А. Маслоу разработал линейную модель потребностей человека:
В бихевиористском направлении исследований человека под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы:
В необихевиоризме оставалась незыблемой идея о прижизненном характере содержания психики и ведущей роли научения:
В трактовке А. Маслоу самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и способностью самонастраиваться в соответствии с этой природой, строить свое поведение в соответствии с ней:
В. Франкл учил, что смысл жизни является универсальным:
Идея о том, что в развитии поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является внутренний мир человека:
К. Роджерс пришел к выводу, что внутренняя сущность человека, его "Самость" выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его "Я":
Объяснение развития мотивации человека, личных качеств человека посредством его стремления к адаптации является достаточным с точки зрения гуманистической психологии как направления в исследовании человека:
Представители гуманистической психологии принимали идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира личности: