_________психология изучает возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека
«Человек есть то, что делает из него окружение, среда» - это основной методологический принцип
Автором теории происхождения и развития интеллекта является
Английский психолог Д.Левинсон выделяет в зрелом возрасте два переходных этапа (периода), характеризующихся пересмотром жизненных программ: ______________ лет
Безусловный рефлекс, проявляющийся в повышенной цепкости новорожденного к палочкам или пальцам, вложенным в его ладони, называют
Большинство теорий старения можно разделить на две категории
Бурная, эмоциональная реакция ребенка на появление мамы получила название «комплекс _______»
В возрастной психологии выделяются типы развития
В игре дошкольника взрослый и его действия становятся для ребенка образцом в ________________ форме
В конце раннего возраста появляется _______________ игра
В младшем школьном возрасте завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-_________ мышлению
В молодости, в отличие от юности, отличительными чертами психологического облика человека являются следующие
В моторике в период полового созревания происходят изменения, результатом которых становятся временные нарушения __________ движений
В отличие от младшего школьника, у которого преобладает непроизвольное внимание, у подростка внимание становится _________, т.е. хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью
В подростковом возрасте наступает _________ кризис, подразумевающий биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций
В подростковом возрасте совершается переход к _______________ мышлению
В психологии ________ - это закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
В раннем возрасте развиваются различные психические функции, но доминирует
В раннем возрасте у ребенка _______________________ мышление
В современной психологии под _____________ возрастом понимается период онтогенеза от 10-11 до 15 лет
В старости - взвешенность суждений и способность давать взвешенные советы по важным или неясным вопросам жизни - это
Важным новообразованием юношеского возраста, по мнению отечественных психологов К.Обуховского и В.Чудновского, - это
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является ________ деятельность
Ведущей деятельностью в период раннего детства является предметно-__________ деятельность, когда ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними
Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний, - это
Восприятие ребенка раннего возраста характеризуется
Гипотетко-дедуктивное мышление основывается на развитии
Главной социальной задачей юности является
Д.Б.Эльконин делит психику на две сферы
Д.Б.Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на две группы: _____________ и _______________ виды деятельности
Деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обощенной форме и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, - это ________ игра
Единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, - это _________ идентичность
Желание подростка, понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
Заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, - это
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, - это _________ психики
Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это
Зрительное сосредоточение возникает
Идею о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), а совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, поддерживали ученые
История индивидуального развития личности - это
Количество понимаемых ребенком слов - это ________ словарь
Количество произносимых ребенком слов - это _______ словарь
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в
Комплексная наука о детях, включающая педагогику, психологию, физиологию и т.д., - это
Кризис 7-ми лет, по мнению Л.И.Божович, - это период
Культурно-историческую концепцию развития разработал
Личностная (мотивационная) готовность к школе включает в себя два компонента
Механизм эмоционального предвосхищения, который появляется у ребенка в дошкольном детстве, предполагает, что смещение аффекта
Мозг новорожденного ребенка
Мотивационно-аффективная либидозная привязанность к родителям противоположного пола для мальчиков - это комплекс
На психологическую готовность к школьному обучению, по А.Л.Венгеру, отрицательно влияют такие психические особенности младшего школьника, как
Наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие ______________ уровень самооценки
Наследственно закрепленные механизмы приспособления к окружающей среде - это
Наука о старении, старости и долголетии человека - это
Научное направление, связанное с исследованием умирания и смерти человека, - это
Негативная сторона идентичности в старости, по Э.Эриксону, - это
Неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации, - это
Общение ребенка раннего возраста в основном ориентировано на общение с(со)
Объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе - это
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности к школе
Одна их фундаментальных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии
Одним из крупнейших западных психологов XX века, относившийся к любви как к искусству, посвятивший этому явлению свою работу «Искусство любви», был
Одной из болезней старческого возраста является болезнь Альцгеймера. Основным симптомом болезни являются проблемы
Опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту, основой которого является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти, - это
Организм подростка развивается
Основателем психоанализа является
Острая борьба мотивов (делать то, что надо, или то, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение, - это
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе, - это
Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе становления в период
Патология характера, при которой у субъекта наблюдаются необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде, называется
Первичная самооценка имеет ________________ характер
Первые условные рефлексы появляются у младенца
Первые функциональные движения, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых, появляются у ребенка
Первым признаком наступления пубертатного периода является
Переход внешней деятельности во внутреннюю, по мнению Л.С.Выготского, - это
По З.Фрейду, фаза развития, характеризующаяся становлением самосознания, ощущением уверенности в себе и способностью к зрелой любви, - это ________ фаза
По К.Юнгу, период зрелости заключается в
По мнению Д.Б.Эльконина, в подростковом возрасте возникает новая ведущая деятельность, называемая
По мнению отечественных психологов, формой развития ребенка является
Поведение подростка, проявляющееся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, называется
Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется
Подкрепление может быть
Подростковый возраст или как его еще называют _________, относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида
Позитивная сторона идентичности в старости, по Э.Эриксону, - это
Познавательному развитию ребенка способствует
Положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны, выдвинул
Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это
Понятия начинают усваиваться ребенком в
Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, - это представления
Признаки, которые характеризуют высшие психические функции, - это
Принцип генетической спирали был предложен
Простейшая, первичная форма самосознания - это
Протяженность, пространство жизни, обозначающее временной интервал между рождением и смертью, - это
Профессиональные типы, наиболее характерные для девушек, - это
Профессиональные типы, наиболее характерные для юношей, - это
Процессы, которые можно отнести к непреформированному пути развития, - это
Процессы, составляющие, по мнению А.Валлона, развитие, в результате чередования которых на каждом новом витке этого развития образуются новые качества, - это
Психическое состояние пожилого человека, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных возможностей, общей пассивностью поведения, - это
Психическое состояние человека, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных возможностей и общей пассивностью поведения, - это
Психологическим содержанием кризиса 7-ми лет является осознание
Раннее детство сензитивно к
Рождение в молодой семье первого ребенка привносит в жизнь супругов новые роли. Этими ролями являются роли
Самое важное изменение в речи ребенка раннего возраста то, что слово приобретает для него ________________ значение
Сексуальная энергия в психоанализе - это
Система услуг, включая госпитализацию, для смертельно больных, позволяющая им прожить свои последние дни как можно более независимо и безболезненно, - это
Слуховое сосредоточение появляется у ребенка
Смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями - появляется в
Согласно теории Э.Эриксона формирование эго-идентичности (личностной целостности)
Состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели, - это
Социальные явления, которые повлияли, по мнению П.Арье, на появление подросткового и юношеского возраста как социально-исторического явления, - это
Специфика социальной ситуации развития младенца заключается в полной зависимости его от
Способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор - это соподчинение
Способность соподчинять мотивы у ребенка раннего возраста
Старость - это период жизни
Столкновение ролевых позиций - это ______________ конфликты (кризисы)
Стремление ребенка получить не только эмоциональную поддержку от взрослого, но и «втянуть» его в свои игры, в совместные действия, называется
Субъективное чувство убыстрения хода времени особенно ярко проявляется в период ______________ лет
Теории старения, утверждающие, что старение есть результат случайных повреждений, как внутреннего, так и внешнего характера - это _______ теории.
Теории, которые принадлежат к бихевиористскому направлению в психологии, - это теории
Теории, согласно которым старение определяется запрограммированными действиями наследуемых генов, называются теориями ________________________________
Теории, утверждающие, что старение есть результат случайных повреждений, как внутреннего, так и внешнего характера, называются ________________________ старения
Теорию морального развития ребенка создал
Теория развития, согласно которой происходит чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества, - это теория развития психики
Теория развития, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе, - это
Термин «зона ближайшего развития» ввел в научный оборот
То, каким субъект намерен стать, - это
То, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы, - это
Традиционно в периодизации возрастного развития человека за зрелым возрастом следует
У ребенка раннего возраста принято различать словари
У Э.Эриксона основным новообразованием подросткового возраста является _________ - субъективное чувство непрерывной самотождественности
Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, - это
Уровни развития моральных суждений, выделенные Л. Кольбергом, - это
Успешная работа, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания, приводят к становлению чувства _________ - нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста
Установите последовательность стадий приспособления мысли к смерти, выделенных Кюблер-Росс
Установить соответствие между возрастным периодом и его познавательным и речевым развитием
Установить соответствие между компонентами самосознания дошкольника и их характеристикой
Установить соответствие между названием возраста и его характеристикой
Установить соответствие между очередностью роста отдельных частей тела у подростков
Установить соответствие между периодами развития человека и их продолжительностью (согласно возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной физиологии в 1965г)
Установить соответствие между понятием и его определением
Установить соответствие между понятием и его определением
Установить соответствие между понятием и его определением, которое дал Л.С.Выготский
Установить соответствие между понятиями и их определениями
Установить соответствие между раздражителями и рефлексами, которые они вызывают у новорожденного
Установить соответствие между составляющими «Я-концепции» и их характеристикой
Установить соответствие между стадиями жизненного пути личности, выделенными Э.Эриксоном, и двумя крайними полюсами, между которыми достигается равновесие, в результате чего приобретается новая форма эго-идентичности
Установить соответствие между стадиями жизненного пути личности, выделенными Э.Эриксоном, и двумя крайними полюсами, между которыми достигается равновесие, в результате чего приобретается новая форма эго-идентичности
Установить соответствие между стадиями, выделенными З. Фрейдом, и их возрастными характеристиками
Установить соответствие между сторонами самосознания и их характеристикой
Установить соответствие между типами семей, выделенных А.И. Захаровым, и реакцией в них на взросление подростка
Установить соответствие между ученым и тем, как он понимал возрастной кризис
Установить соответствие между фазами, выделенными З. Фрейдом, и их характеристиками
Утверждения, характеризующие мотивацию достижения успеха в учебе, - это
Ученые, которые относились к когнитивному направлению в возрастной психологии, - это
Фаза развития ребенка, которая характеризуется тем, что либидо не фиксировано, - это ____________ фаза
Факторы, которые характерны для группы-ассоциации, - это
Факторы, характеризующие группу-кооперацию, - это
Факторы, характеризующие коллектив, - это
Физическое и психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции - это
Физическое и психологическое чувство разобщенности, отделенности и социальной изоляции личности - это
Форма осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимание внутреннего мира других людей, - это
Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности - это
Характеристики кризиса трехлетнего возраста, описанные Л.С.Выготским и Э.Келер, - это
Характеристики, которые относятся к пубертатному периоду, - это
Характерная черта ранней юности - формирование жизненных
Центральным новообразованием дошкольного детства является
Центральным новообразованием периода раннего детства является
Чувство _______, по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность
Э.Эриксон считал, что в старости возможно обретение двух противоположных качеств
Эпигенетическую теорию жизненного пути личности разработал
Этические переживания появляются у ребенка в
Явление в динамической функциональной структуре личности, при котором ослабляется соотношение иерархически высших уровней низшими уровнями в пользу последних, что приводит к распаду личности, называется
Явление, названное Л.С.Выготским обобщением переживаний, возникает в
Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка раннего возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками, называют