Верны ли утверждения?
А) Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.
В) Герменевтика – прежде всего практика.
Верны ли утверждения?
А) Для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому.
В) Единство всех форм и видов познания предполагает определенные внутренние различия.
Верны ли утверждения?
А) Идеальный тип – это всецело мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни тем более подлинной реальностью.
В) Идеальный тип не указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез.
Верны ли утверждения?
А) Исходный пункт герменевтики – языковая форма выражения мышления.
В) Язык – та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и где обретается взаимопонимание по поводу самого дела.
Верны ли утверждения?
А) Каждая наука отличается от другой науки своим предметом.
В) Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен.
Верны ли утверждения?
А) Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом.
В) Понятие «парадигма» уже по объему, чем понятие «теория».
Верны ли утверждения?
А) Научное социальное знание имеет дело с человеческими действиями и их последствиями.
В) Понятие смысла выражает специфически человеческое отношение к предмету.
Верны ли утверждения?
А) Непрерывность обусловливает преднамеренные действия историка.
В) Непрерывность не является результатом самоописания.
Верны ли утверждения?
А) Основная тенденция неомарксизма как социально-философского направления – слияние собственно философских понятий с политэкономическими и общесоциологическими.
В) Результат социально-экономического отчуждения –субстанциальное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер.
Верны ли утверждения?
А) Особенностью объекта социального знания является его историчность.
В) Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух уровнях - обыденно-практическом и научно-теоретическом.
Верны ли утверждения?
А) Процедура не является неотъемлемой частью любого метода.
В) Методика не включает в себя технику.
Верны ли утверждения?
А) Результатом проверок является отбор гипотез, которые не выдержали испытание.
В) Чтобы заставить метод отбора посредством элиминации работать и обеспечить выживание только самых добротных теорий, надо создать для них условия суровой борьбы за жизнь.
Верны ли утверждения?
А) Социальная наука подчиняется общему закону познания.
В) Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
Предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия
людей: экономических, политических, демографических и др. _____________.
_________ называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания.
__________ в науке – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
__________ гласит, что объективность социального исследования возможна в том случае, когда из него по возможности удалены субъективные интересы и пристрастия.
__________ полагают, что в науке дело не может ограничиться только описанием фактов и событий, а научное исследование должно постичь сущность (законы) вещей, чтобы объяснить их.
__________ социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.
___________ социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли их вообще.
____________ знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества.
Абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией точных наук – это ____________.
Абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме – это __________.
Адекватность представлений субъекта действительности – это ____________.
Активный процесс формирования методологических принципов социально-гуманитарных наук начался уже с первой половины ______ в.
В выявлении структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признании методологического примата отношений над элементами в системе, частичном отвлечении от развития объектов заключается ____________.
Все то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности – это ___________ познания.
Идеальные типы работают тем лучше, чем они ___________.
Исторически изменяющиеся структуры, которые обусловливают возможность мнений, теорий, отдельных наук в конкретный исторический период – это _____________.
Критическое изучение определяющих принципов какой-либо совокупности уже аккумулированного знания – это ____________.
Крупнейший вклад в разработку философской герменевтики внес немецкий философ ____________.
Лидерами Баденской школы неокантианства были Вильгельм Виндельбанд и ____________.
Логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними, называется ____________.
Метод, где путем образования понятий из единичного выводится общее, совокупность общих свойств, – это _____________.
Методы социального познания можно разделить на __________ и конкретно-научные.
Мысленная конструкция, с помощью которой исследователь ищет общие правила событий, в отличие от исторических являющиеся более чистыми и более общими – это _______________.
Наиболее полно основы структурно-функционального анализа сформулировал американский социолог ____________.
Наибольшее распространение структурализм (как комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода) получил во _________ в 60–70 гг. XX в.
Направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития ___________ этап научного исследования.
Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем – это ___________.
Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления - это ______________.
Некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариантах – это ___________.
Обосновывает единство методов естественных и социальных наук _____________ метод.
Общее название направлений в социально-гуманитарном познании XX в., которые связаны с поиском логических структур, объективно существующих за многообразными явлениями культуры - _______________.
Общность сквозь время и пространство, которая характеризует дискурс вне индивидуальных произведений, книг и текстов – это ____________.
Одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений - _____________.
Одним из крупнейших представителей французского структурализма был ____________.
Определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает – называется ___________.
Основоположниками неомарксизма были ранний _________ и К. Корш.
Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены немецким философом ________ в конце XVIII – начале XIX вв.
Особое место в рамках франкфуртской школы занимал немецко-американский философ, психолог, социолог ____________.
Первый камень в основание феноменологии жизненного мира заложил австрийский философ ___________.
Период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей парадигмы – это _________ стадия в развитии науки.
Позитивистская социология, основанная __________, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук.
Помогает провести каузальный анализ индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей и т. п., пытается найти генетические связи ________________.
Понятийное образование, искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена – это ____________.
Посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности _____________.
Последовательность приемов и способов действий называется ___________.
Постулат ____________ гласит, что система типических конструктов должна быть выстроена в соответствии с правилами формальной логики.
Постулат _____________ гарантирует возможность отсылки всех видов человеческого действия и их результата к субъективному.
Постулат _____________ гарантирует согласованность конструктов специализированного социального знания с понятиями здравого смысла.
Предметом __________ знания выступает субъективный мир человека.
При изучении социальных действий ученые прибегают к использованию понятий особого рода — ____________.
Примитивная наука (магия, шаманство, зачатки собственно научных представлений), свойственная изучаемым антропологами примитивным обществам – это __________.
Пространство множества разногласий, единство различных противоположностей, для которых можно выделить и уровни, и роли – это _____________.
Развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания ___________.
Реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры называется ____________.
Реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства – это ____________.
Речь, беседа как объект лингвистического изучения – это ____________.
Специальная логика познания социальных наук – это _____________.
Специально построенные классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы, теории, статистические данные – это ___________ о предмете.
Способ существования познающего, действующего и оценивающего человека – это ___________.
Срединная область между всеобщими законами и индивидуальными явлениями, область условий возможности языка и познания, называется ___________.
Термин этнометодология был сконструирован основателем этого направления в рамках феноменологической социологии – американским социологом ______________.
Течение западной социально-философской мысли, возникшее в результате критики «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками II-го Интернационала – это ____________.
Тип рационального повествования, описания отдельных сторон общественной жизни, которые, подобно мозаике, могут складываться в относительно целостный образ – это __________.
Требует от социальных наук, чтобы они, наконец, научились у естественных наук научному методу _______________.
У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог ____________.
Универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания – это _____________.
Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности называется ____________.
Учит тому, что есть истины или наука для той или иной группы, класса _____________.