Верны ли утверждения?
А) «Мотивы» и «сюжеты», «приемы» и целые их «системы» или «структуры» всегда возникают в литературе вопреки творческой воле писателей
В) История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход («миграция») одних и тех же некогда возникших «мотивов» из произведений в произведения, из одной национальной литературы в другую
Верны ли утверждения?
А) В России расцвет литературной критики относится к середине XIX в., когда выступили такие выдающиеся ее представители, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев
В) Литературный критик обычно представляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь
Верны ли утверждения?
А) В составе литературоведения наряду с его основной частью - историей литературы разных стран и эпох - есть и другая, не менее важная часть - лингвистика, находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии
В) Структуралисты рассматривают художественное произведение уже не как формальную «систему приемов», но как целостную «структуру», включающую в себя будто бы не только его форму, но и содержание
Верны ли утверждения?
А) Всякий писатель одновременно является теоретиком литературы
В) Разбором и оценкой художественных произведений, наряду с литературоведением как научным изучением истории литературы, занимается также литературная критика
Верны ли утверждения?
А) Гегель был выдающимся представителем историко-культурной школы в литературоведении
В) Биографические данные всегда бывают очень важным, хотя и подсобным материалом для изучения исторического развития национальных литератур, для понимания особенностей их идейного содержания
Верны ли утверждения?
А) До создания или усвоения письменности все народы не создавали словесные произведения
В) Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира - письменная и устная
Верны ли утверждения?
А) Если бы драматург с талантом Шекспира жил в эпоху Диккенса, он писал бы точно также
В) Если бы поэт с талантом Пушкина прожил жизнь, подобную жизни Горького, его творчество имело бы совершенно иное содержание и форму
Верны ли утверждения?
А) Есть такие сферы человеческой жизни, которые может осознать и осмыслить только искусство
В) Платон и Аристотель назвали искусство «подражанием природе»
Верны ли утверждения?
А) Задача критиков заключается в том, чтобы предлагать читателям такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, которое служит интересам и идеалам национально-исторического развития
В) Главная же из основных задач литературоведения - выяснять и показывать объективные особенности и закономерности исторического развития художественной литературы (словесности) народов мира
Верны ли утверждения?
А) Изучение литературоведами древних и средневековых литератур разных народов недопустимо на основе углубленного знания палеографии
В) Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на нее большое влияние
Верны ли утверждения?
А) Иллюстративные образы науки и публицистики воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности
В) Явление может быть необычным, исключительным в своей индивидуальности и именно поэтому может оказаться превосходным в своем роде, типичным для него
Верны ли утверждения?
А) Искусство всегда по-своему отражает и осмысляет жизнь, находящуюся за его пределами
В) Художественные произведения всегда о чем-то говорят своим читателям, слушателям, зрителям, что-то им открывают, дают им возможность о чем-то узнать
Верны ли утверждения?
А) Лингвистика изучает произведения художественной словесности не только со стороны их языка, но и в единстве идейного содержания и формы
В) Литературоведение тесно связано с искусствоведением
Верны ли утверждения?
А) Литературные языки различных народов, на которых создавались и создаются художественные произведения, возникают вместе с появлением письменности
В) Авторство некоторых, иногда самых значительных произведений, например «Слова о полку Игореве», пока так и не удалось твердо установить
Верны ли утверждения?
А) Литературоведение изучает в произведениях художественной словесности лексические, фонетические, грамматические особенности тех языков, на которых эти произведения созданы
В) Предмет литературоведения - художественная словесность - один из видов искусства
Верны ли утверждения?
А) Нередко образы используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические
В) Типичны не те отдельные явления жизни, которые, как часто неверно думают, воплощают в себе свойства своего рода с небольшой степенью ясности и силы, которые выступают средними, рядовыми его представителями, часто составляющими в нем большинство
Верны ли утверждения?
А) Определение искусства как «подражания природе» встречается во многих теоретических работах вплоть до XVIII в.
В) Гегель утверждал, что специфика искусства - это создание «идеала»
Верны ли утверждения?
А) Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» Гегеля
В) Различные национальные литературы действительно обнаруживают много общего в своих «мотивах» и «сюжетах»
Верны ли утверждения?
А) Публицистически-иллюстративные образы, подобно научно-иллюстративным, лишены гиперболизма
В) Типичны такие явления, которые, по выражению Чернышевского, «превосходны в своем роде», в индивидуальности которых родовые черты «отпечатались» резко, рельефно
Верны ли утверждения?
А) Разработка вопросов теории литературы не имеет решающего значения для исторического изучения литератур различных эпох и народов - для истории литературы как основной части литературоведения
В) Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы
Верны ли утверждения?
А) Своеобразие той или иной исторической эпохи национальной жизни никоим образом не отражается в содержании созданных в эту эпоху литературных произведений
В) Произведения художественной словесности всегда принадлежат тому или другому народу, на языке которого они созданы, и определенной эпохе в истории этого народа
Верны ли утверждения?
А) Содержательное значение элементов художественной формы легко постичь с помощью математических приемов анализа
В) Суть компаративизма заключается не в сравнительном изучении, а в особом понимании развития литературы - в теории заимствования
Верны ли утверждения?
А) Стремление объяснить развитие литературы изменяющимися условиями социально-исторической жизни было как будто вполне правильным исходным положением представителей «структурализма»
В) Научное изучение литературы каждого народа требует от литературоведов и особых знаний - филологических, исторических, искусствоведческих, и особой исследовательской опытности
Верны ли утверждения?
А) Тем не менее литературоведение и лингвистика совершенно не взаимодействуют между собой и помогают друг другу
В) По существу, литературоведение и лингвистика - различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи
Верны ли утверждения?
А) Теория литературы создается для писателей
В) Литература исторически изменяется в своих жанрах
Верны ли утверждения?
А) У писателя всегда отсутствуют отчетливые взгляды на жизнь, те или иные общественные идеалы, которые он и выражает в своих произведениях
В) Литературоведение не может не учитывать тесную связь развития художественной словесности с исторической жизнью отдельных народов
Верны ли утверждения?
А) Ученый может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого интересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них свое эмоциональное отношение к этим общим свойствам
В) Во всех людях, во всех живых существах, явлениях, процессах, предметах общие свойства их жизни и индивидуальные черты не обособлены, а тесно связаны между собой и пронизывают друг друга
Верны ли утверждения?
А) Фактографические образы имеют нечто общее с образами иллюстративными
В) Необходимо различать в явлениях жизни их родовые, существенные особенности и степень типичности каждого отдельного явления для всего рода
Верны ли утверждения?
А) С появлением письменной литературы фольклор исчезает
В) Литература у каждого народа возникала только тогда, когда он так или иначе овладевал письменностью
Верны ли утверждения?
А) Совершенно неважная, второстепенная задача для литературоведов - выяснение творческой биографии отдельных писателей
В) Без общеисторической и собственно литературной хронологии не может существовать история литературы как наука
_________ - это научное изучение искусства как в его целом, так и в отдельных его видах
_________ возник(ла) тогда, когда корифей стал не только повествовать о желаемом событии, но и разыгрывать его в лицах перед хором
__________ - отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации
______________ - это коллективная пляска, сопровождаемая пением всех ее участников, могущая включать в себя также пантомимические движения или даже целые сцены
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Этот двойной обобщающий зачин романа ___________ «Анна Каренина» сразу же придает изображению драмы в семье Облонских проблемную остроту
«Нетворческое следование традиционным образцам» и, добавим, назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности - подражание писателям первого ряда - это
А.Н.Веселовский был выдающимся представителем _______ литературоведческой школы
Авангард читающей публики (ее художественно образованной части) - это
Автором книги «Мелодика русского лирического стиха» является
Большую ценность для современного литературоведения представляют работы теоретиков и историков литературы и искусства, например, «Эстетика» _______, немецкого философа-идеалиста, созданная в первой трети XIX в.
В Афинах корифей весеннего обрядового хоровода разыгрывал миф о неизбежных, «роковых» гибели и воскресении Диониса, изображая его в виде козла (особенно плодовитого животного), надев на себя, как и весь хор, козлиную шкуру, - так возникла
В книгах «Мысль и язык» и «Из записок по теории словесности» __________ утверждал, что художественное начало (по его терминологии - поэтическое) заложено в самом языке, в его непрестанном движении и развитии
В науке все произведения устного народного творчества получили название ________
В России расцвет литературной критики относится к середине _______ в., когда выступили такие выдающиеся ее представители, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев
В русской литературе нередко сам автор являлся прототипом своего персонажа: Лермонтов так создавал ________, Л.Толстой - Оленина и Левина, Чехов - Астрова, Горький - Алешу Пешкова
В русской литературе нередко сам автор являлся прототипом своего персонажа: Лермонтов так создавал Печорина, ________ - Оленина и Левина, Чехов - Астрова, Горький - Алешу Пешкова
В эстетическом трактате «Лаокоон», автором которого является _________, отмечается, что большие поэты избегают пространных описаний и стремятся заменить их воспроизведением действий
Виднейшим представителем историко-культурной школы в литературоведении был
Выдающимся рапсодом, вероятно, и был в Древней Греции Гомер, которому приписывается авторство великих песенных эпопей ______
Зачинателем компаративизма был в середине XIX в. немецкий ученый
И драматургия, и стихотворная эпическая словесность ведут происхождение от
Из хоровой, обрядовой песни возникла постепенно и ______________
История русской литературы подразделяется на историю ____________ литературы, литературы XVIII в., XIX в., начала XX в., русской советской литературы
Л.Толстой не раз подчеркивал, что главное в его романе ______________ - «мысль семейная»
Л.Толстой трижды публиковал роман ________ с существенными изменениями в тексте
Литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы, - это
Литературоведение - наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, - языкознание, или ______________
Моменты бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования - сознательного подражания - это
Не притязающая на аналитичность и доказательность оценка произведения, являющая собой опыты субъективного, по преимуществу эмоционального освоения произведений, - это
Одержимость литературным творчеством, выражающаяся в создании бесталанных, низкосортных произведений, - это
Один из французских просветителей - __________ - указывал, что «каждое произведение искусства достойно похвалы, когда оно во всем и везде соответствует природе»
Основное значение для литературоведения имеют те знания, которые может дать гражданская _________, изучающая факты, события, отношения социальной, политической и идейной жизни народов
Первое собственно художественное произведение древней русской литературы - героическая повесть «Слово о полку Игореве» - всецело основано на противопоставлении обособленных политических стремлений _______, погубившего свое войско в неравной битве с половцами, и общенациональных стремлений князя Святослава, жаждущего объединить русских князей в их борьбе
Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа _________
Подобие литературы, паразитирующее на ней, детище рынка, продукт индустрии духовного потребления - это
Представители _________ направления были искренне убеждены в том, что литература, как и другие виды искусства, возникает и развивается под воздействием различных условий, отношений, обстоятельств, которые существуют в жизни того или другого народа, в ту или иную историческую эпоху
Произведения ________ живут веками в памяти народа в устной передаче многих поколений певцов и сказителей
Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение. Таков мотив дороги в «Мертвых душах» _______ как пространства, будящего мысль о направленном, целеустремленном движении
Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение. Таковы символически значимые высоты рая и глубины ада, т.е. «верх» и «низ» в «Божественной комедии» _______
Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения выполняет _________
Реальный человек, наблюдая за которым, писатель создает героя своего произведения, - это ______________
Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, - это
Согласно этой теории историческое развитие литературы сводится к тому, что народные певцы и сказители, а позднее писатели заимствуют друг у друга в процессе своего творчества те отдельные «мотивы», из которых складываются их произведения. Речь идет о
Сравнив скульптурное изображение героя античной легенды жреца Лаокоона, которого вместе с сыновьями по воле богов задушили змеи, с его словесным изображением в «Энеиде» Вергилия, __________ пришел к выводу, что в поэзии воспроизводятся преимущественно действия
Суть компаративизма заключается не в сравнительном изучении, а в особом понимании развития литературы - в теории
Так, в __________________ в действиях и высказываниях князей Игоря и Всеволода ярко воплощено благородное и искреннее, но безрассудное воинское геройство, свойственное многим князьям того времени; другие стороны их жизни в повести не отразились
Трагедия _______ «Персы» выражала идейное отрицание персидского деспотического государства, в котором «все рабы, кроме одного», и идейное восхваление греческой демократии
Учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения называют
Часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы - это