Аффективный компонент стереотипов - ряд предпочтений, оценок, настроений и эмоций, но признается, что эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики:
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно негативном явлении:
В социальной психологии отсутствует единодушие по вопросу приписывания причин поведения "своим" и "чужим":
Генри Тэшфел подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность:
Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей - каузальная атрибуция:
Ненависть, недоверие, страх и обвинение других групп за собственные неудачи - внутригрупповой фаворитизм:
По мнению исследователей из Европы, основная функция социальной атрибуции - формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности:
Предпочтение своей этнической группы - этноцентризм:
Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона:
Стереотипы, по У. Липпману, - упорядоченные, детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права:
Существовали две гипотезы, объясняющие причины согласованности стереотипов: гипотеза оправданности и гипотеза неточности:
Тенденция благоприятствования собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами - воинственный этноцентризм:
Эмпирическим индикатором межгрупповой дифференциации в форме противопоставления являются полярные образы:
Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы:
Этноцентризм изначально несет в себе враждебное отношение к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям: