеристики первого, -
Процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую, -
Процесс получения знания, выраженного суждением, из других знаний, тоже выраженных посредством суждений, -
Разделение явлений, понятий, характеризующих их, на определенные совокупности, - это
Различают аналогии:
Разновидностями классификации являются:
Разновидностями метода наблюдения являются
Расположите по порядку итоги этапов умозаключения согласно дедукции
Расположите по порядку этапы метода букета проблем
Расположите по порядку этапы метода эксперимента
Системный подход возник как противоположность ____________
Совместимые понятия делятся на:
Совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования - это
Совокупность охватываемых понятием предметов – это _____ понятия
Совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, – это _______ понятия
Согласно закону __________, предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А)
Согласно закону ______________ ,предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А
Согласно закону ______________, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых утверждает что-то, а другое отрицает это «что-то»: «Неверно, что А и не А одновременно истинны»
Согласно закону _______________, из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, а другое истинно: «А есть либо В, либо не В»
Согласно закону _______________, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых утверждает что-то, а другое отрицает это «что-то»: «Неверно, что А и не А одновременно истинны»
Согласно закону исключенного _______________, из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, а другое истинно: «А есть либо В, либо не В»
Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод
Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод ___________ анализа
Способ опосредования знания, при котором осуществляется переход от знания большей общности к знанию меньшей общности, – это _____ метод
Сравнимые понятия делятся по объему на:
Сравнимые суждения делятся на:
Суждение: «Все, что утверждается (отрицается) относительно каждого предмета, утверждается и относительно любой части предмета» - аксиома
Существует два вида классификации:
Существует две группы вопросов:
Существуют определения:
Существуют три индуктивные формы умозаключения:
Точное, документальное изложение фактов, событий, эпизодов, объективно существующих, но еще не изученных, - характерные черты
Традиционная логика является
Традиционная логика является двузначной, так как в ней суждение имеет одно из двух значений:
Умозаключение о наличии у предмета определенного признака на основе сходства с другим предметом - это
Умозаключения разделяются на:
Умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило, -
Умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая, -
Форма умозаключения посредством отбора, исключающего случайные обобщения, – это индукция
Форма умозаключения, при которой класс предмета, связей, явлений, процессов количественно ограничен и поддается исчерпывающему исследованию, – это _____ индукция
Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения, и т.п.) с точки зрения их логического строения, отвлекаясь от их конкретного содержания, изучает
Характерными чертами описания являются
Чтобы обозначить совокупную логико-лингвистическую структуру аргументации, применяют термин «аргументационная ____________» – множество предложений, написанных аргументатором и адресованных реципиенту
Эксперимент, проводимый в естественных условиях, -
Эксперимент, проводимый в специально созданной обстановке, что обеспечивает возможность строгого контроля и широкого манипулирования экспериментальными переменными, -
Эксперименты, направленные от настоящего к будущему,
Эксперименты, направлены от момента времени в прошлом к настоящему, -
Эмпирические методы подразделяются на две группы:
Ээкстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более ________ базового