«О том, каковы вещи могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства», считал
Важнейшее отличие логических категорий от всех других общих понятий - это
Вид познания, который позволяет культуре сохранить целостное видение сущего, выступая стратегическим ориентиром в познании, понимании и преобразовании мира, называется
Вид познания, который представляет собой специализированное получение знаний о мире, человеке, социуме, продуктах человеческой деятельности при помощи определенных методов, называется
Вид познания, который является сложным, неструктурированным способом адаптации мира к потребностям человека и человека к миру и включает в себя практическое, обыденное познание, называется
Влиятельное теоретико-познавательное направление, образовавшееся на стыке логико-психологических и теоретико-познавательных исследований, - это
Возможность появления связи между образами, при которой возникновение одних влечет за собой появление других, - это
Гносеологическая установка, рассматривающая знание как продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания и направленная на выявление всеобщих и конститутивных условий любого возможного опыта, - это
Гносеология - это учение о
Достойно веры только то, что познано и понято разумом, считал
Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим законом и раскрываются лишь через его интерпретацию, - это
Идеалистическое философское учение, считающее, что познанию доступна лишь внешняя, феноменальная сторона явления, воспринимаемого ощущениями, и отрицающее возможность познания сущности вещей, - это
Крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида, - это
Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения, - это
Метод познания, обозначающий мысленное разложение объекта на составные элементы
Метод познания, обозначающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое, - это
Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков, - это
Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках, - это
Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок, - это
Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях - это
Направление в теории познания, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» - это
Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение истины - это
Непреднамеренное искажение истины - это
Низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, диалектического понимания, по Гегелю, - это
Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект, - это
Обоснованное фактами предположение о существовании определенных объектов, связях между ними, причинах тех или иных явлений, закономерностях развития - это
Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением, - это
Опосредованная языком (естественным или искусственным), инвариантно-упорядоченная, а на своих высших ступенях - дискурсивно-обоснованная и рефлексивно-критическая смыслопорождающая и смыслопонимающая деятельность сознания - это ____________ мышление
Основная форма чувственного познания - это
Основной критерий истины в познании - это
Особая способность человека мысленно преобразовывать знания, данные опыта, в результате чего происходит создание новых форм, - это
Особое свойство нервной системы хранить и, при необходимости, воспроизводить информацию о прошлом - это
Особый мир психических состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами и оказывающих значительное влияние на восприятие и познание человеком окружающего мира
Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана
Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области - это
Позиция, пытающаяся решить проблемы происхождения сознания и языка, опираясь на законы генетической наследственности, - это
Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему, - это __________ понятие
Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания - это
Прагматическая гносеологическая программа восходит к философии
Преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей - это
Предположительное суждение о закономерной связи явлений - это
Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, - это
Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире, - это
Раздел философского знания, изучающий всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования, - это
Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий, - это
С точки зрения __________, практика является источником и движущей силой познания, а также общим критерием истины
Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета, - это
Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, - это
Сущность человеческого знания может быть адекватно понята лишь в общем эволюционно-биологическом контексте, а законы развития знания и познавательных способностей человека могут быть адекватно интерпретированы в терминах эволюционной теории, считает
Теории познания, которые рассматривают знание как нечто производное от природных процессов и, соответственно, считают возможным понимание сущности знания на основе познанных природных законов, относятся к ________ концепции
Теории познания, которые рассматривают знание как следствие активной предметно-практической деятельности человека в окружающем его мире, относятся к __________ концепции
Теории познания, утверждающие, что знание образует особый идеально-духовный мир, являющийся трансцендентным относительно индивидуального сознания, относятся к
Теории познания, утверждающие, что знание является внутренне присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности, даже иллюзорности, относятся к
Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности, - это
Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает то знание, которое полезно и практически применимо, - это
Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения, - это
Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость, - это
Термин «теория познания» был введен в философию в _______ в.
Уровень познания, опирающийся на жизненный повседневный опыт человека, - это
Философ, который доказывал тезис о том, что «не существует критерия истинности, и мы не должны ставить вопрос о таком критерии», - это
Философ, который, изучая причинно-следственные связи, пришел к выводу, что доказать существование объективных причинно-следственных связей ни опытным, ни логическим путем невозможно, - это
Философская категория, выражающая то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта познания, - это
Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины, - это
Философская позиция, которая предполагает решение теоретико-познавательных проблем, переведя их на язык фундаментальных физических теорий и опираясь на установленные физические законы, - это
Философская позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей, - это
Философское учение о всеобщем во взаимоотношениях между познающим сознанием и бытием, на которое оно направлено, - это
Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности, - это
Форма рационального познания - это
Форма рационального познания - это
Форма рационального познания - это
Форма чувственного познания - это
Форма чувственного познания - это
Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг, - это
Цитата: «Тот, кто говорит о вещах, каковы они есть, - говорит истину. Тот, кто говорит иначе, - лжет» - принадлежит