Икона первой половины XII в. с изображением св. Георгия (на обороте Богоматерь Одигитрия
XIV в.) находится в
Широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в
X-XIII вв. на Руси, называется
___________ украшен(-но, -на) вшитой миниатюрой, заставками, рисунками на полях со знаками зодиака и четырьмя миниатюрами декоративного типа, которые изображают сильно стилизованные храмы, данные в ортогональной проекции
_________________ и __________________ просачивались и в деревню. Этот процесс взаимодействия города и деревни был прерван татарским нашествием
_________________ оказывается самым древним из дошедших до нас памятников, в программе росписей которого проявились новые тенденции, связанные с утверждением идеалов монашеской аскезы. Именно этот собор открывает череду новгородских монастырских построек, программа его росписей оказала влияние на последующие декоративные программы новгородских монастырских церквей
«Изборник Святослава» хранится в
«Мстиславово Евангелие» хранится в
«Остромирово Евангелие» хранится в
Автор трактата о технике ювелирного дела («Schedule diversarum artium») Теофил, сообщает читателю в предисловии почетный список стран, мастера которых прославили себя определенным видом искусства. В этом списке Русь (Russia) XI-XII вв. поставлена на _______ месте, вслед за Византией, как изобретательница «тщательной эмали и разнообразной черни»
Антропоморфическое искусство Византии было наиболее органично усвоено ___________ мастерами
Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из _____________ жилых построек, среди которых возвышались каменные храмы и хоромы знати
Благодаря соприкосновению с __________ традицией? славянские народы ознакомились с эллинистической системой пропорций, особенно в применении к человеческой фигуре
Ближайшие аналогии орнаментальным мотивам на гробнице Ярослава и шиферных плитах, некогда входившие в состав преграды Софийского собора, можно найти в
В 1938 г. собор Михайловского Златоверхого монастыря был разобран при реконструкции города Киева. Перед уничтожением собора часть его мозаик была снята со стен - композиции Евхаристии, изображения св. архидиакона Стефана и апостола Фаддея, изображение св. Димитрия Солунского и несколько фрагментов фресок, которые в настоящее время хранятся в
В ________ годах Ярослав Мудрый, утверждая почитание первых русских святых Бориса и Глеба, для постройки храма над их могилой в Вышгороде пригласил вышгородского горододельца Миронега, который построил деревянный пятиверхий храм: « возвел церковь великую, имеющую верхов пять, и расписал всю и украсил ее всею красотою»
В апсиде собора Кирилловского монастыря в Киеве представлены традиционные
В кладке столбов и сводов церкви ________________ применен кирпич, имеющий форму продолговатых брусков очень крупного размера
В напряженной политической обстановке 20-30-х годов XII столетия возводятся два последних княжеских храма в городе: _____________ и ______________
В новгородских рукописях XIII и начала XIV века излюбленными изображениями служат фигуры ___________________, обычно исполненные в свободной, широкой манере
В представлении русского населения Киев был
Византинизирующее направление в новгородской темперной живописи достигло своего апогея в _____ в.
Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но _____________ сооружений появляются здания, ____________ по величине, но строящиеся в очень большом количестве
Во фресковой росписи Софии Киевской среди разнообразных красочных растительных и геометрических мотивов, придающих нарядность декору храма, преобладает __________, отличающийся крупными формами и живым ритмом
Выдающийся русский зодчий __________ достиг в соборе Юрьева монастыря исключительной художественной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла
Датой зарытия большинства кладов являются ____________ годы
Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве была построена в __________ г.(гг.)
Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве была построена
Для греческой техники мозаики характерны
Зодчий церкви Николы на Липне, исходя из старой, традиционной композиции храма, стремился переосмыслить ее как в отношении конструкции, вводя новые приемы, так особенно в отношении общего художественного выражения. В этом творческом процессе известную роль сыграли традиции ____________________ зодчества, из которого новгородский зодчий черпал некоторые конструктивные детали и отдельные элементы композиционного решения, отнюдь не разрушавшие новгородской традиционной схемы здания в целом
Известковый строительный раствор с добавлением толченого кирпича называется
Изображение Богоматери Печерской относится к иконографическому типу, известному в Византии под именем
Изображение восьми святых епископов, среди которых авторы текстов литургии, богословы, утверждавшие основы христианской догматики, в Софии Киевской помещено в
Изображение Николая Чудотворца с благославляющей правой рукой и держащего закрытое Евангелие в левой руке как на иконе рубежа XII - XIII вв. из Новодевичьего монастыря в Москве, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, в древнерусской живописи впервые встречается в росписях
Имя первого русского митрополита
Киевские фрески, как и мозаики, неразрывно связаны с
Кирилловские росписи в Киеве неоднократно обновлялись, в 1881 г. были предприняты работы по их раскрытию, плохо сохранившиеся фрески были вновь записаны масляными красками. В 1844 г. в этой работе принял участие
Кладка из плиты становится характерной чертой новгородского зодчества _______ веков. В этой технике выстроены не только все церкви Новгорода и его пригородов, но и все крепостные сооружения этого времени
Круглая скульптура на Руси не развивалась до XVIII в., с древних времен наши предки отдавали предпочтение
Круглая скульптура на Руси не развивалась до _______ в.
Летописное дело, которому на Руси принадлежало блестящее будущее, зародилось при
Мастеру Петру принадлежат _____________, _____________ и ____________ в Новгороде
Мозаика Десятинной церкви в Киеве была исполнена из
На большом медальоне Старорязанского клада очень хороши женские образы _______ и ________ (на эмали русские надписи: «Варовара» и «Орина»), но особенной красотой и одухотворенностью отличается изображение Богородицы
На западной стене центрального нефа Софии Киевской, с переходом на примыкающие части южной и северной стен были расположены фрески, занимающие в росписях собора особое место, - это
На заре сложения Русского государства изготовление украшений в деревне было делом
На золотом сверкающем фоне изогнутой поверхности конхи Софии Киевской изображена Богоматерь Оранта гигантского размера с воздетыми в молении руками. Она получила свое название исходя из тех качеств, которыми ее наделили верующие - единственная надежная защита человека перед своим сыном и Богом, помощница в жизни и спасительница в бедах, заступница и покровительница града Киева и всей Руси
На иконе ______ изображены у ложа Богоматери не только апостолы, но и святители; апостолы, летящие на облаках и ангелы, указывающие им путь; ангелы, слетающие к Христу, чтобы принять душу Богоматери и ангелы, возносящие ее на небо
На псковской житийной иконе «Илья пророк в пустыне» второй половины - конца XIII в. Илья представлен внимательно прислушивающимся к божественному голосу. Вероятно, в верхнем правом углу находилось ныне утраченное изображение ___________, согласно тексту Ветхого Завета, приносившего пищу пророку
Над композицией евхаристии помещена надпись на греческом языке. Это слова, обращенные Христом к апостолам во время тайной вечери
Надписи, сопровождающие изображения Софии Киевской в основном __________, хотя встречаются и славянские, как, например, в росписях Сретенского придела
Начальный этап русского искусства обычно называют
Начальный этап русского искусства, обычно называемый домонгольским, включает в себя _______ периода (ов)
Начальный этап русского искусства, обычно называемый домонгольским, включает в себя два периода искусств __________ в. (вв.)
Николо-Дворищенский собор представляет собой большую пятикупольную трехнефную постройку с обширными хорами в ________________ части здания
Об утраченном групповом семейном портрете строителя Софии Киевской Ярослава Мудрого сегодня можно судить
Одним из древних технических приемов ювелиров было применение тонких крученых проволок (_________) и мельчайших зерен (__________) из золота или серебра
Орнамент Софии Киевской, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень разнообразен по своим мотивам - его составляют __________ узоры
Отличительной чертой антониевской живописи оказывается _________________. Она вносит в образ ту меру графичности и темпераментности, которая принципиально отличает эти росписи от других новгородских фресок раннего XII в.
Первые богослужебные книги попали на Русь из
Первым сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи являются росписи
По роскоши и богатству своих украшений «Остромирово Евангелие» тяготеет к кругу __________ памятников
По свидетельству Титмара Мерзебургского, в Киеве начала XI века было _________ храмов
Полукруглое завершение верхней части стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода, называется
Постепенно к XIII в. волнистый орнамент на глиняных горшках славян частично уступил место
При Ярославе Киевское государство вступает на путь
Причащение Христом апостолов хлебом и вином, центральное таинство литургии, в котором, в знак искупительной жертвы Спасителя, хлеб и вино претворяются - пресуществляются - в тело и кровь Христовы
Росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге отмечены печатью единого стиля, вероятно, они выполнены __________________
Русь приняла христианство в _________ году
С эмальерным делом было связано производство поливной керамики, применявшейся как для ____________, так и для _____________
Самая значительная псковская икона раннего периода - житийная икона «Илья пророк в пустыне» второй половины - конца XIII в. - находится в
Самым сложным способом была наводка золота при посредстве протравы кислотой. Способ этот применялся для живописи золотом по меди. В этой технике выполнялись в XIII-XIV вв. церковные двери. Зарождение ее относится к домонгольскому времени. И в ______, и в _______ найдены предметы с золотой наводкой
Самым ярким произведением собственно новгородского направления может служить
Самыми крупными в Софии Киевской были центральные образы __________ - в главном куполе и _______________ в конхе центральной апсиды, проникнутые эпическим величием
Своды и стены Преображенского собора Мирожского монастыря покрыты ______________, развернутыми в виде идущих один над другим фризов
Северный придел Софии Киевской был посвящен _________, а южный - ___________
Со многими самоцветами в древней Руси были связаны различные символические представления. Особенно почитался _________, по-древнерусски - «измарагд»
Сознание единства русской земли четко выступает в таких произведениях ранней русской литературы, как _________________ и __________________
Соотнесите важные события древнего Новгорода с датами
Соотнесите датировки написания следующих памятников древнерусской письменности
Соотнесите даты истории создания Кирилловской церкви в Киеве и крещальни Софийского собора
Соотнесите иконографические особенности икон с названиями произведений
Соотнесите композиционные соответствия изображений Софии Киевской
Соотнесите местонахождение главных изображений Софийского собора в Новгороде
Соотнесите названия построек и даты строительства
Соотнесите названия построек с датами их строительства:
Соотнесите названия построек с датами окончания строительства
Соотнесите названия церквей, монастырей и др. архитектурных построек с датами их строительства
Соотнесите описания внутреннего убранства Софии Новгородской
Соотнесите описания особенностей нового типа храма, сложившегося во второй половине XII века в Новгороде
Соотнесите описания Софии Новгородской
Соотнесите расположение основных сюжетов росписей Кирилловской церкви в Киеве
Соотнесите расположение росписей церкви Георгия в Старой Ладоге
Соотнесите расположение фресок Софии Киевской
Соотнесите фразы об эмальерном деле на Руси.
Соотнесите характеристики изображений Софии Киевской
Соотнесите характеристики мозаик Софии Киевской
Софийские мозаики, безусловно, принадлежат к византийскому искусству XI столетия, исполнителями мозаик храма Софии были, несомненно, ________, образовавшие артель, во главе которой стоял высококвалифицированный мастер
Спасо-Преображенский собор в Чернигове был заложен князем Мстиславом и достроен Ярославом Мудрым _________________ г.
Стены и столбы лестничных башен, ведущие на хоры Софийского собора, где во время богослужения находилась княжеская семья и придворные, украшены
Стиль росписи и характер образов церкви Спаса на Берестове, отличающиеся от произведений византийских художников, свидетельствуют о развитии в Киеве еще в самом начале XII в. _______ традиции
Существует лишь один фресковый фрагмент, который характеризует развитие киевского изобразительного искусства 30-40-х годов XI века. Это - происходящая из черниговского Преображенского собора полуфигура
Такие украшения мастера готовили в земле радимичей по реке Сожу. Основу таких украшений составляло кольцо с полукруглым щитком внизу. От щитка вниз и в стороны отходили семь лучей, придававших всему изделию вид красивой бронзовой звезды
Тератологические узоры, с их ременным плетением, переходящим в изображения чудовищ, с гротескными человеческими фигурками со сдержанной раскраской, распространились в ______________ веках из Новгорода по всей Руси
Уже в X в. литье бронзы и серебра перестало быть женским рукодельем: им занялись мужчины-кузнецы. Наряду с литьем _____________, появилось литье в ____________
Уже со второй половины ______ века новгородцы начали выбирать из местного духовенства своего епископа (владыку), собираясь «всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к митрополиту для рукоположения
Украсить Великую Успенскую церковь - главную святыню Печерской лавры - были призваны художники из
Фрески этого собора обладают своеобразным стилем, которому трудно найти прямые аналогии среди русских памятников и росписей византийского мира. По сравнению с росписями Софии Новгородской или Николо - Дворищенского собора, они представляют собой новый этап в развитии новгородской монументальной живописи. Впервые в новгородском искусстве становится заметна некоторая стандартизация приемов, подчинение их единой системе, что проявится в искусстве всего XII в. - усиливая выразительность ансамбля в целом, они будут отчасти нивелировать индивидуальную манеру художника. Это
Христианство проникало на Русь различными путями, из ______________ и из ______________
Центром по собиранию национальных сил суждено было сделаться __________, «матери городов русских»
Церковь Георгия в Старой Ладоге - один из наиболее хорошо сохранившихся образцов новгородского зодчества _________________ века
Церковь Петра и Павла даже среди памятников конца XII века выделяется исключительной толщиной ___________ и __________, особенно разительной при незначительном размере пространства, которое они оформляют
Церковь Спаса Преображения на Нередице заложена князем Ярославом Владимировичем в ______ году
Церковь Спаса Преображения на Нередице заложена князем ___________________ в 1198 году.
Чеканный узор обычно состоял из треугольного городчатого орнамента, расположенного в два ряда по принципу
Широко известен еще ________________ тератологический стиль, однако он гораздо проще новгородского по композиции; его краски, в отличие от Новгорода, пестры и ярки; его линии толсты.
Это древнейший предмет ризницы, своего рода модель здания; при церковных обрядах он служил символическим изображением церкви. Его название
Этот храм имеет почти квадратный план, с тремя апсидами с восточной стороны. Четыре столба поддерживают единственный купол. В юго-западном и северо-западном углах, на хорах, размещены замкнутые камеры приделов, соединенные между собой деревянным переходом. Вход на полати - в толще западной стены. Интерьер храма имеет камерный, интимный характер, выделяясь в этом отношении даже среди памятников второй половины XII века. Фасады церкви близко напоминают фасады Спаса на Нередице. Это
В основе церкви Ивана на Опоках и церкви Успения на Торгу лежит упрощенная и сокращенная схема плана
Обширное и открытое на всю высоту внутреннее пространство греческого каменного храма, сверкавшее утонченной декоративной отделкой, ____________ первых храмов, рубившихся в Киеве в X-XI веках
Техника чернения появилась на Руси в IX-X вв., первоначально как инкрустация, но уже в XI в. установился следующий порядок размещения черневых и серебряных пятен: центральное изображение делалось выпуклым и оставлялось чистым, а фон, несколько утопленный вниз, заливался сплошь чернью. Серебряное поле изображения прочерчивалось резцом для обозначения деталей. В XI в. самые изображения были сравнительно просты и компактны, а черневой фон окружал их плотной рамкой. Дальнейшая эволюция шла по пути _______________ и ____________
В интерьере новгородской Софии уже намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» киевского собора в сторону _____________, с одной стороны, и большей ___________________, разобщенности отдельных пространственных ячеек здания - с другой
Для внутреннего пространства Николо-Дворищенского собора в значительно большей степени, чем для Софии, характерна ______________ на отдельные пространственные ячейки и некоторая ____________ последних
В начале своего архитектурного развития Псков не миновал, подобно всем центрам Руси XII века, воздействия _______________ строительной культуры
Вместо легко обозримой и лаконичной византийской системы X - XI вв., обладавшей педантически точно очерченным кругом сюжетов, в Кирилловской церкви обнаруживается разнообразие тем, свойственное ______________ и ____________ памятникам второй половины XII столетия
Церковь Спаса на Нередице представляла собой _____________ типа крестово-купольную постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол
Эта эмальерная техника была очень сложна. Сначала на тонкой золотой пластинке выдавливали общий контур рисунка и затем в полученном углублении напаивали на ребро тончайшие перегородочки, которые должны были отделять эмаль одного цвета от эмали другого цвета. По мере заполнения полученных замкнутых ячеек эмалевым порошком изделие несколько раз ставили в жар; эмаль плавилась, и изделие приобретало монолитность. На остывшей вещи мастер расковывал золотые перегородочки, шлифовал эмаль и в результате этой сложной работы, требовавшей огромной опытности, получалось великолепное живописное произведение с четкими границами каждого тона и с золотыми контурами рисунка. Это
В городах изготовлялись дешевые вещи, которые при посредстве «гостебников» - коробейников - попадали в самые отдаленные уголки Руси. Таковы, например
В псковских иконах, заказчиками которых нередко были демократические посадские круги, очень сильна __________________ струя; они еще в большей мере, чем новгородские иконы, выделяются своим фольклорным характером, большой силой и непосредственностью выражения
В том, что одни мастера делали оружие, другие - колчаны, третьи - женские украшения, четвертые - книжные оклады, сказывалось
При Ярославе в литературе, особенно в житийной, начали
Имя первого упоминаемого в летописи русского иконописца
Мозаики ___________ были последним памятником мозаической живописи на русской почве, где уже больше не применяли для украшения храмов драгоценную мозаику
По самым минимальным подсчетам, в Киеве было свыше _____ различных ремесленных профессий
Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря относятся к _____________ столетия
Спиральный узор скани оказал большое влияние на орнаментику в живописи, книжной миниатюре, скульптуре. Во второй половине ______в. спиральный орнамент был широко распространен, а в _______ в. стал господствующим
Алтарные полукружия, примыкающие к храму с восточной стороны, называются
Знаменательные слова: «Не в худой и не в неведомой земле владычествуешь, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли...» можно найти
Поливные плитки украшались цветной эмалью, наносившейся различными узорами; здесь и
Соотнесите части арки из княжеского замка Вщиж близ Брянска и художественные описания
Старая система кладки из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича с незначительными отклонениями продержалась в Новгороде до ______________ века
Владимир пригласил для украшения возведенной им Десятинной церкви _________ мастеров
История русской живописи фактически начинается лишь с эпохи _______ и _______, от которой до нас дошел ряд замечательных мозаик и фресок
О деревянной архитектуре X-XI веков, памятники которой не дошли до нас, можно судить
Архитектурный ансамбль новгородского детинца имел в древности не тот облик, который присущ ему теперь. Перестроенный заново в период присоединения Новгорода к ________, он именно тогда приобрел в основном свой современный облик
Новгородский вариант _______ стиля имеет два признака: исчезают геометрические рамы и каркасы и старые мотивы «живого существа», «плетенья» и «растения», ранее раздельные, сливаются неразрывно, образуя фантастический образ
Пробела в росписях Георгиевской церкви в Старой Ладоге положены резкими линиями, местами (на лбу, на скулах, около носа, на шее) настолько сильно стилизованными, что они воспринимаются как сложные узорные плетения. Подобная стилизация светов была одним из излюбленных приемов в монументальном _______________ во второй половине XII столетия
Сохранилось несколько киевских рельефов местной работы, особенно интересных тем, что в них четко выступают приемы _______________, хотя все эти рельефы и выполнены из камня
Собор Антониева монастыря близко напоминает ____________________ собор. Близость выражается не только в общности планового построения обоих зданий, но и в трактовке фасадов
Адам Бременский называл _________ соперником Константинополя, «блестящим украшением Греции» (т.е. православного Востока), а киевскому митрополиту Иллариону он представлялся «блистающим величием»
Единственным памятником новгородской деревянной скульптуры, дошедшем до нас, является_____________ XIII в. (хранится в Историческом музее в Москве)
Подобно церкви _________________ и церкви ___________________, церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, имеет трехлопастное завершение
Киевские рельефы, некогда украшавшие фасады зданий, служат как бы исходной точкой для богатейшей скульптурной декорации ___________________ храмов
Одна из самых ранних новгородских рукописей «Милятино Евангелие» хранится в
При ____________ литье иногда на изделии остаются отпечатки пальцев и допускается большая свобода и плавность форм
На всем киевском искусстве лежит печать ярко выраженной монументальности, которой отмечены
Очень часто в эмали и черни изображался деисусный чин, как на киевской золотой диадеме XII в. из Эрмитажа: в центре композиции - _____________, справа - ____________, слева - ______________, а за ними архангелы Михаил и Гавриил и различные святые: Петр и Павел, Борис и Глеб, Косьма и Дамиан
Нанеся на карту места находок всех этих более поздних __________, мы увидим, что они группируются во Владимиро-Суздальской, Черниговской, Киевской и Галицко-Волынской землях
Ярослав, которому пришлось вести долгую и жестокую борьбу за единовластие, смог лишь с ________ года развернуть во всю ширь свои выдающиеся организаторские способности
_____________ украшено(н) тремя миниатюрами с изображением евангелистов, заставками и заглавными буквами. Основные декоративные элементы рукописи - рамочки и заставки с богатым растительным орнаментом, обрамление в виде квадрифолия на первом листе и заглавные буквы близки к византийским образцам
Автором «Слово о законе и благодати» является
Древнейшее изображение деревянной церкви на полях пергаменного псковского «Устава» ________ в. передает характерный облик высокого рубленого столпообразного храма, крытого шатром
Инициалы ______________, исполненные киноварью, включают в себя занятные фигурки людей и животных, а заставки - плетенку
Икона Свенской Богоматери находится в