В России существует два основных направления подготовки профессиональных психологов - в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования:
В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор):
Важнейшее качество деятельности психолога - профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности:
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность:
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность:
Вторую ступень психологического образования составляет обучение в двухгодичных колледжах:
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание:
Координаты пространства профессионального и личностного самоопределения по вертикали - линия ориентации самоопределяющегося человека на альтруизм или на эгоизм:
Направления исследования профессионального саморазвития: содержательное, динамическое и институциональное:
Обучение в аспирантуре четыре года по очной форме и пять - по заочной:
Первую ступень высшей школы составляет обучение в двухгодичных колледжах:
При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета:
При непрерывном пятилетнем специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в одной сфере психологии, например, клинической, педагогической или психологии развития:
Профессионализацию рассматривают как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности:
Развитие психолога-профессионала неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания: