_________ любил и не раз использовал, в частности, в этих стихах, такое построение строфы, когда первая строка повторяется как завершающая, последняя строка строфы.
__________ восприняли у Ницше мысль о двух началах культуры.
__________ первым разглядел огромную одаренность Есенина.
__________ трактовал мир как становление, в котором нет никакой пребывающей субстанции, как «стремление к превосходству» и из этих устремлений выводил высший закон» бытия — бытия «космического».
___________ воспринял ницшеанскую «любовь к судьбе», прославлению сильного человека, который готов величественно и гордо к трагической судьбе.
___________ оказал влияние на всех крупных поэтов того времени — Брюсова, Блока, Ахматову, Пастернака, Маяковского.
____________ - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти XX века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
____________ - в поэтических и музыкальных произведениях - черты, наводящие на воспоминание о другом произведении.
____________ - в стихосложении - группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу.
____________ - в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
____________ - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластическая выразительность человеческого тела, жест и мимика.
____________ - воплощение явления или умозрительной идеи в наглядном образе.
____________ - драматическое произведение, изображающее печальные и мрачные события, в основе которых лежат конфликты непримиримых сил, с неизбежностью ведущие к гибели героя.
____________ - идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства.
____________ - литературно-художественное авангардистское направление начала XX века в Италии и в России, отрицающее нравственные и художественные ценности традиционной культуры.
____________ - ложная, ходульная манера речи.
____________ - мировоззренческая ориентация признающая основным видом познания инстинкт, откровение, веру и ограничивающая или отрицающая возможности разума в процессе познания.
____________ - направление в западноевропейском искусстве первой трети XX века, для которого характерны броскость, гротескность художественного образа.
____________ - направление в искусстве авангардизма; метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.
____________ - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, для которого характерны:изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений; живая достоверность изображения
____________ - направление в итальянской живописи и графике 1940-х, 1950-х годов.
____________ - направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.
____________ - один из трёх родов художественной литературы, в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.
____________ - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
____________ - предвзятая защита, чрезмерное восхваление.
____________ - прием изображения реальных фактов жизни посредством причудливого и контрастного сочетания.
____________ - русская литературная группировка 1920-х годов, утверждавшая примат самодельного образа и формотворчества над смыслом.
____________ - совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы.
____________ - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве XX века.
____________ - совокупность явлений европейской культуры конца XIX – начала XX веков, для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни и индивидуализма.
____________ - стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX веков, для которого характерны: идеи художественного индивидуализма; трактовка искусства как средства социального преобразования общества
____________ - стиль поведения, манера или способ выражения чувств, характеризующиеся возвышенностью, воодушевлением, повышенной эмоциональной настроенностью.
____________ - субъективно-идеалистическое философское направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений.
____________ - субъективно-идеалистическое философское направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений.
____________ - территориальные языковые особенности, вкрапливаемые в литературную речь.
____________ - течение в русской поэзии начала XX в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение.
____________ - философские направления, характеризующзееся попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить априорность познания, противопоставить бытие и долженствование.
____________ - философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира.
____________ - художественное направление конца XIX - начала XX веков, характеризующееся: дуализмом идеального и материального; противопоставлением социального и индивидуального; сближением духовно-нравственного с религиозным.
____________ – поэт-символист, теоретик символизма, один из организаторов «школы символизма».
_____________ считал, что декадентство явилось непосредственной реакцией искусства на материализм.
______________ - методологический принцип анализа и инвентаризации познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.
_________________ - теория, оспаривающая возможность интеллектуального постижения реального мира и социальной действительности, утверждающая примат воли в иерархии сущностных жизненных сил.
«Беру кусок жизни... и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт» - это цитата
«Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего — искусства футуристов, не остановится, да и не может остановиться, перед дверью театра» - это цитата
«Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» - это цитата
«Я создан так, что любить должен только себя, но эту любовь к себе я могу проявлять иначе, как, первенствуя над ближним своим, — таким же, как себялюбцем и жаждущим первенства...» - это цитата
«…символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества…» - это цитата
Автором произведения «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» является
Автором сборника стихов под названием «Сияния» является
Автором таких сборников стихов как «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1897) является
Большинство стихов _________ представляет собой обработку славянских мифов и легенд о Ладе — богине весны и плодородия.
В 1890-е гг. и в начале 1900-х годов в искусстве, общественной мысли иррационализм станет основой этики и эстетики
В 1890-е гг. и в начале 1900-х годов основным направлением русской литературы оставался
В 1904 г. __________ писал: «...самый лучший, ценный и — в то же время — самый внимательный и строгий читатель наших дней — это грамотный рабочий, грамотный мужик-демократ»
В 1910 г. Мейерхольд открывает новый театр —
В 1910-е годы в России в изобразительном искусстве возникают течения, близкие акмеизму и литературному ___________, футуризму.
В 1912 г. поэт Клюев выпустил книгу стихов
В 1916 г. выходит сборник стихов С. Есенина
В __________ годах русские крестьянские поэты объединяются в Суриковский литературно-музыкальный кружок.
В изобразительном искусстве конца XIX в. художники-_______________ отходили от социальных тем.
В истории буржуазной философии Ницше был основателем
В историю русской поэзии начала XX века Клюев вошел как поэт
В конце XIX – начале XX вв. в мире принципам рационального познания мира и его законов противопоставляется
В конце XIX — начале XX вв. в русской живописи складывается течение под названием
В литературной жизни России в 1910-е годы появляется множество течений литературного авангарда, прежде всего,
В начале XX в. в России в кругах публицистов и литераторов этого направления широкий отклик находит мысль ______________, что «только религиозная общественность» спасет Россию.
В начале XX в. русский писатель Л.Андреев же программно отказывается от реализма, выдвигая понятие «____________», который, как писал он, есть «ни реализм, ни символизм, ни романтика».
В основе декадентства в русском искусстве лежали
В основе поэтики _____________ — философия возникшего и безвозвратно ушедшего неповторимого мгновения, в котором выразилось единственное и неповторимое душевное состояние художника.
В печати стихи ____________ появились впервые в 1888 г. в журнале «Северный вестник».
В развитии театрального искусства особую роль сыграл Московский Художественный театр, созданный в 1898 г.
В России большую роль в популяризации идей символистов сыграл журнал
В России особое течение в живописи в конце XIX в. и начала XX столетия образовали художники, объединившиеся (вместе с литераторами) вокруг журнала
В русском символизме конца XIX – начала XX вв. субъективное начало приобретало
В сборник статей о русской интеллигенции под названием «Вехи» вошли статьи
В спектакле «Победа над солнцем» в футуристическом театре Луна-парк впервые была показана картина Малевича
В стихах Орешина ощутима традиция поэзии
В таких строках, как «Ржет дорога в жуткое пространство», «Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни», и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение
В университетские годы Мережковский попал под влияние учения
В этическом учении Н.М. Минского проявилось характерное для ___________ сочетание философского пессимизма с мечтой о сильном человеке индивидуалисте типа «сверхчеловека» Ницше.
Важнейшей особенностью времени – в конце XIX – начале XX вв. - становится сближение ________ и __________ в осмыслении роли духовного начала в жизни общества.
Вершиной социальной темы поэзии Анненского стало известное стихотворение
Вся русская литература 1905—1907 гг. развивалась под знаком
Декорации к опере «Победа над солнцем» в футуристическом театре Луна-парк, были написаны в манере
Для поэтического стиля лирики __________ характерно господство музыкального начала.
Для театрального режиссера Станиславского основой сценического действия был (а)
Для художников _______________ течения значима личность, которая развивается только сама по себе и по своим иррациональным законам.
З. Гиппиус является автором рассказов
И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии ________ — полная слитность с народной жизнью.
Именно в русле импрессионистической лирики начали свой творческий путь первые поэты русского символизма -
Интерес к движущим силам, к внутренней сущности крестьянского движения явился главной причиной создания Есениным драматической поэмы
К началу XX века признанным вождем и руководителем символистского движения в России становится
Как поэтическая школа в русской литературе крестьянская поэзия сформировалась в _______в.
Крупнейшими поэтами ___________ поэзии были А. Кольцов, И. Никитин, И. Суриков.
Лирический герой ______________ — человек реального мира.
Литературная группа ___________ сформировалась в январе 1919 года, когда была опубликована их программная «Декларация», подписанная среди других и Есениным.
Литературным руководителем альманаха «Северные цветы» в 1903 г. становится
Мережковский обозначил три основных элемента будущей новой русской литературы:
Мечта о человеческом счастье, боль от его отдаленности, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку — это коренные свойства поэзии _________, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество.
Мировоззренческим стержнем философской системы Ницше был миф о
Мотивы лирики _____________ замкнуты в сфере настроений одиночества, тоски бытия.
На рубеже XIX и XX вв. в мире на основе протеста против общества, культуры капиталистического города, подавляющей человека, зарождается живописный
На рубеже XIX и XX столетий, первые русские модернисты-декаденты отказались от традиций русского демократического движения –
Недаром Есенин назовет _________ «ладожским дьячком».
Новым периодом развития литературы и русского искусства в целом становятся 1910-е годы, в литературной жизни страны заявляет о себе
Образность стихов С. А. Клычкова связана с поэтической символикой
Одним из лучших произведений Бальмонта раннего периода было стихотворение ________________, в котором отражены и принципы композиционного построения, и характер музыкальной инструментовки его стихов.
Опираясь на философию _________ и неокантианцев и рассматривая искусство как форму «незаинтересованной» деятельности человека, символисты освобождали искусство от рационального начала.
Основная идея ___________ — мысль об относительности всего сущего, всех нравственных понятий — добра, зла, лжи, правды.
Основной антитезой стихов Есенина была антитеза
Основные мотивы ранней поэзии ___________ — проклятие пошлой реальности и прославление мира фантазии, поиски новой, нездешней красоты («Мне нужно то, чего нет на свете...»), тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества.
Основные приемы клюевской метафоризации, черты его поэтической лексики выразились в широкоизвестном в свое время стихотворении цикла
Основным пафосом русской демократической литературы эпохи революции 1905 г. становится
Основным средством выражения сценического действия в театре Мейерхольда стала
Основными темами сборников С. А. Клычкова ________ была русская природа, сельские пейзажи.
Особенность романа Сологуба __________ — в своеобразном эклектическом смешении натурализма и декадентства.
Особое значение в развитии русской импрессионистической поэзии имело творчество
Осуществляя идею ___________ театра, группа художников, объединившихся в Союз Молодежи (1913), поставила в Петербурге, в театре Луна-парк.
Отличительной чертой в русском искусстве 1910-х годов стала попытка
Первые стихи Есенина появились в печати в __________г.
Первым манифестом отечественных ____________ можно считать вышедшую в 1890 году книгу Н. Минского «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни».
По мнению ___________ «только религиозная общественность» спасет Россию.
Под знаком символистской философии развивалось творчество русского художника
Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к следующим темам:
После первой русской революции в русском искусстве возникает так называемое «неонатуралистическое» течение, заявившее о себе, прежде всего, романами
Поэтический центр сборника Добролюбова «Natura naturata» — стихотворение
Пробудившееся у Мережковского раннее «влечение к литературе, к стихотворчеству» прошло под влиянием творчества
Ранние русские ___________ демонстративно заявили о разрыве связей искусства с действительностью.
Религиозные мотивы поэзии Клюева и других новокрестьянских поэтов имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального миропонимания, одной из черт которого был
Решительно пересматривая традиции русской демократической общественной мысли, авторы «Вех» делали попытки «синтезировать» __________ и ___________________ движение
Русские художники К. Коровин, И. Грабарь, В. Борисов-Мусатов являются представителями
Сборник статей о русской интеллигенции под названием «Вехи» вышел в России в ______ г.
Сквозь частное у поэта всегда просвечивало общее, но не в логическом проявлении, а в некоем внелогическом соположении, этот поэтический прием будет воспринят у Анненского
Согласно взглядам В.Розонова значение личности может быть открыто только в
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Соотнесите автора и произведение
Среди русских __________ наиболее популярной была ранняя работа Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872).
Стилевой формой выражения сознания художника-индивидуалиста, отрешенного от всего внешнего и погруженного в прихотливую смену своих субъективных чувствований и настроений, становится на раннем этапе развития символизма
Стихи второй книги Клюева — _____________ (1912) — построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений.
Теоретики русского ______________ рассматривали искусство как непроизвольный, таинственный, «бескорыстный» акт, совершающийся в глубинах духа художника.
Типическими чертами __________ как художественного мировоззрения было игнорирование реальности, неверие в объективность человеческого разума; критерием познания признавался внутренний, духовный опыт, мистические прозрения.
Трагизм стихотворения Есенина ___________ — это трагизм человека, лишенного связей с миром, отданного во власть сил зла и не находящего в окружающем опоры для борьбы с этим злом.
Учение _________ сводилось к стремлению поставить умственный мир человечества на твердую основу науки через совершенное отрицание всяких теологических и метафизических идей.
Философия искусства символистов во многом опиралась на следующиефилософские учения Запада:
Философская почва, возникшая в 1890-е гг. и в начале 1900-х годов и декламирующая тезис о кризисе жизни, мысли и искусства, послужила основанием эстетических теорий русского ______________ искусства 1890-х годов.
Художниками Кончаловским, Фальком, Машковым, Лентуловым культивируется
Цензурой была запрещена поэма Есенина
Человек для __________ полностью отъединен от мира, мир непонятен ему и более того — понят быть не может.
Этическое учение Минского явно зависимо от философии