Верны ли утверждения?
А) В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и инверсионной
В) Фундамент фазового типа культурной динамики - социокультурное преобразования
Верны ли утверждения?
А) В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека
В) В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности
Верны ли утверждения?
А) Герменевтический метод позволяет рассмотреть явления культуры в их «чистом виде»
В) Культурантропологический метод рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку
Верны ли утверждения?
А) Гносеологическое содержание интерпретации сводится к приданию тем или иным явлениям, событиям, тенденциям, а также символам совокупности значений (смыслов)
В) Понятие справедливости не является исторически и социально динамичным феноменом
Верны ли утверждения?
А) Для динамики культуры не характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов
В) Процессы динамики культуры следует интерпретировать, как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования
Верны ли утверждения?
А) Единицей знаковой системы естественного языка является буква
В) Язык как система знаков, наделенных определенным значением, выступает в качестве средства и материала для объективации идеального содержания
Верны ли утверждения?
А) Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв.
В) Чем больше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни
Верны ли утверждения?
А) Искусство не гармонизирует человеческое познание
В) Искусство апеллирует к социализированному индивиду, производя в нем незримую духовную работу и переработку, недоступную другим сферам деятельности и сознания
Верны ли утверждения?
А) Искусство растворяет личность во множестве других жизней
В) Структура личности не содержит идеально-ценностные уровни
Верны ли утверждения?
А) Исторический метод дает возможность изучать культуру как характеристику человека
В) Биографический метод - анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого
Верны ли утверждения?
А) Код позволяет выразить значимые для людей и поэтому зафиксированные особенности связи с окружением, взгляды на реальность
В) Емкость кодов характеризует их выразительный потенциал, т. е. возможность полно, точно и достоверно передавать информацию об определенных аспектах реальности
Верны ли утверждения?
А) Коды письменных культур формируются с конца 4-го — начала 3-го тыс. до н. э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени
В) Идеальность как параметр основного культурного кода в дописьменных культурах нарабатывает символические смыслы мифа
Верны ли утверждения?
А) Культ техники породил многочисленную философскую литературу, в которой нашло свое отражение противоречивое отношение общества и к самой технике, и к ее культу
В) Техника — это и есть органопроекция, знаменующая собой возникновение человека
Верны ли утверждения?
А) Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры
В) Культурный упадок не связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры
Верны ли утверждения?
А) Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью
В) В биологической организации человека, в его природе не заложены возможности будущего его психического развития
Верны ли утверждения?
А) Массовая культура не претендует на то, чтобы быть народным искусством
В) Средства массовой информации не представляют собой большую угрозу для независимого человека
Верны ли утверждения?
А) Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека
В) Буржуазная «массовая культура» впервые сформировалась в Китае
Верны ли утверждения?
А) Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека
В) Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на неразличении реального и идеального
Верны ли утверждения?
А) Метод понимания исходит из особенностей культурологии как «науке о духе», в которой познание направлено на осмысление индивидом жизни сквозь призму понимания, сопереживания другому человеку
В) Метод интуиции рассматривают в качестве метода культурологического исследования
Верны ли утверждения?
А) Наиболее сложная концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса
В) В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала основным фактором изменения в способе производства
Верны ли утверждения?
А) Наука сама по себе является феноменом культуры
В) Для античной науки и философии характерны утилитарность (практичность), тяготение к рационализованности знания
Верны ли утверждения?
А) Номотетичекий (генерализирующий) метод - способ познания, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого
В) Идиографичекий метод - способ познания целью, которого является выявление общего, имеющего форму закона
Верны ли утверждения?
А) Письменность порождается в связи с практическими потребностями
В) Ведущим видом художественно-прикладного творчества во всех древних цивилизациях являлась музыка
Верны ли утверждения?
А) Понятие «динамика культуры» тождественно широко используемому в теории культуры понятию «культурные изменения»
В) Культурные изменения не предполагают трансформации в культуре, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения
Верны ли утверждения?
А) Понятие «динамика культуры» шире, чем понятие «культурные изменения»
В) Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую половину XX в.
Верны ли утверждения?
А) Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности
В) Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности
Верны ли утверждения?
А) Проблема фальсификации истории в художественном нередко становится предметом литературной рефлексии
В) О фальсификации истории в художественных произведениях можно говорить тогда, когда имеет место нарушение принципа исторической справедливости
Верны ли утверждения?
А) Проникновение иных мировоззрений в какие-либо устоявшиеся — многофункциональный процесс, связанный с трансформациями и самих идей
В) Философская культура реализуется и существует в диалоге
Верны ли утверждения?
А) Семиотический метод трактует культуру как форму общения людей посредством различных знаковых систем
В) Аналитический метод позволяет исследовать культуру в рамках символически-знаковой концепции
Верны ли утверждения?
А) Серьезные расхождения между учеными различных взглядов не касаются объяснения исторического процесса
В) Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение — интерпретация
Верны ли утверждения?
А) Системный метод рассматривает культуру как развивающейся, многостороннее явление, требующего конкретного изучения
В) Диалектический метод рассматривает культуру как систему, элементы которой находятся в единстве, и формирую своим взаимодействием целостность, в которой каждый элемент имеет смысл
Верны ли утверждения?
А) Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта
В) Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов
Верны ли утверждения?
А) Современное иллюстрирование литературных произведений является одним из способов развития искусства, на фоне которой совершаются акты множественных индивидуальных читательских интерпретаций
В) Передача художественного произведения по неспецифическому для него каналу связи может способствовать выявлению особой художественной интерпретации произведения искусства
Верны ли утверждения?
А) Термин "индивид " означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические, наследуемые и приобретаемые качества
В) Термин "личность" служит для характеристики социального в человеке
Верны ли утверждения?
А) Термин "человек" употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду
В) Термин " индивидуальность " употребляется в значении "конкретный человек", единичный представитель человеческого рода
Верны ли утверждения?
А) Техника содействовала повышению эффективности трудовых усилий ра6отника и рационализации хозяйственного и бытового уклада
В) Техника детерминировала развитие и общественных отношений, влиявших на формирование социальных качеств граждан
Верны ли утверждения?
А) Физико-химическое содержание природных процессов возможно формально изменить
В) В естественном процессе форма и материя не отделены друг от друга, и поэтому в ней невозможны кентавры, способные погубить самих себя
Верны ли утверждения?
А) Ценности личности и общества не могут не совпадать
В) Произведения искусства представляют собой раскрытие и реализацию всеобщего значения идеологического, эмоционально оценивающего осознания характерных особенностей общественной жизни людей и связанной с ней жизни природы
Верны ли утверждения?
А) Являясь инструментом построения художественного мира, интерпретация предоставляет автору внутреннюю свободу, позволяя раскрыться художественному таланту
В) Интерпретация и фальсификация истории в художественно-историческом произведении – это два разнопорядковых феномена, которые не всегда могут быть удачно выделены со стороны читателя-обывателя
______________ - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, стандартизованных по форме и содержанию
______________ - доминирующий образец культуры, интегрирующий и формирующий образ жизни людей и отличающий данную культуру от других культур
______________ - изменение, переустройство определенной части социокультурной жизни, которая не уничтожает основ существующего порядка
______________ - изменения в культуре, характеризующиеся целостностью и направленностью
______________ - изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые движения - от одного полюса культурных значений к другому и обратно
______________ - искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии c 1000 года до н.э. по 500 год н.э.
______________ - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека
______________ - историческое развитие в области культуры, включающее: - модификацию различных феноменов культуры; - непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным
______________ - ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру
______________ - комплекс наук, изучающих искусство и художественную культуру общества в целом
______________ - коренное, как правило, насильственное изменение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), изменение идеологии, крутой поворот государственной политики в области культуры, кардинальное преобразование социального состава интеллигенции
______________ - массовое зрелище, воспроизводящее эпизоды исторических событий
______________ - нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры
______________ - одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности
______________ - отражение ценностей массового сознания, фиксирующее позитивные и негативные стороны и события реальной жизни
______________ - письменная форма искусства слова
______________ - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших
______________ - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени
______________ - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения
______________ - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке
______________ - свойство объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов
______________ - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры
______________ - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти
______________ - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности
______________ - совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, характеризуемых поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию
______________ - совокупность норм, моделей, предписаний, определяющих форму выражения эмоциональных переживаний в той или иной культурной среде
______________ - соприкосновение различных культур или взаимодействие между членами групп, являющихся носителями разных культур, в результате, которого происходит диффузия культурных черт и модификация каждой из взаимодействующих культур
______________ - специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью
______________ - специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами
______________ - способ художественного обобщения действительности, предполагающий индивидуализацию, неповторимость и уникальность создаваемых художником эстетических ценностей
______________ - сравнение культур по какому-либо признаку
______________ - степень приобщения личности или социальной общности к общемировым духовным ценностям
______________ - существование в природном мире класса неприродных искусственных объектов — «вторичной природы», искусственной среды, в отличие от естественной
______________ - типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах
______________ - умышленное искажение или неверное истолкование тех или иных явлений, событий, фактов
______________ - устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена
______________ - учение об искусстве и художественном творчестве
______________ - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека
______________ - форма массовой культуры, проявляющаяся в театрализации событий политической, общественной и культурной жизни
Культ техники укоренился в обществе в результате
Отверг технику в качестве человеческой деятельности и ее инструмента
Полагал, что машина — это счастливая проекция человеческого организма