Верны ли определения?
А) Внутриролевой конфликт – противоречия, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей
В) Межролевой конфликт - продукт противоречивых требований, предъявляемых к носителям одной роли разными рабочими группами или нормативными предписаниями
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Организационное поведение - приобретенные смысловые системы персонала, передаваемые посредством вербальных и невербальных средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции
В) Норма - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Целевая группа - группа, которая отличается тем, что отвечая на формальные требования, состоит из специалистов, которые непосредственно подчинены конкретному управленцу
В) Командная группа - группа, которая характеризуется более гибкой организационной формой, поскольку носит временный характер объединения для достижения известной цели или реализации существующей программы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Целевые группы - временные объединения работников для осуществления конкретной цели, отдельного проекта
В) Конформность - поведение индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эффект «пульсара» - циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера
В) Эффект «маятника» - изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В случае несовпадения ролей и ожиданий фиксируется диссонанс, который обостряет управленческие отношения в рабочей группе и формирует условия развития ролевого конфликта
В) Социальные нормы и собственно групповые нормы делятся на кодифицированные и резидуальные (остаточные)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Групповая сплоченность - процесс формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями
В) Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Групповые нормы бесплодны, если не опираются на групповые санкции
В) Поощрительные санкции: высмеивание, игнорирование, бойкот, публичное покаяние, остракизм
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Динамичные, неустойчивые организационные процессы порождают рост неформальных контактов и слухов
В) Централизованная сеть чаще используется при выполнении сложной задачи, которая требуют разнообразия вариантов решения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Доминирующую роль среди характеристик организационной принадлежности работника играет система отношений, которая представляется каждому сотруднику уже в готовых организационных формах
В) Основным критерием первичности группы является непосредственность и регулярность организационного взаимодействия
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Запретительные санкции: поддержка, групповое уважение точки зрения, первоочередность получения ресурсов, присвоение значимых символов, исключение дополнительной нагрузки
В) Все социальные (групповые) нормы являются правилами общего характера, представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Информационные каналы (потоки) удовлетворяют потребность организации в информации и образуют различные сети: централизованные и децентрализованные
В) Для авторитарного стиля характерна многоканальная система коммуникации и стимулирование горизонтальных и восходящих потоков общения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К внутренним факторам образования рабочих групп относят те, которые характеризуют: экономические, социальные, правовые, экологические условия развития организации; изменение рыночной конъюктуры, диверсификацию в сфере организационной деятельности и т.п.
В) Благоприятными условиями неформального объединения людей являются: неудовлетворенность существующими формальными отношениями, дополнительные интересы, которые не удовлетворяются формальной структурой, сходство личностных свойств и социальных потребностей и др.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Культура в организации обусловливает определенное поведение сотрудников, выполняя функцию его регулирования, согласования индивидуальных целей с общей целью организации и то пространство взаимодействия, где действуют ценности, нормы и модели общего пользования
В) Мировозрение, мировосприятие - это наиболее устойчивое и желанное личностное образование в культуре организации, которое формируется не сразу, а постепенно
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда
В) Чем выше у сотрудников уровень удовлетворенности трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Модель Гирт Хофштеде выделяет пять переменных культуры: дистанция власти, индивидуализм, мужественность, стремление избежать неопределенности
В) Форма власти понимается как степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» («мозговой атаки»)
В) Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Неформальная структура рабочей группы отличается тем, что здесь отсутствует строгая структура власти, не определены статусы, роли и система взаимоотношений динамичны
В) Внешние факторы образования рабочих групп касаются самой рабочей группы и предполагают: профессиональный, возрастной, половой, образовательный, национальный состав группы, социально-психологические процессы внутри группы, характер управления, подбора и расстановки кадров и пр.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями: положением группы в системе социальных отношений общества, через профессию, заработную плату, организационные льготы и др.
В) Роль - это динамическая характеристика статуса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основная функция неформального общения - удовлетворение потребности сотрудников во взаимодействии, которое не ограничено рамками функциональных обязанностей и полномочий
В) Формальная информация распространяется быстрее (временная характеристика) неформальной и на первых порах наделяется большим доверием
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Ролевой конфликт - ситуация, при которой работник, выполняя определенные функциональные обязанности, не может осуществить маневрирование ролями или такой маневр затруднен
В) Размер группы существенно определяет характер и направленность отношений по вертикали и горизонтали
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Руководитель группы автоматически получает доступ к органикратическим властным полномочиям: власти насильственной и поощрения, должностной власти и информационной
В) Смысловые системы способны создавать культуральное пространство и специфическое восприятие реальности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Со временем члены группы начинают отождествлять себя со своей группой, с ее ценностями и нормами, воспринимая последние как свои собственные
В) Главным условием для формирования рабочих групп является регулярное и непосредственное взаимодействие работников в решении общих проблем и достижении общих целей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Создание неформальной группы внутри формальной приводит к скрытому переплетению двух структур отношений, в значительной степени затрудняющих управленческий контроль за групповыми процессами
В) Стадия брожения - формальное объединение, которое характеризуется: высокой степенью неопределенности в целях, структуре и лидерстве, преобладание в отношениях метода проб и ошибок по выбору ролей и позиций
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Соответствие статусных символов реальным заслугам индивида перед группой является важным фактором групповых процессов
В) Люди, обладающие одним и тем же статусом, часто обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как социальный тип
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Стадия формирования группы - одна из форм внутригруппового конфликта, которая отличается соглашением на существование группы, сопротивлением внешнему контролю
В) Командная группа является базовой организационной единицей, удовлетворяющей всем формальным требованиям
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Статусная символика в организации несет на себе и ряд функций: вознаграждения, мотивации, облегчения общения
В) Преодоление крайностей ролевой идентификации имеет свои характеристики по темпу и направленности изменений личности в рабочей группе
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Стиль поведения сотрудника находится в прямой зависимости от культурных ценностей
В) Атмосфера является более стабильным образованием, чем социально-психологический климат
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Хоуторнские эксперименты показали, что возможности отдельного человека ограничены, ограничения компенсируются сотрудниками группы и возможностями организации, управления
В) Эффект социальной лени в группе особенно четко проявляется в условиях, когда работа требует совместного участия в общей деятельности всех членов группы, а также при необходимости активного взаимодействия между ними
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Централизованные и децентрализованные сети не ограничивают контакты между сотрудниками на неформальном уровне
В) Неформальное общение в организации - это отдельная совокупность контактов между сотрудниками, которые не совпадает с формальными информационными потоками и формируется на основе симпатий (антипатий) в межличностной сфере
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы
В) Групповое влияние в значительной мере определяет индивидуальное поведение, а групповые стандарты являются главным фактором, детерминирующим индивидуальную производительность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А.Н.Лутошкиным
В) Эффект «волны» возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Контркультурными образованиями считаются: прямая оппозиция ценностям позитивной организационной культуры, культивирование ценностей, направленных на подрыв властных полномочий, отступление от принятых в организации ценностей поведения и отношений
В) Культура организации - функция целенаправленных управленческих действий высшего руководства
Подберите правильный ответ
___________ группы более мобильны и гибко реагируют на изменение социальной, экономической и профессиональной ситуации управления
____________ группы существенно определяет характер и направленность отношений по вертикали и горизонтали
_____________ социально-психологического свойства означает, что при определенных условиях функционирования, статусов и ролей свойство можно трактовать как негативное или позитивное по влиянию на развитие группового процесса
_________________ уровень организационной культуры включает внешние организационные характеристики: продукцию или услуги, оказываемые организацией, технологию, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п.
В организационной психологии выделяются ролевые конфликты двух типов: межролевые и ________________
В организационной психологии выделяются ролевые конфликты:
Влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому, – это эффект
Групповые _______ фиксируются быстрее, если они способствуют выживанию группы и противодействию сторонних влияний
Групповые нормы и санкции должны учитывать ряд дополнительных образований в структуре рабочей групп, к которым относят социально-психологические _________ людей в составе группы, и размеры самой группы
Два фактора влияют на остроту ролевого конфликта: степень различия между ролями по предъявляемым ими требованиям; степень строгости предъявляемых ролями ___________
Движение данных от вышестоящего руководства в организации к более низкому уровню управления – это _____ информационный канал
К амбивалентным социально-психологическим свойствам можно отнести ____________________, самостоятельность и уверенность в себе
Классификации сторон общения Б.Ф.Ломова включают: ______________ стороны
Когнитивная ____________ – реакция, когда сотрудник пытается переосмыслить свои роли и ситуацию ролевого конфликта
Направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества - это эффект
Нормы, которые управляют теми сторонами человеческого поведения, которые не охвачены формальными, аналитически выверенными и упорядоченными социальными нормами, – это ______ нормы
Ожидания формируются в рабочей группе на основе оценок выполнения функций по ___________ сотрудника
Официальный свод правил, регламентирующих поведение индивида в той или иной социальной группе либо ситуации, имеющие четко определенный источник происхождения, – это _____ нормы
Побуждение, когда не допускаются определенные действия и осуществляется запрет нежелательных видов деятельности, – это
Под воздействием межролевого конфликта формируются следующие поведенческие реакции персонала:
Рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения и деятельности – это
Референтная группа выполняет по крайней мере следующие функции:
Ролевая идентификация в рабочей группе опосредована не только личностными особенностями, но и __________________
Санкции могут быть двух типов: _____________ и запретительные (позитивные и негативные)
Система групповых действий или управленческих решений, которые работники интерпретируют как часть необходимой организационной работы, приуроченной к определенному событию, - это
Совокупность мнений о предполагаемом поведении индивида в группе или совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах, - это групповые
Совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения, - это групповые
Сотрудники с одинаковыми наборами социально-психологических свойств образуют когорту, несколько когорт образуют рабочую __________ и организацию в целом
Социальная ____________ - поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения
Стадия развития рабочей группы (по Зеленскому А.Н.), одна из форм внутригруппового конфликта, которая отличается соглашением на существование группы, сопротивлением внешнему контролю, распределением форм деятельности, при котором решение принимается большинством, присутствует конфликт в области лидерства, - это стадия
Стадия развития рабочей группы (по Зеленскому А.Н.), процесс формирования в группе близких отношений, общности норм и ценностных ориентаций - это стадия
Стадия развития рабочей группы (по Зеленскому А.Н.), формальное объединение, характеризующееся высокой степенью неопределенности в целях, структуре и лидерстве; преобладание в отношениях метода проб и ошибок по выбору ролей и позиций - это стадия
Стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения, - это
Традиционные нормы рабочей группы затрагивают интенсивность и качество труда, форму одежды на рабочем месте, знаки уважения к организации, _________ к организации
Ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых, - это
Формальная система общения в организации выполняет функции: предписывающие, констатирующие, _________ , ограничивающие
Эффект социальной лени открыл
________ — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего субъекта и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения
_________ - связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией
_________ - субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту, обусловленное его групповой принадлежностью и определяющее определенные способы его поведения
_________ - это осознание адресантом того, как он воспринимается партнером по общению
__________ - строго определенный объем ежедневной работы, составляющий норму выработки для хорошего работника к установленному времени и с достаточным качеством
__________ в организационной психологии - базовая организационная единица, которая состоит из индивидов, регулярно и непосредственно взаимодействующих в ходе выполнения общей задачи, следующих принятым в группе нормам
__________ группа - действующая рабочая группа, в которую включен индивид
__________ группа в организационной психологии - объединение людей, где определены: цель, структура власти, позиции и роли сотрудников, регулирующие вертикальные и горизонтальные отношения, сформулированы и предписаны групповые нормы
__________ организационного общения — это совокупность каналов общения, связывающих элементы организационной структуры
__________- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека
__________- это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам
___________ - престиж, позиция или должность специалиста в пределах рабочей группы или организации в целом
____________ - деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели
____________ - член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях
____________ в рабочей группе - композиция ожидаемых поведенческих актов, которые приписаны сотруднику организации с определенным статусом
_____________ - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе
_____________ - специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта
______________ группы означает, что данный состав группы интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута такая степень отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и ценности этой деятельности
______________ организационная норма - процесс усреднения собственной производительности рабочим в соответствии с негласной групповой нормой
______________ сеть более эффективна, когда увеличивается размер организации, усложняются услуги, изменяется внешняя среда деятельности и территориальная разбросанность подразделений
______________- это приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности
_______________ сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности
_________________ стиль управления действует тем, что концентрирует информационную нагрузку на обратных связях и восходящих каналах
_________________ тип власти (по А.Н.Занковскому) - власть, обладание которой обеспечивается определенной ролью индивида в организационной структуре
___________________сеть - совокупность нисходящих и восходящих потоков информации из нескольких центров с последующим конвергированием или дивергированием по одному или нескольким каналам
_________________тип власти (по А.Н.Занковскому) – власть, основанная на личностных характеристиках и знаниях индивида
_______________эксперименты продемонстрировали, что поведение рабочих жестко детерминировано поведением его непосредственной рабочей группы
___________стимулирование в любой форме действует только через групповые стандарты, эмоции и чувство безопасности
________— лицо, посылающее сообщение (субъект общения)
_______является самым универсальным средством коммуникации
«Мозговая атака» - ситуация, когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и __________ осмысления
Благоприятным условием референтности _________ является то обстоятельство, что сотрудники начинают сравнивать, анализировать и оценивать себя относительно других групп и социальных общностей
В __________ сфере статуса существенную роль играют: образование, социальное происхождение, возраст, пол, профессиональная квалификация, жизненный опыт, материальное положение, национальность, личностные характеристики
В _____________ организации настоящую рабочую (социальную) группу, как правило, составляет та немногочисленная группа работников, которые ежедневно работают вместе над выполнением одной или нескольких близких задач
В случае несогласия с раскладкой ролей и функций на стадии __________ отдельные сотрудники используют защитные механизмы или покидают группу
В случае несогласия с раскладкой ролей и функций на стадии нормирования отдельные сотрудники используют __________механизмы или покидают группу
Все множество наблюдаемых взаимодействий описывают при помощи четырех критериев: связанных с позитивными эмоциями, связанных с негативными эмоциями, в сфере постановки __________, в решении проблемы
Главным мотивом вступления индивида в группу могут считаться те индивидуальные _____________ , которые человек может удовлетворить только в группе
Групповая идентичность состоит из компонентов:
Групповые _________ - механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния
Действительная продуктивность группы равна ее потенциальной продуктивности минус ____________________ и координационные потери (исследования М.Рингельманна)
До Ф.Тэйлора базовым производственным отношением являлось отношение между управляющим и группой рабочих, а основной формой ответственности была ____________ ответственность за конечный результат
Зеленский А.Н. выделяет следующие стадии развития рабочей группы: формирование, ____________, нормирование и деятельность
Индекс групповой _____________ - отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов
Информацию можно подразделить на ___________, восходящую и горизонтальную
К структурным социально-психологическим характеристикам группы обычно относят: статус, роль, ожидания, нормы и _______________
Канал __________ - среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом
Модель В.Сате предполагает несколько процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность: ___________ между индивидами и частями организации, принятие решений, контроль, коммуникации, лояльность (посвященность) организации, восприятие организационной среды, оправдание своего поведения
На основе эффекта _________ формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы
Наличие _________ обостряет конкуренцию и борьбу за власть внутри рабочей группы
Обработка всех типов информации включает ряд манипуляций: анализ, тиражирование, хранение, __________
Организационная культура имеет следующие уровни
Организационное _________- совокупность информационных каналов, связывающих элементы организационной структуры
Переменная ________________ (модель Гирт Хофштеде) отражает то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа "настойчивость" и "самоуверенность", "высокий уровень работы", "успех и конкуренция" и роли мужчины
Позитивный профиль реализации организационной культуры соседствует с организационной ____________ или суррогатами такой культуры
Посредством регулятивной функции общение различными способами «контролирует» ________членов организации
Ролевой __________ - ситуация, при которой ролевые ожидания формируются в рамках общепринятых представлений о возможностях работника в рабочей группе
Рыночная ____________ - сегмент рынка товаров и услуг, который свободен от конкуренции и гарантирует компании финансовый успех
С внедрением научного менеджмента основным «строительным материалом» организации стал ______________
Соединение организационных и личностных ценностей с ценностями организационной культуры способствует перестройке сознания и иерархии __________ личности
Социальная __________ - повышение эффективности деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов
Социально-психологический _____________ - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий преимущественно эмоциональной привязанности, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития
Стадия _________ завершает становление и развитие рабочей группы (по Зеленскому А.Н.)
Статусный __________ - нарушение в объективной оценке положения того или иного члена группы в организации при определении должностного (карьерного) продвижения
Существуют такие формы организации совместной деятельности, как совместно- ________________ деятельность, совместно-последовательная деятельность, совместно-взаимодействующая деятельность
Централизованная ____________ - формальный поток информации, нисходящий из одного центра с последующим дивергированием по нескольким каналам
Э.Мэйо доказал, что руководители должны принимать во внимание факторы социальной организации рабочего места и человеческие ___________ рабочих
Э.Мэйо ставят в заслугу учет человеческих и социальных аспектов ситуации ___________
Эффект «_____________» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.
Эффект «____________» - распространение в группе идей, целей, норм и ценностей
Эффект «мы и ________» - чувство принадлежности к определенной группе людей и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами
Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта - эффект __________ и эффект эмоциональной поддержки
Эффект принадлежности к группе включает следующие более частные эффекты:
Эффект эмоциональной __________ проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы