В XIX веке японская цветная ксилография становится богаче и разнообразнее в творчестве Хокусая, которому подвластно изображение реального мира во всем его многообразии:
В конце ХХ века происходит возрождение станковой гравюры на дереве и на линолеуме, а художник никогда не совмещает в одном лице и рисовальщика, и резчика по дереву:
Венецианская ксилография тесно связана с рисунками пером и находилась под влиянием Рафаэля:
Главное зрительное воздействие графики основано на оттенках черного и белого, в виде линий или тонов, в графике наблюдалась тенденция к монохромности:
Искусство испанца Франсиско Гойи находится как бы на границе между старым и новым графическими стилями:
Ксилография - гравюра на дереве, характерный вид выпуклой гравюры:
Литография, или выпуклая печать, печатается на камне особой породы мрамора, голубоватого, серого или желтоватого:
О связи углубленной гравюры с ювелирной мастерской говорит техника так называемого ниэлло, популярного в Италии во второй половине XV века:
Особенность резцовой гравюры заключается в широких линиях, проводимых резцом:
Первые опыты офорта относятся к самому началу XVII века:
Плоская гравюра - рисунок и фон оказываются на одном уровне:
По сравнению с ксилографией гравюра представляет собой гораздо более конструктивное и логическое искусство:
После расцвета ксилографии с первой половине XVI века наступает упадок европейской гравюры на дереве в XVII и XVIII веках:
С конца XIX века тяжелый, громоздкий литографский камень иногда заменяют легкой латунной пластинкой:
Старейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XV века и выполнены главным образом в Южной Италии:
Сухая игла, "холодная" в отличие от "горячей" в технике офорта, где она подкреплена действием кислоты, представляет собой стальную иглу с острым наконечником:
Технику гравирования "черной манерой" изобрел не художник, а дилетант - немец Людвиг фон Зиген, из Амстердама: