"Фасад" Колизея - грандиозная трехъярусная аркада, над ней возвышается каменная стена с пилястрами
II в.: превосходный портрет юноши в золотом венке, его облику приданы черты мягкого лиризма
IV век - время усиления разложения империи; особое значение в искусстве приобретает христианство
Ансамбль баальбекских храмов: за пропилеями - двор, рядом с двором - Малый и Круглый храмы
Аполлодор построил форум Трояна, самый большой и роскошный, зрелый по решению архитектурному
Архитектурное строительство получило мощный размах в Сирии, отвечающий величию римской державы
Архитектурные сооружения воплощали идеи могущества римского государства, а позже - императора
Архитектурный ансамбль Гелиополя сооружен из камня; здания состоят из крупных тесаных блоков
Бюст императора Каракаллы - вершина римского портретного реализма
В III-I вв. до н.э. суровость Древнего Рима сменилась архитектурной роскошью
В V-IV вв. до н.э. архитектурное строительство приобретает масштабы; строятся кварталы, дороги
В Афинах Адриан достроил громадный храм Зевса Олимпийского и воздвиг арку, город разделяющую
В Дура-Европос (правый берег Евфрата) найден еще один центр культуры восточных провинций III в.
В искусстве периода Антонинов главное место занимает скульптурный портрет
В лучших памятниках монументальной скульптуры времен Трояна черты архаизации отсутствуют
В плане Колизей - эллипс; в центре - арена, вокруг нее, возвышаясь, располагались четыре яруса мест
В портретных образах акцент перенесен на внутреннюю одухотворенность, на передачу созерцательности
В скульптурном рельефе III в. выявляется упадок; от рельефов саркофагов впечатление графическое
Время правления династии Северов (193-235)
Вторая половина I в. - время высоких достижений в портретной скульптуре: правдивость, обобщение
Достигло развития прикладное искусство; в Помпеях найдены разные, чеканные чаши
Из архитектуры Этрурии сохранились гробницы; тумулусы - гробницы-курганы
Искусство Египта: мировое значение имеют фаюмские портреты, найденные в оазисе Фаюм
Искусство Римских провинций II-III вв. н.э.
Искусство Римской империи I в. н.э.
Искусство Римской империи II в. н.э.
Искусство Римской империи III и IV вв.
Искусство Римской республики
К типичным образцам портрета относятся скульптурные изображения Трояна: волевой облик императора
Катакомбы - тайные кладбища ранних христиан; на стенах и плафонах помещений - живописные изображения
Монументальные сооружения: гробницы знати; надгробья - в виде саркофагов, столбов и обелисков
Наибольшее число памятников этрусского искусства относится к VI-V вв. до н.э.
Новый подъем архитектура переживает при династии Флавиев; одна из ее вершин - амфитеатр Колизей
Один из лучших памятников скульптуры - портрет императора Вителлия; ярко воплощен важный облик
Основной тип раннехристианского храма - базилика - восходит к светским зданиям
Особенно показательны памятники портретного искусства: колоссальность, условность образа
Памятник архитектуры арка Семптия Севера воздвигнута на римском форуме, ее высота - 23 м
Пантеон - ротонда, с грандиозным куполом; наружный вид отличается подчеркнутой простотой
Портрет римлянки с высокой прической тонок по характеристике, здесь сохранена правдивость реализма
Портреты исполнялись на тонких деревянных дощечках в технике энкаустики (восковых красок)
Преемник Трояна Адриан закладывал новые города, восстанавливал памятники старины
При Адриане построен Пантеон - храм всех богов, один из замечательнейших памятников архитектуры
При Марке Аврелии царили настроения пессимизма, отраженные в философии стоиков
Пример официального портрета - статуя императора Августа в виде полководца, с жезлом в руке
Принадлежность богатых жилых домов при республике - стенная живопись; развивается два стиля
Раннехристианский храм: снаружи зритель видел архитектурно необработанные глухие кирпичные стены
Рельеф (найден близ Мозоля) с изображением крестьян-виноделов, плывущих в лодке с бочками
Римский театр был самостоятельным зданием, второй особенностью его было наличие сцены
Росписи этрусских гробниц VI-V вв. до н.э. обладают жизненной убедительностью, выразительностью
Солдатские надгробия; рельефы с изображениями купцов, ремесленников, кузнецов и виноделов
Строительство христианских храмов началось с первой пол. VI в., после эдикта Константина
Сюжеты росписей: сцены, где умерший изображен участником пира; бои гладиаторов; состязания атлетов
Театр Марцелла (августовский период): радиально-расположенные стены, фасад - двухъярусная аркада
Термы Каракаллы были грандиозной постройкой; огромное главное здание окружено корпусами
Успехов в области изобразительного искусства достигали галльские и германские племена
Форум Августа: торжественный характер; весь комплекс - симметричная, замкнутая композиция
Форум в Помпеях, переделан в императорскую эпоху: большая прямоугольная площадь с этрусским храмом
Характерным памятником эпохи был храм Венеры и Ромы; большой периптер коринфского ордера
Эпоха Трояна: характерно усиление власти императора, но он маскировал это вниманием к сенату
Этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции
Этрусское искусство. Искусство Римской республики