____________ называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п.
_____________ состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.)
______________ называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования
________________ называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета
_________________ дает перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета, а не описание его внешнего вида
Правило _____________ определения требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия
Правило ________________ определения требует, чтобы определения не подменялись метафорами, сравнениями и т.д.
_____________ - это выдвинутое для обоснования положение, в истинности которого все присутствующие должны быть убеждены в процессе доказательства
_____________ - это деление объема на две части, которые представляют собой противоречащие друг другу понятия, поскольку одно из них обладает каким-либо признаком, а в другом этот признак отрицается
_______________ - вывод заключений из посылок
_______________ - объем понятия раскладывается на части с использованием определенного признака, который, изменяясь, образует видовые понятия (члены деления)
_______________ дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления
_______________ служит для более легкого отыскания предмета (или термина), поэтому осуществляется на основании их несущественных признаков
_______________ тезиса: начав доказывать один тезис, через некоторое время незаметно переходят к доказательству другого тезиса
________________ - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков
________________ - это целенаправленный логико-психологический процесс утверждения в сознании и деятельности субъекта воздействия образа (модели) или системы ценностей активной стороны
________________: один и тот же аргумент считается в одном случае истинным (если это выгодно), а в другом ложным (если это невыгодно)
_________________ - приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать сочувствие другой стороны к выдвинутому положению
_________________ - рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее своей целью установление его ложности или недосказанности
_________________ - рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана
_________________ понятий - это логическая операция, направленная на раскрытие объема понятия
_________________ понятий - это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием
_________________ понятий - это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием
__________________ - мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением
__________________ - силлогизм, в котором не выражена в явной форме какая-либо его часть: большая или меньшая посылка либо заключение
___________________ доказательства называют любое теоретическое или эмпирическое положение, с помощью которого обосновывается тезис
___________________ положения - это законы, установленные и сформулированные как результат научного познания (законы науки), научные определения понятий, аксиомы, принципы, иные рекомендуемые наукой и практикой
___________________: если противник согласился с двумя-тремя конкретными примерами, можно громогласно приписать ему и согласие с общим положением, которого он, может быть, и не признает
_______________________ тезиса: тезис противника стремятся максимально расширить, причем делают это незаметно, как бы просто повторяя его, свой же тезис в процессе доказательства стараются незаметно сузить
________________________ - цепь сокращенных силлогизмов, в которых опущена или большая, или меньшая посылка
__________________________ - сокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы
___________________________________ - два или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого
Аргумент к _____________: использование фактов и положений, неизвестных оппоненту, ссылка на сочинения, которые он заведомо не читал
Аргумент к _____________: расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей
Аргумент к _____________: ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки
Аргументы выступают в качестве посылок, из которых логически следует тезис, и мы только тогда можем быть уверены в истинности тезиса, когда все посылки доказательства истинны, нарушение этого требования называется «___________»
Беседа-диалог, спор, полемика, различные аналитические обзоры являются характерными формами использования
В _________________ плане цель аргументации сводится к обоснованию некоторого положения, точки зрения, формулировки, через другие положения
В ____________________ заключение предшествующего полисиллогизма становится большей посылкой последующего силлогизма
В ____________________ заключение предшествующего полисиллогизма становится меньшей посылкой последующего силлогизма
В зависимости от преобладающего в содержании и форме аргументации набора средств, приемов и форм информационного воздействия на оппонента сама аргументация делится на виды
В зависимости от характера основания аргументации все способы аргументации можно разделить на
В исследовании аргументации выделяются два аспекта
В процессе аргументации и критики могут совершать ошибки двух типов
В школе закон непротиворечия, примененный к понятиям, проявляется в использовании в письменной и устной речи
Важно использование закона _____________ на уроках гуманитарного профиля: русского языка, литературы, истории и др.
Демонстрация - ____________ доказательства
Доказательство, когда, к истинности тезиса идут «от противоположного», путем обоснования ложности антитезиса называется
Доказательство, когда, к истинности тезиса идут путем исключения всех членов разделительного суждения, кроме одного называется
Если будет показано, что тезис необходимо логически не связан с аргументами, то подобная форма доказательства отвергается, то есть имеет место опровержение
Если истинность тезиса вытекает из истинности аргументов, то такое доказательство считается
Если суждение простое, то должны быть выделены его логическое подлежащее - ________________ и логическое сказуемое
Закон _____________ как нормативное правило мышления запрещает в процессе рассуждения всякое понятие (или суждение) подменять другим нетождественным понятием (или суждением)
Закон ______________ выражает отношение логической несовместимости
Закон ______________ выражает отношение логической однозначности
Закон __________________ требует выбора одной из двух взаимоисключающих альтернатив
Закон ___________________ в процессе обучения находит важное применение в следующих аспектах: требование доказательности в изложении учителя и в ответах учащихся, оптимального отбора информации
Закон ___________________ при обучении используется в операциях деления и классификации, когда осуществляется требование постоянства признака, являющегося основанием этих операций
Закон ____________________ используется в школе при осуществлении дихотомического деления понятий, когда мы понятие А делим на В и не-В
К _____________ понятий мы прибегаем во всех случаях, когда возникает задача обзора, систематизации некоторого материала, определения последовательности планируемых действий
К контекстуальным способам аргументации относится
К общезначимым способам аргументации относится
Логическая операция деления включает правило: деление должно быть соразмерным, т.е.
Логическая операция деления включает правило: деление должно производиться по одному основанию, т.е.
Нарушение закона _____________ проявляется в отступлении от обсуждаемой темы или подмене одного предмета обсуждения другим
Обоснованию истинности суждений служит
Обоснованию ложности суждений служит
Основными элементами аргументативного процесса выступают
Ошибка, которая возникает когда смысл тезиса раскрывается через аргументы, а аргументы поясняются через тезис, известная как «___________»
Ошибки, возникающие по причине логической небрежности, неосведомленности, неквалифицированности называются
По способу ведения доказательства делятся на
Под ____________ ошибкой обычно имеют в виду непреднамеренное нарушение правил логики в процессе рассуждения
Правило ____________________ тезиса требует перед рассуждением уточнить содержание основных понятий, входящих в него
Правило ____________________ тезиса требует, чтобы тезис оставался тождественным, одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения
Преднамеренные ошибки, которые используют с целью ввести в заблуждение оппонента; создать видимость победы в дискуссии; изменить ход действий и поступков масс людей, называют
Приводимое в качестве аргумента положение само еще нуждается в доказательстве и не может служить основой для доказательства какого-либо другого утверждения - такая ошибка носит наименование «___________»
Прием «______________» предполагает, что кто-то из собеседников какой-то вопрос или утверждение повторяет много раз
Прием «______________» состоит в том, что собеседник стремится уговорить своего оппонента согласиться с ним
Прием «___________» направлен на то, чтобы получить ответы, которые соответствуют концепции оппонента
Применительно к процессу доказательства выделяют элементы
Примером ______________ доказательства может служить рассуждение, результат которого сводится к так называемому «абсурду»
Разновидностью _______________ являются остенсивные определения
Самый верный и успешный способ опровержения - должны быть приведены действительные события, явления, статистические данные, которые противоречат тезису, т.е. опровергаемому суждению - называется опровержение
Теоретические и эмпирические способы аргументации относятся к