Верны ли утверждения?
А) В деятельности психолога мировоззрение определяет его взгляд на человека, природу и пути развития его психологической реальности
В) Методологическая работа тождественна мировоззрению
Верны ли утверждения?
А) В познавательном отношении сущность проблемы образует противоречие между знанием и незнанием
В) Постановка и решение проблемы не служит средством получения нового знания
Верны ли утверждения?
А) Важнейшим критерием научности знания является рост объективно-истинного содержания знания, выражающий степень адекватности (соответствия) действительности
В) Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Верны ли утверждения?
А) Версия считается опровергнутой лишь в том случае, если несостоятельность достаточно обоснована
В) Самый действенный способ подтверждения гипотезы - обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое служит причиной рассматриваемого явления
Верны ли утверждения?
А) Внутренне присущее процессу познания развитие не предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в качестве необходимой и всеобщей формы такого развития
В) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений
Верны ли утверждения?
А) Высшим проявлением методологического сознания выступают те или иные концептуальные и инструментальные формообразования
В) Современную методологию науки возможно соотнести с какой-либо одной теоретической системой
Верны ли утверждения?
А) Генеративная функция позволяет исследователю сделать теорию достоянием других ученых, создает дополнительные возможности для развития и самой теории, и исследователя
В) Коммуникативная функция относится к интерпретационной и критической традициям так называемой альтернативной парадигмы
Верны ли утверждения?
А) Гипотеза не всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание
В) Научная гипотеза - это догадка, фантазия или допущение
Верны ли утверждения?
А) Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и творчески обоснована
В) Познавательная или эвристическая ценность гипотезы определяется ее информированностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы, в ее способности предсказать, где и как отыскать новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение
Верны ли утверждения?
А) Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений
В) Гипотеза может противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям
Верны ли утверждения?
А) Дедукцию и индукцию следует противопоставлять и отрывать друг от друга
В) Квантификация научных понятий означает придание качественным понятиям статуса величин, обладающими количественными характеристиками и допускающих измерения
Верны ли утверждения?
А) Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала
В) Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является проблемная ситуация
Верны ли утверждения?
А) Достоверность знания - необходимое условие его превращения в факт
В) Накопление фактов - важнейшая часть научного исследования, которая сама по себе решает проблемы
Верны ли утверждения?
А) Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других
В) Диалектический путь познания истины состоит в установлении законов
Верны ли утверждения?
А) Закон педагогического процесса - законодательный акт рекомендательного характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений
В) Переход количества в качество происходит по механизму отрицания
Верны ли утверждения?
А) Интегративная (синтезирующая) функция - способность теории к предвидению новых фактов, явлений
В) Предсказательная функция - способность теории объединять и связывать многие разрозненные положения и факты
Верны ли утверждения?
А) Исходные принципы лежат в основе научной теории, направляют ее развертывание
В) «Клеточка» - это исходная абстракция, на основе которой развертывается содержание теории
Верны ли утверждения?
А) Космическая биология (космобиология, астробиология) - наука, изучающая возможности жизни и существования живых организмов в космосе
В) Ксенобиология - частный вид космической биологии, занимается изучением возможности разумной жизни в космосе
Верны ли утверждения?
А) Любая гипотеза имеет исходные данные или основания, и конечный результат - предположение
В) Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его
Верны ли утверждения?
А) Математические теории решают, прежде всего, задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов
В) Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются гипотетические положения
Верны ли утверждения?
А) Математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности
В) Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы
Верны ли утверждения?
А) Междисциплинарные исследования - это особая форма интеграции исследовательской деятельности, такой вид взаимодействия наук, который ведет к качественному изменению структуры научного знания, к зарождению принципиально новых подходов
В) Современная методология науки органично вплетается в ткань науки, в исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности, наряду с логическим ее аспектом
Верны ли утверждения?
А) Методологическая работа тождественна мировоззрению
В) Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет функцию интеллектуального средства
Верны ли утверждения?
А) Методологические нормы не присутствуют в практической психологии
В) Значение методологического знания для психологии не значительно
Верны ли утверждения?
А) Методологическое значение эксперимента заключается в том, что он позволяет охарактеризовать сущность понятия, которое является системообразующим для дефектологии
В) Методом исследования в методологии науки не является исторический анализ развития науки
Верны ли утверждения?
А) Методологическое значение эксперимента состоит в том, что он позволяет наметить пути психологической и педагогической помощи аномальным детям и увидеть границы возможного в этой области
В) Конкретно-научное значение мысленного эксперимента заключается в том, что он позволяет охарактеризовать сущность понятия, которое является системообразующим для дефектологии
Верны ли утверждения?
А) Методология не имеет свою область исследований
В) Методология является одним из видов научного знания
Верны ли утверждения?
А) Модель эвристической интуиции отражает самоорганизацию, саморазвитие, структуризацию научного знания
В) Интуитивно-эвристическое познание является инструментом эволюции системы знания
Верны ли утверждения?
А) Нанотехнологии качественно не отличаются от традиционных дисциплин
В) Развитие современной электроники идёт по пути уменьшения размеров устройств
Верны ли утверждения?
А) Наука в меньшей мере, чем другие формы познания ориентированна на то, что бы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами
В) Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», но только в настоящем, но и в будущем
Верны ли утверждения?
А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе
В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
Верны ли утверждения?
А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе
В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
Верны ли утверждения?
А) Научная теория объединяет, систематизирует определенную совокупность фактических данных посредством процедур абстрагирования, анализа, синтеза, что производится с помощью описания и объяснения этих данных
В) Фиксация результатов описания не требует выработки языковых средств
Верны ли утверждения?
А) Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно
В) Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных связей и закономерностей
Верны ли утверждения?
А) Научное знание непрерывно воспроизводит свои элементы на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами
В) Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала не является показателем научности
Верны ли утверждения?
А) Научное исследование начинается с постановки проблемы
В) Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека
Верны ли утверждения?
А) Научное исследование не всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем
В) Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение
Верны ли утверждения?
А) Научному познанию не присуща строгая доказательность
В) В процессе научного познания можно выделить различные уровни, качественно своеобразные ступени знания, различающиеся между собой по полноте, глубине и всесторонности охвата объекта, по способу достижения основного содержания знания, по форме своего выражения
Верны ли утверждения?
А) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами
В) Научное познание в гносеологическом плане, есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающую систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, искусственном
Верны ли утверждения?
А) Нормативной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания
В) Дескриптивная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности
Верны ли утверждения?
А) Описательная функция состоит в выработке спектра методов теории для описания, объяснения, предсказания, диагноза, моделирования, проектирования объектов, использования выводов теории в практических целях
В) В любом конкретно-научном теоретическом объяснении в скрытом виде обязательно присутствует философский аспект
Верны ли утверждения?
А) Отраслевые теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов
В) Специальные теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни - экономической, политической, культурной
Верны ли утверждения?
А) Поиск инварианта, как условия формирования эмпирического факта, свойственен только естественнонаучному познанию
В) Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и научному факту предполагает элиминацию из наблюдений, содержащихся в них субъективных моментов
Верны ли утверждения?
А) Проблемная ситуация окончательно вызревает тогда, когда противоречия между эмпирией и теорией оказываются принципиально неразрешимыми
В) Развитое противоречие между новым эмпирическим и старым теоретическим знанием является основой для появления целого ряда гипотез, с помощью которых предполагается решить проблемную ситуацию
Верны ли утверждения?
А) Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых, рационально осмысленных форм организации теоретического знания
В) Наличие проблем в науке индексирует этап ее качественного изменения
Верны ли утверждения?
А) Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является возникновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущения сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием
В) Проблема является результатом отображения субъектом проблемной ситуации, т.е. осознание недостаточности наличного знания, потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем
Верны ли утверждения?
А) Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней - субъект-субъектная в принципе
В) Первым, в истории психологии, как самостоятельной науки, общепсихологическим подходом стал ассоцианизм
Верны ли утверждения?
А) Теоретические законы относятся непосредственно к эмпирически данной реальности
В) Теоретическое исследование имеет относительную независимость от эмпирии, и это обеспечивает теоретическому мышлению богатые эвристические возможности
Верны ли утверждения?
А) Умозаключения, с помощью которых анализируют факты, не зависят от особенностей самих фактов
В) В процессе анализа не используют информацию о единичных случаях и фактах, которые встречались при расследовании других дел
Верны ли утверждения?
А) Формализованные языки могут быть единственной формой языка современной науки
В) В научном познании возможно не использовать неформализованные системы
Верны ли утверждения?
А) Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета
В) Высказывания теоретического языка формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность
Верны ли утверждения?
А) Характерной чертой теоретического знания является его построение «снизу вверх»
В) Соотношения элементов идеализированного объекта представляют собой теоретические законы
Верны ли утверждения?
А) Эмпирические факты образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории
В) Различие между экспериментированием и наблюдением в том, что условиями эксперимента управляют, а в наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий
Верны ли утверждения?
А) Язык современной науки не отличается от естественного человеческого языка
В) Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач
___________ - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов
___________ - аксиомы, постулаты, допущения, законы и т.д.
___________ - альтернативное объяснение результатов исследования, которое с логической точки зрения не может быть верным, если верна исходная гипотеза
___________ - вид умозаключения, при котором знание, полученное при изучении объекта A, переносится на менее изученный объект B, сходный с объектом A по существенным свойствам
___________ - внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимость
___________ - гуманитарные исследования, затрагивающие методы двух или более дисциплин
___________ - деление, отпочкование и размножение научных направлений
___________ - достоверное, логически непротиворечивое знание
___________ - логико-методологический прием, заключающийся в сведении, с целью упрощения одного явления к другому, одной задачи или проблемы к другой
___________ - логический вывод положений теории из исходных базовых конструктов
___________ - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем
___________ - методологический прием выделения различных этапов, фаз изучаемого процесса по тем или иным основаниям
___________ - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам
___________ - мысленное объединение аналитически выделенных признаков в единстве, при отвлечении от признаков случайных
___________ - мыслительное расчленение сложного явления на составляющие и последовательное их изучение
___________ - направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т.п.
___________ - направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов, в совокупности отношений и связей между ними
___________ - научная дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, как системы знаний и социальных институтов
___________ - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений
___________ - научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания
___________ - научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
___________ - непроверенное предположение о взаимосвязях, которые стимулируют дальнейший научный поиск
___________ - нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы
___________ - область знания, характеризующаяся единством года появления основополагающих публикаций, фундаментальных трудов, институтов исследования и обучения; национальных, региональных и международных научных сообществ
___________ - область человеческой деятельности, основная функция которой - получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной картины мира и научно обоснованной практики
___________ - обобщение фактов, экспериментальных данных
___________ - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса
___________ - обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений
___________ - особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков)
___________ - отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества
___________ - очевидное положение, которое принимается без доказательства
___________ - правила вывода и доказательства
___________ - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями
___________ - предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности
___________ - предположения о причинах возникновения объекта исследований
___________ - проверяемое общественной практикой отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта
___________ - путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний
___________ - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции
___________ - система научного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область
___________ - совокупность наук о природе
___________ - совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества
___________ - совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения
___________ - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания
___________ - содержательные научные концепции, универсальные концептуальные системы и некоторые современные общенаучно-методологические подходы
___________ - тенденция объединения научных направлений
___________ - удостоверенный наукой и общественной практикой фрагмент знания, отражающий свойства материального и духовного мира
___________ - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
___________ - факты наблюдений и данные экспериментов
___________ - философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами
___________ - философские и общенаучные принципы, конкретизируемые и преобразуемые применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает
___________ - формулирование исходного понятия о предмете обучения
___________ - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
___________ - эмпирически не проверенное предположение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными или объектами
___________ дает возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего нас явления, но и делать это
___________ обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний
___________ позволяет сосредоточить внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними, подобно географической карте, ориентирующей на местности
___________ помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах и в этом смысле, психологические теории представляют собою своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений
___________ связана с ценностными ориентирами исследователя в этической сфере определенного теоретического подхода