Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве:
Главная задача метатеоретического уровня знания - обеспечение целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, значения путем оценки выполнения ими своих основных функций:
Для метатеоретического уровня знаний характерна объяснительная функция:
К числу внешних аксиологических ценностей науки относятся объективная истина, определенность, точность, доказательность, методологичность, системность:
Наблюдение всегда носит созерцательный характер:
Научно-исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает в себя два уровня - предметный и рефлексивный:
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики:
Одна из методологических функций понятий научной теории связана с их эвристической ролью в развитии и применении научного знания:
Парадигма - общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания:
Принцип верификации - возможность опытного опровержения утверждений теории:
С помощью эмпирического познания раскрываются лишь внешние, непосредственно наблюдаемые свойства предметов и явлений:
Суть эксперимента сводится к изучению объекта в искусственно созданных для этого условиях:
Уровни научного знания - качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины:
Феноменологические эмпирические теории представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов:
Формализация - совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов:
Эмпирические факторы теории составляют ее наблюдательный и экспериментальный базис:
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента: