В 1863 г. был опубликован фундаментальный труд русского физиолога И. М. Сеченова (1829-1905) "Рефлексы головного мозга":
В.М. Бехтерев раскрыл оценочную сущность восприятия, социальную обусловленность волевой сферы личности, дал интерпретацию проблемы сознания:
Доминанта - динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов:
Знак (слово, схема, число) - искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения:
Л.С. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной деятельностью и внутренней умственной деятельностью:
Педология как наука стремилась строить свою деятельность на четырех важнейших принципах, существенным образом менявших подходы к изучению детей:
Первая половина XIX века характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических процессов:
Пионером определения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию, выступил Л.С. Выготский:
Психические явления - регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды:
Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и сильно зависела от христианского вероучения:
Психофизиологическая проблема - вопрос о соотношении психических и физиологических процессов в конкретном организме:
Сознание - устойчивое возбуждение функционально объединенных нервных механизмов:
Существенная концептуализация и систематизация психологических категорий была проведена С. Л. Рубинштейном (1889-1960):
Ф. Б. Басин разработал системно-функциональные нейрорегуляционные механизмы взаимодействия высших животных и человека с внешней средой:
Я. П. Козельский (1728-1794) в "Философских предположениях" (1768) в теоретическую философию включил теорию познания, логику и психологию: