_________ предстает как многоуровневый, самоорганизующийся процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру
____________ обосновывал мысль о том, что сомнению можно подвергнуть существование Бога, природы, собственного тела. Не подлежит сомнению только тот факт, что я мыслю: я мыслю, следовательно, существую
« Все наиболее значительные идеи в истории восходят к архетипам». В сущности, природный и культурный миры оказываются здесь проекциями коллективного бессознательного, его своеобразным инобытием, считал
«В лице «нашего сознания» мы имеем бытие не только сознаваемое, но и подлинно сущее - бытие, которое не противостоит нам, а есть в нас и с нами», - писал
«Одно и то же есть мысль и то, на что мысль направлена», «бытие есть, а небытия нет», - считал
«Под субстанцией я разумею то: что существует само по себе и существует само через себя, т.е. то, представления чего не нуждаются в другой вещи, из которой оно могло образоваться», - считает
Английский и французский материализм, скептический эмпиризм поставили вопрос о разведении онтологии и метафизики в _________ в.
Бытие - это жизнь и потребности ее возрастания, утверждает
Бытие есть вечно подвижная материя - так считал
Бытие как оно есть и чем может быть - это факт существования человека и бытия, факт встречи одного с другим, считал
Бытие потеряло значение абсолютного и предельного основания мироздания в философии
Бытие характеризуется как небытие сущего в философии
В рамках объективного идеализма _________ понятие бытия приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения
Ввел в философию понятие бытия
Взаимообусловленность существования явлений, разделенных пространственными или временными характеристиками, - это
Видит в бытии воплощение всего злого, негативного, что существует в человеке, в истории, в культуре
Вопрос о бытии предрешил судьбу западного мира, считал
Вопрос о бытии решается как вопрос о смысле и эсхатологии человеческого существования в
Всякий объект, включая не только материально-вещественный мир, но и мир идеальный, мир логических связей и законов, есть царство несвободы, считал
Для решения новых мировоззренческих и методологических проблем в науке необходима была синтетическая концепция, соединяющая в себе материалистические и диалектические компоненты подхода к миру, и на эту роль стал претендовать
Единой субстанции приписываются бинарные атрибуты, чаще всего - дух и материя, так считает
Идея тождества бытия и мышления принадлежит
Иерархическую модель природы набросал в своих рукописях под названием «Диалектика природы»
Исходила из того, что реальность есть внеприродная действительность, автономная сфера универсума
Как самый нижний и фундаментальный слой реальности толкуется понятие «__________»
Классическим примером плюрализма считается монадология ___________, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных начал
Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает
Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в ________ философского знания
Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, - это
Многие ходы онтологической мысли XX века вытекают из одного источника - феноменологии, считал
Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством
Наиболее последовательно идея субстанции как материального субстрата проведена в
Необходимо не противопоставлять реализм идеализму в научном исследовании, а совмещать их, считал
О «бессознательной космической воле, которая не только начало, но и единственная сила, имеющая субстанциальный характер», говорил
Обосновывал необходимость систематического мышления, но не как традиционно натурфилософского, а как, прежде всего, проблемного
Объявил высшей реальностью не бытие, толкуемое как Логос, Разум, а общезначимое содержание субъективного разума
Одним из наиболее привлекательных и многообещающих вариантов неклассической онтологии, во многом вытекающим из попыток преодолеть недостатки гуссерлевской феноменологии, стал
Одним из первых свой вариант онтологии культуры, основанной на понятии символа как ее конститутивного элемента, развивает
Одной из первых исторических форм мировоззрения было ___________ мировоззрение
Онтология - это раздел философии о
Определенность вещи, утрачивая которую вещь перестает существовать, переходя из бытия в небытие, есть
Основной признак субстанции - это действие, которое она производит. Но способность действовать - лишь внешнее проявление субстанции, считал
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положения в мире изучает
Отдельный предмет, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования, - это
Первый элементарный вид отражения действительности - это
Перенес все субстанциональные определения на природу и только на природу
Понимает бытие как серую повседневность и реальность, от которой никуда не уйти и в которой приходится жить и удовлетворять свои потребности в творчестве, в свободе, доступной индивиду
Понятие, которое служит для обозначения полностью самообусловленного бытия, в котором зафиксирована идея абсолютного начала, - это
Понятия «субстанция» и «тело» рассматривал как тождественные
Понятия, которые имеют наиболее обобщенный характер, называются
Предельный вид философского знания, связанный с наиболее абстрактной и глубокой формой рефлексии человека над проблемами личного и мирового бытия, - это
Предложил чисто формальную систему классификации наук
Представитель классической античной философии, считавший, что главная задача философии - исследовать первые начала и причины всего сущего: природы, общества, государства, человека, его души и мышления, - это
Представление о Боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающемся в ее бытие, характерно для
Раздел философии, исследующий наиболее общие вопросы бытия, - это
С категорией «субстанция» сопоставимо понятие «_______»
Сводит бытийную реальность к человеческим ощущениям
Свое понимание происхождения Софии раскрывает через своеобразную интерпретацию основополагающего христианского догмата творения мира из ничего
Свойства вещи бесконечны и нам доступна лишь часть их, считал
Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания - это
Совокупность взглядов на мир и место человека в этом мире - это
Способность проникновения в бытие чужого «Я» - это
Строит экзистенциальную метафизику, в центре которой стоит фундаментальная онтология, методом исследования которой выступает феноменология или герменевтика
Существует единая материальная субстанция, которая бесконечно совершенствуется, присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в организованных телах, считал
Считал, что бытие есть абсолютное зло
Термин «дуализм» был введен в философию немецким философом
Термин «онтология» появляется в _________ в.
Философия должна давать ответы на главные вопросы человеческого существования: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» -полагал немецкий философ
Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало - материальное или духовное, - это
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, - это
Форма мысли, в которой в обобщенной форме выражается содержание, сущность предмета, явления, процесса, - это
Французский философ, вошедший в историю философии как яркий представитель дуализма, провозглашающий особый, автономный статус двух важнейших субстанций - мышления и протяженности, - это
Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, - это
Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению, - это
Функция философии, осуществляющая абстрактно-теоретическое, понятийное объяснение мира, - это
Функция философии, подвергающая все сомнению, - это
Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей, - это
Целостность, реальность, действительность мира, его бытие философия описывает через
Человек есть место обнаружения бытия, он мера всех вещей, и он определяет статус их существования, а потому в центр философской проблематики надо ставить человека, считают
Человек и только он один есть подлинное бытие, а вопрос о бытии - это вопрос о его смысле, который всегда задает сам человек, считает