_______________ – определённое сочетание признаков болезни, обусловленных единым
патогенезом
_______________ – учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной
патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней
Верны ли утверждения?
А) А.Н.Леонтьев построил на клиническом материале исследование об опосредованном характере высших форм памяти, используя данные изучения памяти больных корсаковским синдромом
В) Б.Ф.Ломов также прибегал к клиническому материалу для доказательства роли социально-психологических факторов в возникновении личностных расстройств, указывая, что «ломка личности» не является прямым следствием заболевания
Верны ли утверждения?
А) А.Ф.Лазурский разрабатывал главным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, но идеи из этих отраслей переносились и в патопсихологию
В) К.И.Поварнин указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей больных, поскольку иногда находят дефекты там, где на самом деле резко выражены индивидуальные особенности
Верны ли утверждения?
А) Анализу подвергаются объективно измеряемые характеристики, в качестве одной из которых выступает в первую очередь мотивационная сфера
В) В настоящий момент в практической работе педагогов-психологов предпочтение отдается психодиагностическому подходу
Верны ли утверждения?
А) В 1876 г. И.М.Сеченов писал, что психология, «очевидно, становится основой психиатрии, все равно, как физиология лежит в основе патологии тела»
В) В 1876 г. В.М.Бехтерев писал, что психология, «очевидно, становится основой психиатрии, все равно, как физиология лежит в основе патологии тела»
Верны ли утверждения?
А) В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности, во многом сходные с закономерностями нормального психического развития
В) Болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые и приводят к искаженному патологическому развитию личности
Верны ли утверждения?
А) В практике психиатрии традиционно доминирует клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений, что связано во многом с самой природой патологии психики
В) Существенные различия между психопатологией и патопсихологией отмечаются и в области методологии и методики проведения исследований
Верны ли утверждения?
А) В трудовой экспертизе патопсихолог не только обнаруживает признаки психического заболевания, но и показывает, как далеко оно зашло, насколько в связи с этим снижена трудоспособность обследуемого
В) Особую роль приобретает экспертная работа патопсихолога при решении вопросов, специфических для детского возраста
Верны ли утверждения?
А) В условиях детского психиатрического стационара педагог-психолог, оказывая помощь врачам и другим специалистам (педагогам в первую очередь), является вовлеченным в различные виды деятельности, такие как диагностическая работа, лечебная работа, воспитательно-педагогическая и реабилитационная работа
В) Деятельность педагога-психолога в детском психиатрическом стационаре играет существенную роль в решении проблем психогигиены и психопрофилактики, построении адекватного учебно-воспитательного процесса, основанного на актуальных и потенциальных уровнях развития познавательной и личностной сферы ребенка
Верны ли утверждения?
А) В.М.Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых
В) От патологии — к норме, чтобы возвратить больному нервно-психическое здоровье, — таким должен быть путь мыслей психиатра (по В.М.Бехтереву)
Верны ли утверждения?
А) В.М.Бехтерев отмечал, что изучение ненормальных проявлений психической сферы освещает задачи психологии нормальных лиц
В) Л.С.Выготский положил в своих работах начало экспериментальному исследованию распада мышления, а сами данные патопсихологического исследования использовал для построения своей теории о ВПФ
Верны ли утверждения?
А) Второй психологический критерий — критичность (которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам) к своему физическому или психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам деятельности
В) Третий психологический критерий — непродуктивность деятельности, т.е. конкретная деятельность подменяется разговорами о ней, планированием и обещаниями
Верны ли утверждения?
А) Данные исследований, проведенных на животных, убедительно показывают, что при патологии деятельности мозга ранее всего нарушается то, что было приобретено раньше
В) На клинически подтвержденных фактах основывалось положение о том, что психический регресс является «негативом» психического развития и при распаде психики происходит послойное разрушение онтогенетически более поздних психических образований и переход на онтогенетически более ранние уровни функционирования психики
Верны ли утверждения?
А) Длительное время деятельностный подход был главенствующим в отечественной психологии
Б Длительное время описательное понимание психики было главенствующим в отечественной психологии
Верны ли утверждения?
А) Душевная жизнь человека самый сложный во всей природе объект изучения и требует умелого и осторожного подхода во всеоружии психологических знаний
В) Недостаточная психологическая подготовка может вести к грубым ошибкам — упрощенному представлению о психических явлениях, неправильным выводам
Верны ли утверждения?
А) Если в основе нарушений психического развития, трудностей в обучении и воспитании лежит болезнь, то такие дети нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической помощи
В) Задачи педагога-психолога при работе с детьми, имеющими нарушения психического развития, смогут решаться только с позиций качественного патопсихологического подхода и являются идентичными задачам, которые решает детский патопсихолог в клинике
Верны ли утверждения?
А) Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутое прошлое и будущее
В) Каждое событие в эоне - меньше наимельчайшего отрезка в хроносе
Верны ли утверждения?
А) За рубежом первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете помимо научно-исследовательской деятельности реализовывала прикладные аспекты
В) За рубежом первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В.Вундтом в 1879 г. при Лейпцигском университете
Верны ли утверждения?
А) Знание психологии необходимо и при выборе способа исследования, и при анализе результатов
В) Основной вид подготовки, необходимый исследователям - теоретические знания
Верны ли утверждения?
А) Изучение патологически измененных психических процессов помогает осветить некоторые вопросы строения и формирования психической деятельности
В) Клиническая психология исторически возникла в связи с запросами клиники и, решая свои специфические задачи, служит целям клинической практики
Верны ли утверждения?
А) Исследования нарушений психической деятельности в самых своих истоках рассматривались отечественными и зарубежными учеными в русле психологических знаний
В) За рубежом значительный вклад в становление патопсихологии внесли исследования школы Э.Крепелина и появление в 20-х гг. XX столетия работ по медицинской психологии известных, зарубежных психиатров
Верны ли утверждения?
А) Лонгитюдинальное экспериментально - психологическое исследование – продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов, один из основных методов, одна из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках на различных этапах лечения в целях выявления эффективности терапии и обратимости психопатологической симптоматики
В) Результаты патопсихологического исследования не представляют интереса в прогностическом отношении для родных и близких, педагогов, так как возвращение ребенка в прежнюю среду нередко провоцирует рецидивы личностных аномалий или болезненной симптоматики
Верны ли утверждения?
А) Многие психические расстройства, имеющие различную этиологию, патогенез и динамику, могут иметь сходство на симптоматическом уровне
В) Сложившаяся в отечественной патопсихологии традиция рассматривать психические нарушения именно как нарушения психической деятельности весьма продуктивна в плане решения задач патопсихологической практики
Верны ли утверждения?
А) Наиболее подробно теоретическое значение патопсихологических исследований для многих общетеоретических вопросов психологии в своих работах раскрыла Б.В.Зейгарник
В) Характеризуя деятельность вообще, A.Н.Леонтьев выделял в ее структуре мотивационный (личностный) компонент
Верны ли утверждения?
А) Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В.М.Бехтерева
В) Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах Г.И.Россолимо
Верны ли утверждения?
А) Наличие двух, а тем более трех критериев свидетельствует о необходимости проведения экспериментального патопсихологического исследования и консультации врача
В) В центре внимания педагога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и выраженности
Верны ли утверждения?
А) Нарушения интеллекта в детском возрасте, таки как умственная отсталость и задержка психического развития, в клиническом плане могут быть весьма схожи, но относятся к различным нозологическим группам заболеваний
В) При описательном или сугубо психодиагностическом подходе анализу подвергаются только внешние поведенческие корреляты психики, за которыми могут стоять совершенно разные механизмы и содержательные характеристики
Верны ли утверждения?
А) Наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, патопсихология является составной частью клинической психологии и в силу этого несет на себе все основные признаки, присущие клинической психологии в целом
В) Так же, как и вся клиническая психология, патопсихология относится к пограничным отраслям науки и практики, возникшим на стыке дисциплин, имеющих разные предметные области, но сходных по объекту и проблематике исследований
Верны ли утверждения?
А) Объектом патопсихологического исследования в системе образования могут выступать дети, или уже имеющие психиатрический диагноз, или относящиеся к так называемой «группе риска»
В) Объектом патопсихологического исследования в системе образования могут выступать дети со стойкими нарушениями поведения, с низкими показателями успешности учебной деятельности, с не соответствующими возрасту показателями развития
Верны ли утверждения?
А) Объектом проведения судебно-психологической экспертизы могут выступать не только обвиняемые, но и потерпевшие или свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке достоверности их показаний
В) Объектом проведения судебно-психологической экспертизы могут выступать только обвиняемые, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке достоверности их показаний
Верны ли утверждения?
А) Основным условием формирования психических функций является овладение миром предметов и явлений, созданных человеком
В) Болезнь создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к искаженному отражению действительности и закреплению искаженного отношения к миру, к появлению патологических черт личности
Верны ли утверждения?
А) Основными принципами патопсихологического исследования в школе В.М.Бехтерева были: использование комплекса методик, качественный анализ расстройства психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования
В) Метод семантики возможных миров используется для определения значения выражений, семантический статус которых зависит от единственного положения дел
Верны ли утверждения?
А) Отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, по мнению В.М.Бехтерева, подчинены тем же основным законам, что и здоровая психика
В) Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, затрагивающий большей частью сложные психические явления, к которым экспериментальная психология еще не имела подхода
Верны ли утверждения?
А) Патопсихолог, исследуя закономерности распада психической деятельности и используя для этого психологические методы (в первую очередь — эксперимент), не имеет права на постановку клинического диагноза, не может принимать решения о характере проводимого лечения
В) Патопсихолог, исследуя закономерности распада психической деятельности и используя для этого психологические методы (в первую очередь — эксперимент), ставит клинический диагноз и принимает решения о характере проводимого лечения
Верны ли утверждения?
А) Патопсихологические исследования не играют роли в проведении судебно-психиатрической, воинской и трудовой экспертизы
В) Системные изменения психики, выявляемые в ходе динамической диагностики, характеризуют особенности наступления ремиссий и структуры формирующегося при этом психического дефекта, если речь идет о процессуальных заболеваниях
Верны ли утверждения?
А) Патопсихология уже в истоках имела все признаки, необходимые для утверждения ее научной самостоятельности в качестве отрасли психологической науки: предмет исследования — нарушения психики; методы — весь арсенал психологических методов; концептуальный аппарат — аппарат психологической науки
В) Связь с психопатологией осуществлялась через участие в воссоздании психопатологического синдрома, характерного для разных психических заболеваний
Верны ли утверждения?
А) Патопсихология является отраслью психологической науки
В) Данные патопсихологии имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для психиатрии
Верны ли утверждения?
А) Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат
В) Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, этиология, патогенез, симптом, синдром и т.д.
Верны ли утверждения?
А) Первый психологический критерий — это неадекватность, которая может проявляться в эмоциональных реакциях, поступках, поведении в целом, в речевых высказываниях, мимике и жестах
В) Первый психологический критерий — это адекватность, которая понимается как наличие понятных, объяснимых причин психических реакций
Верны ли утверждения?
А) По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах
В) Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии — психопатологией
Верны ли утверждения?
А) Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного (об особенностях его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом) является одной из важнейших задач практической патопсихологии
В) Данные патопсихологического исследования, являясь единственным основанием для постановки клинического диагноза, позволяют выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь
Верны ли утверждения?
А) Поражение более поздних в филогенетическом отношении образований мозга ведет к ослаблению их регулирующей роли и приводит к «высвобождению» активности более ранних
В) Данные исследований, проведенных на животных, убедительно показывают, что в первую очередь у животных разрушаются условные рефлексы при большей сохранности безусловных
Верны ли утверждения?
А) Предметом психиатрии выступает особый класс заболеваний — психические расстройства, сущность которых проявляется во всевозможных нарушениях психики
В) Психиатрия является наиболее разработанной в теоретическом и наименее сложной в практическом плане отраслью медицинской науки и практики
Верны ли утверждения?
А) Представителями школы В.М.Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, а такие как методика сравнения понятий, определения понятий вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии
В) В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности
Верны ли утверждения?
А) Привлечение патопсихологического материала является нецелесообразным при решении вопроса о соотношении биологического и психологического в развитии человека.
В) В экспериментальном исследовании патологии восприятия Е.Т.Соколовой было убедительно показано, как под влиянием различно мотивированной инструкции меняется течение и результат перцептивной деятельности больных.
Верны ли утверждения?
А) Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не повторяют закономерностей развития психики
В) Психическое развитие обусловливается, в первую очередь, биологическими факторами, тогда как распад психики — социальными
Верны ли утверждения?
А) Сама патопсихология имеет только практическое значение, позволяя расширять рамки научного познания психики
В) Сама патопсихология имеет не только практическое, но и важное теоретическое значение, позволяя расширять рамки научного познания психики
Верны ли утверждения?
А) Слабоумный взрослый больной утрачивает способность овладевать новой системой знаний, при этом у него может в определенной степени сохраняться прежний багаж информации
В) Ребенок, даже мало знающий, легко образует новые понятия, легко овладевает новой системой знаний
_______________ ввел в обиход современной психологии в качестве основного понятие высших психических функций (ВПФ)
_______________ изучает общие закономерности психического расстройства, типовые психопатологические процессы, природу этих типовых психопатологических процессов
_______________ представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности
_______________ – болезни и патологические состояния, вызванные действием медицинского персонала
_______________ – ментально-мировоззренческая установка, основанная на отрицании трансцендентного миру начала Бытия
_______________ – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта
_______________ – развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия
_______________ – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей
_______________ – страх перед своей внешностью, при котором люди, имеющие данное нарушение не могут согласиться с мнением специалистов о том, что их внешность вполне привлекательна
_______________ – учение о причине возникновения болезней
_______________ – учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов
_______________ – частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям
_______________ — наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений
_______________ — это особый раздел психологии вообще и клинической психологии в частности, изучающий закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с нормой
__________________ является одним из разделов психологии (клинической психологии)
___________________ дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на долговременную и кратковременную
В _______________ в. исследователи нарушений психической деятельности возвещают о вычленении особой отрасли знаний — патологической психологии
В лабораториях разрабатывались __________________ методы исследования нарушенной психики
В русле теории ________велись и продолжают осуществляться исследования нарушений установки при различных формах психических заболеваний
Все высшие психические функции (к которым относят произвольные формы познания и регуляции, отвлеченное мышление и др.) имеют _______________строение
Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова, организованная в ___________г. при медицинском факультете Московского университета
Еще одним важным как для общепсихологической теории, так и для методологии и практики патопсихологии является положение о сложном строении_________
За последние годы выросло значение патопсихологии в ______________работе, которая проводится в разных видах психологической службы
Именно мотив, т.е. ________________порождает специфически человеческую форму активности — деятельность
Интерес к психологии со стороны передовых психоневрологов, возник в связи с коренным поворотом в ее развитии — организацией в____________ г. В.Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментально-психологической лаборатории
Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, _______придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека
Можно сказать, что психопатолог и патопсихолог подходят к одному и тому же явлению - психическому __________________________________— с различных сторон
На становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога_________________
Основной единицей деятельности является ________________, который также носит целенаправленный характер и осуществляется при помощи определенных способов (операций), соотносимых с конкретной ситуацией
Основным принципом экспериментальных методов исследования является ____________ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности
Отечественная патопсихология родилась в______________в., и была вызвана к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки
Патопсихолога интересуют психические нарушения, так как они раскрывают специфику психики, проявляющейся в особых условиях - в условиях ___________________
Патопсихология, несмотря на всю близость к психопатологии, в практическом плане, остается ____________, ее методологической базой является общепсихологическая теория
Предметом _______________ является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством
Предметом же __________________ (а следовательно, и любой ее отрасли) является психика
Предметом любой медицинской отрасли, как известно, является _________во всех проявлениях и связях
Смешение понятий "патопсихология" и "психопатология" происходило из-за отсутствия четкой дифференциации ____________________в период первоначального накопления фактического материала в конкретных исследованиях аномалий психики
Согласно теории А.Н.Леонтьева, ___________как особая форма активности человека представляет собой единство ее внешней (практической) и внутренней (психической) сторон
Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках России — вторая в Европе лаборатория В.М.Бехтерева в Казани в ______году
Экспериментальные исследования психологии умственной отсталости послужили Л. С.Выготскому материалом для построения теории о связи ___________________________