_______ - важнейший институт социализации в раннем детстве
_______ - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира
_______ - стремление к подчинению, моральному унижению, самоистязание
_______ - это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл: «значение-для-меня»
_______ - это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие
_______ базируется на рассмотрении только стандартизированных объектов
_______ в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью
_______ в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т. е. социализации
_______ в самом общем виде определяют как процесс, в ходе которого под влиянием среды индивид приобщается к участию в общественной жизни, обучается пониманию культуры, поведению в группах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей
_______ возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п.
_______ возрастов человеческой жизни и в том числе - детства формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением - «нежением» и «балованием» маленького ребенка.
_______ доказывал, что все социальные системы, в том числе и детство, как особая социальная система, обладают набором из четырех основных функций; сокращенно этот набор функций был назван AGIL
_______ к психическому изменению автоматически, само собой вытекает из потребности взрослого человека вернуться к пройденной фазе своего развития и из стремления ребенка к контакту со взрослыми
_______ личности овладение обособлением, как способностью выделиться из общего, осознать личностью свою собственную нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированию механизмов социального поведения, развития и бытия личности
_______ модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась
_______ направление в исследовании детства апеллирует к мотивационным процессам, пытаясь «расшифровать» их посредством психоаналитической интерпретации биографических данных, интимной переписки, дневников и других личных документов
_______ обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими
_______ ориентация подчеркивала внутреннее, духовное единство поколения, общность идей и деятельности
_______ ориентация стремилась выделить структурные аспекты поколенной общности, локализовать ее во времени и придать самому термину пространственно-хронологическую определенность
_______ отношения определенным образом влияют на общение и взаимодействие детей в группе: они являются регуляторами параигровых ситуаций
_______ отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, определяющих присущие данной культуре особенности, технологию совместной деятельности
_______ полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них
_______ порождает своих персональных представителей смеховых ситуаций - всевозможных шутов, скоморохов, клоунов, а для русской традиции это, прежде всего, фигура дурака
_______ совместной деятельностью является самодеятельная организация сферы досуга и общения в группах сверстников - это так называемые самодеятельные группы по интересам, получившие в последние годы широкое распространение среди подростков
_______ считает, что механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация
_______ является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка по сравнению с моногамной семьей, поскольку половозрастные объединения детей возникали уже в эпоху первобытности и обладали своим особым статусом
_______, то есть процесс развития человечества, проходил под влиянием труда; социальные отношения людей в рамках развивающегося труда объединяли их в идентификационных действиях и потребовали появления рефлексирующего обособления
«Воспитательство», адопция (усыновление или удочерение), приемное отцовство могут быть разными социокультурными явлениями в зависимости от того, каковы нормативные характеристики
Американские исследователи Г. Барри, И. Чайдд и М. Бэкон, сопоставив стиль социализации детей в 104 бесписьменных обществах, выделили в стиле социализации 6 аспектов:
Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:
Античные мыслители также жаловались на расхождение семейных и внесемейных влияний и на непослушание детей; один из персонажей комедии _______ «Облака» с грустью вспоминает, какие скромные и почтительные мальчики были раньше, а в его время - нет
Биологически современные дети значительно раньше готовы к самостоятельной жизни, но человек живет не только биологической жизнью, и окончание детства связывается не столько с биологической, сколько с _______ самостоятельностью
Благодаря использованию _______ традиции, социология детства получила возможность системного анализа социальных проблем подрастающего поколения во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе
В XVIII в. функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - _______, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан
В детских традиционных верованиях, свойственных религиозному фольклорному сознанию, в среде младших школьников бытуют различные _______ рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах - вредителях (Красное пятно, Черная рука и др.).
В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решениям проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать _______ адекватного действия
В изучении детства в России около десяти лет назад наступило время обращения к проблемам половой дифференциации после длительного периода, прошедшего под знаком
В истории человечества совместная деятельность детей первоначально возникла как их общая деятельность со взрослыми на основе форм жизнедеятельности:
В конкретных ситуациях совместной деятельности ребенка с другими главная функция эмоционально-оценочных отношений - осуществление _______ поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно.
В любом обществе устанавливаются возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанных с возрастным статусом:
В мечтах подростков 90-х гг. по сравнению с 50-60-ми гг. значительно уменьшилась доля романтического и существенно увеличился _______ аспект; возросло число подростков, беспечно живущих сегодняшним днем, не думающих о будущем, четко проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты.
В младшем школьном возрасте в целом сохраняется тенденция в традиционной половой социализации, согласно которой девочка должна быть предельно «фемининной», значит -
В младшем школьном возрасте в целом сохраняется тенденция в традиционной половой социализации, согласно которой мальчик должен быть предельно «маскулинным», значит
В настоящее время большая часть различных видов совместной деятельности в группах детей и подростков является _______, т. е. подчиненной социальным требованиям и контролю со стороны взрослых
В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности:
В новое время усиливается забота о сохранении «невинности» ребенка, причем не столько физической, сколько _______ - в смысле «блаженного неведения»; в дворянских семьях детей начинают отделять от взрослых, доверяя их заботам специальных воспитателей
В обществах первичной формации социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины путем последовательного включения детей, по мере их роста, в различные формы
В обществе становится необходимым длительный период подготовки детей к будущему овладению сложными формами и средствами общественного производства, поэтому и выделяется особый
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют:
В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации; такой подход к ее пониманию предложен _______; социализация в узком смысле - это процесс вхождения в социальную среду, в широком - исторический процесс, филогенез
В отличие от прозвищ в детской среде, клички в криминальной субкультуре несовершеннолетних полностью заменяют им имя и фамилию, жестко и однозначно закрепляют _______ личности в групповой иерархии
В отрицательной микросреде осуществляется _______ контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала), при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных правил поведения.
В преддверии пубертатного периода происходит смена детерминации в развитии _______ отношений, половые различия перекрываются индивидуальными, так как ребенок вступает в эпоху индивидуализации собственного «Я»
В привычной нам культуре материнство - одна из главных _______ женского стереотипа, и социальные характеристики материнской роли описаны гораздо более определенно, чем отцовской, в силу чего материнству приписывается большее значение в деле первичной социализации, чем отцовству
В процессе коммуникации дети придумывают _______, недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых
В рамках концепции, рассматривающей развитие личности, как результат ее _______ деятельности, духовный мир индивида предстает, как взаимодействие внешних и внутренних факторов
В реальном процессе социализации органически переплетаются:
В реконструкции истории человечества, сделанной Б. Ф. Поршневым, важно выделить следующие моменты - в период кризисного, переломного этапа в эволюции человечества оказались задействованными два механизма выхода из кризиса:
В современных условиях необходимо формировать такие группы сверстников, которые на основе личностно значимой совместной деятельности способны создать атмосферу:
В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми:
В соответствии со структурно-функциональным подходом общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов. Они взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживание всей
В центре новой концепции образования, утвердившейся в XIX в., стало - представление о целях и задачах образования, основанного на идее
Важная черта детской субкультуры - _______ личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками - как проявление автономизации детской группы, особенно характерной для подростковой и юношеской среды
Важнейшим элементом детской субкультуры являются:
Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли Ф. Ариеса _______; в Средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения
Взаимодействия ребенка со сверстниками в контексте игры, общения и посильных форм общественного труда, как показывает _______, раскрывают многомерный характер его отношений в детской группе; отношения имеют уровневую организацию функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых связей
Влияние других детей не только не уступает, но часто даже перевешивает влияние родителей и воспитателей; как показал американский этнограф М. Коннер, речь идет о разновозрастных отношениях, представленных тремя основными типами:
Возникающие даже при поверхностном анализе феномена детства трудности и противоречия связаны, в первую очередь, с тем, что детство - категория
Возраст, в котором дети включаются в производительный труд, зависит, в первую очередь, от степени его сложности; в процессе развития общества орудия усложняются настолько, что, если их уменьшить, они, сохраняя внешнее сходство с орудиями труда взрослых,
Главные институты социализации не складываются в единую иерархическую систему, что существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности; сюда относятся:
Главным критерием социализированности личности выступает степень ее
Детская _______ предоставляет ребенку веер потенций для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры пространства
Детская группа представляет собой _______ реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом
Детская субкультура выполняет _______ функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией
Детская субкультура задает целый веер различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению _______ задач в нестандартных ситуациях
Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к
Для современных условий функционирования детских сообществ характерно:
Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи:
Если асоциализация осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности институтов социализации допускались сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое деяние, то она может по приговору суда оказаться
Если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория _______ об интериоризации внешнего опыта
Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как:
Естественная, исторически складывающаяся форма общения детей и подростков - разновозрастные группы, в которых дети в игровой форме:
Есть несколько различных подходов к структуре «Я»; наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента:
Еще _______ связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам»
Жанр _______ является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений
Игра, как школа произвольного поведения и своеобразное моделирование социальных oтношений, является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением. Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый _______ характер, предполагающие строгие правила,
Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах:
Известный историк _______ утверждал, что не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию выступало как общественная доблесть, требовавшаяся от индивида в средние века
Изучение детских сообществ в _______ и их влияния на процесс социализации и формирование личности ребенка показало, что группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя
Именно в детской среде иногда достаточно жестко, с помощью традиционных культурных средств - детского правового быта, детского фольклора и игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение собственным поведением, а значит, формирование его как
Индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением:
Индивидуальный уровень _______ есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого
Исследования в области изобразительного искусства привели _______ к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать
Исследования детских групп в онтогенезе нередко оказывались связанными с так называемыми неформальными группами молодежи, представляющими собой _______ - как оппозицию культурным ценностям и обществу взрослых
История детства представляет собой последовательный ряд все более _______ сближений между взрослым и ребенком
К XV-XVI вв. появляются две новые идеи:
К числу элементов, определяющих содержание роли отца в социализации, по мнению социологов М. Уэст и М. Коннера, относятся:
Каждое поколение выступает как:
Каждой концептуальной идее соответствует определенный стиль социализации:
Как отмечает _______, в некоторых сферах жизни дети Средних веков и эпохи Возрождения пользовались значительно большей автономией, нежели в последующие периоды, прежде всего, это касается режима питания
Как пишет Ф. Ариес, каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни:
Как подчеркивал _______, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности
Какой тип личности наиболее успешно социализирован в кризисных социальных условиях, здесь возможны два варианта:
Критериями социализированности личности являются:
Крупный отечественный ученый Л.Н. Гумилев выделил три уровня идентичности человека:
Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов; по мнению Г. Тарда, механизм социализации включает в себя:
Мысль о слабости и неадекватности современных отцов - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным; исследователи констатируют:
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести, вслед за _______, к следующему: это нормы, ценности и знаки
На протяжении всего _______ регламентированные формы совместной деятельности достаточно часто выходят из-под жесткого контроля, и дети находят возможности проявлять себя и в нерегламентированных видах совместной деятельности. Такой частично регламентированной совместной деятельностью является игровая деятельность.
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности; при этом происходят три чрезвычайно важных процесса:
На протяжении длительного периода истории деятельность мужчин носила _______ характер, как совместная деятельность в группах своего пола: охота, война, мужские «союзы» и др. Возможность реализации собственных целей через группы своего пола увеличивала потребность мужчин в объединении с другими, повышала необходимость в соучастниках, а значит, готовность в содействии с ними.
На раннем этапе асоциализации главным является механизм _______, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая, перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру
Наделение прозвищами, создание своего языка, сленга, внутри сообщества представляет собой _______ характеристику любой субкультуры, в том числе и детской, служит обособлению и автономизации социальной группы
Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии:
Наряду с понятием «социализация» есть другие, довольно близкие с ним по значению, например:
Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к _______, как социальной холодности.
Образ грозного отца почти не соответствует современным культурным условиям разных стран, исследователи отмечают, что изменения касаются скорее культурных образов и установок, нежели _______ черт мужчин
Образ ребенка всегда имеет, по меньшей мере, два измерения: чем он является от природы и чем он должен стать в результате обучения и воспитания; социолог и этнограф Л. Стоун выделил 4 таких образа:
Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие _______ меры
Объективные трудности изучения половой дифференциации были обусловлены тем, что при попытках интерпретации полученных различий исследователи неизменно оказываются в плену схемы двойной детерминации развития ребенка:
Объективные условия социальной ситуации развития ребенка и детской группы являются не фоном, а _______, который задает детскому коллективу «поле значений»
Один из индикаторов социальной развитости личности - это идеалы; _______ подростка представляет собой исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития
Одна из важнейших черт детской субкультуры - наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося:
Оперируя в основном клиническими данными, Э. Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно; Джеймс Марша восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности:
Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база объективно способствуют более высокой выживаемости детей, и инфантицид перестает быть _______ необходимостью
Ослабление строгой школярской дисциплины к XVIII в. соответствовало новой ориентировке в понятии детства, которая теперь не связывалась с представлением о слабости ребенка и более не признавала необходимости его
Переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры; в этом ее духовная миссия; по выражению известного английского ученого _______, «дети - вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего»
Переход к земледелию и скотоводству, усложнение способов рыболовства и охоты, переход от пассивных ко все более активным методам сопровождался вытеснением примитивных форм труда. Из-за усложнения орудий труда появляется необходимость выделения отдельного процесса овладения ими, и дети начинают работать _______ орудиями труда.
По мере урбанизации и индустриализации, значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает; отдельные аспекты и функции социализации обособляются, что отражается в дифференциации таких понятий, как:
По мнению М. Эпштейна и Е. Юкиной, художественные образы детства нужно рассматривать под разными углами зрения:
По мнению Э. Бадинтер, до конца XVIII в. материнская любовь была делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социально
По Т. Парсонсу, социальные системы обладают определенными уровнями; каждый более высокий уровень использует _______ более низкого уровня, и тем самым обеспечивает энергетические условия существования этого уровня
По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам регуляции человек - наиболее совершенное существо
Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в _______ смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают, в основном, зрелости и другие биологические системы организма
Позиция _______: коллективом не может называться любая совместно действующая группа; детский коллектив есть там, где есть полезное трудовое начало, коллективистическая установка, единство цели, знание каждым своей роли и места
Положение о совместной деятельности, как системообразующем факторе развития личности ребенка в группе, обществе, культуре прямо пересекается с понятием «социальная ситуация развития», введенным
Поскольку психическая структура всегда должна передаваться из поколения в поколение сквозь воронку детства, воспитательные обычаи общества являются не просто одной из его культурных черт, а главным условием _______ и развития всех элементов культуры
Представление об идентификации, как механизме усвоения культурного опыта предложено _______; в психологии и социологии идентификация - это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом
Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период отличается стабильностью _______ сущности основных характеристик
Преемственность поколений не обязательно идет по восходящей линии; иногда она напоминает движение маятника; анализируя историю буржуазной революционности в XIX в., ______ писал, что «дети» выглядят порой старше своих «отцов» и «дедов»
Пренебрежение вопросами бытия детской _______ оборачивается вырастанием в обществе социального барьера между миром детей и миром взрослых и стихийным проявлением таких детских объединений и групп, которые несут в себе контркультуру
При ресоциализации задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации:
Примером психологического подхода является точка зрения А.Н. Серова, который делит социализацию на стадии:
Примером социологического подхода является точка зрения Г.М. Андреевой, которая делит социализацию на три стадии:
Проблема _______ - одна из наиболее трудных для изучения, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент
Проблема индивидуальности тесно увязана как с самим пониманием социализации, так и _______ взаимодействия социальной среды и личности в этом процессе
Проблему взаимоотношения поколений необходимо рассматривать в широком _______ контексте
Проливают свет на функционирование детских сообществ в истории культуры следующие свидетельства нашего века:
Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, а это означает, что детская субкультура выполняет _______ функцию
Процесс _______ личности, хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно
Процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса протекает по-иному; социальный кризис характеризуется расшатыванием прежней системы ценностей общества, считает
Процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса протекает по-иному; социальный кризис характеризуется, нарушением «идеологической ценности» общества, считает
Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:
Р. Бенедикт изучала подростков индейских племен Канаки Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования подростков на острове Самоа. Обнаруженные формы воспитания разительно отличались от европейских и американских. Данные позволили сделать вывод, что о _______ периоде, как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизни, имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран.
Р. Бенедикт отмечает, что в индустриальном обществе подростковый период становится периодом _______ и потрясений, поскольку социальные институты и нормы воспитания не облегчают индивиду его переход к взрослому состоянию, а затрудняют его
Р. Мертон выделил три ключевых постулата функционального анализа. Соотнесите постулаты и их содержание
Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких, как способность к сопереживанию и активному _______ отношению к людям, к человечеству, к самому себе
Разное отношение отца и матери к ребенку, воплощающееся в социализации, изначально обусловлено широким _______ и биосоциальным контекстом, связанным с полоролевой дифференциацией и прокреативным поведением
Разрушение сословия, интегрирование в свойственную индивиду социальную группу началось лишь с развитием капитализма, тогда же стал акцентироваться и индивидуально-личностный слой его идентичности; этот процесс подробно проанализировал
Распределение методов ухода за младенцами на земном шаре не случайно. Анализ частоты телесных контактов ребенка с матерью, с кем ребенок спит, кормят ли его по расписанию или нет и т.п., показывает наличие устойчивых региональных и этноспецифических особенностей ухода за детьми: африканский _______ существенно отличается от европейского, азиатского и т.д.
Расхождения между родителями и детьми и между старшими и младшими вообще, как правило, значительны в сфере:
С XVIII в. универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал _______; первоначально классная система сложилась для разделения учеников по способностям, а вовсе не по возрасту
Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик, это понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее _______ элементов.
Свидетельствами изменения отношения к ребенку становятся:
Сегодня взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований; следствием этого является:
Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешенности и беспомощности, это не могло не сказаться на характеристике детства в целом; произошла интенсивная примитивизация сознания детей, отмечается рост:
Сегодня у детей за внешними проявлениями жестокости кроются внутренние глубинные переживания:
Систематизированные Р. Бенедикт интересные факты стали достоянием возрастной психологии и объективно оказали большое влияние на разработку проблематики психологии подростка:
Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в _______ регуляции жизни детского сообщества
Современные социологи и педагоги сетуют, что разные воспитательные воздействия подрывают и нейтрализуют друг друга; но уже _______ писал об этом в 1748г.; в древности воспитание было гармоничнее и эффективнее, потому что последующая жизнь не отрицала его
Согласно К. Мангейму, смена поколений - универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого:
Согласно Л.Н. Гумилеву, в период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать ценности, акцентирующие значение личного успеха, риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни, что, в конечном счете, стимулирует прогресс этноса. При этом наиболее успешно социализированными оказываются личности с ярко выраженной
Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру:
Согласно Т. Парсонсу, детство как одна из социальных систем обладает набором из четырех функций:
Согласно Т. Парсонсу, условия существования любой социальной системы, вне зависимости от ее масштабов и важности, следующие:
Согласно теории _______, разработанной Л.Н. Гумилевым, существует своеобразный «жизненный цикл» любого этноса, охватывающий временной отрезок в 1200 -1500 лет
Согласно Э. Эриксону, у юноши в кризисный период может сформироваться неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
Содержание детской субкультуры составляют:
Сопоставив данные по разным биологическим видам, _______ нашел, что эти формы человеческого поведения имеют определенные филогенетические (уходящие корнями в процесс исторического развития организмов, эволюции органического мира) предпосылки
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя:
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности:
Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют _______, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека; выделяются три сферы, в которых прежде всего осуществляется это становление личности:
Социальная организация усилий по формированию личности предполагает понимание того, что:
Социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского _______. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские.
Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений, а с другой - субъективным отражением этих отношений в его
Социальный статус подростка _______ отличается от детского; психологически этот возраст крайне противоречив, для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие институты социализации человека:
Социологические теории, рассматривавшие социализацию, главным образом, как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, были, по существу, теориями
Социология детства тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений; в известном смысле эта проблема является
Социология стремится начертить основные линии, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных _______, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей
Средства и методы социализации охватывают широкий круг отношений и деятельности, начиная с физического ухода за новорожденным и кончая способами включения подростков в общественную жизнь; кросс-культурные вариации в этой области
Становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют факторы:
Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности и, вместе с тем - типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию _______ и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации.
Стихийная половая _______ - основа создания однополых детских сообществ, являющаяся транскультурным явлением практически во всех культурах
Существование высшего, святого, горнего всегда предполагает и наличие - пусть в скрытой форме - низшего, бесовского, дольнего, так что наряду с религиозными представлениями детей можно говорить и о _______ мире детской культуры
Сущность _______ подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности - как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте
Так как ребенок, развиваясь, становится социальным субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, то в значительной мере совпадает объем понятий:
Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные _______ детского фольклора
Термин _______ означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества
Термины «социализация» и «воспитание» молчаливо подразумевают _______ взаимоотношений: воспитатель мыслится субъектом или по крайней мере, агентом, а воспитуемый - объектом и реципиентом соответствующих воздействий
Типичность социализации зависит от:
Традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективны в передаче унаследованных от прошлого _______ потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой
У новорожденного есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий, но генетически не кодируются и не передаются:
У японцев, малайцев, кубинцев и ряда других народов маленьким детям, особенно мальчикам, предоставляют _______ свободы, не наказывая и не ограничивая их; строгая дисциплина появляется по мере взросления ребенка
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Укажите соответствие понятий и определений
Урбанизация и всеобщее школьное образование подрывают детскую автономию, вытеснив ее на периферию «официальной» жизни ребенка; тем не менее, детские сообщества повсеместно продолжают существовать как формы
Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику _______ способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте - приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.
Формирующийся на основе _______ массового сознания психологический пол личности на разных этапах онтогенеза испытывает влияние историко-культурных напластований в таких формах, как обычаи, стереотипы поведения, фольклор
Формы и характер процесса смены поколений бывают разными; К. Маннгейм получает три самостоятельных понятия. Соотнесите понятия и их содержание
Французский философ Э. Бадинтер пришла к заключению, что материнский инстинкт - миф; она констатировала чрезвычайную изменчивость материнских чувств и сделала вывод, что материнская любовь -
Ценно то, что современный подросток видит перспективу своей полезности для других, понимает роль общества в обогащении _______; это служит основой для его личностного роста
Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении; таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства, считал
Чрезвычайно важный институт социализации - средства массовой коммуникации, но они не являются всемогущими:
Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств:
Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как любые другие факторы жизни. Нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. _______ детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества