В теории развития речи И.Г. Песталоцци «1» выступает в качестве средства развития речевых органов, «2» – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, «3» является средством связного выражения о предметах и их свойствах.
Цифрами обозначены:
Верны ли определения?
А) «Язык» и «речь» являются синонимичными понятиями
В) Метод развития речи признается эффективным только в том случае, если он обеспечивает одновременное развитие мышления
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Длительный период в образовательной системе России языком обучения, познания, религии были латынь и церковнославянский язык
В) Разработанная К.Д. Ушинским система обучения родному языку предполагает решение трех задач: развитие дара слова; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений – эмпирический метод научно-педагогического исследования, позволяющий определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике
В) Беседа – эмпирический метод научно-педагогического исследования в методике развития речи
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования – эмпирический метод научно-педагогического исследования
В) Метод моделирования – теоретический метод научно-педагогического исследования, представляющий собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Исследования в области связной речи в 60–70-е гг. XX в. определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной.
В) Когнитивное направление исследования развития речи в 60–70-е гг. XX в. представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) На ранних ступенях развития ребенка преобладающее значение для него имеют непосредственные сигналы действительности
В) С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения уменьшается
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Пассивный словарь дошкольника намного беднее его активного словаря.
В) Речевые навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Предлагаемая Я.А. Коменским методика развития речи опиралась на особенности развития детей на протяжении первых шести лет.
В) В теории развития речи Ф. Фребеля звук выступает в качестве средства развития речевых органов, слово – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, речь является средством связного выражения о предметах и их свойствах
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Речь имеет полифункциональный характер
В) Речь является полиморфной деятельностью
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теоретическую основу разработанной Е.И. Тихеевой системы составляет следующее положение: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
В) В 20–30-е годы XX века в России происходила острая дискуссия вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка.
Подберите правильный ответ
_____ были разработаны словарные упражнения, включающие виды детского рассказывания – рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
_____ в своей монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931) прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи
_____ предложил следующую последовательность в развитии речи: обучение звуку – обучение слову – обучение речи
_____ предложила свои методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом, разработанным Фридрихом Фребелем
_____ представляет собой как внешнее оформление языковых явлений – произношение, членение фраз, интонирование, так и внутреннее – выбор падежа, рода, числа
_____ рассматривает речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной
_____ функция речи – способность языка фиксировать и передавать в ключевых словах культуры национально-специфическую картину мира
_____ функция речи – функция, посредством которой реализуются интеллектуальные потребности личности, в которой язык характеризуется как решающий фактор умственного развития человека
_____ – вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними
_____ – изучение результатов экспериментальной работы
_____ – методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов
_____ – направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории
_____ – наука, изучающая жизнедеятельность здорового организма и его частей – систем, органов, тканей, клеток
_____ – основоположник методики первоначального обучения детей родному языку
_____ – принцип обучения родному языку, где решение всех задач развития речи осуществляется во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи
_____ – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка
_____ – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых оборотов на этом языке
_____ – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости
_____, автор книги «Развитие речи дошкольника», создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания, составив специальные программы и планы обучения детей в детском саду, а также разработав организованные занятия
_____, автор учебного пособия для студентов «Живое слово в дошкольном учреждении», наиболее глубоко занималась проблемой художественного чтения детям, рассматривая его как составную часть общей системы эстетического воспитания
Автором статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» является _____
Благодаря выступлению _____ на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, с середины 1930-х гг. начинается период возрождения сказки
В _____ -е годы в СССР психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина): структурном, функциональном и когнитивном
Главной целью изучения курса «Теория и методика развития речи детей» является
Деятельность, осуществляемая для достижения определенной, заранее поставленной цели – это _____
Для определения _____ основы развития речи наиболее важными являются три характеристики языка: язык – продукт общественно-исторического развития; язык – важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей; язык – средство выражения мысли
Естественнонаучную основу соотношения наглядного и словесного в процессе обучения детей языку составляет
Заслуга раскрытия психологической природы речи принадлежит _____
Исследование процессов, связанных с овладением детьми родным языком; выявление закономерностей при обучении родной речи; определение принципов и методов обучения дошкольников родному языку – это _____ задачи методики развития речи дошкольников
На знаниях лексикологии и фразеологии основывается _____
Результатом _____ является знакомство с основными подходами и точками зрения по проблеме исследования, выделение мало разработанных и дискуссионных положений
Упражнения для развития речи, предлагаемые _____, включали: сенсорное восприятие предмета и его признаков; распознавание предмета по названию; запоминание названий предмета
Характеристики языка, в которых язык выступает как средство осознания собственного «Я», относятся к группе
Характеристики языка, в которых язык выступает как средство сохранения и передачи национальной культуры и воспитания национального самосознания, относятся к группе
Характеристики языка, в которых язык выступает как форма социального взаимодействия; средство социализации личности; средство приобщения к культурным, историческим ценностям, относятся к группе _____