Верны ли определения?
А) «Эпигенетический ландшафт» - принцип взаимодействия генотипа и среды, характеризующий развитие организма и наличие точек выбора, за границами которых возможности развития суживаются
В) «Эпигенетический ландшафт» - единый, системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Депривация – это социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп
В) Депривация – это частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, она проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня чтения, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Дисграфия – это нарушение процесса становления письма и одна из форм нарушения письменной речи, проявляется в стойких ошибках следующего типа: оптические, фонематические, грамматические
В) Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса счета, она проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня чтения, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Дискалькулия – это нарушение процесса становления письма и одна из форм нарушения письменной речи, проявляется в стойких ошибках следующего типа: оптические, фонематические, грамматические
В) Дискалькулия – это частичное специфическое нарушение процесса счета, она проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня счета, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Дислексия – это социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп
В) Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, она проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня чтения, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Дисперсия – это мера рассеивания, отклонения от среднего значения показателя
В) Дисперсия – это статистический показатель, отражающий вклад генотипа в межиндивидуальную изменчивость признака в определенной популяции
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Наследуемость – это статистический показатель, отражающий вклад генотипа в межиндивидуальную изменчивость признака в определенной популяции
В) Наследуемость – это изменение в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип консолидации - развивающиеся вначале как независимые, отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое
В) Принцип консолидации - с момента консолидации функциональная система становится продуктивной, и реально это происходит задолго до того, как все ее компоненты достигнут окончательной зрелости
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Психогенетика – это область науки о человеке, изучающая влияние генетических и средовых факторов на формирование различных индивидуальных способностей человека
В) Психогенетика – это единый, системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Статистический показатель, говорящий о том, какой процент членов семьи пробанда страдает исследуемым расстройством – конкордантность
В) Статистический показатель, отражающий вклад генотипа в межиндивидуальную изменчивость признака в определенной популяции – наследуемость
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Темперамент – это статистический показатель, говорящий о том, какой процент членов семьи пробанда страдает исследуемым расстройством
В) Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития, складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма и условий среды
В) Фенотип - единый, системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эпигенез – это принцип взаимодействия генотипа и среды, характеризующий развитие организма и наличие точек выбора, за границами которых возможности развития суживаются
В) Эпигенез – это единый, системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Акселерация – это ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
В) Акселерация – это проявляется при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов
В) Аффект – это способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Валидизация – это проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом
В) Валидизация – это проверка данных на соответствие измеряемого параметра содержанию конструкта, на который направлено измерение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Верификация – это проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом
В) Верификация – это проверка данных на соответствие измеряемого параметра содержанию конструкта, на который направлено измерение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Визуальный дефицит – это неспособность расчленять слово на фонемы
В) Визуальный дефицит – это неспособность быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Децелерация – это ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
В) Децелерация – проявляется при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Изменение в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза – это генетическое изменение
В) Величина, вычисляемая как отношение вариативности генетической к вариативности фенотипической: h2 = VG / VP – это коэффициент наследуемости h2
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Канализация – это постепенное ограничение потенций клетки (организма) к развитию
В) Канализация – это системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Морфогенез – это биохимические процессы образования органов в процессе физиологического развития
В) Морфогенез – это биохимические процессы образования морфологических особенностей организма в процессе физиологического развития
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Непрерывность – это преемственность процессов развития человека и формирования индивидуальных особенностей
В) Непрерывность – это неспособность быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Область исследований, сложившаяся на стыке психологии развития и возрастной физиологии, изучает возрастные преобразования физиологических основ психики и поведения в ходе онтогенеза – это возрастная психофизиология
В) Наука о форме и строении организмов, изучает закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), называется морфологией
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Органогенез – это биохимические процессы образования органов в процессе физиологического развития
В) Органогенез – это биохимические процессы образования морфологических особенностей организма в процессе физиологического развития
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Пластичность – это способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта
В) Пластичность – определяется морфофункциональными особенностями организма по сравнению со статистически установленным средним уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста в этой популяции
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип фрагментации органа – развивающиеся вначале как независимые, отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое
В) Принцип фрагментации органа – морфо-функциональное развитие обеспечивается избирательностью созревания только тех частей органа, которые участвуют в приспособительной деятельности эмбриона или новорожденного
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психофизиологическое созревание – это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций
В) Психофизиологическое созревание – определяется морфофункциональными особенностями организма по сравнению со статистически установленным средним уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста в этой популяции
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Развитие – это качественные преобразования, которые протекают за счет дифференцировочных процессов, обеспечивающих морфологическую и функциональную специализацию клеток, тканей и органов
В) Развитие – это интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) ретардация – это ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
В) ретардация – проявляется при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Синхронизация – это класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями
В) Синхронизация – это явление психофизиологического развития, обеспечивающее согласование и координацию процессов созревания при участии центральной нервной и эндокринной систем организма
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Фонематический дефицит – это неспособность расчленять слово на фонемы
В) Фонематический дефицит – это неспособность быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Характеристика неодинаковой скорости формирования различных по сложности компонентов внутри одной функциональной системы – это внутрисистемная гетерохрония
В) Характеристика разных сроков формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза – это межсистемная гетерохрония
Подберите правильный ответ
____________ реализации генетических влияний в онтогенезе предполагает, что с возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуально устойчивых способов переработки информации, возрастает наследуемость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генетическая корреляция
Биохимические процессы образования морфологических особенностей организма в процессе физиологического развития – это
Биохимические процессы образования органов в процессе физиологического развития – это
Величина, вычисляемая как отношение вариативности генетической к вариативности фенотипической: h2 = VG / VP, - это
Единый, системный процесс развития, где последовательное развертывание генетической информации происходит при непосредственном участии среды, – это
Зависимости между генотипом и средой, взаимодействие которых определяет направление развития и вероятность реализации потенциала развития, называется
Изменение в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза – это __________ изменение
Интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза, называется
Исследование, устанавливающее сходство между монозиготными или идентичными близнецами, имеющими одинаковый генотип - 1,0, и дизиготными близнецами, имеющими сходство на уровне сибсов (братьев или сестер) - 0,5., – это ___________ исследование
Качественные преобразования, которые протекают за счет дифференцировочных процессов, обеспечивающих морфологическую и функциональную специализацию клеток, тканей и органов, – это
Класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями, – это
Мера рассеивания, отклонения от среднего значения показателя - это
Морфо-функциональное развитие обеспечивается избирательностью созревания только тех частей органа, которые участвуют в приспособительной деятельности эмбриона или новорожденного, – это принцип
Нарушение процесса становления письма и одна из форм нарушения письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках следующего типа: оптические, фонематические, грамматические, – это
Наука о форме и строении организмов, изучающая закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), называется
Неспособность быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме, – это _________ дефицит
Неспособность расчленять слово на фонемы – это _________ дефицит
Нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого двигательное беспокойство, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения, – это
Область исследований, сложившаяся на стыке психологии развития и возрастной физиологии, изучающая возрастные преобразования физиологических основ психики и поведения в ходе онтогенеза, – это
Область науки о человеке, изучающая влияние генетических и средовых факторов на формирование различных индивидуальных способностей человека, - это
Определяется морфофункциональными особенностями организма по сравнению со статистически установленным средним уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста в этой популяции, - это
Постепенное ограничение потенций клетки (организма) к развитию называется
Преемственность процессов развития человека и формирования индивидуальных особенностей называется
Принцип взаимодействия генотипа и среды, характеризующий развитие организма и наличие точек выбора, за границами которых возможности развития суживаются, называется «___»
Проверка данных на соответствие измеряемого параметра содержанию конструкта, на который направлено измерение, называется
Проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом, называется
Процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, – это
Проявляется при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
Развивающиеся вначале как независимые, отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое – это принцип
Реализация признака тем или иным геном, которая прямо зависит от конкретных условий его функционирования, в первую очередь от окружающих генов, называется
С момента консолидации функциональная система становится продуктивной, и реально это происходит задолго до того, как все ее компоненты достигнут окончательной зрелости, – это принцип
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, – это
Совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития, которая складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма (генотипа) и условий среды, – это
Социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп, называется
Способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта, называется
Статистический показатель, говорящий о том, какой процент членов семьи пробанда страдает исследуемым расстройством, - это
Статистический показатель, отражающий вклад генотипа в межиндивидуальную изменчивость признака в определенной популяции, называется
Ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков – это
Фонд неизменных видовых признаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивидуальной изменчивости, называется
Функциональные системы и входящие в их состав компоненты созревают избирательно и в разное время – это принцип
Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, называется
Характеристика неодинаковой скорости формирования различных по сложности компонентов внутри одной функциональной системы – это _________ гетерохрония
Характеристика разных сроков формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза – это _________ гетерохрония
Частичное специфическое нарушение процесса счета, которое проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня счета, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка, – это
Частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется в ошибках стойкого характера и не позволяет достичь уровня чтения, соответствующего интеллектуальным задаткам ребенка, – это
Широко наблюдаемое замедление процессов физического созревания детей и подростков – это
Явление психофизиологического развития, обеспечивающее согласование и координацию процессов созревания при участии центральной нервной и эндокринной систем организма, называется